» » Разнообразие растений на земле. Конспект образовательной деятельности на тему «Разнообразие растений» для детей старшего дошкольного возраста

Разнообразие растений на земле. Конспект образовательной деятельности на тему «Разнообразие растений» для детей старшего дошкольного возраста

Выглядывая в окно или прогуливаясь по улице, можно бесконечно восхищаться красотой окружающей природы. И всю эту прелесть составляют в основном именно растения. Такие разнообразные, яркие, живые и сочные, они просто манят прикоснуться к ним, насладиться их ароматом и налюбоваться вдоволь великолепием.

Многообразие растительных организмов

Ах, какое существует разнообразие растений! Всего на сегодняшний день насчитывается свыше 350 тысяч видов этих уникальных созданий природы. Все они неодинаковы как по внешнему строению, так и по образу жизни и внутренним особенностям.

В растения занимают целое царство. Самой простой классификацией для данных организмов будет такая:

  • низшие (тело не разделено на органы, это водоросли и лишайники);
  • высшие (тело разделено на органы, это те, что имеют корень, стебель и листья).

В свою очередь, видовое разнообразие растений высшей категории проявляется в разделении на следующие группы:

  1. Споровые (мхи,
  2. Голосеменные (хвойные, гинкговые, саговниковые).
  3. Покрытосеменные, или цветковые.

Каждая систематическая группа имеет свои классы, роды и виды, именно поэтому разнообразие растений на нашей планете настолько велико.

Жизненные формы

Одним из самых главных признаков, по которому представители флоры отличаются друг от друга, является внешний облик. Именно этот признак положен в основу классификации по жизненным формам. Разнообразие растений можно увидеть, если классифицировать их по группам:

  1. Деревья (хвойные: сосна, ель, пихта и прочие; лиственные: береза, дуб, тополь, яблоня и другие).
  2. Кустарники (сирень, орешник, жимолость и т. д.).
  3. Кустарнички (смородина, шиповник, малина).
  4. Полукустарники (полынь, астрагал, терескен, солянка).
  5. Полукустарнички (лаванда, шалфей).
  6. Травы (ковыль, осока, незабудки, купена, ландыши и так далее).

Данная классификация охватывает лишь высшие покрытосеменные растения, которых на планете большинство.

Водоросли

Разнообразие растений и животных в морях и океанах всегда вызывало восхищение у всех исследователей и просто любителей подводного мира. Красивые и необычные, яркие, опасные и беззащитные, они составляют целый мир, не до конца изведанный, а потому манящий и таинственный.

Какие же представители флоры встречаются здесь? Это водоросли и водные растения, держащиеся у поверхности воды либо погруженные в нее корнями и частью стеблей.

Водоросли подразделяются на несколько отделов:

  1. Сине-зеленые (например, цианобактерии).
  2. Зеленые одноклеточные (хламидомонада, вольвокс).
  3. Зеленые многоклеточные (улотрикс, спирогира, ульва).
  4. (фукус, ламинария, саргассум).
  5. Красные (порфира, радимерия).

Главные отличительные особенности этих растений состоят в том, что их тело (у многоклеточных представителей) не разделено на органы. Оно представлено талломом и ризоидами, выполняющими функцию прикрепления к субстрату.

Цветущие водные виды

Разнообразие видов растений, относящихся к водной среде, не ограничивается только водорослями. Очень много прекрасных цветущих представителей радуют своим великолепием, плавая на поверхности воды или погружаясь в нее только частью.

К таким можно отнести:

  • разные виды кувшинок;
  • белокрыльник;
  • водокрас обыкновенный;
  • камыш озерный;
  • хвостник;
  • вербейник монетчатый;
  • хосту;
  • болотницу игольчатую;
  • манник;
  • уруть водную;
  • ирис сибирский;
  • лютик водяной;
  • аир болотный и многие другие.

Разнообразие растений соленых и пресных водоемов настолько велико, что можно создавать целые ландшафты, как искусственные, так и природные. Люди используют представителей флоры для украшения аквариумов, дизайнерского оформления прудов и прочих искусственных источников.

Споровые

К данной группе относится порядка 43 тыс. видов из различных отделов Основные из них следующие:

  • Мохообразные (печеночные мхи, антоцеротовые, моховидные);
  • Плауновидные (плауны);
  • Хвощевидные (хвощи).

Основная особенность - это способ размножения, который сводится к образованию специализированных клеток - спор. Также интересным является то, что эти растения живут, осуществляя чередование поколений в цикле развития: половое поколение гаметофит сменяется бесполым спорофитом, и наоборот. Такие представители не способны цвести и формировать семена и плоды, потому и относятся к категории споровых. Жизнь их очень зависит от воды, так как размножение происходит только во влажной среде.

Представители имеют важное хозяйственное значение и находят широкое применение не только в природе, но и в жизни человека. Декоративное, лекарственное применение составляет их значимость для людей.

Хвойные

К хвойным относятся растения, которые имеют следующие особенности:

  • в специальную игольчатую форму и имеют название "хвоинки";
  • жизненная форма этих растений - деревья и кустарники;
  • внутренний состав изобилует эфирными маслами, смолами и терпенами;
  • семена формируются, но цветков не бывает никогда;
  • семя заключено в чешуи шишки и оголено, отсюда другое название - Голосеменные.

Видов хвойных деревьев очень много, около 630. Они вносят большой вклад в общее разнообразие мира растений, являются долгожителями и ценными древесными породами. По некоторым данным, существуют сосны, которым более 5000 лет! Внешний облик хвойных очень оживляет любую местность, восхищает и завораживает своим величием. Самыми распространенными видами можно назвать:

  • сосны;
  • кедры;
  • лиственницы;
  • кипарисы;
  • можжевельник;

Одна из основных привлекательных особенностей данных растений состоит в том, что они вечнозеленые и не сбрасывают листьев на период зимних холодов (исключение - лиственница).

Цветковые, или покрытосеменные

Это самая многочисленная из всех известных на сегодня групп растений, которая исчисляется более 280 тысячами видов. Главная особенность - это формирование в котором есть специальные структуры, приспособленные для размножения.

В цветке формируются завязь и семя, которое затем защищается тканью плода. Именно поэтому данные растения и названы покрытосеменными. Сами цветки настолько разнообразны по внешнему виду, форме, окраске венчика, размерам, что остается только восхищаться и удивляться.

Большое значение среди цветковых уделяется лекарственным растениям. Они помогают людям и животным в борьбе с различными заболеваниями, оказывают воздействие практически на все системы организма.

Классификация цветковых обширна, поэтому рассмотрим лишь самые распространенные семейства из двух главных классов - однодольных и двудольных.

  1. Однодольные: злаки (рожь, пшеница, овес, сорго, просо, кукуруза), лилейные (тюльпаны, лилии, рябчики), луковичные (лук, чеснок, многолетние луговые травы).
  2. Двудольные: розоцветные (шиповник, груша, слива, яблоки, малина, земляника, роза), мотыльковые, или бобовые (арахис, люпин, акация, соя, горох, клевер, фасоль, бобы), крестоцветные (капуста, рапс, горчица, хрен, редька), пасленовые (помидоры или томаты, перец, паслен, баклажан, петуния и прочие), сложноцветные (одуванчики, ромашки, васильки, подсолнечники, мать-и-мачеха и другие).

Разнообразие цветковых растений настолько велико, что охватить их все одной статьей, конечно, невозможно. Ведь каждое семейство исчисляется сотнями и тысячами видов, имеет свои индивидуальные особенности в строении и внешнем облике.

Ядовитые растения

К сожалению, несмотря на непревзойденную красоту, многие растения обладают сильными отравляющими свойствами, то есть являются ядовитыми, в различной концентрации содержат вещества, способные парализовать или убить человека, животных, любых других живых существ.

С такими представителями стоит знакомить детей с детства, чтобы они понимали, насколько может быть опасен окружающий мир. Разнообразие растений, относящихся к ядовитым, достаточно велико, их тысячи видов. Назовем только несколько распространенных представителей:

  • подснежник снеговой;
  • гиацинт восточный;
  • безвременник осенний;
  • нарциссы;
  • амариллисы;
  • ландыш майский;
  • мак снотворный;
  • дицентра великолепная;
  • лютик обыкновенный;
  • касатики;
  • диффенбахии;
  • рододендроны;
  • олеандры и многие другие.

Очевидно, что к этой же группе можно отнести лекарственные растения. В увеличенной дозе любое лекарство может стать ядом.

Насекомоядные цветы

Интересными по способу питания являются некоторые растения тропиков и экваториальной части планеты. Они являются насекомоядными и издают не приятный и волнующий аромат, а зловонный запах. Основные виды:

  • венерина мухоловка;
  • росянка;
  • непентес;
  • саррацения;
  • пузырчатка;
  • жирянка.

Внешне они очень интересны по форме и яркие по окраске. Обладают разными механизмами и приспособлениями для захвата и переваривания насекомых и мелких грызунов.

Класс: 3

  • познакомить учащихся с группами растений и их признаками, обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле;
  • учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
  • воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, рисунки с ядовитыми и лекарственными растениями, карточки с названием растений.

Ход урока

I. Организационный момент,

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

На какие группы можно распределить растения? (Деревья, кустарники, травы).
- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются).

Вопросы и задания:

Разделите данные растения на две группы:

Вороний глаз, зверобой, вех ядовитый, крапива, белена, ландыш, подорожник, пижма, чистотел.(лекарственные и ядовитые)

Почему лекарственные растения получили такое название?

Викторина “Лесная аптека”

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)
- Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев –хорошее средство от кашля.)
- Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице.)

Повторите правила обращения с ядовитыми растениями.

  • Нельзя есть и даже пробовать ягоды, плоды, корневища растения, если ты не знаешь, съедобно ли оно!
  • Не оставляй без присмотра маленького брата или сестру в лесу, в поле, на лугу!
  • Не бери в рот травинку, стебелёк, колосок растения. Ты случайно можешь сорвать его ядовитую часть!
  • После сбора растений в лесу, на лугу обязательно вымой руки! Собирая растения, старайся не трогать лицо, не тереть глаза.

Какие части растения вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)

III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.

1. Работа по схеме “Разнообразие растений на Земле”. Стр 54

Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрим внимательно рисунок – схему. Посмотрите, сколько разных групп растений. Попробуйте сформулировать тему урока

Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений. Расскажите, какие растения живут на нашей планете?

А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений? (По особенностям строения разных групп)
- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

2. Характеристика каждой группы растений.

1) Водоросли. стр. 54

1 экскурсовод:

С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

1 экскурсовод: У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

Этот удивительный мир

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

2 экскурсовод:

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох ”, “бурый мох ”, “красный мох ” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома

3) Папоротники.

3 экскурсовод:

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает - папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники - влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни.

4) Хвойные растения стр. 57

4 экскурсовод:

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

Почему эта группа получила такое название?
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

Этот удивительный мир.

Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, "Генералу Шерману", около 4000 лет, весит оно около 2995796 кг.

5) Цветковые растения. стр.58

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.

Почему они так называются?
- Чем они отличаются от других растений?
- Приведите примеры цветковых растений.
- Почему цветы красивы и душисты?
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.

Это интересно!

Самое важное место в рационе древних камчадалов занимало это растение, темно-фиолетовые цветки. Его луковицы, толченые с голубикой и другими ягодами, заменяли ительменам хлеб.

Ответ: общее название – сараны; к ним относят рябчика камчатского и лилию слабую (оранжевые цветы).

IV. Работа в группах.

Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

Каждая команда защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают.

По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?

стебли листья цветы корни плоды и семена
цветковые
водоросли
мхи
папоротники
хвойные

Проверка:

стебли листья цветы корни плоды и семена
цветковые + + + + +
водоросли
мхи + +
папоротники + + +
хвойные + + + +

V. Закрепление знаний.

На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные- растения, цветковые растения.)
- Где растут водоросли? (Жители воды)
- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)
- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перъя.)
- Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…)
- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения)
- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

VI. Картинная галерея Репродукция картины П.П.Кончаловского “Сирень в корзине” уч.стр. 59

Петр Петрович Кончаловский очень любил сирень, ей он посвятил немало полотен: “Сирень в корзине”, “Сирень” и другие.

Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Как будто, пахнуло весной? Букет свежий, пышный, красивый, ароматный, большой...
- Каких оттенков эта сирень? (сирень белая, розовая, светло-лиловая, темно-красная, фиолетовая. . .)
- Можно разглядеть отдельные цветочки? (нет)
- Почему? (их очень много, плотно прижаты друг к другу, цветы-звездочки, цветы-гвоздики, крестики, звездочки).
-Что напоминают по форме кисти сирени? (тяжелые грозди винограда, крупные кисти сирени).

Кончаловский о букете: “В этом букете все цветет, живет и радуется”. Мы чувствуем его восхищение природой, любовь к сирени. Сирень и у нас вызывает хорошее настроение, напоминает о весне, о красоте природы.

VII. Итог урока.

Что было самым интересным?
- Что нового для себя вы узнали?

VIII. Домашнее задание:

  • прочитать текст учебника с.54-58;
  • по выбору, подготовить сообщения о заинтересовавших растениях, пользуясь энциклопедией, или выполнить задание№ 43 в рабочей тетради N°1

Литература:

  1. Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир. учебник для 3 класса. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. О.А. Исакова, Окружающий мир, поурочные планы для 3 класса. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”3 класс.-М.:ВАКО,2008

Хвойные растения (голосеменные) Хотя общее количество видов хвойных растений относительно не велико, они играют очень большую экологическую роль. Хвойные преобладающие растения на огромных территориях суши. Многие хвойные растения выделяют смолу, предназначенную для защиты дерева от насекомых и грибков. Смола ископаемых деревьев янтарь. янтарь


Использование янтаря в древнем мире С незапамятных времён люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (2379 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от мужских болезней и душевных расстройств.






Кипарисовик горохоплодный – Chamaecyparis picifera. Из кипарисовиков сорта только этого вида можно безбоязненно приобретать для подмосковного сада, да и то стоит подобрать ему защищенное тихое местечко в саду. Это медленно растущие кустарники с изящной зеленой, голубой или желтой хвоей.






Микробиота – Microbiota decussata, чудесное, к сожалению, мало известное почвопокровное хвойное растение для тени и полутени высотой 0,5 м, расползается, к 10 годам займет 1,5-2 м. Хвоя летом очень красивая, темно-зеленая, весной и осенью – рыже-коричневая. Не требовательна ни к влаге, ни к почве, не ломается снегом. Плохо пересаживается.




Папортники В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое растение с темно-зелеными продолговатыми листьями и толстым корневищем, покрытым многочисленными сухими чешуйками. Это папоротник -- очень распространенное многолетнее растение.


Папортники Многие, наверное, знают о старинном празднике Ивана Купалы, или Ивановом дне. Существовало поверье, что в ночь накануне Иванова дня (24 июня) единственный раз в году цветет папоротник, сияя огненным пламенем и освещая все вокруг. Считалось, что цветок папоротника обладает чудесным свойством открывать клады. Многие пытались разыскать цветущий папоротник, но никому это не удавалось ведь папоротник вообще не цветет!


Водоросли У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. В морфологическом отношении для водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие многоклеточных органов – корня, листьев, стебля, типичных для высших растений. Для большинства водорослей вода – постоянная среда обитания, однако многие их виды могут жить и вне воды. МОРСКИЕ МАКРОФИТЫ – самые крупные в мире водоросли. Эти многоклеточные организмы больше всех прочих водорослей напоминают зеленые растения.
















Местообитания мхов Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Мох в водосточной трубе зимой.


Зеленые мхи. Они встречаются повсеместно: произрастают на почве, стволах деревьев, скалах и крышах домов, но наиболее широко распространены в сырых лесах, образуя сплошной зеленый ковер. Один из наиболее известных и самых распространенных мхов кукушкин лен, образующий густые дерновинки из прямостоячих неветвистых стеблей, густо покрытых узкими линейно-ланцетными листьями.


Сфагнум Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля верхушкой и отмирание нижней части. Однако полного сгнивания отмерших частей не происходит, так как в переувлажненной почве мало кислорода. Образуется торф. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: «белый мох», «бурый мох», «красный мох» и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды.


Работа учителя начальных классов Назаровой А.Н

На Земле произрастает множество разных видов растений. Часто они непохожи друг на друга как по внешнему виду, так и по строению. Например, среди растений есть одноклеточные формы, есть многоклеточные с недифференцированным телом, однако большинство растений имеют органы и ткани. Но даже если растения имеют схожее внутреннее строение, они могут сильно отличаться между собой по внешнему виду. Это связано с приспособлением к конкретным местам обитания и способам жизни.

При всем многообразии растений одноклеточные формы характерны только для ряда водорослей. Другие водоросли многоклеточны. Все водоросли (и одноклеточные, и многоклеточные) относятся к низшим растениям . Это связано с тем, что у водорослей нет настоящих органов и тканей. Хотя у представителей бурых водорослей можно отметить дифференцировку тела на ткани.

Все остальные группы растений считаются высшими. Это мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные. В каждой группе наблюдается свое многообразие растительного мира. Следует отметить, что в процессе эволюции (исторического развития жизни на Земле) в определенные периоды доминировали те или иные группы. Так в каменно-угольном периоде (300 млн лет назад) на суше произрастали леса, состоящие из древовидных папоротников. Был влажный и теплый климат. Когда климат стал становиться суше и холоднее появились голосеменные, а в последствие и более приспособленные к сухопутному обитанию покрытосеменные растения. На сегодняшний день папоротники представлены в основном травянистыми формами, обитающие в пологе лесов.

Мхи, папоротники, хвощи и плауны называются высшими споровыми растениями . Они размножаются спорами. В их жизненном цикле представлены две стадии - гаметофит и спорофит. Клетки гаметофита содержат одинарный набор хромосом, а спорофита - двойной. В жизненном цикле мхов доминирует гаметофит, а у папоротников - спорофит.

Голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения размножаются с помощью семян. Их относят к группе семенных растений . Семя, в отличие от споры, содержит большой запас питательных веществ. У покрытосеменных семена развиваются в завязи цветка, после созревания их окружает плод. У голосеменных семена обычно развиваются в шишках и лежат голо на их чешуях.

Голосеменные в основном представлены деревьями. Среди покрытосеменных много как деревьев, так и трав, а также других жизненных форм. В процессе эволюции травянистые формы цветковых растений появились позже и по ряду признаков имеют более сложное строение по-сравнению с деревьями.

Сегодня на Земле многообразие растений в основном формируют покрытосеменные (цветковые) растения. Их около 300000 видов. Голосеменных всего около 1000 видов. Папоротникообразных более 10000 видов, моховидных более 25000, лишайников около 20000, водорослей около 35000 видов.

Несмотря на все многообразие растений, у них есть два общих признака. Наличие обоих признаков у организма позволяет классифицировать его как растение. Это:

    Получение органических веществ из неорганических с помощью процесса фотосинтеза, который протекает на свету. Другими словами, все растения являются автотрофами.

    Клетки растений содержат ядра, то есть растения - это организмы-эукариоты. Например, цианобактерии способны к фотосинтезу, но не имею ядер, поэтому их относят не к растениям, а к бактериям.

Урок разнообразие растений

Цели деятельности учителя :

Образовательные: создать условия для ознакомления с разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме.

Развивающие: способствовать развитию умений выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование : кроссворд «Растения»; схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений»; тест; иллюстрации лекарственных растений, гербарии.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

II. Проверка домашнего задания.

Какое значение имеет почва для нас? Почему почву надо беречь?

к живой или не живой природе можно отнести почву? ( в почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли, и живой – бактерии.)

III. Сообщение темы урока и постановка целей.

р азгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока.

Кроссворд «Растения»

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

4. Последняя улыбка осени.

Звезда на клумбе (Астра.)

5. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета 7. С моего цветка берет

Фиалкового цвета. Пчелка самый вкусный мед.

Это в летний жаркий день, (Липа.)

Расцвела в саду... (сирень.) 8. Платье потерялось,

Пуговки остались. (Рябина.)

Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях .

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

(С. Красиков.)

д ети читают наизусть стихотворение:

Не спеша живут д еревья,

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в з емлю,

Простирая ветки к с олнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят –

Им ведь нужно так немного:

Свет, Земля, Вода и в етер –

То, чего искать не надо,

То, что всем дается даром.

А еще д еревьям нужно,

Чтоб з емля была прекрасна,

И живут они, д еревья,

Украшая нашу з емлю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Несказанной красотою

Доброты своей извечной!..

(Б. Заходер. Почему деревья не ходят.)

IV. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

Беседа.

Что такое растение?

Растения – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.

Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.

Заполните схему:

Какое значение имеют растения в жизни человека?

Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?

Где произрастают дикорастущие растения? (В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)

Какие растения называют культурными?

Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)

Приведите примеры дикорастущих и культурных растений.

Практическая работа (работа в парах).

Как и у всякого живого организма, у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Возьмите гербарии. Работаем в парах. Оказывайте помощь друг другу.

1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.)

2. У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель.)

3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.)

4. Яркий, благоухающий… (цветок) .

5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый . (Плод.)

6. Из него вырастает новое растение. (Семя.)

Тестирование.

Тест

1. Какое из этих растений выращивают в садах?

а) п шеница; б) слива; в) помидор.

2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?

а) р ожь; б) ель; в) огурцы.

3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях?

а) д ыня; б) овес; в) яблоня.

4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче?

а) с векла; б) арбузы; в) картофель.

5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев?

А) о вощи; б) фрукты; в) корнеплоды.

Ответы : 1-б. 2-в. 3-б. 4-б. 5-б.

Взаимопроверка работы.

V. Изучение нового материала.

1. Царство растений.

б еседа.

Почему растения считают живыми организмами?

Что нужно растению для роста и развития?

Мы рассмотрели растения, у которых имеются все органы, но, оказывается, в природе существуют и такие растения, у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Что же это за растения?

Давайте совершим удивительное путешествие в царство. Да, да, не удивляйтесь. Сказочное слово «царство» является еще и научным – так ученые называют мир растений. Правит в царстве растений царица Флора. Вместе с Флорой познакомимся с жителями ее царства. Начнем с самых простых.

Составьте схему:

Учитель демонстрирует гербарий.

Водоросли – растения, обитающие главным образом в воде. Это очень удивительные растения. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме. Догадались? Назовите эти растения.

Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде (+80 °С), а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.

Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

Мхи – небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мхи произошли от водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями.

Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми мхи размножаются.

Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает. Листья у папоротника крупные, их черешки покрыты бурыми чешуйками, а молодые листья закручены как улитка. В жарких странах листья папоротника растут вверх, как ветка, по нескольку лет. Недаром листья папоротника называют плосковетками. Каменный уголь образовался из отмерших папоротников.

Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищ. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды.

В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил.

После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.

Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие. У всех хвойных образуется смола. Она быстро появляется в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны. Смолу так и называют «живица». Листья-хвоинки на зиму не опадают.

Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите (демонстрирует) .

Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

(К. Женэ.)

Могут ли растения расти на камнях? (Да, но только особенные. Это лишайники , похожие на зеленые и оранжевые пятна.)

Физкультминутка (см. урок 13, с. 87)

2. Растения в жизни человека.

Беседа.

Какое значение в жизни человека имеют растения? (Ответы учащихся.)

Учитель читает стихотворение и демонстрирует гербарий лекарственных растений:

Рассмотри и запомни эти цветы,

В них столько тепла и земной

красоты!

Все, человек, что тебя окружает,

Любит и лечит тебя, охраняет.

Листок подорожника ты не топчи,

Ссадину, рану ты им залечи.

Ты заболел, а аптека закрыта.

Банка с малиной мамой открыта.

Это варенье, оно же лекарство,

Быстро уходит болезни коварство.

Мята поможет в зимние дни,

Летом ее насуши, сохрани.

В зимнюю стужу чай завари,

Выпей его и спи до зари.

Вот зверобой и ромашка с ним рядом.

Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.

Ты, человек, их понимай,

Пользуйся ими, не обижай.

(Н. Д. Коваленко.)

Какие лекарственные травы применяются при простуде? ( ш алфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины и др.)

Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( ч истотел, подорожник, отвар крапивы.)

Рассказ учителя о том, как появилась наука о растениях – ботаника.

С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях – ботаника , получившая название от греческого слова «ботане» – «трава».

Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь – будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного – общения с природой.

Несмотря на то, что на земном шаре очень много растений, большое их количество погибает. Многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Какие из них вам знакомы? Охраняйте их!

VI. Повторение и закрепление изученного материала.

Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)

Одинаковые ли условия нужны для разных растений? ( о тветы учащихся.)

к апуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.

Какие растения называют цветковыми?

Какие органы есть у всех цветковых растений?

VII. Итог урока.

Чем важно для человека озеленение города?

Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?

Около каких растений воздух считается наиболее здоровым?

Почему и для чего создана Красная книга растений?

Сколько всего видов деревьев?

Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Пополнили ли вы свой багаж знаний?

Получили удовольствие от урока?

Я думаю, вы убедились, что царство Флоры разнообразно. Флора – в переводе на русский значит «растения».

Домашнее задание: рабочая тетрадь, задания № 3,4 , с. 41 ; подготовить рассказ (устно) об интересном растении на темы: «Мой любимый цветок», «Что я вырастил на даче, на огороде», или нарисовать любимое растение; учебник, с. 69–73.