Абдрахманова Роза
Экологический мини-проект «Осень золотая»
Экологический мини- проект
«Осень золотая »
Аннотация
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям» , и задача педагогов развивать это «активный интерес» .
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания . В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Практическая значимость : Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность.
Инновационная направленность : Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.
Степень распространения : Проект представлен на муниципальной методической выставке «Ступеньки в мир природы» (3 место)
Разработчик : Абдрахманова Р. И., воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Владимировский детский сад»
Тип мини-проекта : познавательно-творческий.
Характер мини-проекта : краткосрочный.
Сроки проведения : сентябрь-ноябрь.
Участники мини-проекта : дети старшей группы, воспитатель.
Цель мини-проекта : развитие интереса к изучению природы в осенний период времени .
Задачи мини-проекта :
Образовательные :
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Формировать у детей интерес к изучению природы в осенний период времени через различные виды деятельности :
Познавательную;
Чтение художественной литературы;
Коммуникативную;
Исследовательскую;
Трудовую;
Игровую.
Воспитательные :
Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие :
Развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
Развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Основные направления работы с детьми :
Совместная деятельность взрослых и детей;
Организованные формы обучения в процессе НОД;
Наблюдения, прогулки, беседы, праздники;
Художественная деятельность.
Методический инструментарий :
Конспекты занятий, экскурсий, бесед, прогулок, праздников;
Подборка детской литературы по познавательному направлению;
Методическая литература.
Этапы реализации мини – проекта .
Подготовительный этап
1 Накопление информационной базы по изучаемой проблеме : изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание» , «Ребенок в детском саду» . Сентябрь
2 Подготовка литературы для детей об осени .
Сентябрь
3 Подготовка оборудования для оформления стенда «Золотая осень » (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада).
Сентябрь
Основной этап
1 Проведение занятий по теме :
НОД «Ранняя осень » , «Природа и человек» ;
НОД «Дары осени » (фрукты, овощи, «Листопад, листопад - листья желтые летят» ;
«Улетают журавли» , «Как звери готовятся к зиме» (см приложение №1) ;
Путешествие в осенний лес »
Сентябрь
2 Дидактические игры и упражнения с природными материалами : «Раз, два, три к кустику беги!» , «С какого дерева листок?» , «Детки на ветке» , «Найди такой же» ,
«Мы - осенние листочки » , «Летает – не летает» , «Найди, что опишу» Сентябрь - ноябрь
3 Наблюдение во время прогулки :
За живой и неживой природой осенью ;
За изменениями осенней погоды ;
Сентябрь - ноябрь
4 Организация выставки творческих работ детей :
«Золотая осень »
«Дары осени » (см приложение №2) Сентябрь - октябрь
5 Чтение художественной литературы по теме :
Пословицы, поговорки, загадки об осени .
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Ю. Тувим «Овощи» , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… » , А. К. Толстой «Осень , обсыпается весь наш бедный сад…» .
Чтение детям : И. Соколов- Микитов «Листопадничек» Сентябрь - ноябрь
6 Экскурсия в осенний парк (см приложение №3) Октябрь
7 Сбор семян растений и их листков для поделок Октябрь
8 Слушание : П. И. Чайковский «Времена года» .
Разучивание песен об осени . Октябрь - ноябрь
Заключительный этап
1 Развлечение : праздник осени «Репка» (см приложение №4) Ноябрь
Предполагаемый результат :
Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
Осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Литература :
Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников – Волгоград : Учитель, 2009. – 202 с.
Нищева Н. В. Пректный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду – ООО «Издательство «Детство – Пресс» , 2013. – 304 с.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 – 7 лет с окружающим миром – Издательство Мозаика – Москва, 2012
Урок биологии в 6-м классе по теме «Осенние изменения в жизни растений,листопад". учитель ХрящеваТ. А.
Тема: «Осенние изменения в жизни растений, листопад»
Цель урока : расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
Задачи урока:
- Расширение знаний о листопаде как процессе выделения у растений.
- Развитие коммуникативных умений и умений работать в группе.
- Воспитание любви к окружающей природе.
- Отработка навыков составления японского стиха синквейн.
Оборудование: репродукции картин осени, работы обучающихся, листья из бумаги.
ТСО: гербарии листьев, репродукции осени, бумага, учебники, видеофильм «Жизнь растений», презентация по теме «Листопад», мультимедийный проектор.
Задачи урока:
- расширение знаний о листопаде;
- систематизирование творческой активности, создание условий для ее проявления
- развитие коммуникативных умений;
- формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
- формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
- формирование навыков работы в группе.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим необычное занятие. Давайте вспомним, как выглядит природа
в период,многими любимый.
(Звучит музыка. На экране кадры фильма «Входим в осень»
Кто скажет в какое время года сняли фильм?
А какое время года сейчас на дворе?Эта тема часто звучит в песнях стихах прозе
Как описывают поэты это время года?
Учащиеся читают стихи:
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Алексей Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
Славная осень
Николай Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)
Учитель: Такими словами поэты воспевают осень: рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума - начало осени переходит в золотую осень.(c лайды на тему осени).
А какие у вас возникают ассоциации со словом осень (листопад,дожди,тучи)?
А знаете ли вы,что деревья имеют разную окраску осенью
Демонстрация гербариев для показа
Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую - клены, грабы и березы; буровато-желтую - дубы; пунцово-красную - вишня, рябина, барбарис; пурпуровую - черемуха; фиолетовую - бирючина, бересклет; оранжевую - осина; мутно-буро-зеленую - ольха.
К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5-10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели - лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки - всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.
В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3-7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.
Как вы думаете:о каком явлении мы сейчас говорим? (листопад)
II . Тма нашего урока: листопад.
1. Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.
Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя. (слайды)
Листья осины лежат на земле кверху лицом - зима будет холодная, кверху изнанкой - теплая.
Прежде времени лист опадает - к долгой зиме.
Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему - кластер:
2. Почему листья меняют цвет? Самостоятельная работа с текстом.
Работа с текстом параграфа. Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы
Ученик: При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) - ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная - фиолетовую, щелочная - синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.
Учитель: Почему листья падают?
Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается Учитель: Назовем и запишем те процессы, которые сопровождают листопад. Ученики:
-
- Лист меняет цвет.
- Лист падает.
-
- Лист отрывается.
- В листьях разрушается хлорофилл.
- Лист становится бурым.
III . Закрепление материала
1. Учитель: разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов. Проверим- В листьях разрушается хлорофилл.
- Лист меняет цвет.
- Лист накапливает ненужные вещества.
- Между листом и стеблем образуется пробковый слой.
- Лист становится бурым.
- Лист отрывается.
- Лист падает.
2. Работа с материалом.
Учитель: Мы проговорили, что мы уже знаем. А все ли мы узнали? Переходим к фразе: “Я хочу узнать…”. Работаем с учебником (“Биология: бактерии, грибы, растения”, 6-й класс,В,С, Кучменко 2014.). Прочитайте текст параграфа
Беседа по поставленным знакам.
Учитель: Ответьте на вопрос - какое значение имеет листопад для растений?
Ученик: Листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.
Учитель: Заключением этого этапа станет знакомство с вашими проектами. При защите работы можно задавать вопросы.
IV . Защита проектов.
Творческое задание
Учитель: А сейчас составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна. (учитель раздает каждому)
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Листопад
Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист
(
слайд)
Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге.(слайд)
Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. Во время выполнения работы звучит музыка Шопен «Осень»
Заключительное слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы - листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение
Теме листопад и осени посвящали свои работы выдающиеся художники и композиторы,поэты предлагаю вашему вниманию картины известных художников,основная тема-осень.(слайд презент)
Просмотр водеофильма и картин об осени(слайды презентации)
V. Итог урока: учитель благодарит ребят за урок и подготовку,оценивание работ учеников,задание д/з,выставление оценок.
Для всестороннего развития дошкольников в детском саду и младших школьников крайне необходимо обращать внимание на природные изменения сезонов: весны, лета, осени, зимы. Например, с началом осени и нового учебного года можно провести урок «Осенние изменения в природе», наглядно объясняя в парке на прогулках или в классе с использованием собранного заранее материала тему обучения. Более взрослые дети ведут календарь изменения погоды, рисуя значки и проводя сравнение с предыдущими годами. В нем фиксируются осенние изменения в природе (картинки и гербарий прилагаются). По теме урока следует обращать внимание ребят на следующие моменты.
Золотая осень
В средней полосе России осень, действительно, «очей очарованье», как говорил поэт. Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи - длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать желтеют и краснеют, затем потихоньку облетают, покрывая разноцветным ковром всю округу. Наступает период золотого бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.
Листопад
И красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это - в (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?
Туманы
Бабье лето - период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман - густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет - туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла).
Иней
К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей - это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.
Ветры и облака
Осенью холодный приносит с собой более холодные Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.
В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона.
Ледоход и гололед
В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход.
Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.
Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.
Осенние изменения в живой природе
- О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень - тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
- Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
- Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии - все впадают поздней осенью в спячку.
- В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
- Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
- Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.
Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.
Учебный проект
на тему:
«Жизнь растений осенью»
Руководитель проекта: КалиеваГульназ Ильдаровна, учитель МБОУ «Красноярская СОШ №1»
Жизнь растений осенью
Листопад – уникальное явление
Осень в литературе и живописи
Выставка творческих работ детей
Итоги проекта
Характеристика проекта: краткосрочный, межпредметный, с творческими работами детей
Цели проекта:
-изучить признаки осени;
-дать понятие природному явлению «листопад»;
-познакомиться с художественными произведениями об осени;
-оформить детскую выставку рисунков на тему: «Госпожа Осень»;
- Провести конкурс загадок об осени.
Краткая аннотация к проекту: проект расширяет знания детей об осени, прививает любовь к родной природе, учит восхищаться художественным словом и красками осени.
Основополагающий вопрос: Почему мы любим осень?
Учебные вопросы:
-Чем интересна жизнь растений осенью?
- Почему листопад – уникальное явление природы?
- Почему осень любимая пора поэтов и художников?
- Какие чувства могут выражать детские рисунки?
- Какие интересные осенние факты встретились нам в природе?
- Какие цветы украшают осенние грядки?
- За что мы любим осень?
- Растения готовятся к зиме.
- Осенью окончательно формируются почки растений.
- Многие растения накапливают запасы питательных веществ.
- Многолетние травы накапливают запасы в корневищах, клубнях, луковицах.
- Главная примета осени в наших краях – листопад.
- Пышный ковёр опавших листьев важен для лесных растений и животных.
- Опавшие листья образуют подстилку, которая закрывает почву и предохраняет её от промерзания.
Жизнь растений осенью
У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берёз становятся светло-жёлтыми; рябины – пунцово - красными; осины – оранжевыми; ольхи – мутного буро-зелёного оттенка. Осенняя перемена распространяется на кустарники, травы и хвойное дерево лиственницу. Листопад называют уникальным явлением осени.
Загадки об осени
Утром мы во двор идём-
Рыжий Егорка
Упал на озёрко,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
Сам не утонул
И летят, летят, летят… (О …)
И воды не всколыхнул.
(О… лист)
Листья жёлтые летят,
Пришла без красок и без кисти
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
И перекрасила все листья.
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто… (Л…)
Угадай-ка!
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(Иван Б…)
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Осень – “Унылая пора…”, любимое время года поэтов, философов, романтиков и меланхоликов. Стихи про осень “закружат” словами-ветрами, “моросят” строфами-дождями, “пестрят” эпитетами-листьями… Почувствуйте дыхание осени в осенних стихах для детей и взрослых.
Стихи поэтов об осени
Листопад, листопад, Все звено примчалось в сад, Прибежала Шурочка.
Заглянула осень в сад – Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется.
Листья (слышите?) шуршат: Шурочка, Шурочка…
Ливень листьев кружевной Шелестит о ней одной: Шурочка, Шурочка…
(Агния Б…)
Яркие краски осени (Конкурс «Мой осенний садик»)
Наше творчество Выставка «Госпожа Осень»
Итоги проекта
Осень – это самая яркая пора года и, несмотря на приближение холодов, садовые участки часто украшены не только обилием красок опавших листьев, но и цветов. Часто они цветут до самых заморозков. Зависит это от климата. Листопад – уникальное явление природы. Мы любим осень за изобилие овощей, яркие краски и поэтические строки.
ПРОЕКТ
по биологии на тему «Осенние явления в природе».
Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.
Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.
Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.
План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.
2. Изменения у растений.
3. Изменения у животных.
4. Вывод.
Содержание.
Изменения осенью в неживой природе.
Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.
Загадка: Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь).
Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.
Изменения у растений.
Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!
Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.
Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
Приметы:
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.
Изменения у животных.
Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.
Приметы:
Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.
4. Вывод.
В ходе работы над проектом мы систематизировались знания