» » Осенние изменения в природе. Осенние изменения в неживой природе

Осенние изменения в природе. Осенние изменения в неживой природе

Абдрахманова Роза
Экологический мини-проект «Осень золотая»

Экологический мини- проект

«Осень золотая »

Аннотация

Актуальность

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям» , и задача педагогов развивать это «активный интерес» .

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания . В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Практическая значимость : Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность.

Инновационная направленность : Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.

Степень распространения : Проект представлен на муниципальной методической выставке «Ступеньки в мир природы» (3 место)

Разработчик : Абдрахманова Р. И., воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Владимировский детский сад»

Тип мини-проекта : познавательно-творческий.

Характер мини-проекта : краткосрочный.

Сроки проведения : сентябрь-ноябрь.

Участники мини-проекта : дети старшей группы, воспитатель.

Цель мини-проекта : развитие интереса к изучению природы в осенний период времени .

Задачи мини-проекта :

Образовательные :

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Формировать у детей интерес к изучению природы в осенний период времени через различные виды деятельности :

Познавательную;

Чтение художественной литературы;

Коммуникативную;

Исследовательскую;

Трудовую;

Игровую.

Воспитательные :

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Развивающие :

Развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

Развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Основные направления работы с детьми :

Совместная деятельность взрослых и детей;

Организованные формы обучения в процессе НОД;

Наблюдения, прогулки, беседы, праздники;

Художественная деятельность.

Методический инструментарий :

Конспекты занятий, экскурсий, бесед, прогулок, праздников;

Подборка детской литературы по познавательному направлению;

Методическая литература.

Этапы реализации мини – проекта .

Подготовительный этап

1 Накопление информационной базы по изучаемой проблеме : изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание» , «Ребенок в детском саду» . Сентябрь

2 Подготовка литературы для детей об осени .

Сентябрь

3 Подготовка оборудования для оформления стенда «Золотая осень » (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада).

Сентябрь

Основной этап

1 Проведение занятий по теме :

НОД «Ранняя осень » , «Природа и человек» ;

НОД «Дары осени » (фрукты, овощи, «Листопад, листопад - листья желтые летят» ;

«Улетают журавли» , «Как звери готовятся к зиме» (см приложение №1) ;

Путешествие в осенний лес »

Сентябрь

2 Дидактические игры и упражнения с природными материалами : «Раз, два, три к кустику беги!» , «С какого дерева листок?» , «Детки на ветке» , «Найди такой же» ,

«Мы - осенние листочки » , «Летает – не летает» , «Найди, что опишу» Сентябрь - ноябрь

3 Наблюдение во время прогулки :

За живой и неживой природой осенью ;

За изменениями осенней погоды ;

Сентябрь - ноябрь

4 Организация выставки творческих работ детей :

«Золотая осень »

«Дары осени » (см приложение №2) Сентябрь - октябрь

5 Чтение художественной литературы по теме :

Пословицы, поговорки, загадки об осени .

Чтение и заучивание стихотворений об осени : Ю. Тувим «Овощи» , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… » , А. К. Толстой «Осень , обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям : И. Соколов- Микитов «Листопадничек» Сентябрь - ноябрь

6 Экскурсия в осенний парк (см приложение №3) Октябрь

7 Сбор семян растений и их листков для поделок Октябрь

8 Слушание : П. И. Чайковский «Времена года» .

Разучивание песен об осени . Октябрь - ноябрь

Заключительный этап

1 Развлечение : праздник осени «Репка» (см приложение №4) Ноябрь

Предполагаемый результат :

Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

Осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;

Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Литература :

Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников – Волгоград : Учитель, 2009. – 202 с.

Нищева Н. В. Пректный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду – ООО «Издательство «Детство – Пресс» , 2013. – 304 с.

Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 – 7 лет с окружающим миром – Издательство Мозаика – Москва, 2012

Урок биологии в 6-м классе по теме «Осенние изменения в жизни растений,листопад". учитель ХрящеваТ. А.

Тема: «Осенние изменения в жизни растений, листопад»

Цель урока : расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.

Задачи урока:

  • Расширение знаний о листопаде как процессе выделения у растений.
  • Развитие коммуникативных умений и умений работать в группе.
  • Воспитание любви к окружающей природе.
  • Отработка навыков составления японского стиха синквейн.

Оборудование: репродукции картин осени, работы обучающихся, листья из бумаги.

ТСО: гербарии листьев, репродукции осени, бумага, учебники, видеофильм «Жизнь растений», презентация по теме «Листопад», мультимедийный проектор.

Задачи урока:

  • расширение знаний о листопаде;
  • систематизирование творческой активности, создание условий для ее проявления
  • развитие коммуникативных умений;
  • формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
  • формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
  • формирование навыков работы в группе.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим необычное занятие. Давайте вспомним, как выглядит природа

в период,многими любимый.

(Звучит музыка. На экране кадры фильма «Входим в осень»

Кто скажет в какое время года сняли фильм?

А какое время года сейчас на дворе?Эта тема часто звучит в песнях стихах прозе

Как описывают поэты это время года?

Учащиеся читают стихи:

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Славная осень

Николай Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)

Учитель: Такими словами поэты воспевают осень: рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума - начало осени переходит в золотую осень.(c лайды на тему осени).

А какие у вас возникают ассоциации со словом осень (листопад,дожди,тучи)?

А знаете ли вы,что деревья имеют разную окраску осенью

Демонстрация гербариев для показа

Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую - клены, грабы и березы; буровато-желтую - дубы; пунцово-красную - вишня, рябина, барбарис; пурпуровую - черемуха; фиолетовую - бирючина, бересклет; оранжевую - осина; мутно-буро-зеленую - ольха.

К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5-10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели - лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки - всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.

В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3-7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.

Как вы думаете:о каком явлении мы сейчас говорим? (листопад)

II . Тма нашего урока: листопад.

1. Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.

Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя. (слайды)

Листья осины лежат на земле кверху лицом - зима будет холодная, кверху изнанкой - теплая.

Прежде времени лист опадает - к долгой зиме.

Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему - кластер:

2. Почему листья меняют цвет? Самостоятельная работа с текстом.

Работа с текстом параграфа. Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы

Ученик: При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) - ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная - фиолетовую, щелочная - синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.

Учитель: Почему листья падают?

Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается Учитель: Назовем и запишем те процессы, которые сопровождают листопад. Ученики:

-

- Лист меняет цвет.

- Лист падает.

-

- Лист отрывается.

- В листьях разрушается хлорофилл.

- Лист становится бурым.

III . Закрепление материала

1. Учитель: разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов. Проверим- В листьях разрушается хлорофилл.

- Лист меняет цвет.

- Лист накапливает ненужные вещества.

- Между листом и стеблем образуется пробковый слой.

- Лист становится бурым.

- Лист отрывается.

- Лист падает.

2. Работа с материалом.

Учитель: Мы проговорили, что мы уже знаем. А все ли мы узнали? Переходим к фразе: “Я хочу узнать…”. Работаем с учебником (“Биология: бактерии, грибы, растения”, 6-й класс,В,С, Кучменко 2014.). Прочитайте текст параграфа

Беседа по поставленным знакам.

Учитель: Ответьте на вопрос - какое значение имеет листопад для растений?

Ученик: Листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.

Учитель: Заключением этого этапа станет знакомство с вашими проектами. При защите работы можно задавать вопросы.

IV . Защита проектов.

Творческое задание

Учитель: А сейчас составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна. (учитель раздает каждому)

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Листопад

Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист ( слайд)

Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге.(слайд)

Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. Во время выполнения работы звучит музыка Шопен «Осень»

Заключительное слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы - листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение

Теме листопад и осени посвящали свои работы выдающиеся художники и композиторы,поэты предлагаю вашему вниманию картины известных художников,основная тема-осень.(слайд презент)

Просмотр водеофильма и картин об осени(слайды презентации)

V. Итог урока: учитель благодарит ребят за урок и подготовку,оценивание работ учеников,задание д/з,выставление оценок.

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду и младших школьников крайне необходимо обращать внимание на природные изменения сезонов: весны, лета, осени, зимы. Например, с началом осени и нового учебного года можно провести урок «Осенние изменения в природе», наглядно объясняя в парке на прогулках или в классе с использованием собранного заранее материала тему обучения. Более взрослые дети ведут календарь изменения погоды, рисуя значки и проводя сравнение с предыдущими годами. В нем фиксируются осенние изменения в природе (картинки и гербарий прилагаются). По теме урока следует обращать внимание ребят на следующие моменты.

Золотая осень

В средней полосе России осень, действительно, «очей очарованье», как говорил поэт. Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи - длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать желтеют и краснеют, затем потихоньку облетают, покрывая разноцветным ковром всю округу. Наступает период золотого бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.

Листопад

И красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это - в (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?

Туманы

Бабье лето - период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман - густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет - туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла).

Иней

К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей - это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.

Ветры и облака

Осенью холодный приносит с собой более холодные Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.

В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона.

Ледоход и гололед

В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход.

Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.

Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.

Осенние изменения в живой природе

  • О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень - тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
  • Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
  • Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии - все впадают поздней осенью в спячку.
  • В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
  • Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
  • Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.

Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.

Учебный проект

на тему:

«Жизнь растений осенью»

Руководитель проекта: КалиеваГульназ Ильдаровна, учитель МБОУ «Красноярская СОШ №1»


Жизнь растений осенью

Листопад – уникальное явление

Осень в литературе и живописи

Выставка творческих работ детей

Итоги проекта


Характеристика проекта: краткосрочный, межпредметный, с творческими работами детей

Цели проекта:

-изучить признаки осени;

-дать понятие природному явлению «листопад»;

-познакомиться с художественными произведениями об осени;

-оформить детскую выставку рисунков на тему: «Госпожа Осень»;

  • Провести конкурс загадок об осени.

Краткая аннотация к проекту: проект расширяет знания детей об осени, прививает любовь к родной природе, учит восхищаться художественным словом и красками осени.


Основополагающий вопрос: Почему мы любим осень?

Учебные вопросы:

-Чем интересна жизнь растений осенью?

  • Почему листопад – уникальное явление природы?
  • Почему осень любимая пора поэтов и художников?
  • Какие чувства могут выражать детские рисунки?
  • Какие интересные осенние факты встретились нам в природе?
  • Какие цветы украшают осенние грядки?
  • За что мы любим осень?

  • Растения готовятся к зиме.
  • Осенью окончательно формируются почки растений.
  • Многие растения накапливают запасы питательных веществ.
  • Многолетние травы накапливают запасы в корневищах, клубнях, луковицах.
  • Главная примета осени в наших краях – листопад.
  • Пышный ковёр опавших листьев важен для лесных растений и животных.
  • Опавшие листья образуют подстилку, которая закрывает почву и предохраняет её от промерзания.

Жизнь растений осенью

У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берёз становятся светло-жёлтыми; рябины – пунцово - красными; осины – оранжевыми; ольхи – мутного буро-зелёного оттенка. Осенняя перемена распространяется на кустарники, травы и хвойное дерево лиственницу. Листопад называют уникальным явлением осени.


Загадки об осени

Утром мы во двор идём-

Рыжий Егорка

Упал на озёрко,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

Сам не утонул

И летят, летят, летят… (О …)

И воды не всколыхнул.

(О… лист)

Листья жёлтые летят,

Пришла без красок и без кисти

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

И перекрасила все листья.

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто… (Л…)


Угадай-ка!

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(Иван Б…)

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Осень – “Унылая пора…”, любимое время года поэтов, философов, романтиков и меланхоликов. Стихи про осень “закружат” словами-ветрами, “моросят” строфами-дождями, “пестрят” эпитетами-листьями… Почувствуйте дыхание осени в осенних стихах для детей и взрослых.


Стихи поэтов об осени

Листопад, листопад, Все звено примчалось в сад, Прибежала Шурочка.

Заглянула осень в сад – Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется.

Листья (слышите?) шуршат: Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной Шелестит о ней одной: Шурочка, Шурочка…

(Агния Б…)


Яркие краски осени (Конкурс «Мой осенний садик»)




Наше творчество Выставка «Госпожа Осень»







Итоги проекта

Осень – это самая яркая пора года и, несмотря на приближение холодов, садовые участки часто украшены не только обилием красок опавших листьев, но и цветов. Часто они цветут до самых заморозков. Зависит это от климата. Листопад – уникальное явление природы. Мы любим осень за изобилие овощей, яркие краски и поэтические строки.


ПРОЕКТ

по биологии на тему «Осенние явления в природе».

Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.

Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.

Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.

План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.

2. Изменения у растений.

3. Изменения у животных.

4. Вывод.

Содержание.

    Изменения осенью в неживой природе.

Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.

Загадка: Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (Дождь).

Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.

Красный закат солнца – к ветру.

Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

    Изменения у растений.

Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!

Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.

Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

Приметы:

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.

Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.

Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

    Изменения у животных.

Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью тёмной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири.

Приметы:

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

4. Вывод.

В ходе работы над проектом мы систематизировались знания