» » Занятие роль и значение насекомых. Урок биологии "многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"

Занятие роль и значение насекомых. Урок биологии "многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Велижская средняя общеобразовательная школа № 1

Конспект урока

Многообразие насекомых, их роль

в природе и жизни человека

Выполнила:

Береснева Татьяна Михайловна,

учитель биологии

Велиж

2013

Урок: Многообразие насекомых, их роль

в природе и жизни человека.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, показать их роль в природе и практическое значение для человека;
  2. проверить уровень сформированности общеучебных умений и навыков: умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.

Оборудование:

  1. таблицы с изображением отрядов насекомых;
  2. коллекции насекомых;
  3. компьютер;
  4. мультимедийный проектор;
  5. презентация о многообразии и значении насекомых.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока:

  1. Введение в тему урока, определение цели и задач.

Ребята! Мы с вами изучили животных, относящихся к типу Членистоногих. Давайте вспомним, какие классы включает этот тип (Ракообразных, Паукообразных и Насекомых).

А какой из этих класов самый разнообразный? (насекомые)

Как показала практика

Обширнее класса нету:

От полюса и до полюса

Они заселили планету.

Именно про эту огромную группу животных идет речь в этом четверостишьи, ведь численность насекомых по разным данным насчитывается от 1,5 до 2,5 млн. видов.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним все, что знаем про насекомых, поговорим об их многообразии и той огромной роли, которую они играют в поддержании экологического равновесия в природе. А также узнаем о практическом значении насекомых в жизни человека.

  1. Повторение ранее изученного материала (индивидуальная письменная работа учащихся с заданием: «Какие утверждения верны?»).
  1. Насекомые – исключительно водные животные.
  2. Все насекомые способны к полету.
  3. Насекомые – раздельнополые животные.
  4. Класс Насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов.
  5. Кровеносная система насекомых замкнутая.
  6. Все насекомые растительноядные животные.
  7. Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза.
  8. Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки.
  9. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.
  10. Грудной отдел несет три пары конечностей.

Ответ: 4, 5, 7, 8, 10.

  1. Изучение нового материала (беседа с рассматриванием коллекций насекомых разных отрядов).

Что вы знаете о насекомых? Какой принцип лежит в основе классификации насекомых? Каковы общие черты строения всех насекомых? Какие классы животных сходны по строению с насекомыми? В чем преимущество насекомых перед другими беспозвоночными? Почему именно этот класс занял господствующее положение на Земле?

Вспомните, на какие отряды делится класс Насекомых. Кратко охарактеризуйте эти отряды по плану:

  1. Название отряда;
  2. Число видов;
  3. Особенности внешнего строения;
  4. Местообитание;
  5. Типичные представители.

Для выполнения этого задания класс делится на группы по 3 - 4 ученика, каждая группа получает коллекции или картинки насекомых без названия. Затем группы представляют свои отряды, а другие учащиеся исправляют и дополняют.

  1. Самостоятельная работа с учебником (анализ рисунков и текста по § 16 - 19 с заполнением таблицы в тетради «Значение насекомых»).

Значение в природе

Практическое значение для человека

положительное

отрицательное

положительное

отрицательное

Ребята! В каких столбцах таблицы получилось больше всего строк с записями? Какой столбец оказался не заполнен? Почему? Представьте себе, что этот класс исчезнет. Отразится ли это на жизни природы или окажется незаметным? Почему вы так думаете? Что должен сделать человек, чтобы эти удивительные создания природы как можно дольше радовали нас своим соседством? На основании анализа данных в таблице и ответов на вопросы, сформулируйте вывод о значении насекомых на Земле и запишите его в тетрадь.

  1. Разгадывание загадок о насекомых с показом презентации (фронтальная работа с классом). Необходимо не только отгадать насекомое, но и определить его принадлежность к отряду.

От простуды лечит мед,

Он здоровье нам дает.

Мед цветочный принесла

Медоносная..................(пчела).

Слайд

Всегда готов к прыжку

Зеленый чудный конь!

Поймать его попробуй

В открытую ладонь!............(кузнечик).

Слайд

В куче мусора живет

Многочисленный народ.

Посмотрите, как хлопочет

Рыжий маленький рабочий!

Вот хвоинку тащит в дом,

Чтоб теплее было в нем.

Очень дружная семья у

У лесного...................(муравья).

Слайд

Две белых, две желтых – четыре салфетки

Сорвались с цветка и уселись на ветке.

Салфеточки белые в черный горошек –

Чудесные крылья порхающих мошек........... (бабочка).

Слайд

Лапками-лопатками работая как крот,

Злое насекомое в земле прорыло ход.

Погибла картошка, нарцисс пожелтел.

Кто у растений корни объел?.............(медведка).

Слайд

Из болота прилетел,

Позвонил и на нос сел.

Надоедливый вампир

На носу устроил пир.............. (комар).

Слайд

Этот жук в воде живет,

Лихо лапками гребет

Замечательный пловец,

Он зовется................. (плавунец).

Плоский, зеленый, похожий на щит

Жук на тоненьком стебле сидит.

Пусть его в руки взять не опасно,

Я не возьму: он ведь пахнет ужасно............. (клоп).

Слайд

Быстрокрылый вертолетик

К нам уселся на цветочек............(стрекоза).

Слайд

Ребята, давайте еще раз вспомним отряды насекомых, которые мы изучили.

Слайд

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Повторите § 16 - 19, ответьте на вопросы к этим параграфам. Найдите интересные факты из жизни насекомых. Подготовьте сообщение или презентацию о значении насекомых (по желанию).

Береснева Т.М., учитель биологии


Урок проходит в виде конкурсов. Для участья формируются 3 команды по 6 человек, остальные – болельщики.

I. Представление команд

Команда “Муравьи ”, девиз – “Бессодержательных созданий в мире нет и муравьи вам свой дадут ответ”.
Команда “Жуки ”, девиз – “Жуки гудят, скрипят, пищат и победить сейчас хотят”.
Команда “Стрекозы ”, девиз – “К борьбе готовы виртуозы, дружны, ловки сегодня мы, стрекозы”.

II. Разминка

Каждой команде задается по 5 вопросов.

Вопросы I команде

1. Как по внешнему виду узнать насекомое?
(1 пара усов, 3 пары ног, 2 пары крыльев, 3 отдела тела)

2. Какая бабочка по ночам грабит ульи? Почему укусы пчел для нее безболезненны?
(Бабочка семейства бражников – мертвая голова; укусы не действуют, т. к. тело ее густо покрыто волосками.)

3. Зачем пчеле вентилятор?
(Для охлаждения и во избежание перегрева улья они машут крыльями, приносят и разбрызгивают воду)

4. Если дневная бабочка крапивница садится под крышу сарая или залетает в комнату днем, что это значит?
(Что будет дождь через 1–2 часа)

5. Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу?
(У мухи на лапках присоски)

Вопросы II команде

1. Какие насекомые одомашнены человеком?
(Медоносные пчелы, тутовый шелкопряд, ранее тля – кошениль и дубовый шелкопряд)

2. Какой жук, почуяв опасность, встает на голову?
(Жук-чернотелка, бомбардир)

3. Кто из насекомых является настоящим виртуозом в полете?
(Стрекоза-коромысло голубое)

4. С помощью каких насекомых человек борется с насекомыми-вредителями?
(Жужелица, божья коровка, наездник, муха-журчалка)

5. Из кого состоит пчелиная семья? Чем они отличаются друг от друга?
(Матка, трутни, рабочие пчелы; отличие в размерах и выполняемых функциях)

Вопросы III команде

1. Сколько видов насекомых обитает на Земле? Каковы среды их обитания?
(2 000 000 видов; обитают повсюду – в воздухе на высоте 1 500–2 000 м, в пресных и морских водоемах, в почве, во всех растениях и животных)

2. Как спасаются насекомые?
(Мухи, бабочки, стрекозы – улетают;
осы, пчелы, шмели –жалят;
жуки – убегают;
кузнечики – прыгают;
клопы, божьи коровки, бронзовики – выделяют жидкость с отвратительным запахом)

3. Какие насекомые являются переносчиками заболеваний человека?
(Малярийный комар переносит малярию;
муха – дизентерию, холеру, дифтерит;
вши – сыпной и возвратный тифы
тараканы – дизентерию, холеру)

4. Какой вред приносят жуки–щелкуны?
(Личинки проволочника вредят посевам сахарной свеклы, кукурузы, моркови, картофеля, пшеницы; живут личинки в почве 2–3 года)

5. Какие насекомые–санитары вам известны?
(Жуки-могильщики, трупоеды)

За каждый правильный ответ учащиеся получают 5 очков.

III. Конкурс “Найди ошибку”

От каждой команды приглашают по 2 человека, учитель читает, а учащиеся должны найти ошибку. (За этот конкурс высший бал - 5 очков.)

Текст. “Приближается август. На лесных опушках и полянах пестреют цветущие растения. На одном из них мы увидим бабочку павлиний глаз, на красноватом фоне крыльев у нее ярко выступают темно-синие круглые пятна. Вдруг подлетела синица и схватила бабочку. Мы прошли дальше и чуть не разорвали паутину, которую сплел паук-тарантул. В его сети оказалось два жука: доломедес и серебрянка. В траве слышалась песня самки кузнечика. Прекрасный день выдался, сколько всего увидели”.

(бабочка павлиний глаз имеет предостерегающую окраску и не склевывается птицами, паук-тарантул не плетет сеть, доломедес и серебрянка – водные пауки и не относятся к насекомым, стрекочут самцы-кузнечики)

IV. Конкурс художников (зоошутка)

От каждой команды приглашают по 3 человека. Задание состоит в том, чтобы определить, из каких частей разных насекомых составлено это фантастическое животное.

(За этот конкурс высший бал - 10 очков.)

Ответы на зоошутку: голова мухи, сяжки жука-навозника, хоботок бабочки, переднеспинка пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья махаона.

V. Конкурс “Зоологический музей”

От каждой команды приглашают по 1 человеку (за этот конкурс высший балл – 5 очков).

Участник должен попробовать себя в качестве экскурсовода. Включается видео, идут кадры о разных отрядах насекомых, звук отключен, озвучивают участники. Побеждает тот, кто правильно и интересно справится с данным заданием.

VI. Конкурс “Поймай насекомое”

От каждой команды приглашают по 2 человека, с помощью магнитика они ловят вырезанные картинки с изображениями насекомых (использовалась детская игра “Поймай рыбку”), кто в течении 2 х минут сумеет больше всех поймать и назвать их, зарабатывает 5 очков в этом конкурсе.

VII. Кроссворд

(Кроссворд оценивается в 10 очков.)

По горизонтали:

По вертикали :

Ответы на кроссворд

По горизонтали : 3. Осы. 5. Комары. 6. Шмели. 7. Клопы. 9. Стрекозы. 11. Пчелы. 14. Кобылки. 15. Жуки. 16. Львы (муравьиные). 17. Вши.

По вертикали: 1. Блохи. 2. Бабочки. 4. Слепни. 7. Кузнечики. 8. Муравьи. 10. Тараканы. 12. Тли. 13. Мухи.

VIII. Конкурс болельщиков

За каждый правильный ответ болельщики получают 1 очко.

Пока команды отгадывают кроссворд, болельщикам предлагается ответить на вопросы:

1. Из членистоногих только насекомые имеют органы выделения в виде …?
(Мальпигиевых сосудов.)

2) Развитие личинок божьих коровок происходит с …?
(Полным превращением.)

3) Назовите жуков имеющих предостерегающую окраску?
(Клопы-солдатики, бронзовики, жужелицы, божьи коровки.)

4) С помощью каких насекомых происходит опыление растений?
(Бабочек, пчел, шмелей, муравьев.)

5) Какие жуки получили свое название от известных крупных млекопитающих и почему?
(Жук-олень – за “ветвистые” рога,
жук-носорог – за твердый вырост в виде рога,
слоники – за ротовые органы в виде хоботка.)

6) Кого называют “пчелиным волком”?
(Роющая оса для своих личинок запасает медоносных пчел.)

7) Какое насекомое слышит ногами?
(Кузнечик.)

8) Всегда ли самцы и самки комаров питаются одинаковой пищей?
(Нет, в период размножения самка ищет теплокровных животных, чтобы напиться крови, необходимой для созревания яиц.)

9) Почему при укусе комара ощущается зуд?
(Ядовитая слюна, попав в ранку, вызывает этот зуд.)

10) Назовите насекомых – вредителей полей, садов, лесов.
(Поля – капустная белянка, свекольный долгоносик, жук “кузька”, озимая совка, колорадский жук; лес – парный и непарный шелкопряд; сад – тля, яблоневая плотожерка, яблоневый цветоед.)

IX. Следствие ведут “нюхачи”

От каждой команды приглашают по 1 человеку, который разбирается в запахах.

Кусочки губки имеют запахи (мяты, укропа, хрена, апельсина). Если правильно назовите все запахи, то из их первых букв составляется название насекомого.

(Муха – отряд двукрылые.)

X. Подведение итогов

Награждение победителей и болельщиков, которые набрали больше всего очков.

Задания вопросники составлены при помощи использования литературы:

1. В. Сабунаев Занимательная зоология, – Ленинград: Детская литература, 1976 г.
2. В. В. Нестеров Зоовикторина, – М.: Просвещение, 1969 г.
3. В. А. Алексеев 300 вопросов и ответов о животных, – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

Урок 45 (18)

Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Цель: сформировать знания обучающихся о многообразии насекомых.

Задачи:

1)Образовательная: познакомиться с многообразием насекомых; установить роль насекомых в природных сообществах и значение их для человека; актуализировать знания учащихся о строении и размножении насекомых.

2)Развивающая: продолжить работу над формированием общеучебных умений работать с рисунками; анализировать, обобщать; работать с тетрадью; учить культуре речи.

3)Воспитательная: уделить большую роль экологическому и эстетическому воспитанию; воспитывать товарищеские отношения, чувства взаимопомощи при работе.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: иллюстрации, аудиозаписи, учебник, рабочая тетрадь, цитаты о насекомых, раздаточный материал.

Основные понятия: первичнобескрылые, крылатые насекомые, общественные насекомые, круговорот веществ в природе.

Ход урока

I .Орг.момент.

II .Мотивация.

Недавно я прочитала в журнале «Мир животных» статью с названием «1 млн разных видов – 1 млн разных жизней». Как вы думайте, про кого это написано в статье?

А почему эта фраза именно про насекомых?

Действительно, рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас (людей) своим строением и образом жизни, что их можно принять за жителей другой планеты. Но эти существа оказывают огромное влияние на человека. Без насекомых мы не можем прожить. Следовательно, что же сегодня на уроке мы должны с вами выяснить?

Работаем по плану:

    Классификация насекомых.

    Роль насекомых в природе: опылители цветковых растений, почвообразование, звено в цепях питания и круговороте веществ в природе.

    Значение насекомых для человека.

    Многообразие и красота насекомых – источник вдохновения человека.

Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, вспомним, а кто же такие насекомые и как они устроены.

III .Повторение.

Игра «Продолжи ответ»

    Насекомые относятся к типу…

    Живут насекомые …

    Тело покрыто…

    Ходильных ног у насекомых…

    Назовите части тела.

    Назовите количество крыльев.

    Глаза насекомых… (сложные)

    Нервная система состоит из…

    Кровеносная система состоит из…

    Дыхательная система представлена…

    Выделительная система представлена…

    Оплодотворение у насекомых…

    Между личинкой и взрослой особью…

Молодцы ребята!

Но а сейчас « Третий лишний»

Сердце, сосуды, мальпигиевы сосуды.

Трахеи, жабры, зеленые железы.

Циклоп, дафния, краб.

Паук, скорпион, муравей.

Муха, двухвостка, ламинария.

Молодцы ребята, справились с заданиями.

Минутка отдыха.

А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза, подумайте о прекрасном, о хорошем.

Раздать зеленые квадраты!

И так, открывайте глаза, Что вам напоминает зеленый цвет?

(Лето, много насекомых, они чем-то заняты, они все разные.)

IV .Новая тема.

Итак, ребята, начинаем знакомиться с группами насекомых. Работа с текстом, делаем схему.

Все они делятся на две группы: первично-бескрылые и крылатые.

1.К первично-бескрылым относятся просто организованные насекомые, например, чешуйницы, ногохвостки (учебник стр.164), двухвостки – каждый ее видел. Киреев Данил нам сейчас расскажет, что ему известно о двухвостках.

2.Крылатые насекомые – более высокоорганизованные животные. Их поделили на две группы: насекомые с полным превращением и насекомые с неполным превращением.

Насекомые

С неполным превращением С полным превращением

Отряд прямокрылые Отряд ручейники

Отряд термиты Отряд бабочки

Отряд тараканы Отряд жуки

Отряд стрекозы Отряд блохи

Отряд равнокрылые Отряд перепончатокрылые

Отряд поденки Отряд двукрылые

Отряд клопы

Отряд вши

Признаки, на основе которых проводится разделение на отряды, являются строение ротовых частей.

Выступление групп.

Молодцы ребята, выяснили.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат твой с его живым миганьем –

Четыре лишь крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

И вот – дышу.

Надолго ли без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья,

И улечу.

А. Фет.

Ребята, про кого эти замечательные строки? Правильно, о бабочке.

А какую роль играют бабочки в природе? Они опылители. А зачем нужно опылять растения?

А это что же звук? (включить полет шмеля)

А что делает в природе шмель? Какова его роль?

Он не только опыляет растения, но еще и больно кусается, или правильно сказать жалит. А каких еще жалящих насекомых вы знаете?

Подумайте, как нужно поступить, если вас ужалила пчела или оса.

Запомни эти правила.

    Вынуть жало.

    Смазать место укуса спиртом.

Меры предосторожности.

Но несмотря на отрицательную роль пчел, они делают и доброе дело, производят мед, который очень полезен.

Велико значение насекомых, особенно муравьев и термитов в почвообразовательных процессах. Эти насекомые разрыхляют почву, вентилируют ее, увлажняют, обогащают перегноем, разрушают растительные и животные остатки.

Насекомые – одно из важнейших звеньев в круговороте веществ в природе, входят в цепи питания.

Растения – тли – муравьи – синица – хищные птицы.

Составьте свою цепь питания.

Насекомые – вредители животноводства.

Слепни – кровососущие двукрылые.

Оводы – откладывают яйца на теле, тем самым вызывают истощение, понижение удойности, ценности кожи.

Насекомые – вредители растений. Земляная блошка, огородная белянка, капустницы, тля.

Итак, ребята, много сегодня мы с вами узнали о насекомых?

Теперь мы с вами понимаем, почему так говорят о насекомых? «1 млн разных видов – 1 млн разных жизней».

Сегодня на уроке мы это и доказали.

V .Закрепление.

Ответим на вопросы:

    К каким последствиям привело бы полное исчезновение насекомых?

    Какую положительную роль играют насекомые в природе, нужно ли их охранять?

    Отрицательная роль насекомых в жизни человека.

Очень много вы сегодня работали. Давайте выставим оценки.

VI .Домашнее задание.

Страницы учебника164 – 167. Составить цепь питания.

Урок закончен. Всем спасибо.

Приложение

Запомни эти правила.

    Вынуть жало.

    Смазать место укуса спиртом.

    Если поднимется температура, появиться отек – надо обратиться к врачу.

Меры предосторожности.

    Не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения.

    Осы и пчелы не очень любят красный и синий цвет, пугаются, когда машут руками.

    Варенье в походе нужно есть очень осторожно, чтобы оса, пчела не ужалила слизистую оболочку рта.

    Есть люди, у которых от одного укуса может наступить аллергический шок, а затем и смерть, если им не оказать необходимую врачебную помощь.