» » Признаки и свойства предметов задания. Свойства предметов

Признаки и свойства предметов задания. Свойства предметов

ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

Цель: изучение признаков предмета (цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.)

Задачи : образовательные:

Повторить признаки предметов;

Научить группировать предметы по какому-либо признаку.

развивающие:

Развивать внимание, наблюдательность, память;

Способствовать развитию творческого и логического мышления.

Воспитательные:

Воспитать в ребенке творческое восприятие мира;

Создавать условия для формирования культуры труда;

Воспитать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.

Оборудование: мяч, набор простейших предметов, разнородных по материалу (например, деревянная и пластмассовая линейки); картинки, на которых изображены предметы с общим названием (посуда, одежда, растения и т.п.), можно использовать картинки детского лото.

В ходе урока на доске записываются признаки предметов, рассмотренных в заданиях.

Ход урока

    Организационный момент.

Правила работы в тетради:

Записи делаются простым карандашом;

Раскрашивать задания необходимо цветными карандашами;

Задания со звездочкой выполняются по желанию.

II. Изучение нового материала.

1. Признаки предметов. Цвет.

Ребята, давайте посмотрим на окружающий нас мир. Нас окружают всевозможные предметы, вещи, а также живые существа. Все она разные и у каждого свои признаки, т.е. свойства. Какие вы знаете признаки предметов? (цвет, форма, материал, размер, вес и т.д.)

Давайте рассмотрим цвет предмета. Почти все предметы имеют цвет.

Какие бывают предметы по цвету? Есть предметы, не имеющие цвета, т.е. бесцветные.

Какого цвета стекло, вода, лед? (бесцветные )

Игра. «Назови цвет»:

    учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет.

Примеры: уголь – черный, помидор – красный, апельсин – оранжевый, трава – зеленая, снег – белый, солнце – желтое и т.п.

    Ученики передают мяч по цепочке (тот, кто ответил, называет следующее слово)

Задание 1

А) зеленая елка – зеленая лягушка

Б) серый слон – серая мышь

В) рыжая белочка – рыжая лиса

Г) желтый цыпленок – желтый лимон

Д) красный помидор – красная машина.

Ученики должны соединить линией предметы одного цвета. Для этого раскрашивают предметы, цвет которых в природе известен. Цвет машины определяется в последнюю очередь, после того как дети пробуют соединить парами раскрашенные предметы. Только красному помидору нет пары. Значит, машины должна быть красной.

2. Признаки предметов. Форма.

Предлагаю рассмотреть форму предметов, поясняя, что предметы вокруг нас имеют сложную форму, потому мы будем изучать только простые формы, т.е. формы геометрических фигур. Ученики должны назвать формы геометрических фигур: круглая, треугольная и т.д.

Игра «Что такой формы?»

Учитель загадывает классу любую форму и предлагает детям назвать как можно больше предметов этой формы.

Круг – тарелка, часы, компас, колесо

Квадрат – кубик, коробка

Выигрывает тот ученик, кто последний назвал предмет данной формы.

*А есть предметы, у которых нет формы?

(если нет ответа, спрашиваю какая форма у воды, у молока, у воздуха).

Вывод: жидкие тела и газы не имеют формы.

Задание 2

Ученики должны определить форму предмета (вызванный ученик называет ее) и нарисовать предмет такой же формы. (через опрос выявить и обсудить всевозможные варианты).

Например: коробка прямоугольная, можно нарисовать прямоугольный конверт или флажок.

Монета – круглая, можно нарисовать солнышко, яблоко, грушу, зеркало и т.д.

Воздушный змей – треугольный, можно нарисовать треугольный флажок, пирамидку гору и т.д.

Физпауза игра «Карлики - Великаны»

По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Учитель тоже вместе с учениками выполняет все действия, но через некоторое время нужно начать делать ошибки.

Команды даются в разбивку и в разном темпе.

Можно устроить соревнование: ученики, сделавшие ошибку, садятся за парту, таким образом, останется победитель.

    Признаки предметов. Размер.

Каждый предмет имеет свой размер. Размеры предметов можно измерять при помощи линейки и других приборов. Но часто о размере просто говорят: большой, маленький, средний, очень большой, очень маленький.

Задание 3 по карточкам (самостоятельно)

Ученики должны сравнить клубки по размеру и раскрасить их требуемым образом. Можно оценить 2-3 работы.

    Признаки предметов. Материал.

Продолжаем описывать признаки предметов. Очень часто требуется сказать, из чего сделан некоторый предмет, т.е. назвать его материал.

Называем различные предметы, а ученики называют материал, из которого он сделан.

Карандаш – деревянный, тетрадь – бумажная, монета – металлическая, ручка – пластмассовая, лампочка – стеклянная.

Задание 4

Ученики определяют материал очередного предмета, а затем ищут предмет из того же материала и соединяют их цветной линией.

Ответы: лампочка – стакан, тетрадь – конверт, гвоздь – пила, дом – карандаш.

Какие еще признаки могут иметь предметы?

А какие предметы бывают по весу? (легкие, тяжелые, очень тяжелые)

Какие предметы бывают по вкусу?

Можно напомнить детям предметы: лимон (кислый), мед (сладкий), соль (соленая0, перец и чеснок (горький).

5. Общее название предметов.

А еще каждый предмет имеет вое название, например, шкаф, дом, чашка, платье. Но еще предмет может иметь общее название, которое обозначает целую группу предметов. И в эту группу и входит данный предмет.

Задание «Дай общее название»

    показываю картинки с однородными предметами. Дети должны дать этим предметам общее название, например «овощи».

    Перечисляю однородные предметы, а ученик придумывает общее название. Например, акула, щука, карась – рыба; роза, ромашка, тюльпан – цветы.

Задание 5

Ученики должны определить, по какому признаку, т.е свойству, предметы объединены в одну группу, и подписать этот общий признак.

Ответы: по цвету: голубые предметы

По форме: прямоугольные предметы

По материалу: деревянные предметы

По названию: игрушки.

Игра «Найди лишнего»

Учитель договаривается с классом, какие предметы он будет перечислять (например, фрукты). Далее, в процессе называния очередного предмета, дети или сидят спокойно или хлопают в ладоши.

Пример: яблоко, апельсин, булка, груша, арбуз, тыква, банан, абрикос, огурец.

Задание 6

Дети должны определить, по какому признаку ли по какой закономерности предметы собраны в группу, и выполнить требуемое действие, сохранив этот признак или закономерность.

Дети должны заметить, что:

Все предметы этой группы красные – значит ведро тоже красное

Все предметы из этой группы прямоугольные, кроме стола, значит он лишний

Дети должны проговорить вслух закономерность маленький средний большой, маленький, средний большой.

Все предметы в этой группе металлические, значит и нарисовать надо металлический предмет.

Данная группа имеет общее название «посуда», но утюг при этом является лишним.

Задание аналогично пункту 3, но решается в 2 этапа: определяем форму фигуры: треугольник – квадрат, треугольник – квадрат. Определяем ее цвет: красный – желтый – зеленый.

Задание 7 (самостоятельно).

Ученики должны найти и обвести группы предметов, которые обладают общим признаком. Дети по очереди называют выделенные ими группы. Желательно выслушать как можно больше различных ответов.

III. Итоги урока.

Что нового узнали о признаках предмета?

Изучать Признаки и Свойства Предметов , начинайте с совершенно не математических понятий. Признаки и свойства имеются совершенно у любых предметов.Что же такое признак предмета?
Признак предмета – это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина – машина – является предметом, а зеленый – это его признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Вы сами не замечаете как в быту и на улице, вы постоянно разговариваете и обсуждаете с ребенком свойства различных предметов. Например ваш малыш играет в конструктор и держит в руке прямоугольную деталь конструктора, желтого цвета, сделанную из пластмассы.Или он садится на табурет, квадратной формы сделанный из дерева.

Мы взрослые, помогаете ребёнку разобраться и понять все признаки и свойства окружающих нас предметов, объясняя разные категории – цвет, форму, размер, происхождение, назначение, материал изготовления и прочие признаки, по которым можно классифицировать предметы.

А как мы можем дать ребёнку возможность активно манипулировать признаками предметов?
Сегодня нам поможет для этого интересная игра, которую я нашла в компьютерной игре “Волшебные Феи. Скоро в школу”.



Игра выглядит в виде деревянного шкафа, у которого три полки: верхняя,нижняя и средняя полки.

Комплект цветов в горшках. Цветы подразделяются на три категории:цвет,размер,направление.
Распечатанный готовый материал, можно приклеить на картон.

Горшочки с цветами аккуратно разрезать, можно разрезать их на квадратные карточки или аккуратно разрезать по линии цветка (см. фото).Чтобы предметы игры быстро не портились я обклеила их широким скотчем с двух сторон. Горшочки с цветами стали гладкими и краска с них не облезет.

Как играть в игру Признаки и Свойства предметов.

Игра 1: Игра на изучение размеров.Попросите ребенка положить все большие цветы на верхнюю полку, маленькие цветы на нижнюю полку и средние цветы на среднюю полку.

Игра 2: Следующее задание на изучение цвета. Попросите ребенка положить на нижнюю полку – синие цветы, на верхнюю – красные цветы и на среднюю – желтые цветы.


Игра 3: Задания на изучение Левой стороны и Правой стороны. Попросите ребенка положить на нижнюю полку – цветы которые смотрят на право, на среднюю полку – цветы которые смотрят налево, и на верхнюю полку цветы – которые смотрят прямо (вверх).

Имея в руках такие замечательные карточки можно играть до бесконечности.

Игра 4: Чем старше малыш будет становиться, можно будет усложнять задание.Можно развивать память. Вы один раз называете задание и больше не повторяете его. Ребенок должен поставить цветы в горшочках на правильную полку и указать правильный признак.

Игра 5: Можно использовать цветы в горшочках в других логических играх. Например, продолжи ряд.
К примеру первый цветок самый большой, затем стоит маленький цветок,затем опять большой. Угадай какой цветок будет следующий.

Скачайте изображение шкафчика и комплект цветов в горшочках и играйте в игры на изучение Признаков и Свойств предметов.

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.

Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

https://pandia.ru/text/78/074/images/image002_75.jpg" width="84" height="101 id=">

И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.

https://pandia.ru/text/78/074/images/image004_49.jpg" width="223" height="149 src=">.jpg" width="510" height="127 src=">

А теперь назови как можно больше предметов:

а) красного цвета;

б) зелёного цвета;

в) чёрного цвета;

г) голубого цвета.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

https://pandia.ru/text/78/074/images/image008_22.jpg" width="76" height="101">

Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

Назови как можно больше предметов:

а) круглой формы;

б) овальной формы;

в) квадратных;

г) прямоугольных.

Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?

Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:


А теперь правильно назови большой и маленький https://pandia.ru/text/78/074/images/image016_25.gif" width="366" height="274">

А теперь попробуй с помощью обозначений https://pandia.ru/text/78/074/images/image019_9.jpg" width="71" height="101 src="> обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

- красное яблоко.

Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ


Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы , занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

1 загадкаhttps://pandia.ru/text/78/074/images/image032_3.jpg" width="141" height="95 src=">

3 загадкаhttps://pandia.ru/text/78/074/images/image034_2.jpg" width="133" height="86">

Задание 3.

Задание 4.


Задание 5.


Задание 6.

В каждом окошке найди нужный рисунок.

Значение тестирования детей дошкольного возраста.

Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей :

    во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

    во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг

    в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

Тест: "Переплетенные линии"

Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребенку рисунок, на котором изобра­жены,10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каж­дой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошиб­ки, сбои в работе и т.д. Большинство детей справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практи­чески без ошибок.

Тест: "Кольца"

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.

Для проведения теста необходима таблица с изоб­ражением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..

За 2 минуты ребенок просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улуч­шается.

Время, затраченное на задание - 4 минуты.

Тест: "Корректурная проба"

Выявление скорости распределения и переключения внимания, eг o объема и устойчивости, ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребе­нок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различ­ных элемента. Например: квадрат - поперечной чертой, круг - вертикальной, а звездочку - крестиком.

Фиксируется время выполнения задания. Большин­ство детей выполняют эти задания за 2-3 минуты.

Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Тест: "Что не дорисовано?"

Оценка целостности восприятия.

Покажите ребенку картинки с изображением зна­комых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано).

Фиксируйте время восприятия всех картинок и пра­вильность определения недостающих признаков.

Хороший результат для ребенка, если он най­дет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 ми­нуты.

Тест: "Найди квадрат"

Тест выявляет способность к дифференцирован­ному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 че­тырехугольников, среди которых 5 совершенно одинако­вых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличаю­щихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длин­нее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ребенку предлагается найти и показать все одинако­вые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квад­раты, то это свидетельствует о наличии у него способнос­ти к дифференцированному восприятию.

Тест: "Закрась фрукты"

Определение способности цветовосприятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов и цветные каранда­ши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствую­щий цвет.

Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др. предметов.

Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продол­жайте выполнять аналогичные упражнения.

Тест: "Пиши кружочками " и "Чтение схем-слов"

Оценка фонематического слуха.

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово "суп" надо изобразить тремя кру­жочками: 000. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследова­нию.

Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

Набор слов:

АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

00, 0000, 000, 000000, 00000

Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них - это хороший результат.

Предложите ребенку картинки, на которых нари­сованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и за­писаны схемы этих слов в виде кружочков (по количе­ству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово "волк" соответствует схеме из четырех кружочков, а слово "дом" - из трех.

Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рис. и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.

Ребенок все связи определяет правильно (до­пускается одна ошибка).

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

Тест: "Обведи контур"

Оценка наглядно-действенного мышления.

Предложите ребенку соединить прямыми линия­ми фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.

Задача заключается в том, чтобы делать это как мож­но быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Жела­тельно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисун­ках-образцах.

Оцениваются в итоге выполнения задания аккурат­ность, точность и скорость работы.

Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур - значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.

Тест: "Лишний предмет"

Оценка образно-логического мышления - умственных операций анализа и обобщения.

На рис. изображены различные пред­меты: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточ­ку и объясните ему, что из предметов, нарисованных на карточке, один - лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. Пос­ле этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум на 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления.

Тест: "Нелепицы"

Оценка образно-логического мышления.

Покажите ребенку картинку на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внима­тельно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисова­но неправильно. Когда ребенок будет называть эти неле­пые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше неле­пых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц - это хо­роший результат развития образно-логического мышле­ния.

Тест для оценки словесно-логического мышления:

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше - лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

Просят назвать время.)

9. Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка - это?..

    На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет ра­ботать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы:

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

3. Темно.

4. Зеленая.

5. Фрукты.

6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9. Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, ког­ти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

    Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

    Это инструменты.

    Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д..

    Гвоздь - гладкий, а винт – нарезной ; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.

    Виды спорта.

    Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).

    Три существенных признака как минимум :”Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д. ”.

    Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

    Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.

    Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ

Тест: "Картинки"

Оценка зрительной памяти - кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, ко­торые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок воспроизводит 7-8 предметов из 10.

Тест: "Запомни слова"

Оц енка слуховой памяти – кратковременной.

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тет­радь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Ребенок повторяет 5-6 слов. Это показа­тель хорошей кратковременной памяти.

Тест: "Запомни фразы"

Оценка смысловой памяти.

Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши

4) В небе летит самолет.

5) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те ф разы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обяза­тельно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

Тест для оценкипроизвольной образной памяти:

Покажите ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо ему знакомых, и карту, разделенную на 24 клетки.

Каждому изображению на карточке должны соответ­ствовать 3 изображения на карте: одно - идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью, тре­тье - схожее лишь общим силуэтом. Все три изображе­ния должны быть выполнены в одном цвете.

Перед ребенком кладут карту и говорят: "Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на нихнарисовано, и найди такую же картинку на большой кар­те". Время демонстрации одной карточки - 1-2 се­кунды.

Ребенок в основном справляется с этим зада­нием - показывает идентичное или схожее с общим си­луэтом изображение по 6-7 карточкам.

Тест: "Запомни рисунки"

Оц енка объема кратковременной зрительной па мяти.

Ребенку показывают рисунок с изображением разныхфигур, просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их все­го 9).

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.

В среднем дети узнают не менее 6-8 изобра­жений за 1 минуту.

Тест для оценкимеханической памяти и способности к осмысленному запоминанию.

Ребенку зачитывают пары слов (10) , которые он дол жен постараться запомнить.

Серия А:

ТАРЕЛКА- СУП

ПОЧТА- ПИСЬМО

ЗИМА -СНЕГ

БУЛКА–МУКА

КАРАНДАШ– БУМАГА

МАШИНА – ДОРОГА

МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ- КНИГА

САПОГ–НОГА

РЫБА-ВОДА

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысло вой памяти.

Серия Б:

Зачитываются другие пары слов (10) :

КНИГА - ОКНО

РУКА - ТУЧА

ВИЛКА - ДЕЛО

СОСНА - ЛОЖКА

СПИНА - ЛАМПА

КОРОВА - СТОЛ

ЯЩИК - ПАЛЕЦ

ЧИСЛО - КРЫША

НОЖИК - ЛЕТО

КОРЗИНА - СВЕЧА

Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил.

Осуществляется подсчет правильно воспроизведен­ных слов. Это показатель механической памяти.

Тест: "Узнай фигуры" .

Оценка способности к узнаванию

Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех после­дующих похожа на первую.

Это тренировочная проба, к дальнейшей работе пере­ходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок по­нял задание.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.

Хорошим считается результат, если ребенок справился со всеми задачами за 45-60 секунд . Пример картинок:

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Понятие и роль

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Виды исследований

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности - определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы - это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста младшего школьного возраста).

Методология

Весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение - изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа - даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей - анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента - предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей - наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования

Можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов - тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика личности

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Тест "Перенос кубиков"

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест "Лесенка"

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой - самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена - ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена - задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна - подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена - помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Тест "Кактус"

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: "Подумай немножко, у тебя получится". Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют "домашние" дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест "Включение в ряд"

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест "Классификация картинок"

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь - одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь - карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест "Поиск времени года"

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест "Найди отличия"

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест "Что было сначала, а что потом?"

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй - сыплет в ямку семена, на третьей - поливает ростки, на четвёртой - любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Готовность к школе

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест "Исключение из ряда или кто лишний?"

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест "Найди точно такой же"

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная - разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест "Запомни все предметы"

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.