» » Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева. Мир природы в лирике Ф.И

Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева. Мир природы в лирике Ф.И

В один из приездов в Россию, после восьми лет службы в русской миссии в Баварском королевстве, то есть осенью 1830 года Тютчев, внезапно вдохновлённый живописной картиной осеннего увядания природы, мгновенно набросал 12 строк великолепного, изумительного стихотворения «Осенний вечер» .

Пожалуй, его можно отнести к классическому романтизму. Невозможно причислить его к банальной пейзажной лирике, потому что настолько ажурна , затейлива и метафористична его философская канва . Блестящее выражение «кроткая улыбка увяданья», продолжено не менее блестящей рифмой «божественной стыдливостью страданья».

Прелесть увядающей осенней природы средней полосы проявляется в чарующем изобилии превосходнейших эпитетов : «багряных листьев», «зловещий блеск и пестрота дерев», «туманная и тихая лазурь» и других не менее выразительных. Но в то же время Тютчев использует эффект приглушения, пастельности красок в создаваемой им картине увядающей природы: кроткая, туманная, лёгкая, стыдливая. Вся палитра тютчевского произведения, с его “зловещим блеском” и “пестротой дерёв”, “багряным” цветом листьев, “туманной” лазурью, буквально пронизана предчувствием скорого и неумолимого приближения зимнего небытия: “…и на всём // Та кроткая улыбка увяданья… ”.

Но было бы крайне наивно, как уже говорилось выше, воспринимать стихотворение Тютчева как образчик пейзажной лирики. Это вовсе не так. Квинтэссенция описания природы большинством русских поэтов, в частности картин вечеров русской осени — показ их общей сути (причём, любимым временем суток в русской позии, является вечер, что ярко характеризует мироощущение русских поэтов: минорно-пессимистичного). Для русского поэта важна не трансляция эстетического впечатления, а осмысления его как природного феномена.

Декларируемая аналогия явлений природы и явлений жизни человека, свидетельствует о синтезе в творчестве Тютчева мира человека и мира природы. Это в чистом виде пантеистический взгляд. Тютчевская природа антропоморфна: она дышит, чувствует, грустит и радуется. Для Тютчева осень — кроткое страдание, болезненная улыбка природы.

Одним словом, изумительная красота осеннего вечера мотивирует Тютчева к обобщениям о человеческой судьбе и неземной сути страдания. Но чем великолепно это стихотворение Тютчева — это явно ощущаемой, хоть и никак не прописанной, радостью предстоящей очередной весенней реинкарнации, когда после зимнего сна природа вновь продемонстрирует непрерывность жизненного цикла, расцветив мир яркими и сочными цветами и оттенками.
При написании этого стихотворения Тютчев использовал пятистопный ямб и перекрёстную рифмовку .

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Октябрь 1830

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте . Фёдор Иванович Тютчев – русский дипломат, не лишённый поэтического романтизма и философского мировоззрения. Ему довелось жить в период расцвета русской литературы. И хотя сочинение стихов не были основным ремеслом Тютчева, он вошёл в литературу как замечательный поэт со своим собственным, неподражаемым стилем.

Разве найдётся русский, не знающий его знаменитые строки: «Умом Россию не понять…». Эта патриотичность, сила и мощь присуща во многих произведениях автора, даже когда речь идёт о любви или природе.

Родился великий романтик в ноябре 1803 году. Детство провел в Орловской губернии под присмотром старших родственников. Начальное образование было получено в домашних условиях. Федор тянулся к знаниям с самого детства, многие окружающие замечали незаурядный интеллект мальчика.

Обучением занимался поэт-переводчик по фамилии Раич. Он рассказывал Федору о литературе античности, а также об Итальянской культуре. К 12 годам Тютчев с легкостью переводил зарубежные издания различных писателей.

В 19-м году поэт решает продолжить обучение и поступает в Московский университет на факультет, посвященный развитию словесности. Именно здесь происходит его знакомство со многими влиятельными людьми. К стихотворениям, которые время от времени ложатся на бумагу молодой человек относится как к хобби.

Через два года он заканчивает учебу и устраивается на работу в коллегию по иностранным делам. Очень скоро получает новую должность и отправляется в Мюнхен в качестве члена дипломатической миссии. Европа понравилась Тютчеву. Здесь он заводит дружбу с Шеллингом, а также Гейне и переводит творения известных немецких классиков на русский язык. Здесь же он пишет многие произведения, которые в дальнейшем были напечатаны в России.

Главное событие, которое смогло сделать его известным, произошло в 1836 году. Именно в это время его произведения печатаются в журнале «Современник», который принадлежал Александру Сергеевичу Пушкину.

Из Европы Федор Иванович вернётся только в 44-м году. Он начинает работать в министерстве по иностранным делам в Москве. Через десять лет писателя назначают на новую должность в качестве председателя. Фёдор Иванович Тютчев является весьма значимой фигурой, его уважают и ценят. Он имел отличное чувство юмора, а также был прекрасным собеседником.

Анализ стихотворения «Осенний Вечер»

Данное произведение относится именно к тому периоду становления поэта, где Федор Иванович Тютчев только начал активно развиваться. Шедевр «Осенний вечер» относится к раннему творчеству. Создано стихотворение в далеком 30-м году девятнадцатого века. В момент написания автор находился на территории России во время очередного посещения родины.

Произведение «Осенний вечер» создано в духе изысканного и классического для того времени направления – романтизма. Шедевр отличается мягкостью и легкость, он существенно выделяется среди произведений о пейзажной лирике. В стихотворении Федора Ивановича читатель непросто видит осенний вечер, который является определенным феноменом натуральной природы. Автор описывает взаимосвязь натуральной природы и жизнедеятельности человека. Такие особенности придают строкам особенный и глубокий философский замысел.

Произведение Федора Ивановича Тютчева «Осенний вечер» представляет собой своеобразную развернутую метафору. Поэту понятны ощущения кроткой улыбки увядания осенней поры года. Он сравнивает ее с божеством и описывает в виде страдания человека, являясь прообразом нравственности.

Особенности стихотворения «Осенний вечер»

Классическое произведение Федора Ивановича Тютчева создано с использованием пятистопного ямба. Здесь имеется специфическая, свойственная автору, перекрестная рифмовка. Стихотворение относится к кратким произведениям и включает в себя лишь двенадцать строк. Все строки – это единственное в произведении предложение, являющееся сложноподчиненным. Читается оно на одном дыхании, как многие шедевры Федора Ивановича. Для соединения всех деталей сюжета, который окружает лирического героя, использовано словосочетание про кроткую улыбку увядания.

Натуральная природа в произведении описана в виде многоликой и постоянно изменчивой стихии. Здесь присутствует огромное разнообразие красок и звуков. Автор максимально качественно передал читателю практически неуловимые очаровательные моменты, связанные с сумерками в осеннее время года. Именно в это время специфическое вечернее солнце способно напрочь изменить весь лик земного шара. Краски при этом становятся максимально яркими и насыщенными. Это интересно и в описании лазури, багряности листвы, особенного блеска, а также пестроты деревьев. Полупрозрачная дымка смягчается с помощью изысканных эпитетов. К примеру, туманность и легкость.

В стихотворении «Осенний вечер» автором создается классическая картина натуральной природы в осенний период года. В этом поэту помогают синтаксические сгущения, которые способны соединить воедино множественные средства, олицетворяющие художественную выразительность. Стоит рассмотреть основные из них:

» Грация. Она изображается в словах изнеможение и ущерб.
» Олицетворения. К примеру, томный шепот осенней листвы.
» Метафора. Таких словосочетаний множество, к примеру, зловещность блеска, а также увядающая улыбка.
» Эпитет. Яркие представители таких средств выразительности – это умильная, кроткость, стыдливость, туманность.


Последний пункт из вышеописанного списка средств выразительности в произведении «Осенний вечер» особенно развит. Эпитеты могут быть различными как по структуре, так и по особенному значению. Стоит рассмотреть основные типы, которые описываются в стихотворении:

» Синтетические. К этому виду относится зловещий блеск и пестрота природы.
» Цветовые. Описание багряности листвы.
» Сложные. Это словосочетания, написанные через дефис, к примеру, грустно-сиротеющая натуральная природа.
» Контрастные. Это и умильная, по-особенному таинственная прелесть, зловещее сияние, туманность и тишина лазури, порывистость ветра и его холодность. Эти средства выразительности максимально качественно передают состояние природы, которое является на тот момент переходным. Это своеобразное прощание лирического героя с осенью и предвкушение морозной поры года.

Особенности натуральной природы в стихе «Осенний вечер»


Состояние натуральной природы в произведении преподносится читателю с особенной чувственностью. В этом Федору Ивановичу помогает используемая в строках своеобразная аллитерация. Она позволяет сделать максимально естественным эффект падающей или шепчущей листвы, а также дает почувствовать, свежее дыхание ветра, который описан, как порывистая и холодная стихия.

Автор в своих произведениях использует специфическое пантеистическое описание пейзажей. Натуральная природа в произведении Федора Ивановича «Осенний вечер» максимально очеловечена. Осень как будто живое существо способна дышать, чувствует окружающее ее пространство, испытывает особенную радость и грусть от тех или иных жизненных моментов. Осень Тютчевым воспринимается в качестве определенного страдания, об этом говорит болезненная улыбка.

Великим романтиком не отделяется особенный мир природы от особенностей жизнедеятельности простого человека. Между данными образами присутствует особенная параллель, которая создается в основном с помощью специфического эпитета, где осень описывается грустно-сиротеющей. Автор делает акцент на теме прощания.

В стихотворении «Осенний вечер» присутствует максимально легкая грусть природы, которая навевает предчувствие скорого прихода зимнего времени года. Эти ощущения смешиваются с особенной радостью, ведь времена года имеют свою цикличность и за зимним периодом обязательно произойдет возрождение, которое запестрит яркими и сочными красками.

В стихотворение Тютчева описано единичное мгновение. Автор старался создать у читателя уникальное впечатление, вмещающее в себя особенные мысли и ощущения, а также полную бесконечность, связанную с собственным жизненным путем. В произведении приводится сравнение осеннего периода года с исключительной духовной зрелостью, когда человек обретет мудрость. Он советует прожить жизнь мудро и ценить практически каждое мгновение.

Тютчев является одним из великих русских поэтов XIX века, тонко чувствовавшим красоту окружающей природы. Его пейзажная лирика занимает значимое место в отечественной литературе. «Осенний вечер» - стихотворение Тютчева, соединившее в себе европейские и русские традиции, по стилю и по содержанию напоминающее классическую оду, хотя его размеры куда скромнее. Федор Иванович увлекался европейским романтизмом, его кумирами были и Генрих Гейне, поэтому его произведения выдержаны в этом направлении.

Содержание стихотворения «Осенний вечер»

Тютчев оставил после себя не так уж много произведений - около 400 стихов, потому что всю жизнь занимался дипломатической государственной службой, на творчество практически не оставалось свободного времени. Но абсолютно все его работы поражают красотой, легкостью, точностью описания тех или иных явлений. Сразу видно, что автор любил и понимал природу, был очень наблюдательным человеком. «Осенний вечер» Тютчев написал в 1830 году во время командировки в Мюнхен. Поэту было очень одиноко и тоскливо, а теплый октябрьский вечер навеял ему воспоминания о родине, настроил на лирико-романтический лад. Так и появилось стихотворение «Осенний вечер».

Тютчев (анализ показывает наполненность произведения глубоким философским смыслом) не изъяснялся с помощью символов, в его время это было не принято. Поэтому поэт не связывает осеннюю пору с увяданием красоты человека, угасанием жизни, завершением цикла, делающего людей старее. Вечерний сумрак у символистов связан со старостью и мудростью, осень навевает ощущение тоски, но Федор Иванович попытался в осеннем вечере найти что-то положительное и прелестное.

Тютчев просто хотел описать открывшийся его взору пейзаж, передать свое видение этой поры года. Автору нравится «светлость осенних вечеров», на землю опускаются сумерки, но грусть озаряется последними лучами солнца, которые дотронулись до верхушек деревьев и осветили листву. Это Федор Иванович сравнил с «кроткой улыбкой увядания». Поэт проводит параллель между людьми и природой, ведь у человека подобное состояние называется страданием.

Философский смысл стихотворения «Осенний вечер»

Тютчев в своем произведении не проводил разделения между живой и потому что он считал все в этом мире взаимосвязанным. Люди очень часто даже неосознанно копируют какие-то поступки или жесты, которые видят вокруг. Осенняя пора тоже отождествляется с человеком, ассоциируется с его духовной зрелостью. В это время люди запасаются знаниями и опытом, осознают ценность красоты и молодости, но не могут похвастаться чистым взглядом и свежим лицом.

«Осенний вечер» Тютчев написал с легкой грустью о безвозвратно ушедших днях, но в то же время с восхищением совершенства окружающего мира, у которого все процессы цикличны. У природы нет сбоев, осень навевает тоску холодным ветром, срывающим желтые листья, но за ней придет зима, которая покроет все вокруг белоснежным покрывалом, затем земля проснется и запестрит сочными травами. Человек же, переживая очередной цикл, становится мудрее и учится наслаждаться каждым мигом.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев "Осенний вечер"

Поэзия Ф. И. Тютчева занимает почетное место среди отечественной пейзажной лирики. В его стихах гармонично слились два стиля: русский и классический европейский. Произведения Федора Ивановича можно сравнить с традиционными одами Гёте, Гейне, Шекспира по стилю, содержанию, ритмике. Но они намного скромнее в размерах, что придает глубину и емкость текстам.

У Тютчева любимым временем суток был вечер. В его лирике достаточно много стихотворений, посвященных этому периоду. Вечер в поэзии Тютчева многогранный, таинственный, волшебный. А природа одухотворена, наделена человеческими чертами, мыслями, эмоциями. Одним из таких стихотворений становится «Осенний вечер».

Пейзажная зарисовка была написана в 1830 году. Причисляется исследователями к ранней лирике поэта. Был относительно спокойный, но не самый радостный период в жизни автора. Недавно заключен официальный брак с первой супругой. Свободолюбивого молодого мужчину захлестнул семейный быт. Угнетала также жизнь вдали от Родины. Тютчев чувствовал тоску по беззаботной юности.

Миниатюра родилась у поэта, когда он гостил в родных краях, ненадолго посетил Россию. И стала ярким примером классической поэзии романтизма. Русский октябрьский вечер пробудил ностальгию, навеял тоску. В явлениях природы автор ищет аналогию с событиями человеческой жизни. Намекает, что все циклично у людей, как смена времени суток и сезонов. Рассуждения придают стихотворению глубокий философский характер.

Природа у Тютчева реальна, насыщена красками и звуками. Использован излюбленный прием автора – метод художественного параллелизма. Здесь ему помогают инверсии: «багряные листья», «холодный ветер порою».

Стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение, уложенное в 12 строк, одной строфой. По смыслу, ритмике и стилю текст делится на три части. В первой части размеренный темп, идет рассуждение о том, как прекрасны осенние вечера. Создается романтический настрой.

Вторая часть напоминает читателю, что упоение продлится недолго. Все мимолетно. Впереди ледяные ветры, снежные бури. Идет нагнетание обстановки, меняется ритм, ускоряется темп прочтения. От центральной части текста веет зимним холодом. Она резко контрастирует с введением. Использован прием антитезы.

Третья часть носит философский характер. Присутствует сравнение человеческого существования с тем, что происходит в природе. Использованы олицетворения с мрачной окраской: «кроткая улыбка увяданья», «стыдливость страданья». Все детали создают образ увядающей, засыпающей природы. Автор приходит к выводу о цикличности бытия.

Трехфазность композиции не вносит дисгармонии в восприятие текста. Нет резких эмоциональных скачков в повествовании. Стихи написаны пятистопным ямбом. Использована перекрестная рифма. Что придает размеренности, певучести тексту. Лирическими героями становятся рассказчик и сама природа.

Произведение стало ярким примером своеобразной натурфилософской поэзии Федора Ивановича. Пейзаж и философия слиты воедино, дополняют друг друга. Осень для поэта – символ духовной и возрастной зрелости. Время сбора урожая не только с полей, но ментального тоже. Период, когда подводят итоги.

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, наталкивает на размышления. Оно учит ценить каждое мгновение. С одной стороны, важно любить лето, тепло, счастье, потому, что потом наступит холод, метель. С другой – поэт обращает наше внимание на то, что каждое время прекрасно, уникально по-своему. Нужно учиться видеть красоту в простых вещах.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Осенний вечер"

Стихотворение Федора Тютчева «Осенний вечер» погружает читателя в удивительное состояние созерцательности, ожидания перемен легкой тревоги, грусти и надежды.

В начале стихотворения автор погружен в лирическое настроение. В первых двух строчках он отмечает прелесть, покой и тишину осеннего заката, наполненного тихим таинственным светом. Поэт умиляется, наблюдая мирную и, одновременно, исполненную тайного смысла картину увядания дня и жизни.

Но, уже к третьей строке, настроение поэта меняется. В закатном свете, падающем на листву, в ее колебании от легкого движения воздуха, ему видится скрытая угроза. Эффект тревожности достигается с помощью использования звукописи (зловещий блеск, пестрота, шелест) - обилие шипящих и свистящих создает резкий внезапный контраст с первыми строчками, а описания цвета (блеск, пестрота, багряный) лишь добавляет нотки беспокойства. Картинка, казалось бы, статичная, на самом деле наполнена внутренним напряжением, тревожным ожиданием чего-то неотвратимого.

Однако, в следующих двух строчках автор снова описывает покой, тишину, неподвижность. Солнце зашло, и на смену багряно-оранжевому свету приходит лазурь, а блеск последних лучей солнца заменяет легкая дымка тумана. На место неосознанной тревоги приходит более ясная грусть от расставания с дневным светом и летним теплом, олицетворяющими саму жизнь. Поэт и природа, окружающая его, готовы безропотно погрузиться в зимнюю летаргию.

Из покорного, сонного и неподвижного состояния их выводят внезапные порывы холодного ветра, предвестники будущей суровой зимы. Но обещание испытаний в будущем, тем не менее, вселяет в автора и читателя оптимизм и надежду на возрождение жизни.

Поэтому последние четыре строчки, в которых звучат слова увядание, страданье, изнеможение и ущерб, не вызывают тех печальных чувств, которые заложены в их смысл. Неизменность природных циклов дарит поэту, чувствующему себя и все человечество одним целым с миром природы, уверенность в собственном бессмертии, ведь за осенним увяданием и зимней неподвижностью обязательно последует весеннее пробуждение, так же, как утро, которое непременно наступит, когда закончится ночь.

Стихотворный размер текста - пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Небольшое по объему, оно насыщено яркими, разнообразными эпитетами, выражающими противоположные состояния, емкими образами, глубоким философским смыслом, внутренним движением. Резкая картинка сменяется размытой, свет - сумраком, тревога - покоем, на смену тишине приходит звучание и наоборот. Мастерство поэта выражается в том, как он вместил в небольшой объем такую массу чувств, мыслей и образов, не перегрузив композицию. Стихотворение осталось легким, воздушным, читается на одном дыхании и оставляет легкими чувства после прочтения.