» » Индия после 2 мировой войны кратко. Независимое развитие индии после окончания второй мировой войны

Индия после 2 мировой войны кратко. Независимое развитие индии после окончания второй мировой войны

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке и во внутреннем положении Индии. Экономика, в особенности сельское хозяйство, переживала кризис. Длительный колониальный гнет привел к нищете и разорению широких масс. Резко обострилось противоречие между тенденцией к самостоятельному развитию Индии и колониальным господством Англии, что вызвало подъем мощного антиимпериалистического движения с лета 1945 г. В нем объединились основные слои населения, а во главе в силу исторических обстоятельств оказалась национальная буржуазия, интересы которой представлял Индийский национальный конгресс (ИНК). Несмотря на его стремление ограничить выступления рамками «ненасильственной борьбы», в стране развернулось движение протеста против посылки индийских войск в Индокитай и Индонезию, кампания защиты Индийской национальной армии. В начале 1946 г. это движение захватило армию и флот, госаппарат. В нем проявилось единство религиозных общин, национальностей и политических течений. Выборы в Центральное и провинциальные законодательные собрания (конец 1945-начало 1946 г.) оказались для англичан неудавшимся политическим маневром с целью разжечь индусо-мусульманский конфликт. Однако в результате политики противопоставления религиозных общин и нежелания предоставить Индии полную независимость 1946 г. стал временем кровавых столкновений, и Мусульманская Лига объявила начало «прямой борьбы» за Пакистан.
С февраля по июнь 1947 г. англичане предложили новую декларацию об Индии и «план передачи власти Индии». После того, как план обрел юридическую силу в качестве Закона о независимости Индии (15 августа 1947 г.), на смену прежней колонии пришли два доминиона – Индийский Союз и Пакистан. Разделенные по религиозному признаку, они с самого начала оказались резко враждебными. Само их размежевание происходило в обстановке обострившейся вражды, жестоких гонений и кровавой бойни, стоившей едва ли не миллионов человеческих жизней (только в Пенджабе резня и погромы унесли около 500 тыс. человек). Ситуация была усугублена тем, что княжествам (562) давалось право свободы выбора, вследствие чего ряд князей на территории Индии (большинство их были мусульманами) выразили желание – вопреки воле населения княжества, по преимуществу индуистского – присоединиться к Пакистану. Это потребовало вооруженного вмешательства правительства Индийского Союза. Раздел вызвал многомиллионный поток беженцев и взрыв националистических и шовинистических настроений. Жертвой их стал пытавшийся погасить страсти М.К.Ганди, убитый в 1948 г. членом религиозно-националистической группировки Хинду Махасабха. Нелегкой задачей была перестройка экономики каждой из частей прежде единого организма: к Пакистану отошли богатые сельскохозяйственные районы, дававшие хлопок и джут для текстильных предприятий Индии. Стране не хватало своего хлеба. Промышленность оказалась в зависимости от иностранного оборудования и капитала.
1949 г. прошел под знаменем подготовки конституционных реформ. Они были оформлены Учредительным собранием в качестве конституции новой Индии, вступившей в силу в январе 1950 г. Была провозглашена Республика Индия, которая при этом оказалась членом Британского содружества наций, т.е. сохраняла привычные связи с прежней метрополией. На первых выборах в центральный парламент и законодательные собрания штатов (1951–1952 г.) почти три четверти мест получил ИНК – с тех пор почти бессменная правящая партия. Возглавил правительство Дж.Неру (1947–1964 г.).
Индия развивалась по капиталистическому пути. Цивилизационный фундамент здесь оказался принципиально неблагоприятным для экспериментов в марксистско-социалистическом духе, притом, что в Индии есть две влиятельные компартии, одна из которых многие годы провела у руля правления штата Бенгалия. Зато занесенные в Индию англичанами демократические традиции хорошо вросли в местную структуру. В Индии стала реализовываться рожденная Дж.Неру концепция «общества социалистического образца». Она включала в себя смешанную экономику при приоритете госсектора, демократическое единство сильного центра и наделенных широкими правами регионов, плановость народного хозяйства (пятилетки с 1951г.), плюрализм общественной мысли.
Общая оценка преобразований 50 – начала 90-х годов – это путь к компромиссу, преобразованиям социал-реформистского толка. Все в концепции оказалось жизненным и придало развитию Индии устойчивую динамичность.
Первой серьезной реформой была аграрная. Суть ее сводилась к ликвидации слоя посредников-заминдаров и к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Результатом реформы было сокращение доли арендаторов и превращение основной части крестьян в землевладельцев. При поддержке государства шло развитие кооперации, призванной уменьшить в стране влияние ростовщиков. В 60–70-е годы аграрные преобразования были дополнены серией передовых агротехнических методов и приемов, связанных с «зеленой революцией» и имевших целью резко усовершенствовать сельскохозяйственный процесс. С 1978 г. Индия перестала импортировать продовольствие и достигла полного самообеспечения. В наши дни страна в основном справляется с продовольственной проблемой, хотя при этом значительная доля ее населения питается крайне скудно.
В основу экономической политики были положены два важнейших принципа: развитие госсектора в промышленности и плановое ведение народного хозяйства. С 70-х годов развивается прямое сотрудничество с частным капиталом, происходит сращивание двух секторов. Главными направлениями экономической политики всех правительств ИНК были: а) усиление государственных капиталовложений в базовые отрасли промышленности; б) ослабление государственного регулирования частного сектора; в) упрочение национальной валютной системы и финансов, укрепление национального рынка. В целом к середине 60-х годов объем промышленного производства вырос в 2,5 раза. С 1980 по 1991г. рост экономики составлял ежегодно 5,4%. Индия вышла в ряд индустриально-аграрных стран. Вместе с тем в этом процессе проявились и негативные явления: рост бюрократии, недостаточная эффективность ряда предприятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение острых социальных проблем.
Ориентация на капиталистическое развитие гармонично сочеталась в республиканской Индии с генеральными установками в сфере политической и правовой, корнями уходящими в классическую вестминстерскую парламентарно-демократическую систему власти. В соответствии с конституцией Республика Индия – это союз, который включает 25 штатов и 6 союзных территорий. Законодательная власть принадлежит двухпалатному общеиндийскому парламенту, а в штатах – законодательным собраниям; исполнительная власть в руках общеиндийского совета министров в Дели и правительств штатов во главе с главными министрами. Формально президент считается верховным главой исполнительной власти страны, фактически власть в руках премьера.
Политический процесс в стране основан на состязательности партий с полной свободой для партийных коалиций. Общеиндийским языком по-прежнему считается английский. Попытка сделать таковым в 1965 г. хинди не могла быть осуществлена, ибо этому энергично противодействовал ряд южных штатов, для которых хинди является чужим. Так как большинство людей неграмотны, важную роль в борьбе за избирателей играют символы. Для ИНК это изображение священной коровы. Партиям трудно объединить людей вокруг идеологического вопроса, т.к. общество еще расколото по многим признакам.
Избирательные кампании свидетельствовали об устойчивости симпатий основной массы избирателей: при наличии коммунистического левого (с1964 г. – две компартии с примерно равными силами) и религиозно-коммуналистского правого крыла основная доля голосов избирателей приходилась на центр. Он был представлен, прежде всего, ИНК, позже и коалицией оппозиционных ему группировок типа «Джаната парти», находившейся у власти в 1977–1979 г. Если не считать этого небольшого промежутка, все остальные годы во главе Индии стояло правительство ИНК, которое после смерти Неру (1964 г.) возглавляла его дочь Индира Ганди (1966–1977, 1980–1984 г.), а после ее убийства – ее сын Раджив Ганди (1984–1991г.). Нередки были обострения внутриштатных политических противоречий на национальной, религиозной или иной основе, для решения или погашения которых Дели обычно вводила президентское правление (за время независимости более 116 раз).
В середине 60-х годов нарастает внутренняя нестабильность в стране. Критику вызывает позиция ИНК по социальным вопросам, усиливается крестьянское движение, активизируются правые группировки в ИНК. Стремясь восстановить популярность Конгресса, И.Ганди выступила за новые реформы: поощрение мелкого производства, расширение госсектора, национализация крупных банков и оптовой торговли, ограничение монополий, снижение земельного максимума и др. В 70-е годы прогрессивные реформы были продолжены, однако, вскоре проявилось влияние бюрократии и снижение эффективности госсектора. Политическое развитие было следствием острой экономической депрессии, поляризации классовых сил, половинчатости прогрессивной экономической программы, неспособности правительства решить основные проблемы страны: сокращение безработицы, наделение крестьян землей, согласование интересов государства и окрепшей монополистической буржуазии. Все это поколебало авторитет ИНК и впервые привело к поражению в 1977 г. партий консервативного толка. В 1980 г. он восстановил свои позиции и вернулся к руководству в общеиндийском масштабе.
В 80-е годы экономическое развитие Индии замедлилось, обнаружились негативные последствия протекционизма, монополизация внутреннего рынка промышленными кланами, инфляция, неконкурентоспособность индийских товаров, бюрократизация управленческого аппарата, неэффективная работа предприятий госсектора. В 1990 г. внешний долг составил 70 млрд. долларов, приток иностранных капиталов сократился на 59%. Заметные успехи 90-х годов связаны с реализацией с 1991г. радикальной экономической программы. Основными положениями ее являются либерализация политики в отношении иностранного и национального капитала, реформа госсектора. Пик положительных тенденций пришелся на 1995– 1996 г.– темпы роста промышленного производства увеличились на 12,4%. Во второй половине 90-х годов экономические темпы замедляются, продолжается застой капиталов, не решена проблема низкой производительности труда и реформы госсектора. Правильные экономические решения не дали результатов на микроуровне, поэтому в начале ХХI в. главной целью провозглашен «экономический рост и справедливость» (вложения в социальную сферу и инфраструктуру).
Современная Индия владеет высокими технологиями, является крупным производителем и экспортером программного обеспечения – 140 из 500 ведущих компаний мира удовлетворяют свои потребности в этом за счет экспорта из Индии. Страна занимает третье место в мире по численности научно-технических кадров, пятое – по объему сельскохозяйственного производства и по ВВП. В середине 90-х годов заняла второе место в мире по экспорту пшеницы, достигла самообеспечиваемости основными продуктами питания. В 1998 г. стала ядерной державой. Сейчас индийская экономика входит в число 10 самых быстроразвивающихся в мире.
В 80-е годы прежняя структура власти уже не соответствовала новой расстановке социально-классовых сил, все более заметны изъяны в политической жизни (коррупция, нарушения демократии), росло влияние радикализма и популизма, поддержку масс получали новые политические партии. В 1989 г. ИНК уступил власть коалиционным правительствам. Это свидетельствует о появлении в последние 10–15 лет тенденции (пока не завершившейся) создания действительно многопартийной структуры власти вместо доминирования одной партии. В 90-е годы Индия окончательно перешла к коалициям – осенью 1999 г. на выборах в парламент большинство получил правоцентристский Национальный демократический альянс (24 партии). Начался переход партий от конфронтационной к соревновательной политике. Актуализировалась проблема консолидации общества. Сохранение регионального коммунализма и регионализма мешают укреплению патриотизма. Последние годы показали быстрый рост влияния индуистских партий.
На развитие современной Индии существенное влияние оказывают сохраняющиеся серьезные проблемы. Важнейшая из внутренних – это религиозная рознь. Несмотря на раздел 1947 г., в республике проживают 106 млн. (11,4% населения) мусульман. Большую и влиятельную общину составляют сикхи (2%) и буддисты (0,7%). Этнорегиональные конфликты накладываются на давние территориальные споры, перерастая в ожесточенную сепаратистскую и террористическую борьбу. Индо-мусульманские столкновения и борьба сикхского меньшинства вначале за политическую автономию, а затем и за собственное независимое государство Халистан (отделение Пенджаба от Индии) являются практически неразрешимыми проблемами. Переход к вооруженной борьбе экстремистских сикхских организаций в 80-е годы привел к убийству ими И.Ганди (31 октября 1984 г.), что вызвало новую волну насилия и жертв. Акты террора продолжались и в 90-е годы, несмотря на попытку властей найти политическое решение пенджабского кризиса. Источником политической нестабильности для всей Индии остается в XXI в. проблема штата Джамму и Кашмир. Сепаратистские группировки добиваются создания здесь независимого государства. Проблема осложняется претензиями на этот штат со стороны Пакистана, в составе которого находится 1/3 его территории. Взаимная неуступчивость и жесткие позиции двух стран делают спор одним из самых опасных пограничных конфликтов в мире и не раз ставили соседей на грань войны (1947, 1965, 1971, 2001г.). К этим конфликтам может быть добавлена напряженность, которая возникла в 80-е годы на крайнем северо-западе Индии, в Ассаме и других районах, где беженцы-мигранты из Бангладеш создают серьезную нестабильность. Проблемы создают и сепаратистские настроения тамилов на юге и некоторых племенных групп пригималайского района. Точного числа сепаратистских группировок не знает никто (в Индии «говорят» на 179 языках и 544 диалектах). Усилению с конца 80-х годов религиозного фанатизма и межпартийных распрей способствовала эволюция идеологии национализма. После завоевания независимости Индии в национализме отдельных наций уже начали проявляться гипертрофированные национальные амбиции, сепаратизм.
Другая группа проблем, внешне менее острая, но чреватая далеко идущими последствиями – демографическая. Быстрый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Наиболее тяжкие его последствия, прежде всего, голод были смягчены успехом «зеленой революции» и фермерского хозяйства (Пенджаб). Попытки решить ее ускоренными темпами, с административным нажимом, результатов не дали, более того, привели И.Ганди к поражению в 1977 г. Несмотря на реализацию программы по ограничению рождаемости, демографический прирост все возрастает – в ХХI в. Индия вступила миллиардной страной.
К числу внутренних относится проблема каст. Государство сделало много для искоренения кастового неравенства: за дискриминацию на кастовой основе вводилось уголовное преследование, за представителями низших каст забронированы квоты в вузах, госучреждениях (по конституции 1950 г. –– 27% мест). Вместе с тем попытка распространить такое проявление социальной справедливости и на промежуточные касты (52% населения) вызвало массовое недовольство и политический кризис 1989-1990 г. Касты играют ту же роль, что и в прошлом – роль стабилизирующего фактора. Однако более значима консервирующая функция касты и общины, явно противостоящая задачам развития страны. Со временем эта функция ослабнет, а развитие возьмет свое. Однако остаются вопросы – сумеет ли общинно-кастовая Индия в случае демографического взрыва прокормить страну, явно не успевшую превратиться к тому времени в фермерскую?
Наиболее сложными проблемами являются чрезвычайная плотность населения, истощение природных ресурсов, безработица, вопиющие социальные контрасты, нерешенность аграрного вопроса (50–55% хозяйств носят деградирующий характер), растущий водный дефицит (80% населения не имеет доступа к
питьевой воде), узость «среднего класса» (20 – 25%) при массовой бедности, неграмотность населения (48%) и др.
Существенным элементом внешней политики Индии в 50– 60-ые годы стали неприсоединение к военным блокам и стремление к консолидации молодых независимых государств. Внешнеполитическая позиция страны во многом объясняется и геополитической конфронтацией сил в Азии, в частности, конфронтацией с КНР и ее союзником – Пакистаном. Это привело в свое время страну, декларировавшую независимость, нейтралитет и неприсоединение в качестве принципиальных основ политического курса, к тесному союзу с СССР. Их сотрудничество способствовало укреплению государственной экономики Индии и заключению важных договоров о мире, дружбе и сотрудничестве, включая Делийскую декларацию 1986 г. С распадом СССР его место заняла Россия. С 1995 г. возрастает внимание к сотрудничеству с Республикой Беларусь.
Внешняя политика в 70–90-е годы преследовала четыре основные цели: укрепление безопасности страны, реализация экспансионистских амбиций в Южной Азии (что привело к устойчивой конфронтации в системе региональных отношений), усиление влияния среди государств мирового сообщества (становится формирующимся центром мировой политики, но без превращения в супердержаву) и установление оптимальных внешних связей для создания благоприятных условий для модернизации экономики.
С середины 90-х годов реализуется новый внешнеполитический курс – нормализация отношений с большими и малыми странами. В 1995 г. с созданием ассоциации «Индоокеанское кольцо» Индия стремится стать одним из региональных лидеров. После распада военных блоков потеряла смысл позиция неприсоединения к ним. Поэтому особое значение приобрела «свобода принятия самостоятельных решений» (Дж.Неру). Несмотря на статус доминирующей в регионе державы с военно-политическими функциями, Индия неоднократно подтверждала свою роль гаранта политической стабильности. Хорошо известно миролюбие Индии, завидная для всего развивающегося мира внутренняя стабильность. Индия не знакома ни с политическими переворотами, ни с попытками армии играть политическую роль, ни с чересчур острыми социальными конфликтами. За Индию никто и никогда не вел и не ведет борьбу. Это объясняется тем, что здесь никогда не было вакуума власти, а государство со стабильным политическим курсом устойчиво и надежно, всегда опиралось на привычные нормы существования и отвечало в своей политике этим нормам.


В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно- полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация. В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно- полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.


Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели. Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели. Образовались два государства: Индия и Пакистан. Образовались два государства: Индия и Пакистан.


Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (,) и его внук Раджив Ганди (). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК. Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (,) и его внук Раджив Ганди (). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК.


За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно- командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%. За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно- командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%.


Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%. Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%.


Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов. Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов.


Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны. Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны.



Провозглашение независимостиВ
июне
1947
была
достигнута
окончательная
договоренность,
позволившая
британскому
парламенту
принять Закон о независимости Ин-дии,
который вступил в силу 15 ав-густа 1947. В
этом документе изла-гались принципы
раздела, согласно ко-торым ряду областей
предоставля-лась
возможность
определиться – вступать в Индийский Союз
или Па-кистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на само-управление
с правом выхода из Содру-жества.
Прекращался
также
сюзе-ренитет
английской монархии над индийскими
княжествами,
а
также
действие
заключенных с ними догово-ров. Население
Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба
сделало выбор в пользу Пакистана, а
жители Запад-ной Бенгалии и Восточного
Пенджаба высказались за вхождение в
состав Индийского Союза.
Провозглашение
независимости
Индия после обретения независимости

Последствия раздела

Сразу после обретения незави-симости в
Индии
было
сформи-ровано
правительство во главе с премьерминистром Дж. Неру. В стране произошли
беспрецедент-ные столкновения между
индусами, мусульманами и сикхами.
Происхо-дило
массовое
переселение
мусуль-ман в Пакистан, а индусов в
Индию. К межобщинной неприязни и
столк-новениям добавились экономические
и
политические
трудности,
вызванные
разделом.
Железные
и
автомобильные дороги и системы
оросительных каналов были пере-резаны
государственными
грани-цами,
промышленные предприятия оторваны
от
источников
сырья,
разобщены
гражданские службы, полиция и армия,
необходимые
для
обеспечения
нормального управле-ния страной и
безопасности граж-дан. 30 января 1948,
когда нару-шения общественного порядка
пош-ли на спад, индусом-фанатиком был
убит Ганди.
Последствия
раздела
Джавахарлал Неру

Последствия раздела

Правители 555 княжеств должны были
решить, вступать им в сос-тав Индии
или Пакистана. Мирная интеграция
подавляющего боль-шинства малых
княжеств не вызва-ла осложнений. Но
мусульманинни-зам, стоявший во главе
самого бо-гатого и многонаселенного
княже-ства Хайдарабад, где численно
пре-обладали индусы, заявил о своем
желании править независимой суверенной страной. В сентябре 1948 в
Хайдарабад были введены индий-ские
войска, и под давлением цент-рального
индийского правитель-ства низам
подписал соглашение о вступлении в
состав Индийского Союза.
Княжество Хайдарабад

Последствия раздела

Серьезная ситуация возникла и на севере,
где правителем Джамму и Кашмира,
территории
с
преиму-щественно
мусульманским
населени-ем,
был
магараджа-индус.
Пакистан
оказывал
экономическое давление на княжество,
чтобы добиться его при-соединения. В
октябре 1947 около 5000 вооруженных
мусульман всту-пили в пределы Кашмира.
Остро нуж-давшийся в помощи магараджа
под-писал документ о включении княжества в состав Индии. Индия обви-нила
пакистанскую сторону в агрес-сии и
передала вопрос о Кашмире на обсуждение в
Совет безопасности ООН. В ООН было
решено
признать
в
качестве
демаркационного рубежа фактическую
линию прекращения ог-ня по ее состоянию
на 1 января 1949. 17 ноября 1956
Учредительным соб-ранием Кашмира была
принята Кон-ституция, в соответствии с
кото-рой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии.
Последствия раздела
Спорная территория Кашмир

Последствия раздела

Отношения с Пакистаном стали главным
вопросом внешней политики Индии.
Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал
Индии занять роль лидера в Движении
неприсоединения. Когда премьер-министр
Индии Дж. Неру отказался сотрудничать с
США в деле борьбы с советской экспан-сией,
американцы заключили военный союз с
Пакистаном. Это заставило индийское
руководство расширить контакты с
Китаем и СССР. Индий-ско-советские связи
заметно
окрепли
после
заключения
крупного торгово-го договора 1953 и
обмена визитами руководителей двух
государств.
СССР
приветствовал
индийскую политику неприсоединения,
которая совпадала с его стратегической
линией на огра-ничение влияния США в
Афро-Азиат-ском регионе.
Последствия раздела
1954 г. Встреча Дж. Неру.
Слева И. М. Харченко.

Развитие и реформы

26 января 1950 Индия была провоз-глашена
республикой. В конституции 1950 отражена
осторожная
позиция
руководства
и
закреплены достигну-тые успехи за время
независимого
раз-вития
страны.
Относительно
прос-тая
процедура
внесения поправок в конституцию на основе
решений боль-шинства в парламенте
расширяла
возможности
дальнейшего
осущест-вления реформ. При Дж. Неру,
кото-рый был также главой плановой комиссии, были осуществлены три пятилетних плана. Промышленная поли-тика
ориентировалось на создание смешанной
экономики и открывало перспективы для
сотрудничества с частным капиталом,
хотя в ведущих
отраслях допускалась
только госу-дарственная собственность.
Это правило коснулось предприятий оборонной промышленности, черной металлургии, тяжелого машинострое-ния,
добычи полезных ископаемых и др.
Развитие и
реформы
Флаг Индии
Эмблема Индии

Развитие и реформы

Курс
на
стимулирование
развития
промышленности сочеталась с поли-тикой
осторожных реформ в аграр-ном секторе.
Плановая
комиссия
нас-тоятельно
рекомендовала штатам законодательно
гарантировать
за-щиту
прав
землепользователей,
в
частности
ограничить ставки аренд-ной платы,
установить
«потолок»
для
площади
индивидуальных
земле-владений
и
реорганизовать на коопе-ративной основе
кредитно-сбытовую систему, а в более
отдаленном
буду-щем,
возможно,
и
агропроизводство.
С
1953
началась
реализация програм-мы общинного развития,
ставившей, в частности, задачу организации
се-ти учреждений по распространению в
деревне передового сельскохозяйст-венного
опыта, а также создание на селе
кооперативных объединений и панчаятов.
Развитие и
реформы
Крестьяне

10. Границы умеренного курса

Правительство откладывало дости-жение
компромисса в вопросе о ре-организации
территориально-адми-нистративного
деления на лингвис-тической основе, а
когда в 1956 на базе доминирующих языков
были об-разованы 14 штатов, проявилось
не-довольство других этнических общин. В
1960 серьезные волнения в штате Бомбей
заставили центральные влас-ти пойти
навстречу требованиям о его разделении
на два новых штата – Гуджарат и
Махараштру. Сикхам уда-лось добиться
успеха, когда в 1965 Пенджаб был разделен
на штат Пен-джаб, в котором сикхи
составили большинство, и штат Харьяна с
пре-имущественно индусским населением.
Еще резче встала этническая проб-лема в
северо-восточной пограничной полосе, где
некоторые местные пле-мена требовали
независимости и поднимали с этой целью
вооруженные восстания.
Границы умеренного
курса
Новые административнотерриториальные деления

11. Границы умеренного курса

Компромисс с ведущими кастами серь-езно
ограничил возможности прави-тельства в
проведении социальных преобразований в
деревне. Законы об аграрной реформе,
получившие одоб-рение в штатах, содержали
значи-тельные пробелы, позволявшие, с од-ной
стороны, вгонять арендаторов с земли, а с
другой – обходить положе-ние о верхнем
пределе площади земле-владений. Медленное
развертывание преобразований обусловило
хрониче-скую нехватку аграрной продукции,
по-вышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале
1960-х годов углубился финан-совый кризис.
Экономический застой, в свою очередь,
ограничил возможности маневрирования для
ИНК.
Классическая модель кастовой
иерархии

12. Границы умеренного курса

Авторитет Неру в октябре 1962 был
существенно подорван после втор-жения
китайских войск на терри-торию СевероВосточного погранич-ного агентства и в
пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь
обеспе-чить связи между Синьцзян-Уйгурским
и
Тибетским
автономными
районами, Китай пытался заста-вить
Индию
отказаться
от
прав
на
стратегически важную равнину Аксайчин
на востоке Ладакха в Каш-мире.
Вооруженные силы КНР нанесли несколько
ударов индийской армии и оккупировали
территорию площа-дью 37,5 тыс. кв. км.
К тому времени, когда Китай объявил об
отводе войск из всех занятых районов,
кроме Аксайчина, Неру вынужден был
обра-титься за военной помощью к США.
Границы умеренного
курса
Ладакх
Ладакх на карте Индии

13. Преемники Неру

Пришедший на смену Неру в качестве
премьер-министра Шастри был выд-винут
на этот пост группой партий-ных лидеров
под названием «синди-кат», которую
поддерживали крупные землевладельцы и
предприниматели.
В
1965
эксперты
Всемирного
банка
обусловили
предоставление
финан-совой
помощи
проведением
комплекса
экономических
реформ. За полтора го-да пребывания на
посту премьер-ми-нистра Шастри принял
решения о переориентации главного потока
госу-дарственных инвестиций с тяжелой
индустрии на сельское хозяйство; ак-цент
на интенсивное земледелие и мелиорацию;
стимулирование с по-мощью системы цен и
выделения
суб-сидий
деревенским
хозяйствам, спо-собным модернизировать
производ-ство; повышение роли частных и
иностранных инвестиций в промышленности. Экономика стала особенно
зависимой от финансовых поступ-лений изза рубежа, когда на страну легло
дополнительное бремя военных расходов во
время второй войны с Па-кистаном в 1965.
Преемники Неру
Лал Бахадур Шастри

14. Преемники Неру

Потери, понесенные ИНК на парла-ментских
выборах в 1967, не лишили его победы с
небольшим перевесом на общенациональном
уровне, но приве-ли к поражению в 8
штатах. В шта-тах Керала и Западная
Бенгалия ИНК был отстранен от власти
коалицией во главе с Коммунистической
партией Индии. В обоих штатах левые
прави-тельства ограничили деятельность
полиции, и там развернулись выступ-ления
арендаторов
и
сельскохозяйст-венного
пролетариата против поме-щиков и
фабричных рабочих – против руководства
предприятий. Револю-ционно настроенные
коммунисты поддерживали вооруженные
кресть-янские бунты в нескольких штатах,
где действовала КПИ. В конце 1960-х годов
они организовали выступления малых
народов в штате Андхра-Пра-деша и членов
зарегистрированных племен и каст в
Западной
Бенгалии,
которые
были
подавлены армией.
Преемники Неру
Здание парламента в Индии

15. Индира Ганди

Следующий премьер-министр страны Индира
Ганди не могла более пола-гаться на старых
партийных лидеров и объединилась с
малочисленной
моло-дежной
группой
социалистов и бывших коммунистов.
Решительные
действия
премьера
по
национализации крупней-ших коммерческих
банков связали ее имя с новой политикой,
ориентирован-ной на помощь бедным слоям
населе-ния. Популярность премьер-министра
достигла апогея в 1971 в результате победы
в третьей индо-пакистанской войне. С
возникновением Бангладеш Индия оказалась
на доминирующих по-зициях в Южноазиатском регионе. Более того, в мае 1974
она
провела
ядерные
испытания,
продемонстри-ровавшие возросшую военную
мощь страны.
Индира Ганди
Индира Ганди

16. Политический кризис

В 1971 правительство восстановило право
парламента
вносить
изменения
в
Конституцию,
отмененное
в
1967
постановлением
Верховного
суда.
В
принятой 26-й поправке указывалось, что
любой закон должен соответ-ствовать
основополагающим стать-ям Конституции,
исходящим из прин-ципов социальной и
экономической справедливости. Когда в
апреле 1973 поправка была отвергнута
Верховным судом, правительство сместило
трех самых старых судей, голосовавших
против нее, и назначило председате-лем
суда одного из его членов, кото-рый
высказался за принятие поправки. Лидеры
всех оппозиционных сил, кроме КПИ, увидели
в этом акте угрозу установления
авторитарного
режи-ма.
Лидером
оппозиции стал Дж. Нара-ян, старейший
последователь Махат-мы Ганди. Нараян
развернул агита-ционную кампанию в
Гуджарате, кото-рая привела в январе 1974
к отставке министров и роспуску
законодатель-ного собрания штата. Столь
же энер-гичная кампания была проведена в
Би-харе.
Политический
кризис
Махатма Ганди

17. Политический кризис

Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в
«коррупционной
практике»
дало
ее
противникам возможность организовать
движение за смещение премьер-министра.
В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное
положе-ние, вылившееся в массовые аресты
политических оппонентов и широкую
цензуру. На парламентских выборах в
марте 1977 новая партия Джаната,
представлявшая собой блок оппозиционных групп, одержала уверенную победу
и отменила закон о чрезвы-чайном
положении. Однако вскоре пра-вительство
Джанаты стало жертвой внутренних
интриг. Его глава М. Де-саи подал в
отставку в июне 1979, и на состоявшихся в
январе 1980 парла-ментских выборах Ганди
вновь пришла к власти.
Политический
кризис
Морарджи Десаи

18. Политический кризис

Участие электората в выборах 1980
сократилось примерно до 55% при увеличении числа конфликтов во время
избирательной
кампании.
В
Западной
Бенгалии, Керале и Трипуре победу одержала
КПИ.
Центральное
прави-тельство
столкнулось
с
возрожде-нием
сепаратистских движений на северо-востоке,
с рядом религиозно-общинных волнений в
Уттар-Прадеше. Во всех случаях для
наведения порядка пришлось прибегать к
военной силе. В июне 1984, после вспышки
сикхского терроризма в Пенджабе, армейские
части штурмом захватили святыню сикхов –
Золотой храм в Амритсаре, что привело к
гибели лидера сикхов Бхиндранвале и сотен
его привер-женцев, укрывшихся в храме.
Реши-тельная акция Ганди была с одобрением встречена в других частях Ин-дии, но
восстановила против премье-ра сикхов. 31
октября 1984 И. Ганди была убита двумя
своими охранника-ми-сикхами. На посту
главы прави-тельства и в качестве лидера
ИНК ее сменил сын – Раджив Ганди, который
назначил парламентские выборы на конец
1984 и одержал на них убеди-тельную победу.
Политический
кризис
Раждив Ганди

19. Политический кризис

На выборах 1989 партии, высту-пившие
против ИНК (И), объединились вокруг
бывшего министра финансов В.П.Сингха,
который затем возглавил правительство
меньшинства. Прави-тельство Сингха
опиралось на создан-ную в 1988 партию
Джаната дал и поддерживалось индусской
национа-листической Бхаратия джаната
пар-ти (БДП) и двумя коммунистическими
партиями. Коалиция распалась в нояб-ре
1990, когда из нее вышла БДП. Сле-дующее
правительство Чандра Секха-ра ушло в
отставку четырьмя месяца-ми позже,
поскольку ИНК (И) не одоб-рил проект
государственного бюдже-та.
Политический
кризис
Герб БДП

20. Политический кризис

Раджив Ганди погиб от бомбы, бро-шенной
ланкийским террористом-тамилом в мае
1991. Это был акт мести за ввод
индийских войск на се-вер Шри-Ланки в
1987 для проти-водействия тамильским
сепаратис-там. Новый премьер-министр
Нара-симха
Рао
провел
в
1992
решительные экономические реформы,
призванные
модернизировать
производственную и научно-техническую
базу страны. Ме-нее успешной была
деятельность пра-вительства Рао по
предотвращению
межобщинных
столкновений,
возник-ших
после
разрушения ортодоксальны-ми индусами
мечети в Уттар-Праде-ше в декабре 1992.
Политический
кризис
Нарасимха Рао

21. Политический кризис

Выборы в апреле-мае 1996 привели к
распределению мест в парламенте
между тремя главными фракциями: ИНК
(136 депутатских мандатов), БДП (160) и
коалицией
левой
ориентации,
получившей название Объединенный
фронт (111 мандатов). После того как
БДП отказалась войти в правитель-ство
большинства, новый премьер-ми-нистр
Х.Д.Деве Говда привлек к учас-тию в нем
ИНК. Основу правитель-ства составили
представители регио-нальных и левых
партий.
Соня Ганди, лидер ИНК

22. Политический кризис

В апреле 1997 ИНК отказался поддерживать коалицию, возглавляемую Гов-дой, и
премьер-министр был вынужден подать в
отставку. Его место занял назначенный
президентом
и
утверж-денный
парламентом Индер Кумар Гуджрал,
который
продолжил
курс
своего
предшественника
на
либерали-зацию
экономики
и
рост
экономиче-ских
показателей, но отказался от дальнейшего
сокращения расходов на социальную сферу.
Активизировался
внешнеполитический
диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход
в отстав-ку правительства Гуджрала
привел к досрочным парламентским
выборам в марте 1998. К власти пришла
коали-ция, состоящая из 18 партий, в которой лидирующее положение занимала БДП.
Политический
кризис
Трехсторонняя встреча глав МИД
Китая, Индии и России

23. Политический кризис

Главной задачей нового премьер-министра
Атал Бихари Ваджпаи было сохранение
коалиционного правитель-ства во главе с
БДП.
В
апреле
1999
произошел
правительственный
кри-зис,
и
правительство было вынуждено уйти в
отставку. Была распущена нижняя палата
парламента. Новые парламентские выборы
состоялись в октябре 1999. Несмотря на
активное участие в предвыборной борьбе
Ин-дийского
национального
конгресса,
большинство
в
парламенте
получил
Национальный демократический аль-янс,
возглавляемый БДП. Премьер-ми-нистром
вновь стал Ваджпаи. Прове-денные Индией
ядерные
испытания
ос-ложнили
ее
отношения с большин-ством государств
мира.
В
современ-ной
неустойчивой
обстановке
факто-ром
стабильности
остается фигура президента, которым в
1997 впервые в истории страны был избран
пред-ставитель бывшей касты «неприкасаемых» Кочерил Раман Нараянан, ра-нее
занимавший пост вице-прези-дента при
Ш.Д.Шарме, который при-надлежал к касте
брахманов.
Политический
кризис
Атал Бихари Ваджпаи

24. Вывод

После обретения независимости перед Индией
возникло множество путей национального развития. Эффективному развитию государства
мешал ряд внутренних проблем: сильная со-циальная
дифференциация, наличие каст и догм, проблема
национальных меньшинств, борьба индуистов и
мусульман. Но несмотря на труд-ности и преграды в
развитии, Индия сумела ре-формировать и усилить
социальную, экономи-ческую и другие сферы
общества. Сейчас Индия является современным,
динамично развивающ-имся государством, активно
участвующим в ре-шении международных проблем.

В 1947 году наступил конец английскому правлению в Индии. В августе 1947 года страна была поделена на две части по религиозному признаку: на Индию, большую часть которой населяют индусы, и на Пакистан, население которого исповедует ислам. На севере дия полуострова Индостан, в Кашмире, который был передан Индии, хотя здесь живут мусульмане, в результате этого:

  1. Между Индией и Пакистаном возник территориальный спор. Начиная с 1948 года несколько раз происходили военные столкновения (1965, 1987, 1988, 1997 гг.) за овладение княжеством Кашмир. При этом Индия опиралась на помощь СССР.
  2. В свою очередь, Пакистан раскололся на Восточный и Западный Пакистан. В 1971 году в Восточном Па­кистане развернулось широкое движение за автономию. При вмешательстве индийских войск было образовано независимое государство Бангладеш. В 1974 году Пакистан признал суверенитет Бангладеша.

В 1950 году Индия была объявлена республикой. По конституции она стала федеративной, а по форме правления – парламентской республикой. Основные принципы внутренней и внешней политики Индии подготовил Дж. Неру. Основу “курса Неру” составили:

  • неприсоединение к военным блокам;
  • защита мира и сотрудничество;
  • плановое развитие национальной экономики.

Индийскую Республику называют “самой большой демократией мира”. Она многонациональна, поликонфессиональна, с большим количеством неграмотного сельского населения. Несмотря на то, что большая часть населения живет ниже уровня бедности, Индия уделяет большое внимание вооружению, и индийский ракетоноситель даже вывел на космическую орбиту спутник связи. С 90-х годов Индия производит тактические и баллистические ракеты.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Индия после Второй мировой войны Подготовила учитель истории КГУ «Урицкая средняя школа №1» Иванова Ольга Николаевна.

2 слайд

Описание слайда:

До середины XX века Индия представляла собой княжества, зависимые от Великобритании, и территории, являющиеся британскими колониями. Индия рассматривалась Великобританией как источник сырья (угля, руды, хлопка и др.). Британская Индия и туземные княжества в 1909 году

3 слайд

Описание слайда:

Локама́нья Бал Гангадха́р Ти́лак - индийский радикальный националист, социальный реформатор и борец за независимость. По национальности - маратхи. Первый лидер индийского движения за независимость – Индийского национального конгресса (1885 год) Свара́дж «закон» - синоним понятия самоуправления, используемый Махатмой Ганди. Обычно соотносится с концепцией независимости Индии от Великобритании, введённой Ганди. Сварадж, в основном, подразумевает политическую децентрализацию и управление не с помощью правительства, а посредством членов общества и общественных собраний.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Национально-освободительное движение в Индии - самой большой британской колонии -усилилось после Второй мировой войны. Руководили им две партии - Индийский национальный конгресс (ИНК), лидером которого был Джавахарлал Неру, и Мусульманская лига во главе с Мухаммедом Али Джинной. ИНК выступал за сохранение целостности страны, а Мусульманская лига требовала создания Пакистана - независимого мусульманского государства. Британцы безуспешно пытались примирить позиции обеих сторон. В июне 1947 г. был разработан план, согласно которому территорию страны предусматривалось разделить по религиозному признаку на 2 государства - Индию и Пакистан. План послужил основой для закона «О независимости Индии», принятого Великобританией. 15 августа 1947 г. британские войска были выведены с территории Индии. На карте мира возникли два новых государства - Индийский Союз (Индия) и Пакистан. Национально-освободительное движение в Индии Джавахарлал Неру Мухаммед Али Джинна

6 слайд

Описание слайда:

Границы между новообразованными государствами не отображали особенностей национального состава, что приводило к вооружённымконфликтам между Индией и Пакистаном. По приблизительным подсчётам, мигрировало более 6 млн мусульман и 4,5 млн индусов. Почти 700 тыс. человек погибли в индусско-мусульманских столкновениях. Против индусско-мусульманской вражды резко выступил Махатма Ганди, объявив голодовку в знак протеста. Однако его позицию не разделяли экстремисты из обеих партий. В январе 1948 г. М. Ганди был смертельно ранен во время одного из митингов. Его смерть заставила лидеров ИНК и Мусульманской лиги искать возможности для компромисса и примирения. В 1947-1949 гг. состоялось присоединение 555 индийских княжеств (из 601) к Индии, остальные пошли в состав Пакистана.

7 слайд

Описание слайда:

26 ноября 1949 г. была принята новая конституция Индии, которая вступила в силу 26 январи 1950 г. Индия - парламентская федеративная республика. Глава государства - президент, избираемый на 5 лет коллегией избирателей. Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий на двух палат - Народной палаты и Совета штатов. Правительство Индии - Совет министров - формируется парламентской фракцией партии, победившей на выборах в Народную палату. Премьер-министр и правительство Индии пользуются значительной властью. Судебная власть как третья ветвь власти функционирует самостоятельно.

8 слайд

Описание слайда:

Первым Премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру. Экономический курс Дж. Неру предусматривал разделение промышленности. Таким образом, промышленность Индии состояла из трёх секторов: - государственного - тяжёлая промышленность, энергетика, транспортные средства, связь; смешанного - современные отрасли экономики; частного - лёгкая и пищевая отрасли. Западные страны делились с Индией своим техническим опытом, предоставляли кредиты, вкладывали средства в индийскую промышленность. С 1955 г. в ускоренном темпе начали развиваться экономические отношения между Индией и СССР. В декабре 1953 г. было подписано первое советско-индийское соглашение об участии СССР в строительстве в г. Бхилаи металлургического завода мощностью 1 млн т стали.

9 слайд

Описание слайда:

Реформы Джавахарлала Неру. Развитие государственного капитализма (смешанная экономика) Аграрные преобразования Совершенствование системы здравоохранения и просвещения Всесторонне развитие отношений со всеми государствами мира Административно-политические реформы (закон о реорганизации штатов)

10 слайд

Описание слайда:

В стране начали развиваться новые современные отрасли промышленности - аэрокосмическая, приборостроение, нефтехимическая. В аграрном секторе экономики положение дел было значительно хуже. Главная социальная проблема индийского села - малые наделы земли у большинства сельских тружеников - решалась с огромными трудностями. Правительство ликвидировало институт посредников, арендовавших землю у помещиков, а затем отдававших её в субаренду крестьянам, имело фиксированную арендную плату, выкупило часть земель помещиков и передало ее крестьянам. Однако сущность аграрной политики ИНК сводилась к поддержке развития больших высокопроизводительных хозяйств. В росте производства зерновых определённую роль сыграла «зелёная революция» - комплекс агротехнических мер по применению высокоурожайных сортов культур, удобрений, современной с/х техники. Однако «зелёная революция» носила ограниченный характер.

11 слайд

Описание слайда:

ИНК в 1947-1964 гг. занимал чёткую позицию в таких принципиальных вопросах, как борьба за мир, безопасность и сотрудничество с другими странами, противодействие агрессии, колониализму и расизму. Дж. Неру и его страна стояли у истоков движения неприсоединения. По инициативе Индии, Индонезии и Югославии в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась Первая конференция руководителей государств и правительств 25 не присоединившихся стран. Однако в то время серьёзно осложнились отношения между Индией и Китаем. В конце 50-х - начале 60-х годов КНР предъявила претензии на некоторые местности в Гималаях. Это стало причиной побега из Тибета в Индию далай-ламы - «живого бога» всех буддистов. Поддержка далай-ламы индийским правительством ухудшила отношения между государствами, что привело к вооружённому конфликту. Китайские войска захватили часть индийской территории в Гималаях. Эти неурядицы пагубно повлияли на состояние здоровья Дж. Неру, и в мае 1964 г. он умер.

12 слайд

Описание слайда:

В середине 1973 г. - начале 1974 г. вследствие мирового энергетического кризиса многоразово увеличились расходы на импорт нефти, за счёт которой покрывались 2/3 потребности Индии в этом виде сырья. Резко снизился уровень производства в энергетической отрасли. В связи с инфляцией росли цены. Страшная засуха нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству. Жизненный уровень населения, и без того невысокий, снижался. Несмотря на объявленный правительством Индиры Ганди курс на достижение экономической самостоятельности, Индия вынуждена была брать крупные иностранные ссуды. В условиях экономического кризиса нарастало сопротивление оппозиции. В такой ситуации 26 июня 1975 г. правительство ввело в стране чрезвычайное положение.

13 слайд