» » Существительные которые пишутся слитно с не. "Не" с существительными: правила правописания

Существительные которые пишутся слитно с не. "Не" с существительными: правила правописания

Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Слитное и раздельное написание не с существительными" (по технологии полного усвоения знаний)

Урок № 1
(усвоение нового материала).

I Организационный момент.

Добрый день, ребята! А если я заменю слово "ребята" на слово "приятели"? Добрый день, приятели! Наверное, я вправе обратиться к вам сегодня так, потому что в "Толковом словаре" С. И. Ожегова слово "приятель" расшифровывается следующим образом:

"Приятель - близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях".

Присоединим приставку не к этому существительному и создадим новое слово с новым противоположным лексическим значением:

Неприятель - противник, враг, враждебно настроенный человек.

Как вы думаете, с какой темой в разделе "Имя существительное" мы сегодня познакомимся? (Следуют ответы учащихся, запись темы урока в тетрадях " Не с существительными").

II Постановка целей урока:

    усвоение правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными;

    закрепление навыка правописания не с существительными (на результат ориентируют эталоны на "4" и на "5", в которых цели прописаны детально).

Эталон на "4".

I Знать :

не с существительными.

II Уметь:

    правильно писать существительные, которые без не не употребляются;

    правильно писать существительные, которые могут быть заменены синонимами без не или близкими по значению выражениями;

    правильно писать существительные в предложениях с противопоставлением, выраженным при помощи союза а;

    графически обозначать орфограмму № 32.

III Применять знания:

    правило слитного и раздельного написания не с существительными в тексте;

    находить и исправлять ошибки в написании не с существительными.

Эталон на "5".

Планируемые достижения на "4" +

IV Уметь:

    правильно писать не с существительными в частных случаях, когда таких слов с не в языке нет, так как нет таких предметов;

    придумывать примеры, составлять текст с использованием орфограммы № 32 (эталоны находятся на каждом столе в файле документов к уроку).

Итак, что нужно знать и уметь, чтобы получить "4"? (Ученики вслух зачитывают критерии).

А чем этот эталон отличается от эталона на "5"? (Ученики сравнивают и зачитывают ответ).

III Орфографическая задача (проблемная ситуация).

Кто (б) (ни) был ты о мой читатель друг (не) друг я хочу расстат?ся нынче как приятель.

(А. С. Пушкин).

Решите записанную на доске орфографическую задачу:

Как написать слова? Нужны ли знаки препинания? Почему?

(Оказывается, мы ещё не всё знаем, не всё можем объяснить).

IV Работа с учебником. Знакомство с теоретическим материалом.

У нас есть подсказка - теоретический материал параграфа 38 учебника на странице 82 - 83.

Прочитайте, пожалуйста, правило, уясните его, попытайтесь рассказать друг другу (в паре): когда не с существительными пишется слитно, когда - раздельно.

(После работы в парах - опрос с места 3 человек по каждому случаю с иллюстрацией примерами, записанными на доске:

Неряха - не - это простое отрицание, значит должно существовать и слово ряха; оно и впрямь живёт в диалектах русского языка и означает "женщина - чистюля".

Недруг (враг).

Не друг, (а враг).

А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 6 "а" класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

Ты был в зоопарке?

Был.

Обезьян видел?

Видел.

Крокодила видел?

Видел.

Слона видел?

Видел.

Неслона видел?

Не понял!

Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов "нешкола", "нестол", "неответ", потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия.

Позвольте представить вам миниатюру Э. Шима "Прохожий и лягушки".

Чу, бубенцы на дороге звонят!

Это не бубенцы!

Чу, роднички в овраге побулькивают!

Это не роднички!

Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!

Это не гром!

Да что же это такое?

Это мы, лягухи, в канаве урчим!

(Как нужно написать не со словами бубенцы, роднички, гром?)

V Закрепление. Тренировочные упражнения.

Первых результатов по эталону мы достигли. Что же ещё мы должны уметь, если обратиться к теме урока и нашему эталону?

(Ребята зачитывают критерии).

Упражнение № 1.

Задание:

Выпишите существительные, которые без не не употребляются.

(Что значит "слово не употребляется без не "? Без не оно теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, возьмём слово "невольник". Если отнять не , то получится "вольник", такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы говорим, что слово "невольник" без не не употребляется).

(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.

(У последнего слова неожиданная история; то, что оно связано со словом "годиться" и отрицанием не догадаться можно; неожиданным является его старое значение: "рекрут, оказавшийся непригодным к воинской службе").

Я хочу познакомить вас со сказкой Б. Заходера о словах, в которых исчезло не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не .
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы
не .

(Оказывается, бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не употребляются, значит, пишутся слитно).

Упражнение № 2.

Задание:

Подберите к данным словам синонимы с не , например, враг - недруг.

Ложь -

Беда -

Противник -

Глупость -

Рабство -

Рассеянность -

Возмущение -

Слякоть -

Сомнение -

Болезнь -

Подозрительность -

(Назовите из записанных слов те, которые без не не употребляются).

(Ученики зачитывают следующий критерий умений).

Упражнение № 3.

Слово "противопоставление" - сложное, оно означает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое. Например, "не приятель, а враг". Внешний признак противопоставления - наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой - отрицает и указывает на другое, например,

Ты грибы несёшь?

Дождь несу! Не грибы домой несу - одни дождинки на носу.

Задание:

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

    (Не)погода помешала уборке урожая, а …

    (Не)счастье помогло исследователю, а …

    (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

    (Не)друг ты мне, а …

    (Не)воля ожидала его, а …

Упражнение № 4.

Задание:

В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

    Все с не терпением ожидали решающей минуты.

    Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

    Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

    В любом ожидании страшнее всего не известность.

    Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

VI Текущий тест: первичная проверка усвоения материала

по теме "Не" с существительными".

I Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

    если существительное с не может быть заменено синонимом без не ;

    если в предложении есть противопоставление с союзом а;

    если существительное с не может быть заменено близким по значению выражением без не .

II Выберите слова, которые без "не" не употребляются:

    (не)годование;

    (не)внимательность;

    (не)вежа;

    (не)грамотность;

    (не)вольник;

    (не)забудка.

III Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не":

    (не)доверие;

    (не)ряха;

    (не)правда;

    (не)видимка;

    (не)вежливость;

    (не)везенье.

IV Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными:

    а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

    а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не)друг не посочувствует.

    а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

б) (Не)счастье спутало все наши планы.

V Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

VI Определите способ написания слов, указав номер ответа:

    слитное написание -

    раздельное написание с не -

    Это горе - всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

    Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

    Богатый бедному (не)брат.

    (Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

    Потерявшийся ребёнок,

Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.

VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

    Белый, да не снег,

Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).

    Круглая, а не месяц,

Жёлтая, а не солнце.
(Луна).

VII Творческое задание для выполнивших тест:

Составьте 3 предложения, употребив все случаи написания не с существительными на тему "Школа".

VIII Домашнее задание:

выучить правило параграфа 38, при ответе привести свои примеры;

выполнить упражнение 220: выписать сначала предложения, в которых встречаются слитные написания с не , затем - раздельные.

Урок № 2

(коррекция ошибок по итогам текущего теста).

I Вступительное слово учителя.

Напоминание основных критериев эталона на "5"; объявление фамилий учащихся, которые справились с тестом на предыдущем уроке без единой ошибки; выставление им пятёрок в журнал и распределение учащихся в группу для выполнения упражнений творческого характера.

(На столе для учащихся этой группы находятся фразеологические, орфографические, толковые словари, сборники пословиц и поговорок; творческие задания прилагаются к плану урока).

Остальными ребятами были допущены ошибки, какие - сейчас увидят сами, познакомившись с результатами теста.

Распределение учащихся на группы для работы над коррекцией ошибок: если ошибка допущена в первом задании, то выполняете упражнение под номером 1; если неправильно выполнено второе задание, то упражнение под номером 2 и т. д.

Как только работа будет выполнена, можно подойти к учительскому столу, чтобы самостоятельно провести сверку правильности выполнения упражнений по ключу.

Желаю удачи! Надеюсь, что все сегодня получите только "5"!

II Дифференцированная работа в группах.

По ходу выполнения работы учитель даёт консультации отдельным учащимся, которые в текущем тесте не справились с эталоном ни на "5", ни на "4".

Знакомство с подсказкой - алгоритмом применения правила о написании не с существительными.

Алгоритм применения правила

"Не" с существительными".

Определи, употребляется ли существительное без не:

А) если не употребляется, то пиши слитно;

Б) если употребляется, то

    проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

Если есть, пиши раздельно.
- если нет, то

    замени существительное синонимом или близким по смыслу словом:

Если можно заменить, пиши слитно,
- если нельзя, пиши раздельно.

I вариант

Упражнение № 1.

Найдите неверное утверждение.

Не

    если слово без не употребляется;

Упражнение № 2.

    а) ненастье,

б) нелепость,

в) несчастье,

г) небрежность;

    а) недоверие,

б) незнайка,

в) невежда,

г) невежа;

    а) невидимка,

б) невесомость,

в) недруг,

г) незабудка.

Упражнение № 3.

    горе -

    болезнь -

    ложь -

    враг -

    грубость -

    беспорядок -

Упражнение № 4.

    Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.

    (Не)котёл варит а стряпуха.

    (Не)силой борются а умением.

    Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.

Упражнение № 5.

    Слёзы не годования навернулись на его глаза.

    Всё внимание его устремилось на не приятеля.

    А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

Упражнение № 6.

    (Не)орёл, (не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.

    Без труда (не)вынешь рыбку из пруда.

    Ученье свет, а (не)ученье тьма.

Упражнение № 7.

Творческая работа:

Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) "не в стране Имени существительного".

II вариант

Упражнение № 1.

Найдите верное утверждение .

Не с существительными пишется раздельно:

    если слово без не употребляется;

    если в предложении есть союз а;

    если есть противопоставление с союзом а.

Упражнение № 2.

Выберите в каждой строке "лишнее" слово:

    а) неграмотность,

б) невольник,

в) несчастье,

г) невежливость;

    а) недочёт,

б) неприсоединение,

в) неволя,

г) независимость;

    а) непогода,

б) недобросовестность,

в) несуразность,

г) нерешительность.

Упражнение № 3.

Подберите к данным словам синонимы с приставкой "не", запишите их:

    Того, кто не доучился, называют

    Того, кому не сидится на месте, называют

    Того, кто ничего не знает, называют

    То чувство, которое вызывает сильное раздражение, называют

    Выдуманное сообщение называют

    Неудачное стечение обстоятельств называют

Упражнение № 4.

Выпишите примеры раздельного написания "не" с существительными, расставьте знаки препинания:

    (Не)совместимость характеров вот что им мешало работать.

    (Не)работа сушит а забота.

    (Не)печь кормит а руки.

    Все мы порою как дети
    Часто смеёмся и плачем
    Выпали нам на свете
    Радости и (не)удачи.

Упражнение № 5.

Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:

    Что ты нам расскажешь ветер не поседа - ветерок?

    Заколдован не видимкой дремлет лес под сказку сна.

    Опять гудит бушует не погода.

Упражнение № 6.

Раскройте скобки; какие случаи написания с "не" вам не известны?

    Это была (не)гроза, а стремительный, предательский ураган.

    Отец сегодня явно (не)(в)духе.

    Пейзаж - (не)довесок к прозе и (не)украшение.

Упражнение № 7.

Творческая работа:

Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) "Не в стране Имени существительного".

III Домашнее задание:

(творческого характера) найти указанные сочетания слов во фразеологическом словаре или попытаться самим объяснить их значение, составив с ними предложения: не в ладах, не по сердцу, не под силу, не по душе, не на шутку, не в меру, не с руки, не по нутру, не в духе.

Урок № 3

(контрольная работа по теме "не с существительными").

Противник -

Крайнее недовольство -

Горе -

Отсутствие доверия -

Свобода -

Для справок:

    В работе имеются …

    Того, кто недоучился, называют …

    Очень обидчивого человека, который не терпит шуток, называют …

Для справок:

(не)доумение, (не)счастье, (не)верие, (не)зависимость, (не)поладки, (не)опытность, (не)взгоды, (не)решительность, (не)годяй.

    без "не" не употребляются,

А) Я сидел у окна и с нетерпением ожидал окончания всех приготовлений.

Б) Швабрин стоял подле меня и пристально глядел на неприятеля.

В) Невежа тот, кто позволяет себе грубость.

Г) По лицу Веры Павловны пробежало недоумение.

Д) Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.

А) То была не злость, не страх и не лютая досада.

Б) Это был не друг мой, а просто знакомый.

    (Не)вежду никакими лекарствами (не)вылеч_шь.

    Пища ут_ляет голод, знания исц_ляют (не)вежество.

    Не всё (не)настье, придёт и счастье.

    Тот идёт вперёд, кто (не)боится (не)взгод.

    В решен__ задачи допущена не точность.

    Во всех движениях была видна нерешительность, а робость.

    Несчастье, неудача пр_вели учас_ников олимпиады к побед_, а упорные тренировки.

    Из-за не погоды альпинисты (не) могли начать восх_ждение на гору.

8. Спишите, раскрывая скобки.

    (Не)смерть страшна, а страшна твоя (не)милость.

    (Не)опытность ведёт к беде.

    Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.

    (Не)скромность звучала в словах Степана, а гордость.

    (Не)знание - (не)порок, (не)желание узнать - большой порок.

    И на волю приходит (не)воля.

    Это (не)досада, (не)злость, (не)страх, а просто (не)доумение.

    С путешественниками приключилось (не)счастье.

    Не бойся (не)боли, а бойся воли.

    (Не)знакомец посмотрел на нас и отвернулся.

II вариант.

1. Подберите к существительным близкие по смыслу слова, начинающиеся с приставки "не":

Случайная ошибка -

Рассеянность -

Подчинение -

Грубость -

Ложь -

Для справок:

неприятель, несчастье, независимость, неправда, неволя, невоспитанность, негодование, непонимание, недоверие, недоразумение.

2. Вставьте на место пропусков слова с "не":

    Того, кому не сидится на месте, называют …

    Того, кто ничего не знает и не умеет, называют …

    Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит.

Для справок:

Незнайка, недоучка, недостатки, недотрога, недочёты, невежда, непоседа.

3. Распределите в 2 столбика существительные с "не", указав способы их написания:

(не)видаль, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность, (не)внимательность, (не)нависть, (не)дуг, (не)справедливость, (не)ровность.

4. Выпишите из предложений случаи слитного написания существительных с "не", распределив их в 2 столбика:

    без "не" не употребляются,

    можно заменить синонимом без не.

А) К беде неопытность ведёт.

Б) Под дыханием непогоды, вздувшись, потемнели воды и подёрнулись свинцом.

В) Опять недуг его свалил.

Г) Холодное рассудочное отношение к злу, несправедливости, бесчестию может сделать из тебя равнодушного бессердечного человека.

Д) Невидимкою луна освещает снег летучий.

5. Найдите случаи раздельного написания существительных с "не", не соответствующие основному - противопоставлению с союзом а:

А) Не скромность звучала в словах рассказчика, а дерзкая гордость.

Б) Добро по указу не добро.

В) Не счастье помогло исследователям, а упорный, настойчивый труд.

6. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте слитно-раздельное написание "не".

    О (не)удаче сож_леть бе_полезно.

    Призн_вая достоинства друга, (не)закрывай глаза на его (не)достатки.

    Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок (не)идёт.

7. Исправьте ошибки в написании "не" с существительными.

    Не искренность чу_ствовалась в его словах.

    Подкупала неискренность девочки, а её простота.

    Не знакомец (не)расслышал вопроса.

    Не приятель штурмовал крепость.

8. Спишите, раскрывая скобки .

    (Не)счастье помогает на экзаменах, а хорошее знание предмета.

    Он убедился в (не)выгодах бродячей жизни и вернулся домой.

    Для нас всё было ясно, (не)известности уже не было.

    (Не)силой борются, а умением.

    Умные люди ценят (не)праздность, а труд.

    Наш гость отказался от ужина, посетовав на (не)здоровье.

    Помогла вам (не)удача, а хорошее знание местности.

    (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.

    (Не)внимание на уроке - причина многих бед.

    (Не)воля пьёт медок, а воля - водицу.

Не пишется с существительными слитно:

а) если существительное не употребляется без не : неряха, невзгоды, невежда, невесомость, не­верие;

б) если не служит для образования нового сущест­вительного, которое можно заменить близким по смыслу
словом или выражением: неправда (ложь), недисциплинированность (нарушение дисциплины). В этом случае не является приставкой.

Не является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда, а ложь. - Это не правда (а что?).

Как отрицательные, включая в свой состав не, употребляются частицы далеко не, отнюдь не, вовсе не (в значении «отнюдь не»): Это далеко (от­нюдь) не правда.

Правописание сложных имен

Существительных

Общие правила написания сложных слов:

1. В сложных словах в качестве соединительных
гласных употребляются буквы о и е . После основ на
твердый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о.

Например:

мировоззрение
вольнолюбивый

После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишет­ся буква е.

Например:

мореплаватель

краеведение

пешеход
птицеводство

синеглазый

большекрылый

В немногих сложных словах согласный звук первой
основы отвердевает, поэтому пишется соединительная
гласная о.

Например:

баснописец

кровообращение

В отдельных случаях в первом слове сложного суще­ствительного сохраняется окончание именительного падежа.

Например:

времяпрепровождение

времяпро­вождение

времяисчисление

2. Количественные числительные при образовании
сложных слов употребляются в форме родительного
падежа.

Например:

пятилетка (пяти лет)

одиннадцати­метровый (одиннадцати метров)

сорокаминутный (со­рока минут)

Числительные сто и девяносто, входя в состав слож­ного слова, не изменяют своей формы.

Например:

столетие

девяностолетие

С буквой о пишется и слово сороконожка. Числительное тысяча, входя в состав сложных слов, имеет соединительную гласную е.

На­пример:

тысячелетие

3. Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласных о, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно.

Например:
нефтегазодобыча

пятидесятилетие

хлебозавод

двухмиллиметровый

Примечание : Слова на -ификация (электрификация, гази­фикация, классификация и т.д.) не являются сложными. Они об­разованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с бук­вой и .

Сравните: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электро­воз, газотурбина.

4. Сложные слова могут быть образованы соедине­
нием корня пол- (половина) и существительного в роди­тельном падеже.

Например:

полсуток

пол-арбуза

После корня пол- ставится дефис (черточка) перед гласны­ми, всеми прописными буквами, а также перед соглас­ной л.

Например:

пол-озера

пол-Киева

пол-лимона

Перед остальными согласными дефис не ставится.
Так же: полвторого, но: пол-одиннадцатого, пол-литро­вый. Но: пол земного шара.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно.

Например:

полуботинки

полуавтомат

полувеко­вой

полуоткрытый

Правописание сложных имен существительных:

I.Слитное написание сложных суще­ствительных.

Слитно пишутся;

1) сложные существительные со второй частью на -град, -город.

Например:

Ленинград

Белгород

2) сложные существительные с глагольной первой частью на и.

Например:

горицвет

держидерево

держиморда

вер­тишейка

вертихвостка

скопидом

сорвиголова (но: пе­рекати-поле)

3) сложные существительные с первой частью, со­стоящей из иноязычных элементов авиа- (часть слова авиация, поэтому пишется а), авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, метео-, микро-, нео-, мото-, теле-, фото- и т.п.

Например:

авиасвязь, автоцистерна, агроминимум (но: агрикультура), аэросани, биомеха­ника, гидроаэропорт, зоомагазин, киностудия, метео­сводка, микробиология, неоколониализм, телеантенна, фотолаборатория, радиотелеателье (слитное написание не зависит от количества таких элементов в слове)

Примечание : Если в сложных существительных при одина­ковом последнем слове первые две части соединяются союзом и, то после первого элемента ставится дефис.

Например:

радио- и теле­ателье

шарико- и роликоподшипники (шарикоподшипники, роликоподшипники)

авто-, мото- и велогонки (автомотовелогонки)

4) сложносокращенные существительные разного
типа.

Например:

втуз

местком

партсобрание
замдекана

завкафедрой

(Внутри сложносокращенных слов точки не ставятся).

II. Написание сложных существитель­ных с дефисом.

С дефисом пишутся:

1) сложные существительные, обозначающие поли­тические партии, их членов (или сторонников): социал-демократия, социал-демократ и т.п.;

2) сложные существительные, обозначающие едини­цы измерения: человеко-день, грамм-молекула, кило­ватт-час ит.п. (но: трудодень); сложные существительные, обозначающие про­межуточные стороны света: северо-восток, юго-запад, зюйд-вест;

3) существительные, имеющие в первой части ино­язычные элементы вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-, например: вице-президент, обер-мастер, лейб-гвар­дия, унтер-офицер, штаб-квартира, экс-чемпион. Через дефис пишется существительное контр-адмирал (здесь элемент контр- не имеет значения «против»);

4) сложные существительные, образованные из це­лых, отдельно употребляющихся существительных: премьер-министр, дизель-мотор, плащ-палатка, чудо-богатыри, горе-охотники, член-корреспондент. Так же составные фамилии: Салтыков-Щедрин, Щепкина-Куперник.

Курс морфологии изучается на протяжении всей школьной программы. Запомнить все тонкости иногда не представляется возможным. В данной статье мы вспомним о том, как нужно писать «не» с существительными. Примеры и правила рассмотрим подробно.

Особенности частицы

Без этой важной служебной части речи нам трудно было бы отказать кому-то или придать отрицательный оттенок слову. С самого детства родители объясняют правила поведения своему ребенку, используя «не»: не трогай, не беги, не делай. С ее помощью можно выразить не только отрицание. Если использовать ее в вопросительных предложениях с восклицательной интонацией, то она вполне может выражать утверждение. Например: "И кто только не бывал в Москве?!"

Кроме того, данная частица помогает выразить полноту действия: "Никак не насмотрюсь на вас!"

Зачастую в разговорной речи мы используем ее, чтобы выразить оттенок безразличия: "Переживай не переживай, а легче от этого не станет".

Эта может придавать утвердительную интонацию. Например: "Вы еще спрашиваете, нужно ли выполнять это задание?! Как не нужно, конечно, нужно!"

«Не» с существительными слитно: примеры

В некоторых случаях данная частица может «превращаться» в приставку. В таком случае она будет писаться вместе с тем словом, с которым употребляется. Рассмотрим случаи, когда это происходит.

  • Если слово с «не» можно заменить близким по значению, то Рассмотрим пример: "Мы сразу поняли, что мальчишка говорил неправду". В данном случае слово стоит писать вместе с «не». Это объясняется тем, что к нему можно подобрать синоним: неправда - ложь.

Данному правилу подчиняются не только «не» с существительными. Примеры прилагательных и наречий доказывают, что они пишутся с данной частицей по тому же принципу: некрасивый - уродливый, небыстро - медленно.

  • В случае, когда слово не существует без «не», мы тоже должны написать его слитно. Слово "неряха" мы все знаем и понимаем. Попытаемся убрать из него приставку и совсем не поймем смысла. Это объясняется тем, что некоторые исторические изменения в языке наложили на него свой отпечаток. Раньше существовало такое слово: «ряха». Оно означало опрятно одетого человека. Однако со временем эта форма исчезла, а его антоним остался. Именно по этой причине мы будем писать слово "неряха" слитно.

«Не» с существительными раздельно: примеры

Для того чтобы определить, как верно писать слово с данной частицей, необходимо не просто знать правило, но и вникать в смысл контекста. Только тогда возможно отличить, когда слитно, а когда отдельно употребляют «не» с существительными. Примеры слов приведем далее.

Рассмотрим случаи раздельного написания этой частицы:

  • В предложении есть противопоставление, которое обычно подчеркивается союзом «а»: "Не счастье, а беда случилась с ним". Как видно из данного предложения, слово «счастье» противопоставлено слову «беда». Это достигнуто благодаря противительному союзу «а». Между собой эти слова являются антонимами, что является обязательным условием для раздельного написания «не». Не стоит путать противопоставление с обычным описанием. Пример: "На улице бушевала непогода, а к вечеру все стихло". Противительный союз «а» в данном случае не дает нам права писать слово «непогода» раздельно. Никакого антонима к слову «погода» в предложении нет, здесь дано лишь описание дня.
  • Трудности вызывают случаи, когда явного противопоставления нет, а лишь подразумевается. В таком случае мы не сможем писать «не» с существительными слитно. Примеры: "К сожалению, я не доктор, поэтому вряд ли помогу вам".

Как видим, никакого союза, указывающего на противительность, в предложении нет. Однако мы понимаем, что здесь явное отрицание: человек не является врачом. Можем мысленно дополнить это предложение, тогда станет понятно, что слово пишется раздельно: "Я не доктор (а пожарный, инженер, учитель), поэтому вряд ли помогу вам".

Таким образом, делаем вывод, что противопоставление может не быть явным, а лишь подразумеваться.

Упражнения

Для того чтобы отработать написание «не» с существительными, можно выполнить задания на данную тему.

  1. Раскройте скобки: хитрый (не)друг; рассказывать (не)былицы; встретить (не)вежду; сказать (не)истину, а ложь; сегодня (не) суббота.
  2. Составьте словосочетания со словами так, чтобы каждое из слов писалось как слитно, так и раздельно с частицей «не»: погода, счастье, приятель.
  3. Выпишите только те слова, которые не употребляются без частицы «не»: (Не)грамотность, (не)брежность, (не)доверие, (не)везение, (не)здоровье, (не)вольник, (не)нависть.

Итог

В данной статье мы рассмотрели все случаи правописания «не» с существительными. Примеры, приведенные в ней, помогут вам лучше понять и запомнить это правило. Главное, на что стоит обратить внимание, - это контекст, в рамках которого употребляется слово. Только в этом случае вам будет легко разобраться, когда слитно, а когда раздельно употребляется существительное с отрицательной частицей «не».

Частица «не» выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. И от того, как написана она со словом - слитно или раздельно, порой зависит значение всей фразы. Правописание «не» с существительными - один из разделов грамматики, который обязательно должен быть освоен каждым образованным человеком. Иначе неизбежны речевые казусы…

Раздельное написание

Частица «не» с существительными в большинстве ситуаций имеет раздельное написание, отвечая за отрицательное значение словосочетания. И мало у кого возникнут сомнения по поводу, например, таких вариантов: не грусть, не мама, не лето, не дождь, не слово, не вечер и так далее, и тому подобные фразы и словосочетания.

  • Это не грусть была в его глазах…
  • Еще не вечер.
  • Не мама пришла за ней сегодня в сад.

Однозначно в этих примерах «не» с существительными пишется раздельно.

Слитное написание

Но есть варианты, когда правильным будет слитное написание. Среди них можно привести в качестве примера следующие:

  • Существительное без «не» не употребляется - небылица, невежда, негодяй.
  • Существительное с «не» можно легко заменить синонимом без частицы, и смысл не потеряется - недруг (враг), небытие (смерть), неволя (рабство), неправда (ложь). На закате жизни его постигла тяжкая неволя. Недруги постарались.
  • Существительное является термином: неметалл, нестроевик (Среди этих химических элементов есть и неметалл).
  • Существительное обозначает лицо и в некоторой степени указывает на качество: неспециалист, непрофессионал (Когда за дело берется непрофессионал, впору кричать «караул»).

Сложные ситуации

В некоторых случаях написание «не» с существительными вызывает серьезные затруднения, поскольку вроде бы и можно применить правило о слитности, но как-то результат совсем не «смотрится». Вот, например, следующие предложения:

  • Это была не воля обещанная, а настоящее рабство. (Есть противопоставление, выраженное союзом «а»).
  • Он мне не друг, извольте! (О вражде речь не идет, но и о дружбе - тоже).
  • Вы же все помните, не правда ли?! (Словом «ложь» заменить «не правда» невозможно).
  • Совсем не бытие святых беспокоило его сейчас. (Есть «усилитель» отрицания «совсем», на месте которого могут быть «вовсе», «отнюдь», «ничуть», «абсолютно» и т. д.).

«Не» с существительными, примеры которых приведены в данном пункте, пишется раздельно, как того требует контекст. Хотя чуть выше те же слова написаны слитно. И это очередное напоминание о смысловой значимости частицы и о влиянии смысла на ее правописание.

Цель:

  1. Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания “не” с именами существительными.
  2. Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное и создавать алгоритм для работы с орфограммой.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг. момент:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.

Учитель:

Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.

Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.

II Объяснение нового материала:

1. Актуализация знаний:

1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.

“Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”

  • Записать, устно объяснить выделенные орфограммы.
  • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
  • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
  • Вспомните слова, которые без “не” не употребляются. Запишите их, объясняя устно лексическое значение:
    Неистовствовать - проявлять ярость
    Негодовать - возмущаться
    Ненавидеть
    Нездоровится
    Неможется
    Недоумевать – сомневаться, удивляться
    Неволить – принуждать

Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.

Запись темы урока.

2. Объяснение нового материала:

Рассмотрите схему.

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.

Презентация алгоритмов.

3. Закрепление изученного.

Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье.

  • Ложь – неправда.
  • Враг – недруг
  • Рассеянность – невнимание.
  • Сомнение – недоверие
  • Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:

    • Не счастье, а горе сблизило людей.
    • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.
    • Не друг, а враг не скажет правду.
    • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

    Взаимопроверка.

    Подведение итогов на данном этапе урока.

    Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица “НЕ”.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение?
    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всем была разбериха.
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная.
    И, виляя хвостом уклюже,
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шел умытый, причесанный ряха.
    А за ряхой по травке свежей
    Шел несуразный дотепа и вежа.
    И навстречу всем утром рано
    Улыбалась Царевна Смеяна…
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы “НЕ”.

    Забавная сказка? Почему она такой получилась?

    Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

    Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

    Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

    По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:

    1. Вымысел – небылица
    2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
    3. Возмущение – негодование
    4. Болезненное состояние – недомогание
    5. Ярость – неистовство

    Помогите разгадать путаницу.

    Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это…

  • Невежда – это…
  • Спишите, раскрывая скобки.

    На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

    ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:

    1. Определить морфологические признаки слов.
    2. Составить предложение.
    3. Выполнить синтаксичесий разбор.

    1 ряд - в роще

    2 ряд – нет времени

    3 ряд – у Анастасии

    Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.

    1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
    2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
    3. Слова, близкие по лексическому значению.
    4. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
    5. Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
    6. Предложения, которые произносятся с особым чувством.
    7. Гласная после ц в слове цирк.
    8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
    9. Гласная после ц в слове цыпленок.

    Какое слово получилось? (пословицы ).

    Что называется пословицами?

    Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?

    Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.

    Самостоятельная работа: упражнение 219:

    1 ряд – 1-2 предложение;

    2 ряд – 3,4 предложение,

    3 ряд – 4,5 предложение.

    Проверить, использовав сигнальные карточки.

    Работа в группах: (задание на карточках)

    1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:

    1. Ученье свет, а (неученье - тьма)
    2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
    3. Охота пуще (неволи)
    4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
    5. Жизнь прожить - (НЕ поле перейти)

    2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.

    III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.

    IV. Контроль за усвоением материала: решение теста :

    А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
    2. Передо мной был (не)враг, а друг.
    3. (Не)известности уже не было.
    4. Мы остановились в (не)доумении.
    5. С годами у него появилась (не)решительность.

    А2 НЕ пишется слитно:

    1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
    2. (Не)правду я не потерплю.
    3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
    4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
    5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

    А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. Удивила (не)зависимость и резкость.
    2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
    3. С (не)ряхой мало кто общается.
    4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
    5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

    А4 Слово с НЕ пишется слитно

    1. Вовремя письмо (не) отправили.
    2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
    3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.