» » Какие занятия были в древней индии. Древняя индийская цивилизация – Южная Азия на заре веков

Какие занятия были в древней индии. Древняя индийская цивилизация – Южная Азия на заре веков

Древняя Индия - это одна из наиболее необычных цивилизаций древности. Уже в те времена о ней высказывались как о «стране мудрецов». находилась в плотном взаимодействии как с арабскими странами, так и с античным миром, оказывая значительное влияние на их развитие. Немало писателей и философов древности стремились хоть раз в жизни побывать в Индии, чтобы обогатить свое мировоззрение.

Первые люди на территории Индии

И это неспроста - природа и люди до сих пор продолжают интересовать ученых-археологов. Ее территория была заселена в глубокой древности. Первым племенем, обитавшим на территории современной Индии, были дравиды. Затем на смену дравидам приходили другие поселенцы, которые значительно разнились между собой по укладу жизни и традициям. Два крупнейших города древней Индии, которые в различное время являлись политическими центрами - это Мохенджо-Даро и Хараппа.

Неожиданное открытие археолога Сахни

Впервые Хараппская цивилизация была открыта археологами, которых интересовала природа и люди Древней Индии, и для которых сама Индия являлась родиной. Изначально целью индийского археолога Р. Сахни и его коллеги по работе Р. Банерджи было открытие местонахождения храма Старого Шивы. Однако вместо руин древнего святилища перед исследователями предстали останки от фундамента древнего городского квартала. Когда-то на месте, где проводились раскопки, находились двух- и трехэтажные жилые здания, на улицах стояли статуи. Город был украшен садами, мостами и парками, и практически в каждом из кварталов находился колодец.

Легенда, подтвердившаяся фактами

После этого открытия ученого еще больше заинтересовала Древняя Индия, природа и люди, которые когда-то были частью Сахни решил предпринять еще одну экспедицию. На этот раз он отправился на расстояние в 600 км от того места, где было сделано первое открытие. Интуиция археолога, а также рассказы местных жителей не подвели исследователей. Даже название холма, где когда-то англичане выбирали кирпичи для стройки железной дороги, внушало мистический трепет. В переводе «Мохенджо-Даро», куда собиралась направиться экспедиция Сахни, означает «Поселение мертвецов».

Легенда, которую рассказывали местные жители, впоследствии полностью была подтверждена находками Сахни. Поверье гласило, что в древности на месте, где находился холм Мохенджо-Даро, находился город. Его правитель прогневал высшие силы своей распутной жизнью, и боги решили уничтожить эту цивилизацию. Действительно, в процессе раскопок Сахни обнаружил на территории холма огромный город, который был современником Древнего Египта.

Дальнейшие исследования

Сахни и его экспедиция продолжали делать открытия, которые давали все больше информации о том, какими были природа и люди Древней Индии. Они нашли на этой же территории еще несколько крупных городов, а также порядка тысячи мелких поселений. Найденная цивилизация была названа Хараппской. По своим размерам она в четыре раза превосходила Шумерскую.

Когда археологами были изучены добытые останки, они пришли к выводу: Хараппская цивилизация возникла приблизительно в 3300 году до н. э. По оценкам ученых, в годы ее расцвета ее население составляло порядка 5 млн человек. Население города Мохенджо-Даро представляло собой микс разных рас. Большую часть жителей составляли дравиды, которые, как полагают ученые, были австралоидами. А также на территории Хараппской цивилизации жили представители с шумерской, европейской и монголоидной внешностью.

Учеными в процессе проведения раскопок также была составлена технологическая карта. Природа и люди Древней Индии, по всей видимости, находились в гармонии между собой. Городские улицы Хараппской цивилизации чередовались с садами, не отделялись от окружающей природы. По своему расположению улицы во многом напоминают современные. Ширина их составляла около десяти метров. Широкие улицы соединялись между собой узенькими переулками.

Преимущества индийских земель в древности

Но города были построены далеко не сразу. Природа и люди Древней Индии, кратко описываемые в трудах упомянутых археологов, являли своеобразный симбиоз. Самые первые из поселений, которые относятся к 6-4 векам до н. э., и стали прародителями древнеиндийской цивилизации. Место для поселения между Северным Белуджистаном и долиной обеспечивало предков современных индусов водой, зерном, залежами кремня. В долинах паслись стада диких коз и буйволов - все условия способствовали развитию в этих местах сельского хозяйства и земледелия.

Ученые считают, что представители древнеиндийской цивилизации вели торговлю главным образом с шумерами. На этот факт также указывают и шумерские манускрипты. На территории, где когда-то располагалась Хараппская цивилизация, в больших количествах были найдены различные товары иностранного происхождения. Это хлопчатобумажные ткани, бусы, украшения и раковины.

Упадок протоиндийской цивилизации

Считается, что период упадка Хараппской цивилизации приходится на 1800 год до н. э. Многие ученые убеждены, что это произошло по причине нашествия ариев - воинственных завоевателей с северо-запада. В переводе с древнеиндийского языка «арии» означает «благородные». Это были кочевые племена, которые занимались разведением крупного рогатого скота и питались главным образом молочными продуктами. В будущем корова у индийцев получила статус Природа и люди Древней Индии, таким образом, уступили место пришедшим извне «божествам».

Другие версии ученых

В первую очередь ариями были разрушены большие города. Многие постройки приходили в упадок, а для строительства новых домов использовался старый кирпич. Природа и люди Древней Индии, изученные другими археологами, возможно, и не полностью вписываются в стройную теорию исследователя Сахни. Некоторые ученые считают, что причиной упадка Хараппской цивилизации являлись не только вражеские вторжения, но и ухудшение экологии. Это изменение уровня морского дна, что стало причиной наводнений, и эпидемии страшных заболеваний. Не исключается также и версия, что к кризису привела низкая урожайность, наступившая из-за засоления почв.

Природа и люди Древней Индии: индийские касты

В древнеиндийском обществе деление на касты берет свое начало примерно с первого тысячелетия до н. э. Необходимость в нем была обусловлена не только религиозными взглядами, но и политическим строем. Дело в том, что к самой низшей касте относилось все население, которое было покорено завоевателями-ариями. В самую высшую касту входили брахманы - жрецы, которые не занимались тяжелым физическим трудом. Они существовали за счет жертвоприношений.

Последствия кастового строя для общества

Следующая каста, с которой у брахманов часто происходили конфликты, - это воины, или кшатрии. Между собой они часто не могли поделить власть. За кшатриями следовали вайшьи - крестьяне и пастухи. Самой низшей кастой были шудры. К шудрам относились слуги, выполнявшие самую грязную работу. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Дети брахманов могли быть только брахманами, дети шудр - шудрами. Такое расслоение общества приводило к тому, что многие талантливые люди были обречены прозябать в нищете, что тормозило развитие всего народа.

На протяжении всего времени раскопок загадкой Хараппской цивилизации увлекались и другие ученые. Среди них и антропологи, которых интересовала Древняя Индия, природа и люди, обитавшие в Мохенджо-Даро. Ими был составлен приблизительный портрет типичного представителя Хараппской цивилизации. На основании раскопок ученые сделали вывод, что это были темноволосые и темноглазые люди со смуглой кожей. Они относились к средиземноморской ветви

Природа и люди Древней Индии: схема построения городов

Крупнейшие города Хараппской цивилизации были построены с большой точностью. Улицы были словно вырисованы под линейку, дома - одинаковые и геометрически правильные. По своей форме жилища древних индусов напоминали коробки для тортов. В этих городах люди имели возможность пользоваться всеми удобствами. По улицам протекали так называемые арыки, из которых в каждый дом подавалась вода.

Чем гениальны протоиндийские архитекторы

Матушка-природа и люди Древнеи Индии (5-классники начинают знакомиться с культурой и традициями этой страны в контексте изучения истории Древнего мира) научились жить в удивительной гармонии. Этот симбиоз может впечатлить некоторыми фактами самых искушенных знатоков. Удивительным достижением того времени была канализация. Еще не имея ни малейшего понятия о том, что бактерии особенно быстро размножаются при теплой температуре, тогдашние архитекторы приняли гениальное для своего времени решение. Под землей они проложили трубы из обожженного кирпича, по которым все нечистоты выводились за пределы города. Это позволяло жить большому количеству людей на ограниченной территории.

На данную тематику можно говорить очень долго, ведь цивилизация, зародившаяся в долине Инда, имеет богатую историю. Но в данной статье мы рассмотрим историю Древней Индии кратко.
Зарождение организованного общества в долине Инда следует датировать с возникновением Хараппской цивилизации, которая берет свое начало еще на III тыс. до н. э., и на этот период приходит ее рассвет.

Хараппская цивилизация

Датируется примерно 3000 – 1300 гг. до н. э. Для нее характерно монументальное строительство из камня, уже существовало ирригационное земледелие. Существуют сведения, что именно в этом периоде появились первые туалеты, а также канализации.
На данном этапе развития индусы в основном выплавляли изделия из бронзы, но использовали и медь. Очень сильно была развита торговля, цивилизация вела торговлю с государствами Средней Азии, Месопотамии.
Письменность этой цивилизации до данного времени так и не дешифровали. Но писали они справа налево, что весьма интересно.
Когда начались ухудшаться погодные условия, главное занятие, которое приносило цивилизации рассвет – земледелие, стало приходить в упадок. Приблизительно в средине II тыс. население начало мигрировать на запад и утратило свой уровень развития.

Ведийская цивилизация

Самым интересным периодом древней истории Индии является несомненно ведийский, так как после него осталась масса археологических и документальных источников, давшим возможность изучить данный период максимально подробно.
Ведийскую цивилизацию датируют со II тыс. до н. э. до приблизительно VI I-V в. до н. э.
Наиболее известный памятник данного периода – это священная книга под названием Веды. В ней были записано все о социальной структуре общества, о законах, обычаям и т. д.
Анализируя ее, мы приходим к выводу, что все общество было разделено на варны – большие касты. Всего их существовало четыре:
– шудры – самая низкая каста, к которой входили наемные рабочие;
– вайшья – сюда относят торговцев, ремесленников и земледельцев;
– кшатрии – это почетный класс воинов;
– брахманы – сюда следует относить правящую верхушку: жрецов, ученых и т. д.;
Однако всего каст существовало несколько сотен. Касту нельзя было покинуть, но и з нее могли изгнать за проступки, например, за связи с членами другой касты.
В эту эпоху была развита письменность – санскрит, который был полностью дешифрован, а поэтому данных о данном периоде предостаточно. Также была заложена основа религии мирового уровня и влияния – индуизма, установлен пантеон богов.
Народ, создавший ведийскую цивилизацию называют ариями, покорившими территории Азии и Европы.

Время мелких княжеств

Примерно в VI веке до н. э. на территории Индии было создано несколько сотен мелких городов-государств, которые просуществовали три столетия. В четвертом веке в Индию пришел царь Александр Македонский, подчинивший себе значительную территорию Индии, но после его смерти индусы вскоре освободились.
После этого на их месте создалась Империя Маурьев, но это уже совсем иная тема.

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Историческая статья: Древняя Индия

Описание: Данная статья предназначена для тех кто увлекается Историей Древнего мира и Древней Индии, учителям, родителям и детям.
Цель: повысить познавательную активность данный темы и к самой истории Индии.
Задачи:
1. Рассказать о происхождении цивилизации Индии.
2. Описать основные этапы Древней Индии

3. Обьяснить основу верования.
4. Падения империи.

Древняя Индия

Древняя Индия – это одна из первых цивилизаций мира, принесшая мировой культуре крупнейшее количество различных духовных ценностей, с бурной и сложной историей. Именно здесь когда то зародились величайшие религии, появлялись и разрушались империи, но из века в век была сохранена «непреходящая» самобытность культуры Индии. Данная цивилизация строила из кирпича большие и очень хорошо спланированные города с водопроводом и построила пиктографическую письменность, расшифровать которую по сей день не удается.
В конце III тысячелетия до н.э.на полуострове Индостан не далеко от долине реки Инд возникают два основных центра Индии это Хараппа и Мохеджо-Даро, поэтому от имени реки и получила такое название. Ее развитие - было на прямую связано с организацией высоких урожаев поливного земледелия. Природа и климат Индии отличаются большим разнообразием. Почти весь полуостров Индостан занят плоскогорьем с жарким, засушливым климатом.
Позже с севера-запада в Индию проникают кочевые племена ариев, которые смешиваются с местным населением (II тыс. до н.э.).
Постепенно Индия преображается и в долине реки Ганг возникают множество мелких государств, во главе с раджами в период с VII-VI века до н.э. Эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна" рассказывают о войнах, которые вели между собой раджи.Развитие земледелия и ремесла, а также захватнические войны привели к появлению у ариев имущественного неравенства. У раджей, возглавлявших грабительские походы, скапливается много богатств. С помощью воинов они укрепляют свою власть, делают ее наследственной. Раджи и их воины превращают пленников в рабов. От крестьян и ремесленников они требуют уплаты податей и работы на себя. Раджи постепенно превращаются в царей маленьких государств. Во время войн эти маленькие государства объединяются в одно, и тогда правитель становился махараджей («большим царем»).
В этот период появляеться и национальная религия брахманизм (бог Брахма), которая способствовала складыванию варной системы общества. Таким образом всё население Древней Индии делилось на четыре группы, называвшиеся кастами (варны)-наследственные социальные группы. Это были 1)брахманы(жрецы), которые не занимались физическим трудом и жили на доходы от жертвоприношений; 2) кшатрии(войны),в их руках находилось и государственное управление,между брахманами и кшатриями часто велась борьба; 3) вайшии (ремесленники, земледельцы) так же к ним относились различные торговцы и пастухи; 4) шудры(слуги), самая низкая из каст, все покоренное ариями местное население составило так же четвертую касту.Рабы не входили ни в одну касту. Особенность каст была такова, что рождённый в одной из каст не мог перейти в другую и по этому существовала социальная не равенство в обществе.
VI век до н.э. характеризовался на короткий период с Александром Македонским, так как он захватил северо-западную Индию. Но после его ухода почти вся Индия Оказалась под властью царей из династии Маурья.Наивысшего расцвета это государство достигло при царе Ашоке, продолжая завоевательную политику Чандрагупты, Ашока присоединяет к своим владениям ряд соседних областей, так же активно способствует распространению новой для Индии религии как буддизм-самой ранней из трёх мировых религий(268-231 г.до н.э.). Основатель-Сиддхартха Гаутама(Будда).
В итоги империя Маурьев распадаеться на несколько государств(начало II в.до н.э.).На короткое время в Индии вновь появляется единое государство- империя Гуптов(начало IV в.до н.э.).Город Магадха вновь становится центром крупного рабовладельческого государства - Гупт. Цари этого государства совершили ряд успешных завоевательных походов в долину Ганга и в Центральную Индию. Правители маленьких царств платили им дань. Индия вела обширную сухопутную и морскую торговлю с другими странами.
Но окончательному падению рабовладельческих порядков в Индии и периода Древней истории способствовало вторжение в середине V в. северных племен гуннов, которые окончательно разорили страну и образовали на территории Индии свою державу.

Литература:
1. Забытая цивилизация в долине Инда М. Ф. Альбедиль
2. Индия. История страны Синхараджа Таммита-Дельгода