Частица ни по сравнению с отрицательной частицей не употребляется значительно реже, но как раз с различением именно этих частиц в русском языке связано немало трудностей. Порой бывает сложно сразу определить, что в том или ином предложении писать правильно - ни или не. Но, в принципе, все не так сложно. О том, как отличить не от ни, и пойдет речь в этой статье.
Пишем не
Выбор между ни и не часто зависит от смысла фразы. Следует запомнить, что не отрицает, а ни усиливает. Давайте подумаем и разберем простые примеры. Сначала рассмотрим отрицание с не:
- Я пришла не одна (а с подругой).
- Не раз я приходила (а три раза).
Отрицание также можно выразить при помощи союзов если не, то; не то, не то; не то чтобы не; не только, но и. В этих конструкциях употребляется только не. С не употребляются следующие слова: едва, только, пока.
Поговорим об отрицании двойном. У него получается противоположный смысл. Например, "не могла не посмотреть" – значит, посмотрела или "не смогла не взять" – значит, взяла. В этих случаях применяем только не.
Пишем ни
А теперь рассмотрим усиление, которое дает ни. Выглядеть это будет следующим образом:
- Ни одна не пришла (то есть, совсем никто).
- Дома ни души (то есть, совсем никого).
Теперь об устойчивых формах с ни. Они относятся к так называемым «прозрачным» случаям употребления ни:
- Ни свет ни заря, ни дать ни взять, ни с того ни с сего, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни стать ни сесть (запятой разделять не нужно).
- Во что бы то ни стало, как бы там ни было, ни с того ни сего.
- Употребление ни парное: ни ни. В этих случаях отрицательную частицу можно либо просто опустить, либо заменить и: "Ни хлеба, ни зрелищ люди не получили". (Хлеба, зрелищ люди не получили. И хлеба, и зрелищ люди не получили).
- Часто можно услышать вопрос о том, как правильно писать: как ни странно или как не странно. Пишется как ни странно. Это устойчивое сочетание (фразеологизм), которое используется в качестве союза.
- Встречается ни в похожих между собой конструкциях: что бы ни, где бы ни, сколько бы ни.
- Еще следует разобраться, как пишется правильно: как не или как ни. Писать нужно как ни. Это опять же фразеологизм, используемый в качестве союза.
- Тот же самый ответ можно дать и на следующий вопрос: как следует писать: как бы не или как бы ни. Как бы ни - это также фразеологизм, пишется именно так.
Как писать не или ни
- Рассмотрим два похожих между собой примера и подумаем, как писать не и ни. Примеры: "Где я только не была!" и "И где я ни была, везде хорошо". Почему в первом случае мы пишем не, а во втором ни? В простом вопросительном или восклицательном предложении следует писать не, в придаточном же предложении пишется ни. В этом случае правильность выбора между ни и не легко проверяется. Если убрать частицу и смысл предложения при этом не потеряется, то пишется ни, если же смысл изменится, то не.
- Бывают случаи, когда выбор между ни и не зависит от ударения. Например, не у кого и ни у кого, то есть, правильность написания снова зависит от смысла. Но в данном случае бывают и исключения. Например, сложно определиться с написанием наречия нимало и немало. Например: "нимало не испугался" и "немало воды утекло". В данном случае можно применить правило, которое было использовано выше. Убрать частицы и определить, что произошло со смыслом. Но можно использовать вариант и проще: нимало - то есть совсем, немало - то есть много. Первое усиливает, второе отрицает.
Итак, если вы запомните, что выбор правильного написания частиц не и ни зависит от смысла, и то, что не отрицает, а ни усиливает, то вы больше никогда не будете задавать вопрос, как отличить не от ни.
К сожалению, иногда не зная родного. В русском языке существует очень много строгих правил, в отличие от других, так сказать, «неславянских» языков. Рассмотрим один из самых животрепещущих вопросов: когда пишется «не», а когда — «ни»?
Когда пишется «не», а когда — «ни»
Для того, чтобы в полной мере понять, когда пишется «не», а когда — «ни», следует четко разграничивать назначение обеих частиц. Как правило, «не» употребляется для отрицания, а при двойном употреблении – для утверждения. Частица «ни», скорее играет роль усиления (и при одинарном, и при двойном употреблении).
Когда пишется «не»
- Отрицательные предложения («Я не видел», «Я говорил не об этом»).
- Двойное употребление в предложениях, подразумевающих утвердительный смысл («Не могу не сказать…», «Нельзя не отметить»).
- В вопросительных и восклицательных предложениях («Где я только не бывал», «Ну чем он не герой?»).
- Придаточные временные предложения («Побудь тут, пока я не вернусь»).
- Соединительные союзы «не то, чтобы», не только…, но», «не то, что не…, а», не то…, не то…» и т.д.).
Когда пишется «ни»
- Обычное усиление отрицания («В лесу ни души», т.е. совсем никого нет).
- Двойное отрицание («Ни дать, ни взять», «Куда ни глянь,…»).
- Перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления смысловой нагрузки («Сделай все, что он ни попросит»).
- Категорические приказания («Ни с места!», «Ни шагу назад!»).
- Отрицательные местоимения и наречия («никто», «никогда») и устойчивые словосочетания («Остаться ни с чем», «Я ни причем», «Ни за что»).
Таким образом, вопрос, когда пишется «не», а когда — «ни», для многих должен проясниться. Однако в данном случае мы имеем дело больше с современным русским языком, не затрагивая тему устаревших речевых оборотов. Впрочем, думается, и на этих простых примерах можно достаточно просто понять правила употребления частиц «не» и «ни».
Как бы то ни было, многим людям иногда следует освежать свои школьные знания и почаще заглядывать в учебники. В остальном же, как видно из вышеизложенного, правила употребления достаточно просты. В любом случае, перед написанием предложения следует оценивать ситуацию, а затем, исходя из правил, вставлять нужную частицу.
http://www.kievkomfort.com.ua/
Уже очень скоро лето! А значит самое время задуматься о комфортных климатических условиях в помещении. Кондиционеры на с спасают в жару и согревают в холода. Предлагаем приобрести кондиционер в Киеве. Только качественные кондиционеры по самым доступным ценам.
"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно: – с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет); – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица); – с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше); – в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах). |
Не пишется слитно: – в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый); – в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен); – в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый); – в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который); – в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать). |
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть – зависимое слово: не погашенные никем огни; – противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни. Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы. |
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане. С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены. |
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи |
||
Часть речи |
Слитно |
Раздельно |
Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е | 1. Не употребляется без не-: неженка, нелепый, нелепо 2. Можно заменить синонимом без не-: не скромно (хвастливо) не глупый(умный) 3. В отрицательных наречиях: не куда, не где |
1. Есть противопоставление: не правда, а ложь 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда: далеко не глупый 3. С наречиями не на -о, -е: не по-товарищески |
Местоимение | После не и ни нет предлога: ни кого, не кого |
После не и ни есть предлог: не у кого, ни у кого |
Глагол, деепричастие |
не домогать (не употр. без -не ) не домогая (не употр. без -не ) |
не заметил (глагол), не замечая (деепричастие) |
Причастие | Нет зависимого слова или противопоставления: не законченная работа |
1. Есть зависимое слово: не законченная вовремя работа 2. Есть противопоставление: не законченная, а начатая работа 3. С краткими причастиями: работа не закончена |
III. Слова, которые без не не употребляются.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
незнакомка неистовство невежа, невежда нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неряха, неряшливость нескладеха Несмеяна (царевна) несмышленыш несуразица неуклюжесть неустойка нехватка нечистоты неясыть (трава) |
неистовый неказистый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный (поступок) неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) |
негодовать недоумевать недоставать (чего-л.) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать |
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
6) не было;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
2) неторопливый;
3) неказистый;
4) непричастный;
5) небрежный;
6) незрелый;
7) неуклюжий;
8) необратимый.
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
2) неряха;
3) немощь;
4) ненависть;
6) нектар.
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
Мне не хватает 100 рублей
Мне недостает 100 тысяч?
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
(По И.А. Гончарову)
VIII. Напишите диктант.
МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
О.П. ЭХИНА,
г. Москва
76. Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.
1. Пишутся раздельно:
- частицы бы(б), же(ж), ли(ль) (прочитал бы, пошел ли, такой же),
- частицы вот, ведь, мол, будто и т.д. (Он мол не; здешний. Ты ведь это знаешь!);
2. Пишутся через дефис:
- частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),
Правописание частиц НЕ с разными частями речи
часть речи |
раздельно |
|
1. если без не не употребляется (невежа, невзгода), |
1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг,
а враг), |
|
1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный). |
1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом
а (не большой, маленький), |
|
с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто) |
всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой) |
|
местоим. | с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже) | |
если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать) |
со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать |
|
если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая) |
со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав) |
|
причаст. |
причастив |
если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик) |
1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший
вовремя ученик), |
1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно), |
1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление
(не смешно, а грустно), |
Задачи и тесты по теме "Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ."
- Частица как служебная часть речи - Частица 7 класс
- Частицы - Морфология. Служебные части речи 10 класс
Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1
76. Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.
1. Пишутся раздельно:
- частицы бы(б), же(ж), ли(ль) (прочитал бы, пошел ли, такой же),
- частицы вот, ведь, мол, будто и т.д. (Он мол не; здешний. Ты ведь это знаешь!);
2. Пишутся через дефис:
- частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),
Правописание частиц НЕ с разными частями речи
часть речи |
раздельно |
|
1. если без не не употребляется (невежа, невзгода), |
1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг,
а враг), |
|
1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный). |
1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом
а (не большой, маленький), |
|
с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто) |
всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой) |
|
местоим. | с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже) | |
если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать) |
со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать |
|
если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая) |
со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав) |
|
причаст. |
причастив |
если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик) |
1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший
вовремя ученик), |
1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно), |
1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление
(не смешно, а грустно), |
Задачи и тесты по теме "Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ."
- Частица как служебная часть речи - Частица 7 класс
- Частицы - Морфология. Служебные части речи 10 класс
Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1