» » Чем занимается транспортная полиция? Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России. Особенности работы железнодорожной полиции

Чем занимается транспортная полиция? Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России. Особенности работы железнодорожной полиции

Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

Высшее руководство России утвердило кадровые перестановки в четырех крупных федеральных структурах - МВД, ФСБ, Совбезе и Госсовете РФ. Вопрос о Генпрокуратуре и Следственном комитете пока находится на рассмотрении. Источник ПАСМИ - о том, кто займет кресла руководителей важнейших правоохранительных структур страны и о том, что ждет глав силовых ведомств.

Кадровые изменения в ФСБ

Александр Бортников в скором времени покинет пост директора ФСБ, на его место будет назначен нынешний глава Тульской области Алексей Дюмин , сообщил Первому Антикоррупционному СМИ информированный источник в Кремле.


Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

46-летний губернатор в гражданской должности руководителя региона пробыл всего : в Тулу Дюмин попал неожиданно - с кресла замминистра обороны России Сергея Шойгу , и теперь генерал-лейтенант, судя по всему, возвращается в привычную стихию уже в качестве главного эфэсбэшника страны.

Такой карьерный поворот говорит о явном знаке доверия и одобрения со стороны президента Владимира Путина . Не случайно в 2017 году Дюмин, по оценке фонда «Петербургская политика», вошел в тройку вероятных преемников президента. Еще одним признание высокого веса Дюмина в российской политике стало то,что в апреле 2018 года США включили возможного руководителя ФСБ в санкционный «Кремлевский список» в числе 17 чиновников и 7 бизнесменов из России, приближенных к Путину.

Вместе с приходом нового руководителя ожидается и смена второго эшелона. Редакции стало известно, что должность первого заместителя директора ФСБ вместо генерала Сергея Смирнова займет Сергей Королев , который с 2016 года возглавлял Службу экономической безопасности ведомства (СЭБ).

Что касается 66-летнего Александра Бортникова , кагэбэшника с сорокалетним стажем, стоящего у руля ФСБ с 2008 года, то по сведениям ПАСМИ, для генерала уготовано место секретаря Совета безопасности, на котором он сменит Николая Патрушева .


Александр Бортников. Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости

По иронии фортуны, четыре года назад Патрушев описал такой же карьерный кульбит, когда с места первого чекиста страны его перевели в секретари Совбеза. Теперь Николая Платоновича предполагается передвинуть в другой совещательный орган - Государственный совет РФ.

МВД: проводы Колокольцева и гадание на преемниках

Источник ПАСМИ сообщил о перестановках и в Министерстве внутренних дел: отставку Владимира Колокольцева , слухи об уходе которого активно муссировались в течение последних месяцев, скорее всего, сейчас окончательно утвердили в Кремле. МВД он возглавлял с 2012 года, а начинал карьеру - дежурным московской милиции.


Фото: Воскресенский / РИА Новости

По версии ряда СМИ, смена должности высокопоставленного силовика связана с нерешенными проблемами в министерстве. Предполагается, что Колокольцева назначат полпредом президента по Южному федеральному округу, отличающемуся повышенной коррумпированностью.

На пост преемника министра сватали его первого заместителя Александра Горового . Однако, по данным ПАСМИ, на этот пост уже согласована кандидатура Дмитрия Миронова , 49-летнего губернатора Ярославской области, который так же как Дюмин попал на «мирную» службу из рядов силовиков и тоже ненадолго - главой региона Миронов пробыл два года.


Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Свою карьеру он начинал в КГБ в 90-х, в 2013-ом перешел в МВД, где стал помощником Колокольцева. После чего Миронов пережил еще ряд переназначений, общей чертой которых можно назвать контроль за антикоррупционной повесткой, что позволяет предполагать характер основных задач, поставленных перед новым руководителем полиции.

Кто кого: открытый вопрос по Чайке и Бастрыкину


Фото: Дмитрий Астахов / РИА Новости

Если кадровые решения по ФСБ и МВД пока просто формально не оформлены, но фактически являются делом решенным, то судьба другой части силового поля сегодня остается открытой площадкой для столкновений: концепция разделения полномочий Генпрокуратуры и СК президентом пока не утверждена, и реформа следственной структуры может пойти по пути, который лоббирует Чайка, или же по направлению, предлагаемому Бастрыкиным.

Напомним, Юрий Чайка

385 «Пошел поговорить - и дважды всадил в капитана заточку» В 90-х он ходил на стрелки с ореховскими и выживал на зонах: рассказ русского гангстера Добавить в «Мою Ленту»О сервисе На минувшей неделе Совет Федерации принял закон, сильно осложнивший жизнь ворам в законе и криминальным авторитетам: теперь за один только неформальный статус их могут посадить лет на 8-15. Михаил Орский - в прошлом не последний человек в криминальном мире - один из таких авторитетов. В лихие 90-е он занимался рэкетом, выходил на стрелки с ореховской братвой и скрывался от милиции. Он в полной мере испытал все тяготы жизни за решеткой, среди его знакомых были воры в законе и лидеры преступных группировок. Но сегодня Орский отошел от дел и может не бояться уголовного преследования. В эксклюзивном интервью «Ленте.ру» он рассказал о своем пути русского гангстера.

333 В ВОРОНЕЖЕ 130 СИЛОВИКОВ ПОВЯЗАЛИ БАНДУ ПРИСПЕШНИКА ВОРА В ЗАКОНЕ ПЛОТНИКА В российских СМИ обсуждают произошедшее месяц назад в Воронеже громкое задержание группы криминального авторитета Алексея Чалова, в котором участвовали около 130 силовиков - сотрудников ФСБ, Росгвардии и полиции.

284 Голубев заступился перед Путиным за благотворителя из Ростовской области Ледовому дворцу в Кашарском районе чуть не помешал НДС Губернатор Ростовской области принял участие в заседании Совета при президенте РФ по физкультуре и спорту. В его состав Василий Голубев был включён в июле прошлого года после окончания ЧМ-2018.

280
Настигли в аптеке. Под Москвой полицейские забили насмерть отца чемпиона Сулли Юнусилау после попытки задержания попал в больницу с дислокацией мозга и там умер. Полицейских задержали, но двух из трех участников избиения даже не стали арестовывать и отпустили домой. Их обвиняют в превышении полномочий.

273 Встреча главного врача МУЗ ГП №3, депутата Волгодонской горДумы Виктора Дорохова с активистами РОО «Волга-Дон» 8 апреля 2019г. в рамках мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья городской библиотеке №6 прошла встреча главного врача поликлиники №3, депутата Волгодонской горДумы Виктора Ивановича Дорохова с активистами РОО «Волга-Дон» Виктор Иванович подробно рассказал о всех проблемах с которыми сейчас сталкиваются городские лечебные учреждения.

265 Воры в законе приготовились к новой войне Выход из тюрьмы влиятельного вора в законе Тариэла Ониани (Таро) может положить начало новой криминальной войне. Ониани намерен предъявить претензии раскороновавшим его авторитетам и стать «вором в законе №1». Об этом во вторник, 9 апреля, сообщает «Росбалт». Окружение Ониани постаралось сделать так, чтобы после выхода на свободу он не задержался в спецприемнике, а сразу был депортирован в Грузию, рассказал источник агентства в правоохранительных органах. Из Грузии Ониани улетит в Турцию, где находится большая группа его сторонников. Они уже произносят «победные тосты» и обещают неприятности всем подписантам «малявы» о раскоронации Ониани, пишет «Росбалт».

262 Содержание и ремонт жилья. За что мы платим управляющим компаниям? Перечень работ, которые должны выполнять управляющие компании, строго регламентирован: от уборки подъездов до текущего ремонта. За это жильцы ежемесячно платят коммунальщикам по строке «ремонт и содержание жилья». Но не все УК качественно выполняют свои обязанности. Центры защиты прав граждан выявили массовые нарушения на 20 миллионов рублей.

Глава государства потребовал ужесточить меры безопасности и контроль за исполнением требований законодательства в этой сфере. Контроль должен быть ежедневным и даже навязчивым, иначе цели, которые мы ставим перед собой, не будут достигнуты, заявил Президент.

В последнее время был издан целый ряд документов, регулирующий вопросы безопасности в транспортной сфере, в частности Федеральный закон «О транспортной безопасности», Указ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», принято множество подзаконных актов, Правительством России утверждена соответствующая программа, субъектам транспортной инфраструктуры было поручено разработать планы обеспечения безопасности. Это вполне достаточная нормативная основа для оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и введения соответствующих уровней безопасности, отметил Дмитрий Медведев. Однако, по данным Генпрокуратуры и Контрольного управления Президента, не все положения законодательства исполняются, растёт количество нарушений. Президент поручил Генпрокурору Юрию Чайке провести проверку крупнейших транспортных объектов на предмет соблюдения ими норм законодательства.

Вопросами безопасности необходимо заниматься каждый день, а не от случая к случаю; только тогда будет эффект, подчеркнул Президент.

Глава государства сообщил, что подписал Указ об освобождении от должности начальника Управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу, и потребовал от Министра внутренних дел Рашида Нургалиева навести порядок в рядах транспортной милиции. Кроме того, Правительству поручено в двухнедельный срок разработать предложения по обеспечению безопасности на транспорте.

Д.МЕДВЕДЕВ: Коллеги, я собрал вас, для того чтобы более подробно оценить ситуацию с обеспечением безопасности на транспорте.

Вчера я выступал на [расширенном заседании] коллегии Федеральной службы безопасности, определённые вещи мной уже были сказаны. Считаю, что в целом обеспечение безопасности на транспорте (и даже не только из-за случившегося террористического акта) является неудовлетворительным. Нам нужно проанализировать причины, которые привели к трагедии в Домодедово, но самое главное сейчас - сделать так, чтобы подобного рода трагедии не повторялись, предпринять всё от нас зависящее, потому что, конечно, охрана транспортных объектов - очень сложное дело. В странах, где существует терроризм, а это огромное количество стран, это самые уязвимые объекты, одни из самых уязвимых. Но в то же время есть субъективные вещи, на которые следует обратить внимание.

Хотел бы услышать также, как исполняются требования транспортного законодательства, какие дополнительные меры нам следует принять, чтобы нарушения транспортного законодательства свести к минимуму и тем самым минимизировать террористическую угрозу на транспортных объектах, защитить людей.

«Самое главное сейчас - сделать так, чтобы подобного рода трагедии не повторялись, предпринять всё от нас зависящее, потому что охрана транспортных объектов - очень сложное дело».

В марте прошлого года я издал Указ, которым ставилась задача оснастить наиболее уязвимые объекты, транспортные средства специализированными техническими устройствами, устройствами для поддержания безопасности, средствами оповещения, информирования населения. До 2014 года должна быть создана комплексная система обеспечения безопасности на транспорте и предотвращения чрезвычайных ситуаций, терактов, принят ряд других мер. Это не однодневная программа. Я хотел бы, чтобы сейчас мне доложили, как идёт работа по Указу, что уже сделано, в чём проблемы. Один из пунктов касался комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. В июле прошлого года эта программа была утверждена Правительством. Минфин выделил под неё средства. Что сделано?

Я напомню ещё одну вещь. В 2007 году (это было после терактов на рейсах, которые вылетели из Домодедово) был принят федеральный закон о транспортной безопасности. Я помню, как мы его готовили (я в Администрации Президента работал, потом в Правительство перешёл), несколько позже вступил в силу целый ряд подзаконных актов. Это в общем вполне достаточная нормативная основа, для того чтобы оценивать уязвимость объектов транспортной инфраструктуры. В законе устанавливаются категории и критерии соответствующих объектов, вводятся различные уровни безопасности. Кроме того, субъектами транспортной инфраструктуры должны быть разработаны планы обеспечения безопасности. Я хотел бы понять, что было сделано. Юрий Яковлевич [Чайка], нужно проверить крупнейшие транспортные объекты на предмет соблюдения соответствующего закона о транспортной безопасности. Я допускаю даже, что соответствующие планы разработаны, но вопрос в их реальном исполнении. Об этом я вчера говорил.

По данным Генеральной прокуратуры, Контрольного управления Президента, не все положения законодательства, скажем мягко, исполняются. Количество общих нарушений растёт, растёт практически на всех видах транспорта. Сейчас я говорю не только про авиаузлы, я говорю и про железнодорожный транспорт, про автомобильные вокзалы. Это, к сожалению, происходит повсеместно. С кем бы я ни общался, люди говорят следующее: после терактов в ряде случаев на транспортных объектах были включены рамки, они работали, и всех через них прогоняли, а потом бросили это делать - ходить можно как угодно. Милиция, которая находится на крупных транспортных узлах и в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, занимает абсолютно пассивную позицию. В лучшем случае - трясут мигрантов для того, чтобы проверить их регистрацию и соответствующим образом распорядиться своими полномочиями.

«Все должностные лица, которые отвечают за организацию процесса, должны быть приведены в чувства, а те, кто не работал, соответствующим образом наказаны».

Нужно заниматься этим повседневно, каждый день - так, как это делается в странах, в которых очень существенна террористическая угроза (я вчера об этом говорил), а не от случая к случаю. Только тогда будет эффект.

Я не хотел бы предвосхищать результаты масштабной прокурорской проверки, она уже начата, но могу сказать, что должностные лица (здесь я обращаюсь к Министру транспорта, вообще к Правительству, к нашей акционерной компании «Российские железные дороги», естественно, к Министру внутренних дел), все должностные лица, которые отвечают за организацию процесса, должны быть приведены в чувства, а те, кто не работал, соответствующим образом наказаны.

Хотел бы вас проинформировать, что в соответствии с теми поручениями, которые я давал вчера на коллегии ФСБ, мною только что подписан Указ об освобождении начальника Управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу [Андрея] Алексеева от должности. Но на этом всё закончиться не должно. Это верхние начальники. Рашид Гумарович, что ещё предлагается?

Р.НУРГАЛИЕВ: Из-за просчётов в организации охраны общественного порядка, отсутствия контроля за несением службы, слабой оперативной осведомлённости о возможных актах незаконного вмешательства в деятельность авиакомплекса мною уже тоже приняты организационные меры: уволены начальник линейного управления внутренних дел в Домодедово и два его заместителя.

Д.МЕДВЕДЕВ: Тряхните вообще всю транспортную милицию. Если люди не понимают, как надо работать, мы найдём других людей.

«Контроль должен быть ежедневным. Он должен быть, к сожалению, навязчивым, иначе просто мы не добьёмся тех целей, которые ставим перед собой».

Контроль должен быть ежедневным. Он должен быть, к сожалению, навязчивым, иначе просто мы не добьёмся тех целей, которые ставим перед собой. Каждый из нас знает, как происходит общение с полицией и транспортными службами в некоторых иностранных аэропортах и вокзалах. У нас, как у людей свободного мышления, это иногда вызывает злость и раздражение: заставляют переворачивать все чемоданы, заставляют раздеваться. Но только таким образом можно достигнуть результата. Придётся поменять правила, о чём я вчера сказал: Правительство в двухнедельный срок должно подготовить предложения.

Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что речь идёт о безопасности на всех видах транспорта. При этом безопасность авиаузлов - один из самых непростых вопросов. Действительно, теракты происходили не только у нас, и в других странах происходили, в крупных аэропортах, но это не повод для того, чтобы складывать руки и говорить о том, что такого рода действия не поддаются полному контролю.

Нельзя забывать о входах на аэровокзалы, железнодорожные вокзалы, об автотранспортных стоянках, территориях, которые прилегают к аэропорту. Всё это места массового скопления людей, и безопасность на них должна быть предметом пристального внимания как правоохранительных органов, так и транспортных властей. И чтобы я не слышал больше этих слов со стороны руководства крупных транспортных предприятий: «Мы за это не отвечаем, за это отвечает милиция или ещё кто-то». Если люди, берущие в свои руки организацию транспортного процесса, рассуждают таким образом, это в высшей степени безнравственно. Более того, это предмет для работы правоохранительных органов. Вчера Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело, пусть проверят, кто как работал в этот период.

«Безопасность в местах массового скопления людей должна быть предметом пристального внимания как правоохранительных органов, так и транспортных властей».

Последнее, что хотел бы сейчас сказать. Самое главное, чтобы и транспортные предприятия, и правоохранительные органы не расслаблялись. Я говорил уже об этом вчера на коллегии, ещё раз хотел бы об этом сказать здесь. К сожалению, меры безопасности срабатывают первое время, после этого происходит тотальное расслабление и руководителей транспортных компаний, всех кто там работает, отчасти и граждан тоже. Поэтому перед лицом террористической угрозы мы просто обязаны сплотиться и действовать консолидированно. На это также необходимо обратить внимание.

Поэтому нужно продумать гораздо более активную систему оповещения в аэропортах, в метро, на железнодорожных вокзалах. Это неприятные вещи. Люди хотят получать положительные эмоции, в том числе находясь в дороге. Но говорить об этом надо и с экранов мониторов, которые висят, и по радиосвязи - говорить о террористической угрозе, о том, чтобы все были бдительными. Надо подготовить современную программу работы. Планировали это сделать в метро, насколько я понимаю, даже там пока ничего не получилось. Сделайте это.

Утверждён перечень поручений по вопросам обеспечения транспортной безопасности

Полный текст документа:

«1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Подготовить предложения по изменению правил контроля в транспортных узлах, предусмотрев сплошной досмотр граждан и багажа в наиболее уязвимых для безопасности пассажиров местах транспортной инфраструктуры.

1.2. Подготовить предложения по созданию эффективной системы оповещения пассажиров в транспортных узлах о возникновении чрезвычайных ситуаций и угроз безопасности.

1.3. Провести экспертизу действующего законодательства на предмет его полноты и достаточности для нейтрализации угроз безопасности на объектах транспорта, а также подготовить предложения, направленные на обеспечение его надлежащего исполнения, включая вопросы усиления ответственности.

1.4. Представить предложения об изменении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, направленные на финансирование модернизации прежде всего уязвимых объектов транспортной инфраструктуры.

1.5. Совместно с органами исполнительной власти г.Москвы и Московской области оказать материальную и иную поддержку российским и иностранным гражданам, пострадавшим в результате террористического акта 24 января 2011г., а также семьям погибших.

Ответственный: Путин В.В.

2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

провести проверку исполнения законодательства о транспортной безопасности федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами различных форм собственности, занимающимися перевозкой пассажиров и грузов, а также владеющими объектами транспортной инфраструктуры,

Ответственный: Чайка Ю.Я.

3. Администрации Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, МВД России, ФСБ России:

рассмотреть вопрос о целесообразности создания федерального органа исполнительной власти, ответственного за обеспечение безопасности на транспорте.

Ответственные: Нарышкин С.Е., Путин В.В., Нургалиев Р.Г., Бортников А.В.

4. Следственному комитету Российской Федерации, МВД России, ФСБ России:

провести следственные и оперативно-разыскные мероприятия по выявлению исполнителей, организаторов и пособников террористического акта в аэропорту Домодедово.

Доклад - ежемесячно.

Ответственные: Бастрыкин А.И., Нургалиев Р.Г., Бортников А.В.

5. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

в рамках осуществления надзора за расследованием уголовных дел, возбуждённых по факту террористического акта в аэропорту Домодедово, обеспечить ежемесячный доклад Президенту Российской Федерации.

Ответственный: Чайка Ю.Я.

6. ФСБ России, МВД России: подготовить и внести предложения об ответственности должностных лиц ФСБ России, МВД России, в чьи обязанности входят вопросы борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности на объектах транспорта.

Ответственные: Бортников А.В., Нургалиев Р.Г.

7. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, в чьи обязанности входят вопросы обеспечения безопасности на транспорте.

Ответственный: Путин В.В.»

Президент поручил главам силовых ведомств выработать согласованные решения по фигурантам «лондонского списка» Бориса Титова до 23 июня, рассказали источники РБК. После поручения на свободу вышел второй бизнесмен из списка.

23 мая уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов встретился с президентом Владимиром Путиным для обсуждения проблем бизнесменов. По итогам встречи глава государства распорядился до 23 июня 2018 года выработать «согласованные решения» по всем фигурантам «лондонского списка».

Резолюция была направлена в адрес генерального прокурора Юрия Чайки, председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, директора ФСБ Александра Бортникова и министра внутренних дел Владимира Колокольцева. Об этом рассказал РБК источник в окружении Титова и подтвердил собеседник, близкий к Кремлю. О том, что такая резолюция существует, РБК рассказали и в аппарате омбудсмена.

«Список Титова» был составлен и передан Путину по результатам встречи омбудсмена со скрывающимися от российского правосудия предпринимателями в Лондоне 3 февраля. На встрече присутствовали в том числе бывший совладелец банка «Траст» Илья Юров, основатель холдинга «Марта» Георгий Трефилов, бывший первый вице-президент «Роснефти» Анатолий Локтионов, экс-управделами ЮКОС-ЭП Рамиль Бурганов, соратник Алексея Навального и предприниматель Владимир Ашурков, бывший владелец «Евросети» Евгений Чичваркин. «Чаще всего уголовное преследование этих людей совершенно необоснованно, его цель — надавить или отнять бизнес, — комментировал РБК Титов свою поездку в Лондон. — Все они хотят вернуться на родину, работать и не чувствовать себя в опасности. И они обратились ко мне за помощью и юридической защитой».

Список желающих вернуться в Россию беглых бизнесменов был обнародован в феврале. В общей сложности заявки подали 34 бизнесмена, которые скрываются в Великобритании, США, Испании, Греции и на Украине. По предварительной оценке, в этом году в Россию могут прилететь от трех до пяти человек. Первым вернувшимся в Россию бизнесменом из «списка Титова» в марте стал ростовский коммерсант Андрей Каковкин, находившийся в международном розыске по обвинению в мошенничестве и неправомерном обороте средств и платежей. После прилета в Россию он провел несколько часов в полиции, но вышел на свободу после того, как дал обязательство о явке, которая не ограничивает его в перемещении.

После встречи омбудсмена с президентом 26 мая на свободу вышел второй фигурант «списка Титова» — бывший гендиректор компании «Спецстройжилье-Групп» Эрнест Ким, экстрадированный в начале мая из Греции в Россию. Он был выпущен из СИЗО № 4 в Москве под подписку о невыезде, сообщил РБК Дмитрий Григориади, представитель уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова.

Специалисты отфильтровали обращения бизнесменов из списка, чтобы в делах обратившихся не было криминала, и доводы бизнесменов заслуживали внимания, прокомментировал РБК Григориади. Механизм, предложенный Титовым президенту, подразумевает снятие заочного ареста, когда следователь может вынести постановление об изменении меры пресечения на подписку о невыезде или обязательной явке, добавил он. Для этого заявители дают следователю свой адрес местонахождения и выражают готовность сотрудничать со следствием.

«Они могут отвечать на вопросы через Skype, например. После того как адрес будет установлен, бизнесмен допрошен, то основания для розыска отпадают, и после этого следователь уже может менять меру пресечения <…> Президент посчитал эту концепцию заслуживающей внимания», — объяснил Григориади.

Кима, как рассказывали РБК в аппарате Титова, подозревают в мошенничестве в связи с заключением договора о предварительной продаже квартиры в 2008 году. По данным следствия, в 2008 году Ким заключил договор долевого участия с ипотечной корпорацией «Икмо», которой он обязался передать 31 квартиру. Но через год Ким продал одну из квартир за 4,5 млн руб. вопреки договоренностям, в то же время указав ее в акте передачи.

Позже стороны разрешили спор в Арбитражном суде, и компания Кима вернула покупателю деньги в полном объеме, а пострадавший отказался от претензий. Но примирение сторон не позволило закрыть расследование из-за тяжести обвинения, которое к тому моменту уже было начато. В итоге Ким сбежал в Грецию, где его задержали, там он провел в тюрьме год в ожидании экстрадиции. В начале 2018 года он подал заявку на включение в «лондонский список Титова». После возвращения в Россию Кима поместили в СИЗО-4.

В ответе Генпрокуратуры на обращение омбудсмена говорилось, что в деле не был выявлен «ряд существенных доказательств, подлежащих доказыванию», поэтому материалы вновь направлены для дальнейшего расследования в управление МВД по городу Химки.

Параллельно в понедельник, 28 мая, стало известно о заочном аресте предпринимателя из Уфы Азамата Кильдигушева — также фигуранта «списка Титова». Экс-руководителя национальной библиотеки Башкортостана, совладельца Урало-Поволжской строительной компании ООО «Ак ойл» обвиняют в трех эпизодах хищений на общую сумму порядка 15 млн руб. Ранее он обратился к бизнес-омбудсмену за содействием в возвращении в Россию.

Генпрокурор и директор ФСБ написали президенту по поводу ликвидации транспортной полиции. Похоже, Владимир Путин прочитал, так как сразу заболел замминистра МВД Михаил Ваничкин. «Фонтанка» видит в этом битву за контроль.

Александр Миридонов/Коммерсантъ

В официальных документах за подписями генпрокурора Чайки и директора ФСБ Бортникова на имя президента России ликвидация транспортной полиции названа "принципиально недопустимой" с указанием на руководство МВД (имеется в распоряжении "Фонтанки"). Между строками этих писем скрыта активная фаза устранения органов внутренних дел на транспорте. Так, недавно от этого ведомства уже отрезали самые нужные подразделения для ведения оперативной деятельности. Но, по данным "Фонтанки", теперь все придется вернуть.

«В Министерстве внутренних дел Российской Федерации обсуждается вопрос о ликвидации органов внутренних дел на транспорте и передаче объектов речного, морского и авиационного транспорта для оперативного обслуживания территориальным подразделениям полиции.

Указанная позиция принципиально недопустима...» – так начинается письмо генерального прокурора России Юрия Чайки от 2 декабря этого года на имя президента Владимира Путина.

Для детального ознакомления с документом «Фонтанка» выложила его в открытый доступ. Кратко же можно так сформулировать тезисы Юрия Чайки: работа транспортных полицейских является не просто эффективной, а превышает показатели территориальных органов; принцип линейности, на котором основана работа этого ведомства, должен остаться незыблемым, так как линии транспорта одновременно пронизывают многие субъекты, и непонятно, как это все делить.

И дело даже не в том, что генпрокурор называет такое упразднение "неконструктивным". В последней строчке Чайка буквально обвиняет высшие должностные лица: «…фактически направленную на ослабление транспортной безопасности страны». В былинные времена после такого вечером брали, а к утру признавались. Но мы живем здесь и сейчас, поэтому и реакции на стратегические мнения ощущаются в России подковерно.

К тому же «Фонтанке» известно, что аналогичное письмо пошло на имя президента и от директора ФСБ Александра Бортникова. Журналисту «Фонтанки» не дали этот документ в руки, ссылаясь на его секретность. Но сказали, что в нем, в отличие от прокурорского, указаны истинные причины данной позиции МВД по отношению к своей транспортной структуре.

Если учесть, что генпрокурор отправил письмо 2 декабря, в пятницу, а директор ФСБ – в начале следующей недели, то президент ознакомился с ними где-то к 9 декабря. Практика принятия решений на высшем уровне предполагает паузы. Что-то вроде неформальной служебной проверки. Поэтому, как подсказали автору статьи в центральном аппарате МВД, «похоже, за это все ответит заместитель министра Ваничкин».

Действительно, 14 декабря в российских СМИ мелькнула информация о том, что будущий год не порадует МВД кадровыми перестановками. В частности, заместитель министра МВД, курирующий блок криминальной милиции, Михаил Ваничкин (кстати, с 2002 по 2006 год он был начальником нашего ГУВД) внезапно ушел на больничный, после чего возьмет отпуск и станет пенсионером. Наши коллеги связывают это с его сыном Максимом, полковником, претендующим на пост начальника легендарного МУРа. Однако собеседники «Фонтанки» посоветовали нам посмотреть в другую сторону. По их мнению, фамилия Ваничкина-старшего как раз была указана в письме директора Бортникова.

«Фонтанка» уверена, что такие необычные письма появились не вдруг и не из-за расхождения во взглядах на проблему пару недель назад. Просто в транспортной полиции уже проходили те структурные события, что не видны журналистам. Так, например, в конце осени этого года из состава Управления на транспорте МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу (как, впрочем, и по всей стране) были выведены две самые секретные службы. Это Бюро специальных технических мероприятий (для простоты – те, кто прослушивают телефоны) и Оперативно-поисковое бюро, то есть наружное наблюдение. Они введены в состав таких же подразделений в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти и, соответственно, на 15 декабря этого года уже подчиняются начальнику регионального ГУ Сергею Умнову.

Не надо быть оперативником, чтобы понять странность. После которой уголовный розыск и экономическая полиция на транспорте должны просить о проведении специальных мероприятий у своих коллег. Это как бы журналист одного издания просил у товарища из другого СМИ компьютер на часик, чтобы самому напечатать материал.

Активные обсуждения о ликвидации транспортной полиции вспыхнули в МВД в сентябре этого года. Да с такой силой, что на Лубянке решили отслеживать ход этой карты. Внешне такие совещания проходят под эгидой конструктивных диалогов высших должностных лиц, прикрытых многочисленными справками и статистикой. Но, как нам заявил один из сотрудников МВД в столице, «системный человек должен понимать – бьются за контроль над транспортным комплексом».

Если же убрать колоссальную экономику в этой сфере и незримо следующие за ней интересы, то для обывателя транспорт с точки зрения безопасности ассоциируется только с терактами или их отсутствием. Так что вряд ли кто-то сможет опровергнуть, что в Пулково, в Морском порту или на других точках входа – железнодорожных вокзалах, – не случались теракты. По большому счету, это и есть главный критерий оценки. В связи с этим вспоминается, как еще при царской власти дороги охранял особый корпус жандармов, а в войну эта служба подчинялась МГБ. Действительно, так уж устроены новости, что когда в Домодедово в январе 2011 года произошел взрыв, то снесли всех силовиков аэропорта, несмотря на то, что еще за пару дней до катастрофы они были признаны передовиками производства.

Заодно «Фонтанка» услышала от подчиненных нынешнего начальника СЗУВДТ Сергея Кострыкина, что на одном совещании он предупреждал: «Вы можете быть самыми лучшими, но если в Пулково жахнет, то и вы, и я с вами побредем по длинному коридору с заложенными за спиной руками».

Закругляя тему, подчеркнем – скорее всего, ликвидация транспортной полиции отменяется. А если это так, то те же важные технические подразделения, отобранные у нее ранее, придется поставить туда, откуда их взяли.

И еще есть интересный нюанс. В Москве уже заговорили о назначении на уровень заместителей министра МВД сотрудников ФСБ. Игра в России идет по-крупному, и, возможно, органам госбезопасности даже на руку такие попытки реорганизации структур внутренних дел. Это ведь повод брать под контроль огромное ведомство.

Так уже было. Вспомним, как в конце 1983 года после смерти генсека Брежнева и власти председателя КГБ СССР Андропова, при которой была снесена вся верхушка советской милиции, а министр Щелоков застрелился, была образована Третья служба КГБ. Она и начала курировать органы (сегодня это служба «М» ФСБ). И именно в те годы на руководящие посты в милицию начали бросать полковников и генералов КГБ. Чтобы уже не контролировать, а руководить.

Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"