В 1989 г. окончил 10 классов Мещеринской средней школы (Ступинский р-н Московской обл.) и поступил в Московский авиационный институт. В 1995 г. защитил диплом по специальности «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети». Работал по специальности в Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте им. Акселя Берга с 1990 по 2004 г.
С 1995 г. алтарничал в храме святителя Николая Мирликийского в Пыжах г. Москвы. Тогда же поступил в на заочное отделение.
15 марта 2004 г. в Николо-Сольбинском монастыре рукоположен в сан диакона, 12 июля 2004 г. — в сан иерея.
С 22 ноября 2004 г. по 12 ноября 2012 г. — настоятель храма Рождества Богородицы с. Великое Ярославской обл. С 10 октября 2009 г. по 12 ноября 2012 г. — настоятель Сретенского храма г. Ярославля. С 23 апреля 2007 г. по 12 ноября 2012 г. — духовник Ярославской губернской гимназии им. свт. Игнатия Брянчанинова и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ярославской епархии.
В ноябре 2012 г. переведен в клир .
С 7 декабря 2012 г. по 14 октября 2014 г. — настоятель храма «Большой Златоуст» г. Екатеринбурга. Со 2 декабря 2012 г. по 24 марта 2015 г. — председатель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. С 28 декабря 2012 г. — благочинный Ивановского округа г. Екатеринбурга. С 14 октября 2014 г. — настоятель Вознесенского архиерейского подворья. С 15 марта 2015 г. — первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии.
В 2014 г. защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии.
Магистрант кафедры педагогики Общецерковной аспирантуры и докторантуры при Русской христианской гуманитарной академии г. Санкт-Петербурга.
Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. () избран викарием Екатеринбургской епархии с титулом «Среднеуральский».
16 июля 2016 г. в храме прав. Симеона Верхотурского в Екатеринбурге митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом пострижен в монашество с именем Евгений в честь св. страстотерпца Евгения (Боткина).
17 июля 2016 г. на всенощном бдении в Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан архимандрита.
– Отец Алексий, когда и как в вашей жизни возникли Бог, Церковь, Православие?
– Наверное, впервые – классе в 5-м. Я рос в нецерковной советской семье. Но жили мы в живописном уголке Подмосковья, и из окон нашего дома были видны 4 храма, один другого краше. И однажды наша знакомая, которая изучала культуру, в том числе, культуру храмов, предложила пойти туда на экскурсию. Феодоровский храм, куда мы попали, не работал, и от иконостаса там оставался один остов. Это было первое знакомство.
Года два спустя мы с одноклассниками участвовали в уборке мусора из восстанавливавшегося храма Воскресения Христова в селе Городня. Выносили из храма грязь, землю, удобрения в огромном количестве. Это деяние запомнилось очень ярко, крепко; после того, как мы поучаствовали в этом труде, не могло возникнуть мысли, что можно в этот храм прийти безобразничать. Мы совершенно по-другому стали относиться к этому строению.
А уже лет в 18, учась в институте, столкнувшись с непростыми обстоятельствами перестроечной Москвы, с развалом всего и вся, и при этом делая попытки жизнь свою наладить ответственно, серьезно, я задумался о том, ради чего мы живем. Ради чего такие сложности и испытания, почему надо быть хорошим и не надо быть плохим?
Эти поиски направил в нужное русло мой старший брат: он как раз побывал в Оптиной пустыни, попостился там, поисповедовался Рождественским постом и, вернувшись домой, поделился радостью обретения веры и смысла жизни. И посоветовал, не откладывая в долгий ящик, идти на исповедь. Мне порекомендовали замечательный московский приход с замечательным настоятелем – храм святителя Николая в Пыжах.
– А замечательный настоятель – это отец Александр Шаргунов?
– Да. С прихода в этот храм началась для меня церковная жизнь. До 2004 года я состоял там чтецом, пономарем, бухгалтером – всем, кем можно быть на приходе (только звонарем не был).
– Но к тому же вы работали и по светской специальности?
– Окончил МАИ, по специальности инже-нер-системотехник работал недолго. Перестройка: все закрывалось и разваливалось. Чтобы кормить семью, начал самостоятельную трудовую деятельность, связанную с компьютерами.
– Отец Алексий, ваше имя известно в связи с историей 2003 года, когда шестеро алтарников прекратили деятельность выставки «Осторожно, религия!». Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Прошло 10 лет, а события эти очень ярко помнятся. Началось все с вечернего богослужения накануне Крещенского сочельника. Кто-то из прихожан принес газету, где говорилось, что в Москве, в центре им. Сахарова, проходит выставка «Осторожно, религия!». Иллюстрацией была фотография одного из экспонатов: икона Господа Вседержителя с вырезанным ликом – туда всякий желающий мог вставить собственное лицо, что и было запечатлено на снимке. Такой аттракцион.
– Об этом даже слышать больно, а уж видеть…
– Даже этого одного было достаточно, чтобы на следующий день отправиться туда и посмотреть, действительно ли дело обстоит так, или журналисты перегибают палку. 18 января мы поехали на выставку. Еще утром нам стало известно об обращениях других граждан в органы правопорядка с требованием прекратить попрание святынь и оскорбление чувств верующих. Но никакой реакции не последовало.
То, что мы там увидели… Нейтральные инсталляции там, действительно, были – например, привязанная к потолку веревочная лестница – «Лестница в небеса». Можно толковать, как хочешь. Но распятие, на котором вместо Христа – непотребного вида обнаженная женщина, либо надпись на щите с символикой кока-колы: «This is my blood» («Это моя кровь») – тут уж не скажешь о творческом поиске и непонимании, явная насмешка, явное глумление над христианством. На ликах софринских икон были вырезаны звезды, какие-то знаки нарисованы поверх образов.
План действий созрел на месте. У кого-то в багажнике машины оказался баллончик с краской, что-то еще. Мы прошли и закрасили, прикрыли тот срам, который на выставке происходил, выразили свое отношение к этому.
– Народ на выставке был в это время?
– Нет, никого не было. Мы не спешили, спокойно и обстоятельно сделали то, что должны были сделать. Бабушка, сидевшая в фойе, по долгу службы вызвала милицию. Милиционеры, увидев «экспонаты» выставки, сказали: «Ребята, вы сделали единственно возможное в этой ситуации. Потому что других средств остановить это безобразие нет». Но – служба есть служба, поэтому был составлен протокол, и Всенощное бдение праздника Богоявления мы пели в камере. Было очень отрадно.
В это время уже началось противостояние в информационном пространстве. Одни СМИ вещали, что в этой выставке были воплощены те свободы, которые отстаивались в 1991 и 1993 годах, и покрывали «художников» и устроителей. С другой стороны говорилось, что есть понятия священные, есть у народа душа, в которую плевать нельзя, потому что может произойти все, что угодно, и иначе как провокационной эта выставка не называлась.
Организаторы выставки подали заявление в суд о причинении им материального ущерба, они оценили его в 1 миллион 200 рублей. Нами было подано встречное заявление о разжигании религиозной вражды и оскорблении чувств верующих. Итоговое заседание суда по нашему делу проходило 11 августа 2003 года, в день рождения святителя Николая. Около здания Замоскворецкого суда тогда собралось несколько тысяч человек, которые были возмущены и оскорблены. Оскорблено было все общество, весь народ. Понятно, что все не могли приехать в Москву, но телеграммы и звонки, которые поступали, свидетельствовали о том, что коснулось всей души народной. И это очень поддерживало.
В наших действиях суд не нашел состава преступления, были сняты все претензии и обвинения. А встречный иск, поданный нами, окончился признанием виновности устроителей выставки Юрия Самодурова и Людмилы Василовской. Их приговорили к штрафам в 100 000 рублей. Возможно, это денежное взыскание было для них незначительным, но главное, что преступление было названо преступлением.
– Вскоре после этих событий вы приняли священный сан и стали служить в Ярославской епархии. Как пришли к столь серьезному шагу?
– Ярославская епархия к тому времени была мне знакома уже давно. В 1999 году в глуши, на окраине Ярославской губернии, был заново открыт женский монастырь – на месте психбольницы, там, где люди не живут, и только одни деревья растут. В это время мы с православной школой искали место для детского лагеря. Такое, чтобы можно было разбить палатки, чтобы была речка, храм – то есть, чтобы дети могли потрудиться и быть полезными, и просто иметь возможность отдохнуть, подышать воздухом, порезвиться, погулять. Так и попали в местечко Сольба Переславского района.
Николо-Сольбинский женский монастырь
Николо-Сольбинский монастырь только что был возвращен Церкви: разруха, разбитые окна, заткнутые подушками, в нескольких комнатах жили бомжи. И посреди всего этого оказались три монахини, которые должны были отвоевывать метр за метром. Мы с детьми и родителями стали регулярно туда приезжать и оказывать посильную помощь в выживании – другого слова здесь не употребить. Сколько благодатных дней было там проведено с детьми – это отдельная история. Мы приезжали туда в течение нескольких лет, и всегда нас встречали с радостью.
– Вы тогда еще не были священником?
– Нет, тогда был просто помощником в храме. Наша дружба с монастырем крепла. В 2003 году обитель отмечала свое 100-летие. На эти торжества в монастырь прибыл архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, и была возможность познакомиться с владыкой, пообщаться, заручиться его поддержкой, пастырским словом. Владыка знал об истории с выставкой и очень искренне нас поддержал.
Когда игумения Николо-Сольбинского монастыря матушка Еротиида обратилась к владыке с просьбой совершить хиротонию диакона к ним в монастырь и представила мою кандидатуру, архиерей к этому отнесся очень благосклонно. Беседуя со мной, он сказал, что принятие священного сана – это как рождение нового человека, и самочинные наши действия – захотел, проявил инициативу – заканчиваются печально. И мне хотелось поступить в соответствии с волей Божией. Владыка посоветовал написать письмо архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Я так и поступил, и спустя два месяца получил ответ. Письмо было написано уже не рукой о.Иоанна, а его келейницы, которая записывала за ним, но с живой подписью батюшки. Отец Иоанн ясно указал, как надо служить Богу, кого слушать на этом пути.
Владыка это письмо поцеловал и посоветовал мне его откопировать, чтобы, не дай Бог, не потерялось. Письмо я бережно хранил, а вот сделать копию все никак не получалось. Насколько же было отрадно в изданной после кончины о.Иоанна книге его писем увидеть и то письмо, обращенное ко мне. Всегда эта книжечка стоит на полке, и я обращаюсь к этому наставлению, перечитываю и утешаюсь словом, сказанным мне в очень непростых жизненных обстоятельствах.
Вскоре владыка Кирилл рукоположил меня во диакона, затем во священника. Служение в дорогом моему сердцу Николо-Сольбинском монастыре продлилось чуть более полугода. В 2005 году я был назначен в село Великое – восстанавливать Великосельский кремль, который является храмом-памятником Полтавской битве.
– В каком состоянии он был тогда?
– По храму гуляли ветра и зияли следы от кострищ, впору было кричать «караул!» и срочно искать спонсоров, чтобы все залатать и починить. Но это было бы, по моему разумению, в корне неправильно. Из двух кремлевских храмов один долгое время был для людей амбаром, а другой клубом. Если амбар покрыть золотом, а на клуб поставить купола, ближе сердцу людей это не станет. Задача была, чтобы люди захотели что-то сделать в храме и вокруг него, пусть не быстро и не богато, но общими усилиями.
– А как начинались знаменитые реконструкции Полтавского сражения?
– Мы естественным образом сочетали налаживание приходской жизни, богослужений, ремонтно-реставрационных работ с ежегодной подготовкой к празднованию Полтавской победы. Село Великое было пожаловано Петром I герою Полтавской битвы Аниките Репнину. Не вспомнить об этих событиях здесь было нельзя.
Аникита Репнин со времен потешных полков был в сражениях вместе с Петром Алексеевичем. Когда началась Северная война, известная битва при Березине привела к разгрому русских войск, в том числе, подразделений, которыми командовал Аникита Репнин. Его гвардейцы прикрывали отходящие русские войска, держали врага до последнего и не отступали, но были потеряны пушки, люди, позиции. Петр Алексеевич во гневе был страшен. Он разжаловал Репнина в рядовые.
Представляете, генерал, да еще княжеского рода, становится рядовым! Что бы сделал современный человек? Сказал бы: жизнь не сложилась, все пропало, кто бы застрелился, кто – запил. А Аникита Иванович за послушание это наказание принимает и идет служить рядовым. И так же бодро, так же ответственно относится к тому, что поручают. И постепенно его авторитет вновь возрастает.
Накануне Полтавского сражения была битва возле деревни Лесной. Петр Первый потом назвал ее матерью Полтавской баталии: во-первых, она была за 9 месяцев до Полтавы, а во-вторых, там был разбит обоз шведских войск. Здесь Аникита Репнин себя проявил в полной мере. Петр это оценил, вернул ему все звания и регалии, и на поле Полтавского сражения Репнин командовал, и делал это блестяще. Он внес существенный вклад в победу русских войск под Полтавой. Петр Первый наградил его орденом Андрея Первозванного – высшей наградой Российской Империи того времени. И подарил ему свое имение, село Великое под Ярославлем.
В тот же год Аникита Иванович туда приехал, перевез туда часть своей семьи и заложил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в благодарность за победу под Полтавой. Величественный соборный храм был выстроен за 3 года. Семейство Репниных еще долгие годы жило в селе. А сам Аникита Иванович в скором времени был направлен Петром завоевывать Ригу. Завоевал, был поставлен генерал-губернатором, прожил там последние годы жизни, там умер, там похоронен. Вот такая история.
Ко дню Полтавской битвы (10 июля по новому стилю) мы пригласили реконструкторов из Москвы. И они в мундирах, с ружьями, провели в Великом торжественный парад. Приехали патриотические клубы из Ярославля, военные, и вдруг из ничего собралось очень приличное шествие, с оркестром, все получилось достойно.
Потом мы стали шить мундиры своими силами. Все доставалось непросто. Искали ткань, чтобы красиво было и недорого, искали людей, которые возьмутся шить мундиры времен Петра Великого. Сначала шили в течение года 20, потом 40, потом 60, и в конце, к 300-летию, у нас было более 100 комплектов и русских, и шведских мундиров. Кто-то делал пушки из дерева, кто-то – ружья. Конечно, пушки стреляли не ядрами, а петардами – очень красиво. Стреляли и ружья. На заводе нам сделали палаши и шпаги.
Подружились мы и со студентами Ярославского театрального института, которые вносили художественную, драматическую составляющую в наши мероприятия, и с воинскими частями, которые участвовали в реконструкции сражения и помогали накормить-напоить множество детей, к нам приезжавших.
– А как все выглядело? Очень хочется понять, в чем заключалась реконструкция, что вообще происходило.
– Получалась насыщенная трехдневная программа с ярмаркой ремесел, различными конкурсами. Кто-то учится звонить на колоколах – привезли переносную звонницу и целыми днями проводили мастер-классы по колокольному звону. Те, кто занимается лозоплетением, учили плести корзинки. Конкурс детского рисунка на асфальте. Спортивные состязания. Это же не стоит денег – пригласить три спортшколы, которые с удовольствием приехали, сами постелили маты, сами приготовили ринги, сами между собой посоревновались, а мы только их наградили. Множество любителей народных костюмов приезжало, мы даже проводили фестиваль «От Петра до наших дней».
Апогеем становилась Божественная литургия, а после богослужения – реконструкция Полтавской баталии. В ней принимали участие в разные годы от 70 до 120 человек. И это было на достойном уровне, там бывали и профессиональные артисты, игравшие основную сюжетную линию, и военные. Всегда обыгрывалась драматичная судьба Аникиты Репнина – поражение его войска под Березиным, гнев императора, разжалование, опасность от шведов под Полтавой, помилование Репнина, Петр отправляет Аникиту Ивановича на поле сражения, и само сражение, в котором Репнин бьется, командует, стреляет.
Благо, у нас были хорошие сценаристы и режиссеры, и это было не «стенка на стенку», не драка, а масштабное часовое действо с художественными элементами. Поднимали исторические книги, использовали реальные диалоги. Среди действующих лиц был и Алексашка Меньшиков – хитрый, но бравый, он являлся одним из инициаторов помилования Аникиты Репнина. После «поражения шведов» воспроизводили, как Петр Первый собственноручно копал могилы для воинов, изготовил крест и водрузил его на братскую могилу на Полтавском поле. А потом – празднование победы вместе со шведами, ведь Петр вернул офицерам и генералам их шпаги, поблагодарил их как своих учителей и отпустил на родину. Кто-то из шведов не захотел уезжать, будучи поражен таким великодушием российского императора.
На победном, ликующем аккорде наша реконструкция заканчивалась. На одном дыхании все проходило. В 2009 году, когда отмечалось 300-летие Полтавской битвы, мы принимали порядка 7 000 гостей и участников.
– Батюшка, в Ярославской епархии вы являлись руководителем Отдела религиозного образования и катехизации, на ту же должность пришли в Екатеринбургскую епархию. В каком ключе работа была налажена там? Как вы планируете развивать это направление здесь?
– Между Ярославлем и Екатеринбургом есть определенные различия, есть и сходства. Когда на всю уральскую округу было три действующих храма, в Ярославской области их было более сорока. Это не говорит о воцерковленности всех ярославцев – но очаги веры и благочестия там были. Известный и почитаемый отец Павел Груздев жил на ярославской земле. Если помните книгу «Отец Арсений» – ее герой жил и был похоронен в Ростове Великом. Соответственно, там достаточно много людей, выросших на уроках этих подвижников благочестия. Благодаря их трудам открыты и действуют общеобразовательные православные школы, воскресные школы.
В Ярославской епархии сейчас 8 православных гимназий. Целая ассоциация у нас возникла, совет директоров православных школ. К этой общности в органах управления образования очень уважительное отношение. Не снисходительное, а именно уважительное.
– В чем это проявляется?
– Как только появилась соответствующая законодательная база, православные школы были обеспечены государственным финансированием – причем, и те, которые уже подходили под государственную аккредитацию, и те, которые только стремились к этому. Всяческое содействие было оказано.
Что касается школ светских – мы все жили в одном Советском Союзе, и как на Урале, так и в Ярославле директорами школ становились люди, которые засвидетельствовали руководству свою советскость, подразумевавшую и атеисти
ческий настрой. Поэтому в больших городах директорский состав таков, что очень тяжело бывает говорить о вере, тяжело попадать в школы. Но проблема в отношениях у нас исчезла, когда мы договорились с органами образования, что не настаиваем на присутствии священников в школах. Когда этот тезис согласовали, нам стало гораздо легче разговаривать.
– А как же тогда преподавать Основы православной культуры?
– Мы постепенно сошлись на том, что священник как носитель православной традиции должен присутствовать в образовательном пространстве, но в меру своей подготовленности и дарований. Знаете, что такое вести урок 45 минут? Надо к нему подготовиться, надо владеть методикой, надо сделать так, чтобы эти 45 минут для детей были ярки, содержательны, поучительны. Мало того – будь готов, батюшка, через неделю снова прийти в этот класс и провести следующий урок, и так далее. И, даже если твой урок придется на двунадесятый праздник, отпевание прихожанина или иное важное событие – не может быть такого, что ты на урок не пришел. Складывая все эти обстоятельства, мы понимаем, что для священника задача работать в классе является нереальной.
А вот работать с учителем – конечно, да. Работать с учителем как с человеком, который живет неподалеку от твоего храма, но никогда там не был, не знает, как ответить на детские вопросы о Боге и вере, но при этом уже сейчас должен преподавать Основы православной культуры. Учитель поставлен в очень непростую ситуацию. Он должен рассказывать детям о том, с чем сам знаком поверхностно. Потому за 72 часа, проведенные на курсах повышения квалификации, он ничего не понял. Если он честный человек, то должен сказать: я не могу, я не готов. Или очень серьезно начать готовиться.
А как? Откуда взять информацию? Интернет предлагает информацию во множестве, но как ее дифференцировать человеку несведущему? Где ему взять эксперта, который поможет отличить истину от лжи и поможет понять, о чем вообще написано в учебнике по Основам православной культуры? В качестве такого эксперта и выступает священник.
Нам удалось на ярославской земле построить систему подготовки учителей при участии экспертов. Такими экспертами выступили священники либо миряне, которые преподают на кафедре теологии, в семинарии, просто являются высокообразованными людьми.
К каждому районному методобъединению был приписан такой человек. Это было включено в систему, узаконено, что обязывало нас тщательно готовить экспертов, а учителей – посещать эти занятия.
Сначала педагоги относились к этому с опаской. Но уже после нескольких занятий между нашим экспертом и учителями завязывались хорошие человеческие отношения, и какие-то вопросы можно было решать за рамками учебной аудитории – например, пообщаться в храме и даже привести в храм детей, если родители имели к тому расположение. Я считаю, что это как раз тот путь, на котором находится правильное решение задачи привития нашим детям правильных понятий о смысле жизни, об ответственности, о нравственности, о вере.
Еще один положительный опыт – проведение уроков в храмах и монастырях. В учебнике по ОПК есть два таких урока – «Храм» и «Монастырь». Нам удалось с очень грамотными педагогами, методистами, подготовить содержательную составляющую этих уроков, чтобы проводить их непосредственно в храмах и монастырях. Места проведения занятий были нами подготовлены и согласованы с департаментом образования, который прописал их в рекомендательном письме.
– Как на практике проходили такие уроки?
– Учитель собирает класс, они приходят или приезжают в храм, там их встречает подготовленный специалист, который проводит урок ровно 45 минут. За это время, минута в минуту, он раскрывает все понятия, которые входят в содержательную составляющую этого урока. Но рассказ ведется не у доски в классе, а в храме, на живых примерах. Детей не понуждают креститься, кланяться, молиться, но рассказывают, почему люди, приходя в храм, крестятся, Кому они здесь молятся и какой смысл заключен в предметах, которые мы видим в храме.
И, конечно, материал подается с учетом возрастных особенностей четвероклассников. Опыт показывает, что интересно и детям, и учителям, такие уроки усваиваются очень хорошо, качественно. После такого урока ребенок совершенно иначе будет относиться и к тому, что вокруг и внутри храма, и к себе, когда он находится внутри храма, тоже будет относиться соответствующим образом – лучшим, чем до того.
После таких занятий мы собирали отзывы учителей, родителей, детей – не возникло ни одной конфликтной ситуации. Подводя итоги прошлого учебного года, департамент образования отметил очень существенный момент: за весь год работы ни одной жалобы не поступило ни от родителей, ни от детей, ни от сотрудников школ на проведенные занятия, семинары, уроки, встречи. Только положительные отзывы. Что, конечно, способствует тому, чтобы дети и родители больше включались в предмет Основы православной культуры.
– А работает ли на практике тезис о том, что дети переругаются, если будут изучать основы разных религий? Были конфликты такого рода?
– По данным Министерства образования этого не наблюдалось даже в масштабах всей страны. И у нас никаких конфликтов даже близко не было. Напротив, дети начинают уважительно относиться друг к другу и более корректно строить отношения и в личном общении, и по вопросам веры. Задача непростая – налаживание отношений между носителями православной культуры – священнослужителями, образованными прихожанами и педагогами.
Если это удастся наладить, если учитель будет чувствовать помощь и поддержку священнослужителя, то повысится качество образования, будет смысл в том, чтобы более массово преподавать Основы православной культуры.
– Батюшка, на вас возложено послушание настоятеля храма Большой Златоуст, совсем недавно открывшегося в Екатеринбурге. Как вы планируете строить приходскую жизнь в новом храме?
– Приход должен родиться. Люди лучше всего знакомятся и сближаются, когда у них появляется общее дело. Хотелось бы сформировать в приходе общность добровольцев, которые свое время и силы Христа ради готовы посвящать людям обездоленным. Кто-то имеет певческие дарования – значит, надо постараться создать и профессиональный, и народный хор. Кто-то хорошо изучил основы веры и готов делиться ими на должном уровне – надо, чтобы при храме действовала школа – не та, где выдают дипломы, но где содержательно рассказывают людям о Православии.
Чтобы в Большом Златоусте сформировалась общность людей, которые стремятся в храм помолиться Богу и увидеть друг друга. Как это сделать – надеюсь, что Бог разума даст, и добрые люди подскажут.
В других номерах:
Православный вестник. PDF
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Епископ Евгений
| |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
c 1 августа 2016 года | |
---|---|
Избрание: | 15 июля 2016 года |
Церковь: | Русская православная церковь |
Предшественник: | викариатство учреждено |
Учёная степень: | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Имя при рождении: | Алексей Сергеевич Кульберг |
Рождение: | 25 сентября
(1972-09-25
)
(46 лет)
Москва , РСФСР , СССР |
Смерть: | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Похоронен: | {{#property:p119}} |
Династия: | {{#property:p53}} |
Принятие священного сана: | 15 марта 2004 года |
Принятие монашества: | 16 июля 2016 года |
Епископская хиротония: | 1 августа 2016 года |
Автограф: | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Епископ Евге́ний (в миру Алексе́й Сергее́вич Ку́льберг ; род. 25 сентября , Москва) - архиерей Русской православной церкви, епископ Среднеуральский , викарий Екатеринбургской епархии .
Биография
Родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве .
В 1989 году окончил 10 классов Мещеринской средней школы в Ступинском районе Московской области. Поступил в РадиоВТУЗ Московского авиационного института .
В 1990-2004 годах работал по специальности инженер -системотехник в в городе Москве .
В 1992 вместе со своим старшим братом Николаем становится прихожанином Храма святителя Николая в Пыжах , настоятелем которого был известный московский священник Александр Шаргунов . С тех пор братья активно участвовали в реализации его многочисленных общественно-политических проектах . С 1993 года Алексей алтарничал в этом храме .
15 марта 2004 года был рукоположен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в сан диакона в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии .
12 июля того же года был рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии .
22 ноября 2004 года назначен настоятелем храма Рождества Богородицы села Великое Ярославской епархии . Начал службы в полуразрушенном храме; занялся вместе с местными жителями реставрацией Кремля; инициировал выпуск православной газеты; создал Центр детского творчества. Активно участвовал в подготовке официальных торжеств, посвящённых Полтавской битве .
23 апреля 2007 года одновременно назначен духовником Ярославской Губернской гимназии имени свт. Игнатия Брянчанинова и руководитель отдела образования и катехизации Ярославской епархии .
12 ноября 2012 года освобождён от всех послушаний и перешёл в клир Екатеринбургской епархии , куда годом ранее был переведён его правящий архиерей архиепископ Кирилл (Никонечный).
С 2 декабря 2012 года по 24 марта 2015 года был председателем отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, затем стал председателем отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
14 октября 2014 года был назначен настоятелем храма в честь Вознесения Господня - архиерейского подворья.
15 марта 2015 года был назначен первым помощником правящего архиерея Екатеринбургской епархии.
В ноябре 2015 года в качестве первого помощника правящего архиерея участвовал с докладом в Екатеринбургских Рождественских чтениях .
Архиерейство
16 июля того же года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил монашеский постриг протоиерея Алексия Кульберга с наречением имени Евгений , в честь святого врача Евгения Боткина .
17 июля 2016 года в Троицком храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл иеромонаха Евгения в сан архимандрита .
Вечером того же 17 июля в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоялось наречение архимандрита Евгения во епископа Среднеуральского .
1 августа 2016 года хиротонисан во епископа за Божественной литургией в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре .
Напишите отзыв о статье "Евгений (Кульберг)"
Примечания
- // Официальный сайт Екатеринбургской епархии .
- // Патриархия.Ru
- // Патриархия.Ru
- Журнал № 50. // Патриархия.Ru
- // Официальный сайт Екатеринбургской епархии .
- // Патриархия.Ru
- // Патриархия.Ru
- // Патриархия.Ru
Ссылки
- // Патриархия.Ru
- , 14.04.2014
- // «Фома», 31 декабря 2015
- // Патриархия.Ru
Отрывок, характеризующий Евгений (Кульберг)
– Ничего, Ваше святейшество. Просто здесь легче дышится. Воспоминания, знаете ли, не всегда оказываются приятными... Даже самые дорогие...– Не согласитесь ли со мною отужинать, мадонна? В последнее время мне очень не хватает приятного общества... – неожиданно поменяв тему, светским голосом произнёс Папа.
Я совершенно опешила, не находясь, что ответить!.. Конечно же, каждый лишний момент, проведённый с Караффой, мог принести мне тот долгожданный счастливый случай, который помог бы избавить мир от его ужасающего присутствия. Поэтому, не долго думая, я согласилась.
– Простите мой туалет, Ваше святейшество, но у меня с собой нет слишком большого выбора, – так же светски ответила я.
Караффа лишь улыбнулся.
– Вы прекрасно знаете, Изидора, что для вас это не имеет значения! Даже в платье пастушки вы затмите любую разодетую королеву!
Он протянул мне руку, на которую, опираясь, я проследовала с ним рядом по потрясающей красоты залам и коридорам, пока мы не оказались в, опять же, почти что золотой, сплошь расписанной чудесными фресками комнате, в которой стоял накрытый, ломящийся от тяжёлой золотой посуды, длиннющий стол...
– О, я не предполагала, что вы ждёте гостей, ваше святейшество! – удивлённо воскликнула я. – Мой наряд по-настоящему не подходящий для званного ужина. Это может вызвать ненужные толки. Не лучше ли будет мне удалиться?
– Бросьте ваши формальности, Изидора! Я никого не жду. Это мой обычный, еженощный(!) стол, моя дорогая. Я люблю всегда и во всём иметь достаточный выбор, видите ли!
– Сколько же здесь всего блюд?.. – удивлённо разглядывая увиденное, не удержавшись, спросила я.
– Никогда не бывает менее двадцати пяти! – довольно ответил Папа.
О, Боги! Самому большому гурману на свете не понадобилось бы такое количество!.. Этот человек даже в еде не знал никаких границ!
– Располагайтесь, мадонна! Надеюсь, хотя бы одно из этих блюд удовлетворит ваш утончённый вкус?..
Я чувствовала себя настолько жутко, что вдруг, неожиданно для себя, захотела расхохотаться... Разве могла я когда-то себе представить, что в один прекрасный день смогу сидеть за одним столом с человеком, которого больше всего на свете желала уничтожить?!. И почувствовав странную неловкость, постаралась тут же заговорить...
– Что побудило вас пригласить меня сегодня, Ваше святейшество? – осторожно спросила я.
– Ваша приятная компания, – рассмеялся Караффа, и чуть подумав, добавил: – Я хотел побеседовать с вами о некоторых, важных для меня вопросах, мадонна, и предпочёл делать это в более приятной для вас обстановке.
Вошёл слуга, и низко поклонившись Караффе, начал пробовать первые блюда. Как же я в тот момент пожалела, что у меня не было с собою знаменитого Флорентийского травяного яда!.. Он был безболезненным и безвкусным, и определению не поддавался... Срабатывал этот яд только лишь через неделю. Им убивали принцев и королей... И он уж точно успокоил бы навсегда сумасшедшего Папу!!!
Я ни за что и никогда не поверила бы, что смогу так легко размышлять об убийстве... Душа медленно каменела, оставляя внутри только лишь место для правосудия. Я жила, чтобы его уничтожить. И не имело значения, как это сделать. В данном случае любые средства были хороши. Главное было Караффу убить. Чтобы не страдали больше невинные люди, чтобы не ходил по земле этот кровожадный, злой человек.
И поэтому я сидела сейчас с ним рядом, с улыбкой принимая угощения, и светски беседуя на самые разные темы... в то же время напряжённо выискивая хоть какую-нибудь слабинку, которая дала бы мне возможность наконец-то избавиться от его «святого» присутствия...
Ужин подходил к середине, а мы всё ещё светски «обсуждали» какие-то редкие книги, музыку и искусство, будто и не было у него на уме какой-то очень серьёзной цели, по причине которой он пригласил меня в свои покои в такой неподходящий, поздний час.
Казалось, Караффа искренне наслаждался общением, вроде-бы начисто позабыв о своём «особо-важном» разговоре. И надо отдать ему должное – собеседником он был, бесспорно, интереснейшим... если забыть о том, кем он являлся на самом деле... Чтобы заглушить в своей душе нарастающую тревогу, я как можно больше шутила. Караффа весело смеялся моим шуткам, в ответ рассказывая другие. Он был предупредительным и приятным. Но, несмотря на всю его светскую галантность, я чувствовала, что ему тоже надоело притворяться... И хотя выдержка Караффы была по-настоящему безупречной, по лихорадочному блеску его чёрных глаз я понимала – всё наконец-то подходило к развязке... Воздух вокруг нас буквально «трещал» от нарастающего ожидания. Беседа постепенно измельчала, переходя на обмен простыми светскими репликами. И наконец-то Караффа начал...
– Я нашёл книги вашего деда, мадонна. Но там не оказалось интересующих меня знаний. Стоит ли снова задавать вам тот же вопрос, Изидора? Вы ведь знаете, что меня интересует, не правда ли?
Именно это я и ожидала...
– Я не могу дать вам бессмертие, Ваше святейшество, как не могу и научить этому вас. У меня нет этого права... Я не вольна в своих желаниях...
Конечно же, то была чистейшая ложь. Но разве я могла поступать иначе?!.. Караффа прекрасно всё это знал. И, конечно же, снова собирался меня ломать... Больше всего на свете ему нужен был древний секрет, который оставила мне, умирая, моя мать. И он ни за что не собирался отступать. Снова пришёл чей-то черёд жестоко платить за моё молчание...
– Подумай, Изидора! Я не хочу причинять тебе зла! – переходя на «ты», вкрадчивым голосом прошептал Караффа. – Почему ты не желаешь помочь мне?! Я ведь не прошу тебя предавать свою мать, или Мэтэору, я прошу тебя научить лишь тому, что знаешь об этом ты сама! Мы могли бы вместе править миром! Я сделал бы тебя королевой королев!.. Подумай, Изидора...
Я понимала, что прямо сейчас произойдёт что-то очень плохое, но лгать у меня просто-напросто не оставалось больше сил...
– Я не помогу вам просто потому, что, живя дольше, чем вам суждено, вы истребите лучшую половину человечества... Именно тех, которые являются самими умными и самыми одарёнными. Вы приносите слишком большое зло, святейшество... И не имеете права жить долго. Простите меня... – и, чуть помолчав, очень тихо добавила. – Да ведь и жизнь наша не всегда измеряется лишь количеством прожитых лет, Ваше святейшество, и вы прекрасно знаете это...
– Ну что ж, мадонна, на всё ваша воля... Когда вы закончите, вас отведут в ваши покои.
И к моему величайшему удивлению, не сказав больше ни слова, он, как ни в чём не бывало, спокойно поднялся и ушёл, бросив, свой неоконченный, поистине королевский, ужин.... Опять же – выдержка этого человека поражала, заставляя невольно уважать его, в то же время, ненавидя за всё им содеянное...
В полном молчании прошёл день, приближалась ночь. Мои нервы были взвинчены до предела – я ждала беды. Всем своим существом чувствуя её приближение, я старалась из последних сил оставаться спокойной, но от дикого перевозбуждения дрожали руки, и леденящая душу паника охватывала всё моё естество. Что готовилось там, за тяжёлой железной дверью? Какое новое зверство на этот раз изобрёл Караффа?.. Долго ждать, к сожалению, не пришлось – за мной пришли ровно в полночь. Маленький, сухонький, пожилой священник повёл меня в уже знакомый, жуткий подвал...
– Российский ультраправый общественный деятель. Священнослужитель МП , протоиерей. "Духовный сын" протоиерея Александра Шаргунова. Духовник Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова).
Фото: http://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?id=2621
Биография Алексея Кульберга
Родился в 1972 г. в Подмосковье, в семье военных инженеров. Детство и юность прошла в военном гарнизоне. Учился в сельской школе. Мечтал стать офицером авиации, в крайнем случае, ВДВ.
Окончил Московский Авиационный институт по специальности «Вычислительные машины, комплексы и сети». Работал в НИИ, затем создал фирму по комплексному обслуживанию компьютерных систем и сетей. Одновременно был прихожанином, а затем алтарником (чтецом) московского храма святителя Николая в Пыжах. Преподавал информатику и Основы православной культуры в школе.
В марте 2004 года передал управление фирмой коллегам и исполнил давнее желание, приняв священный сан. Служил диаконом, а затем священником в Николо-Сольбинском женском монастыре Переславского района Ярославской епархии.
С октября 2004 года стал настоятелем храма Рождества Богородицы Великосельского кремля (в селе Великое Ярославской области)
В 2007 году назначен духовником Ярославской Губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова и председателем Отдела образования и катехизации Ярославской Епархии.
В 2011 Кульберг возведен в протоиереи.
Деятельность Алексея Кульберга
- В селе Великом Кульберг начал службы в полуразрушенном храме;
- занялся вместе с местными жителями реставрацией Кремля;
- инициировал выпуск православной газеты;
- создал Центр детского творчества.
- Активно участвовал в подготовке официальных торжеств, посвященных .
В 2009 выступил с инициативой проведения фестиваля детских православных учебных заведений "Рождественская мозаика" в Переславль-Залесском.
С 2010 входит от РПЦ в жюри Ярословского регионального отделения Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, (Кульберг Алексей Сергеевич) родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве. Выпускник Московского авиационного института, в 2014 году защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии, решением Священного Синода от 15 июля 2016 года избран викарием Екатеринбургской епархии с титулом Среднеуральский.
Александра Грипас
Владыка Евгений любезно согласился рассказать о том, как достойно пройти великопостный путь.
– Владыка Евгений, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как правильно и с пользой провести Великий пост, чтобы достойно встретить Пасху?
– Любое правило надо рассматривать применительно к конкретному человеку. Как готовятся к Крещению? Как готовятся к Исповеди? Как готовятся к Причастию? Есть общие правила. Так и у поста – есть общие правила. Мы знаем, что мясо не вкушаем, молоко не пьем, книги полезные читаем, ходим в храм.
Применяя это индивидуально к конкретному человеку, надо смотреть, какой у него опыт. Это первый в его жизни пост или не первый? Какие подвиги он брал на себя в предыдущие годы? Какие книги он читал ранее? Какой у него опыт Исповеди? Какой опыт семейной жизни: он семейный человек или не семейный? Это монах или мирской человек?
В рамках известных правил надо посмотреть, что было год назад, какой есть опыт прохождения поста (если он был), и попытаться каждый год подниматься на ступенечку выше по лестнице добродетелей: прочитать то, чего не читал, побывать на тех службах, на которых не бывал; на которых бывал – попытаться открыть их смысл и чтоб этим смыслом сердце наполнилось. В любом случае, жизнь христианина – это всегда восхождение, любой пост – это особо высокая ступенечка в восхождении. Нужно расти. Христианин должен вырасти за время поста. А в подробностях всегда очень помогает духовник.
– Если человек не имеет никакого опыта – он недавно пришел к вере, впервые соблюдает Великий пост. Что посоветуете?
– Посоветую посмотреть на себя со стороны. Вот, я не буду кушать мясо. Вот, я буду в первую неделю Великого поста приходить на вечернюю службу. Вот, я буду это делать и обязательно смотреть на себя со стороны: а что со мной происходит? Не в плане изменения веса, а в плане того, как душа и сердце отвечает на то, что я делаю.
Конечно, если человек первый раз начинает поститься, необходимо сделать упор на самом главном – подготовиться очень серьезно и внимательно к Исповеди, покаянию. Обязательно прочитать книгу Бытия и книгу Исход, Великий покаянный канон Андрея Критского с пояснениями, потому что очень много имен и событий, которые на Великом каноне читаются, если этих пояснений не услышать, то ничего не поймешь – он может стать просто сотрясением воздуха.
Поузнавать об особенностях, устроении великопостного пути. Познакомиться заранее с теми героями, которые Великим постом встанут на нашем пути, как помощники – святой Григорий Палама, святой Иоанн Лествичник, Мария Египетская – почитать их жития. Это все равно, как мы приходим в первый раз в гости к хорошим интересным людям в дом, посмотреть, что они читают, о чем они думают, что они кушают. Так же «познакомиться» с Великим постом: о чем думают святые, попытаться с ними поговорить на языке святых, чтобы за время первого поста полюбить, насколько это возможно, постное житие и ждать следующего Великого поста уже с жаждой, с трепетом.
– Бывают ситуации, когда кто-то хочет по всей строгости соблюдать пост и в еде, и в молитве, ограничивает себя в чтении художественной литературы, отказывается от гостей и театров… Тогда нередко знакомые начинают советовать: не стоит так усиленно поститься, ты же работаешь, ты же не монах. Что вы скажите о таком рвении?
– Конечно, мы живем в обществе, мы не можем быть эгоистами. Если нам очень хочется соблюдать пост – мы стараемся. Это замечательно. Но если наш пост становится тягостным для окружающих, мы должны к этому внимательно отнестись.
Если окружающие требуют, чтобы мы ходили на дискотеки, ночные клубы и проводили время праздно, то таким времяпровождением можно и нужно пожертвовать. А если наши дети, родители, родные люди нуждаются в общении с нами, а мы этого не делаем, говоря, что «пост идет», то это неправильно.
Когда начинается Великий пост, то в Церкви очень четко звучит во время богослужения свидетельство о том, что пост – это не только воздержание от еды и питья, удовольствий, но это воздержание от пустых разговоров, от пустого времяпровождения. А если разговоры с людьми не пустые, если они являются необходимостью, поддержкой другому человеку, то такое общение не является нарушением поста. Оно является испытанием нас на мудрость и на зрелость.
То есть в любой ситуации нельзя действовать по штампу: «с людьми не разговариваю, никуда не хожу» – это неправильно. Вспомним притчу про доброго самарянина: когда одни увидели измученного, умирающего человека, они считали, что соблюдают пост, им нельзя прикасаться к умирающему, нельзя прикасаться к крови – они благочестивы, они идут в храм. Прошли мимо. И Господь таких «богомольцев и постников» не принял, Он показал их образ действия как богопротивный. А самарянин, который тоже, может быть, шел в храм помолиться, но увидев страдания человека, протянул ему руку помощи. И это было принято как благо. Это – образ Самого Христа. И в этом делании надо подражать Христу.
– Какими могут быть «степени поста»? Как относиться к словам святителя Иоанна Златоуста о том, что если постный стол выходит дороже, чем непостный, то надо выбрать непостный, а разницу отдать бедным.
– По нашему времени можно все сделать дорого и все сделать недорого. Действительно, можно сделать очень дорогой постный стол, очень изысканный, который будет гораздо дороже, чем отварные сосиски, и им так насладиться, что он как бы постом и не будет. А можно пофантазировать, внимательно отнестись к своему опыту и попытаться из простых продуктов приготовить простые недорогие блюда.
В Екатеринбурге проходит фестиваль постной кухни. В этом году он прошел 1 апреля. На нем была предоставлена возможность приготовить полноценный обед для семьи из пяти человек за 500 рублей. Это дорого или недорого? Для нашего времени это достаточно нормально. Постный, полноценный, интересный обед за 500 руб. Хотя, если приложить фантазию, можно приготовить и за 300 руб. Как сказал один подвижник, «от хлеба и воды еще никто не умирал».
Если кому-то хочется, чтобы это было и постненькое, и вкусненькое, и изысканное – это уже называется чревоугодием, чревобесием и иными церковнославянскими глаголами, которые говорят о том, что «не тем занимаемся».
«Чтобы не случилась к середине поста госпитализация»
Очень важно человеку, когда он начинает поститься, соотнести свое состояние здоровья с предстоящим путем. И если доктор сказал, что тебе нужно обязательно кушать творог, то значит надо подойти к священнику, поговорить с ним, испросить благословения и с сокрушением сердца кушать творог Великим постом. Не йогурт со взбитыми сливками, а простой коровий творог.
Если врач говорит о том, что тебе необходимо вкушать какую-то особую белковую или сбалансированную пищу, нужно вкушать, чтобы не случилась к середине поста… госпитализация. Все нужно делать разумно, желательно советуясь с умными людьми.
– Владыко, сейчас очень распространена привычка приводить цитаты святых угодников и использовать это как некое прикрытие, чтобы себя от чего-то не очень удобного избавить. Например, цитируется довольно известное высказывание Филарета Московского «Все ешь, людей не ешь», и многие считают это руководством к действию…
– По опыту, если с таким лукавством подходить к толкованию слов, то людей все равно ешь. Потому что нет мирного духа, и человек думает: вот сейчас наемся и буду спокойным. А Бог не дает мирного духа, потому что когда ты подходил к еде, ты лукавил.
В Патерике рассказывается, как монах-постник пришел в незнакомый дом, ему поставили мясо, и он стал его кушать. Его спросили: «Почему ты ешь мясо?». А он удивился в ответ: «А что, это мясо?». Тут дело не в лукавстве, а в простоте: что дали, то он, как из рук Божиих, принял и стал вкушать. Бог дал ему благословение и не поставил ему в грех.
– Пост в еде – опора для поста духовного. Тем не менее, немало споров и разговоров именно еда вызывает. Например, некоторые говорят, что нельзя есть красные помидоры из-за цвета, нельзя есть киви – они «мохнатые», нельзя есть соевое мясо или соевое молоко. Это правильный подход?
– Кто чего ищет, тот это и находит. Если человек ищет ограничить свою страсть чревоугодия постом, смирить себя, то он будет искать, как себя действительно смирить, как покушать простую пищу и вообще не придавать этому большого значения. Если у человека цель соблюсти все правила, которые он где-то когда-то прочитал: не кушать круглого, квадратного, то…
В Соловецком монастыре издревле Великим постом кушали рыбу. Не потому, что там жили люди, которые чревоугодничали, а потому, что кроме рыбы там «ничего не растет». Если они не будут есть рыбу, им не пережить Великий пост, потому что очень суровый климат и очень скудная еда.
В греческих монастырях рыбу не кушают, но зато там употребляют морепродукты, потому что рядом море, которое изобилует ими, и такой климат, что такая пища является необходимой для питания. Греки кушают ее один раз в день и немного. Они очень во многом себя смиряют.
– А морепродукты – креветки, мидии – это деликатес, праздничная еда или белковая поддержка в пост?
– На Средиземноморье морепродукты являются примерно тем, что для нас картошка, капуста, т.е. это подножный корм, который и как еду-то не воспринимают, она практически ничего не стоит. А у нас для того, чтобы купить эти продукты, надо потратить серьезную сумму. Каждый имеет возможность оценить, что ему купить – 5 кг картошки или 200 гр. креветок. Картошку можно отварить и пожарить, сделать из нее драники, пюре или зразы и напитать себя и всю семью. Что до креветок – если 30 лет назад было трудно найти кальмары, мидии и креветки, сейчас они есть в достаточном количестве. Считаю, что это не является перегибом в наше время – можно их кушать и думать о горнем, а не о животе.
– Как совместить светскую работу, учебу и Великий пост?
– А как совместить жизнь и Великий пост? Великий пост – это помощь для светской работы, помощь для учебы и помощь для общения с окружающими людьми. Великий пост – это то, что помогает нам нормализовать учебу, работу и общение с ближними своими.
Если мы не соблюдали Великий пост и не тренировались себя смирять, как мы потом пойдем на Страшный Суд, как будем отвечать за свою жизнь? Это гораздо труднее, чем отвечать на экзаменах или выполнять какую-то светскую работу. Нужно рисковать, нужно попробовать. Есть поговорка «волков бояться – в лес не ходить». Надо не бояться и спокойно входить в Великий пост.
– А как вводить в Великий пост детей?
– Детей надо вводить очень аккуратно, не нужно над детьми издеваться: заставлять их не есть, не пить – сверх меры поститься.
Мы все помним житие преподобного Сергия Радонежского, который с младенчества не вкушал молока, но это особый дар Божий. И пытаться сделать из своих детей преподобных Сергиев – я говорю не теоретически, а исходя из опыта – это очень непростое занятие.
Потому что порой у детей в таких семьях возникает не любовь к посту, не любовь к православному образу жизни, а наоборот, отторжение – дети не хотят так поститься, не хотят смиряться.
«Если родители с любовью приходят в церковь, с любовью соблюдают Великий пост, то эта любовь передастся детям»
Здесь нужна постепенность. Дети, как правило, любят то, что любят их родители: если родители любят смотреть телевизор, то дети любят смотреть телевизор. Если родители любят читать книги, то эта любовь передается детям, и они тоже любят читать книги. Если родители с любовью приходят в церковь, с любовью они соблюдают Великий пост, то эта любовь передастся детям. Если же это внешняя формальность, а внутри царят раздражение, обида, гнев, раскаленность в отношениях, то, конечно, это передастся детям.
Если при этом еще детей заставляют кушать невкусную еду, то – бедные дети – мы вырастим просто нервных, испорченных людей.
– Как же поступать?
– А как делать по-хорошему, по-правильному? Каждый родитель, папы и мамы, если они любят своих детей – найдут ту форму, ту меру. Для ребенка пост состоит в том, что ему даются простые несложные задания. Например, во время вечерней молитвы, когда папа и мама молятся, приглашается ребенок и все вместе совершают земные поклоны. Потом ребенок отпускается, а мама с папой продолжают молиться. Ребенок знает, что он причастен к какому-то очень серьезному делу.
Когда дело доходит до вечернего времяпровождения, то ради поста откладываются просмотры мультфильмов или каких-то развлекательных передач, но родители с любовью проводят время, читают интересную для ребенка книгу вместе, дают интересные поучения, заполняют вечернее время добрым общением.
Родители с детьми вместе готовятся к походу в храм: если это девочка – подбирают особую «постную» одежду, вовлекают как в игру, чтобы ребенок сам интеллектуально развивался, думал о том, что надеть, старался сделать аккуратной эту одежду. Если это мальчик – его соответствующим образом тоже необходимо подготовить.
Надо сделать, чтобы каждый шаг в церкви был интересен и ребенок был сопричастен к этой интересной жизни не внешне, а внутренне. Не так, чтобы «это нельзя, то нельзя и вообще – жить нельзя». Другой подход нужен: мы приносим жертву Богу, в этот период мы живем немножечко по-другому, и «давай это будем делать вместе». «Это интересно, и мы расскажем тебе, как». Чтобы ребенок полюбил вместе с родителями входить в Великий пост.
После этого должна быть такая же яркая Пасха, чтобы ребенок ждал ее. Читайте «Лето Господне» Ивана Шмелева – там очень интересный рассказ о том, как ребенок воспринимает Великий пост.
– Что еще посоветуете из литературы почитать детям в Великий пост?
– Дети – это очень широкая категория – от 2-х до 16-ти лет. И у каждого возраста свое чтение. Нужно посетить православный книжный магазин, можно посетить православную библиотеку – пройтись и подобрать, что сердце подскажет, чтобы хорошо почитать вместе с детьми Великим постом. Есть прекрасные рассказы Лидии Чарской, есть замечательные Шмелев и Лесков, у нас есть издательство «Никея», которое издает огромный пласт литературы. У нас есть прекрасная Клавдия Лукашевич и белорусские издательства, которые издают чудную детскую литературу.
Потрудитесь посвятить время этим книгам, подобрать те, которые подходят конкретно вашим детям по возрасту. Но что самое главное, существенное – вы можете читать хоть «Войну и мир», если ребенок соответствует по возрасту, но делать это надо вместе и обязательно обсуждать прочитанное. Лучше прочитать немного и обсудить, вместо того чтобы утомить ребенка каким-то продолжительным чтением, которого он совершенно не понял, и оставить его один на один с непрочувствованными, неосознанными страницами.
Вконтакте