» » Несколько слов о процедуре пилотажного исследования. Описательное и аналитическое исследования Пилотажное исследование применяется с целью

Несколько слов о процедуре пилотажного исследования. Описательное и аналитическое исследования Пилотажное исследование применяется с целью

Цель данного этапа - отработка, усовершенствование исследовательского инструментария, доведение его до нужной кондиции. Необходимость в нем возникает потому, что в первом (макетном) варианте инструментов, конструируемом при разработке исследовательской программы, возможны (и даже неизбежны) погрешности, которые обязательно нужно устранить.

В анкетах, как правило, обнаруживаются вопросы, понимаемые неоднозначно людьми с разным образованием, этническим происхождением и социальным положением. В первичном сценарии телефонного опроса не удается предусмотреть всех возможных поворотов беседы с абонентами, в силу чего и этот инструмент нуждается в апробации и доработке. Кроме того, есть такие методы сбора информации (типа БОУ, фокус-группы), инструментарий которых можно сделать только опытным путем, т.е. проведя пробные вариативные дискуссии в группах с разным составом.

Пилотажный этап исследования обязателен. Его следует проводить даже в тех случаях, когда исследователи уверены в совершенстве первого варианта своего инструментария. Социальная жизнь динамична, может преподнести сюрпризы социологам даже экстра-класса. Чем меньше познано явление, ставшее предметом исследования, тем, сильнее потребность в пилотировании инструментария.

Технология пилотажного исследования предусматривает последовательное выполнение следующих операций:

Коллективное обсуждение исследователями первого варианта инструментов с целью фиксации в них сомнительных моментов, их возможных модификаций и трансформаций;

Размножение первого варианта инструментария;

Подбор специалистов, способных к качественному пилотажу инструментария; определение немногочисленных репрезентативных групп генеральной совокупности, обследование которых позволит усовершенствовать инструментарий; апробация инструментов в этих группах;

Коллективное подведение итогов пилотажа;

Внесение соответствующих корректив в первичный инструментарий, обработка его окончательного варианта;

Тиражирование итогового инструментария.

Пилотажный этап исследования - ответственное дело. Если он проведен недостаточно качественно, то неизбежно снижение валидности (обоснованности и достоверности) выводов социологов. Если, к примеру, в анкете сохранится хотя бы один вопрос, по разному понимаемый людьми с неодинаковым образовательным уровнем, то образуется ситуация несопоставимости ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой ситуации исчезает право на выводы, основанные на сравнении мнений людей с неодинаковым образовательным цензом. Если же такие выводы делаются, то возникает сомнение в их истинности.

Несмотря на важность пилотажа, он не может быть слишком длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.

Разработка плана полевого исследования: время, способы и последовательность сбора первичных данных.

Это время сбора первичной социологической информации, т.е. проведения массовых опросов, интервьюирования, тестирований, наблюдений - практического применения усовершенствованных инструментов избранных методик и получения материала для последующих выводов и рекомендаций. Полевым этот этап называется потому, что он про водится в естественных условиях, отличных от лабораторных, Т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

Данный этап начинается с подготовки команды, способной грамотно пользоваться исследовательскими инструментами. Ради экономии времени, формирование штаба технических работников (кодировщиков, анкетеров, интервьюеров и других) ведется, как правило, параллельно с пилотажем инструментов. Поэтому непосредственные полевые работы начинаются с итогового инструктажа исполнителей исследования, вооружения их должными инструментами и индивидуальными заданиями, их прибытия в поле - места сбора информации.

Полевой этап требует значительного времени. Параметры временных затрат заданы выборкой, сложностью инструментов, количеством сборщиков информации, а также производительностью и качественностью их труда. Особое внимание заслуживает проблема качественности сбора данных, в Т.ч., прежде всего, общения исполнителей полевых работ с обследуемыми людьми.

Если анкетер или интервьюер не сможет расположить к себе респондентов, то ответы последних не будут в полной мере адекватными их действительным мнениям. Тоже произойдет, если интервьюер покажется респонденту заинтересованным в получении ответов определенного толка. Еще хуже, когда проводящие опросы или групповые дискуссии, таким образом, подсказывают ответы (или реагируют на услышанное от обследуемых), что фактически навязывают им свое мнение. Все это искажает истину, снижает валидность исследования, перечеркивает все ранее проведенную работу. Поэтому обязательным условием полевых работ выступает контроль за качеством труда технических работников.

Полевые исследования осуществляются по заранее составленным планам -графикам, обеспечивающим четкость и своевременность исполнения отдельных операций и индивидуальных заданий. Но эти планы-графики не отменяют естественной сложности полевых работ, выражающейся в потребности одновременного решения многих задач. В их числе:

Оперативный контроль за качеством деятельности сборщиков информации;

Учет проделанной ими работы;

Прием заполненных документов, тщательная проверка каждого из них;

Кодирование полученной информации;

Хранение документации, обеспечивающее соблюдение исследовательской тайны; проведение контрольных (повторных) обследований;

Оперативная помощь исполнителям;

Ежедневное подведение итогов работы, обеспечение исполнения плана-графика;

Систематическое общение с заказчиком, руководителями тех административно территориальных единиц или трудовых коллективов, где проводится полевое исследование.

Выполнение последней операции осложняется необходимостью соблюдения исследовательской тайны. Вышеназванные лица, как правило, хотят знать, что думают о них конкретные люди, каким образом ответили, скажем, не вопросы анкеты Иванов или Петров. Если производители полевых работ удовлетворят это понятное желание, то нарушат профессиональный кодекс социолога.

Исследования призваны не осложнять отношения людей, а улучшать, облагораживать их. Их результаты сообщаются заинтересованным лицам, в т.ч. заказчику, в обобщенном виде, как отражение общественного мнения, а не мнений конкретных индивидов. К сожалению, многие либо не знают этой истины, либо провоцируют ее нарушение (иногда, даже путем прямого подкупа социологов, т.е. должностного преступления последних).

Кроме того, следует учитывать, что полевые работы дают лишь первичную информацию. Она может существенно трансформироваться на последующих этапах исследования., В этой связи социологам нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы, а заказчикам следует дожидаться окончательных результатов, прежде, чем предпринимать какие-то меры.

На полевом этапе социологи нуждаются в помощи заказчиков, руководителей территорий и коллективов, обращаются к ним за содействием по ряду организационных вопросов (по поводу выделения им комнаты, телефона и т.п.) Удовлетворение просьб такого рода не дает права вмешиваться в ход полевых социологических работ, что, к сожалению, порой случается, ведет к ломке замыслов исследователей, снижает меру достоверности их заключений.

Подготовка интервьюеров:

1. общая подготовка (умение вести себя с респондентом)

2. конкретная подготовка (готовность к ведению определенного типа интервью)

Основные составляющие в подготовке интервьюера:

1) Индивидуальные способности (набор качеств, врожденных или соц. приобретенных, присущих человеку вне зависимости от его профессиональных навыков)

2) Владение методикой – приобретается путем обучения

3) Соц. подготовка (нейтральность слушания)

4) Правильное понимание высказываний респондентов

5) Способность интервьюера к фиксации, если нужно развитию определенной темы

6) Подготовка в предметной области исследования

Существует три способа контроля:

Контроль в поле, контроль анкеты, контроль машин.

Исследования в социальной работе, как было отмечено ранее, в основном имеют прикладной (эмпирический) характер. Они связаны с практикой социальной работы, намечают решения тех проблем, которые она ставит. Становление исследовательской базы социальной работы показывает, что она имеет общие корни с социологическими эмпирическими исследованиями, их методами и методикой. И эго не случайно, поскольку уже первые эмпирические социологические исследования были тесно связаны с политикой социальной защиты бедных слоев населения, а также с социальной работой.

Дискуссии о специфике методов, которые использует социальный работник, продолжаются и сегодня. Это связано с тем, что методы социальной работы еще недостаточно однозначны в содержательном плане. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что все существующие подходы к классификации методов можно использовать в социальной работе, поскольку можно будет выявить специфику их использования в общенаучном плане в качестве методологических оснований социальной работы, а также ее собственные методы.

Исходя из существующих стратегий исследования в социальных науках, можно выделить следующие особенности эмпирических исследований в социальной работе:

  • понимание того, что реальная действительность социально обусловлена;
  • использование «понимающего подхода» к социальной действительности;
  • фокусировка на исследовании отдельных ситуаций, случаев с последующей их типизацией;
  • исследование обязательно должно базироваться на практике.

Выше мы рассмотрели описание и объяснение как функции научного знания. Но описание и объяснение можно рассматривать не только на уровне общей методологии научного познания, но и на уровне конкретных исследовательских приемов. В рамках развернутой программы исследований они могут выступать как последовательные стадии: от общей ориентировки в проблеме переходят к изучению отдельных ее аспектов, постепенно конкретизируя вопросы. Соответственно меняются и приемы исследования: от экстенсивных и неструктурированных методов получения информации (наблюдение, беседа, изучение документов) переходят к использованию более узко фокусированных и более четко структурированных методов (анкетирование, тестирование, экспериментирование).

Внутри фазы описания часто выделяют и предварительную стадию - пилотажное исследование. Термином «пилотаж» обычно обозначают искусство управления летательными аппаратами. Но он имеет и другое значение - безупречное выполнение любых сложных операций, требующее виртуозного мастерства. В этом более широком смысле оно используется, когда говорят о пилотажном этапе социологических исследований.

Знаете ли вы, что...

В социальной психологии пилотажные исследования имеют рабочее название «зондаж» и применяются для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В тестологии пилотажные исследования обозначаются через термин «протест» и служат средством выявления некоторых стандартов основного теста.

Пилотажное исследование является важнейшей частью в планировании любого экспериментально-психологического исследования. Оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

Пилотажное исследование предстает как пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. Дело в том, что невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы, которые, как правило, могут включать в себя следующие моменты:

  • особенности поведения изучаемых людей;
  • уровень понимания адресованных вопросов;
  • наличие побочных факторов, которые могут оказать влияние на результаты, и способы их нейтрализации;
  • достаточно точное определение сил, средств и времени, необходимых для изучения;
  • выявление возможных трудностей в обработке данных и другие проблемы.

Все они всплывают только в ходе самого изучения. Вот почему необходимо пилотажное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее сложные места, чтобы устранить их. Предварительное изучение дает возможность повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации. Отсюда цель пилотажного исследования - предварительная ориентировка, выявление основных свойств и выдвижение самых общих предположений о связях между ними. Представьте, что перед социальными работниками стоит задача составления комплексного плана мероприятий по работе с молодежью микрорайона. Первым шагом, естественно, будет пилотажное исследование: посещение мест скопления молодежи, наблюдение за тем, как молодые люди проводят свой досуг, беседы с подростками и юношами, с их родителями и учителями. Это даст общую картину, которую затем можно будет уточнять, привлекая, например, статистические данные. Только после того, как произведена оценка потребностей и существующих форм их удовлетворения, можно приступать к обоснованию необходимости каких-либо нововведений.

Данный пример показывает, что в прикладных исследованиях обращение к новым проблемам или даже просто к новому контингенту потенциальных клиентов предполагает этап общей ориентировки. Что же касается фундаментальных (чисто научных исследований), то здесь, как правило, сильна преемственность: новые проблемы вытекают из уже достигнутого объема знаний. Поэтому главным способом ориентировки здесь будет изучение литературы по проблеме. Фаза эмпирического исследования может тогда опираться на более или менее четкие исходные представления и гипотезы.

Пилотажное исследование - важный и ответственный этап. Если оно проведено недостаточно качественно, то неизбежно снижение валидности (обоснованности и достоверности) выводов. Например, если в анкете сохранится хотя бы один вопрос, который может по-разному пониматься людьми с неодинаковым уровнем образования, то создастся ситуация несопоставимости ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой ситуации исследователь потеряет право на то, чтобы делать выводы, основанные на сравнении мнений опрашиваемых людей. Если же такие выводы будут сделаны, то возникнет сомнение в их истинности.

Несмотря на важность пилотажного исследования, оно не может быть слишком длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.

Сбор эмпирических данных может происходить как в естественной обстановке, так и в специально оборудованной лаборатории. В каждом из этих случаев процесс исследования будет иметь свои особенности. Исследования первого типа обозначают как полевые исследования - тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях (например, коллектив людей в его социальном контексте). По своей направленности они являются прикладными, поскольку проводятся для ответа на вопросы, которые поднимает практика. Именно с этим типом исследований чаще всего имеют дело социальные работники.

Основная цель полевых исследований - описание той или иной предметной области, открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. По своему характеру они более приближены к идиографическому, чем к номотетическому типу, хотя конкретные социологические исследования часто ведутся в номотетическом ключе, т.е. с использованием стандартизированных инструментов сбора информации, больших выборок респондентов и статистических процедур обработки данных.

Знаете ли вы, что...

В социологию понятие «полевое исследование» пришло из этнологии - науки, изучающей состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта. Первые полевые исследования были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, которые трудно было предвидеть и систематизировать заранее.

Следует учитывать, что полевые исследования дают лишь первичную информацию, которая на последующих этапах исследования может существенно трансформироваться. В этой связи исследователю нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы. В зависимости от задач и используемых средств выделяют три типа полевых исследований (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Поисковый тип полевого исследования имеет описательный характер; диагностическим - направлен на решение практических задач; экспергшентальнный тип связан с проверкой гипотез. Важнейшим условием полевого исследования является обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса.

Полевое исследование осуществляется в соответствии с организационно-методическим планом исследования, оно дает богатый и разнообразный материал, по на стадии его обработки нередко возникают определенные сложности. Используемые качественные методы анализа довольно трудоемки, а сравнение отдельных случаев между собой не всегда легко осуществить в силу внутренней неоднородности материала. По сравнению с лабораторным экспериментом, полевое исследование обычно сопряжено с более значительными организационными трудностями. И это понятно, если учесть, что приходится входить в контакт с самыми разными людьми, объяснять им цели исследования и добиваться их содействия.

Антонимом понятия «полевые исследования» выступает понятие «лабораторные исследования» - исследования, которые проводятся в специально оборудованных лабораториях. Аппаратура служит здесь для поддержания заданного режима опыта, а также для точной и полной регистрации исследуемых параметров. Она обеспечивает полноту и надежность получаемой информации.

В обыденном сознании лабораторная обстановка обязательно связывается с экспериментом, а естественная - с наблюдением. В действительности связь здесь не такая жесткая. Эксперимент на самом деле легче проводить в лаборатории, в то время как разнообразные жизненные ситуации дают богатый материал для наблюдения. Однако в конечном счете не внешняя обстановка, а цели, которые ставит исследователь, и конкретные приемы, которые он использует, определяют тип исследования.

Для пояснения сказанного воспользуемся примером, который приводят в своем учебнике С. С. Новикова и А. В. Соловьев . Предположим, что нам необходимо изучить поведение детей. Как известно, его можно изучать и в естественной обстановке, и в специально оборудованной лаборатории. Допустим, нас интересует характер игры детей младшего возраста, особенно то, как дети играют, когда они предоставлены сами себе. Мы хотим, чтобы присутствие наблюдателя не сказывалось на характере изучаемых процессов. В этом случае наблюдение удобно проводить в лабораторной обстановке, которая внешне может мало отличаться от естественной. Это даже хорошо в том смысле, что ребенок скорее в ней освоится и не будет бояться. Комната может выглядеть как обычная игровая. Только наличие специальных приспособлений превращает ее в лабораторию. Обычно достаточно установить скрытую камеру или зеркало одностороннего вида, с помощью которого находящийся в соседней комнате человек сможет наблюдать за происходящим, оставаясь незамеченным.

Данный пример показывает, что не всякое лабораторное исследование представляет собой эксперимент в строгом смысле этого слова. Настоящий эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в течение изучаемых процессов. При отсутствии такового имеет место наблюдение, которое поддерживается специальной регистрирующей аппаратурой и проводится в лаборатории.

  • См.: Новикова С. С., Соловьев Л. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб, пособие для высшейшколы. М. : Академический проект; Гаудеамус, 2005. С. 79.

Пилотажное исследование можно проводить с различными целями: проверка основных гипотез программы, выявление отдельных характеристик объекта с целью определения наиболее устойчивых для их дальнейшей углубленной разработки, выяснение действенности методики в целом или ее отдельных частей, предварительная проверка достоверности результатов опроса и т.д.

Существуют различные формы проведения пилотажного исследования. Оно может проводиться на небольших и на больших выборках. Если этого требует программа исследования, то пилотаж анкеты может проходить с большой представительной выборкой. По существу такой пилотаж иногда выступает как самостоятельное эмпирическое исследование, на которое затрачивается не меньше сил и времени, чем на основное исследование.

Однако обычно пилотажное исследование проводится на небольшом массиве. Точная численность обследуемых в этом случае не устанавливается, поскольку в каждом конкретном случае она может быть различной. Практика показывает, что численность опрашиваемых чаще всего не превышает 50-100 человек. Этого количества респондентов бывает достаточно, чтобы решить задачи, стоящие перед пилотажным исследованием. Необходимое условие заключается в том, что объектом исследования должны быть те люди, которые по своим основным характеристикам соответствуют основному объекту исследования. При этом пилотажный опрос проводится не на основном объекте, а на другом "поле", близком по своим характеристикам к основному. Это делается для того, чтобы не испортить основное "поле" исследования, поскольку любое, даже самое маленькое исследование получает резонанс, и тем или иным способом может оказать воздействие на основное исследование. Так, если в качестве основного объекта исследования выступают рабочие промышленного предприятия, то в пилотажном опросе объектом должны стать рабочие тоже промышленного, но другого предприятия.

Очень важен порядок проведения пилотажного опроса. Несмотря на то, что анкета готовится для заочного опроса, в пилотажном исследовании ее лучше представить в виде формализованного интервью. Преимущество формализованного интервью заключается в том, что, кроме того, что результаты пилотажного опроса будут анализироваться в совокупности ответов, оно дает и непосредственные наблюдения интервьюеров за реакцией респондентов на тот или иной вопрос и на всю анкету в целом. В качестве интервьюеров чаще всего выступают члены исследовательской группы или специально подготовленные для этого люди. По окончании опроса интервьюеры пишут небольшие отчеты по результатам каждого интервью. Такие письменные отчеты, хотя и отнимают много времени и сил и приятны далеко не каждому интервьюеру, но играют значительную роль в пилотажном исследовании. Они представляют большой интерес как документ непосредственного наблюдения, и их анализ чрезвычайно важен для доработки анкеты. Вот как описывает свое впечатление от опроса в пилотажном исследовании один из интервьюеров.

Пробно поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии П. и. (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа… …

Пилотажное исследование - пробно поисковое исследование проводится до основного и является его упрощенной формой; применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания анкет, тестов. Пилотажное исследование важнейшая часть в планировании любого… … Исследовательская деятельность. Словарь

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - пробно поисковое исследование, которое проводится до основного и является его упрощенной формой; применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания анкет, тестов. Пилотажное исследование важнейшая часть в планировании… … Профессиональное образование. Словарь

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - (pilot study) мини версия запланированного эксперимента или наблюдения, используемая для проверки материально технического обеспечения и проекта. Так, опросный список может охватывать малую часть предложенной выборки населения, чтобы посмотреть,… … Большой толковый социологический словарь

Пилотажное исследование - (фр. piloter – вести самолёт) – предварительное исследование, нередко предшествующее основному и позволяющее более успешно планировать последнее …

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - (PILOT STUDY) Перед основной исследовательской стадией стадией сбора данных рекомендуется проверить программу исследования, прежде всего техники сбора данных, в небольшом пилотажном исследовании. Последнее позволяет в случае необходимости… … Социологический словарь

Пилотажное исследование - мелкомасштабная проверка мер и процедур исследования, преследующая цель заблаговременно выявить все слабые места в его плане или инструментарии … Социологический словарь Socium

пилотажное исследование (зондаж, поисковый эксперимент, претест) - пробно поисковое исследование, проводящееся до начала активного применения разработанного методического аппарата с целью его доработки, уточнения. В процессе п.и. устанавливается необходимый обьем выборки, уточняются детали анкет, тестов,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Пробное (пилотажное) исследование - предназначается для проверки надежности методик и процедур основного исследования, схемы организации и проведения самого обследования и предшествует ему. В процессе П. и. вырабатывается наиболее оптимальный вариант (проект) методики организации и … Социологический справочник

исследование пилотажное - пробно поисковый тип исследования, кое проводится перед основным и является его упрощенной формой. В психологии социальной исследование пилотажное (рабочий термин зондаж) применяется для установления требуемого объема выборки, уточнения… … Большая психологическая энциклопедия

Разведывательное исследование часто называют также пилотажным ис следованием. Хотя правильнее считать его самостоятельным видом социоло гического исследования. Разведывательное и пилотажное исследования по хожи в двух аспектах:

Цель - получить примерные данные о том или ином явлении либо апро­бировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям.

« Объект - для проведения того и другого исследования нужна незначитель­ная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки.

Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназ­начено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего - для ап­робации вопросника. Предварительная проверка опросного инструментария столь же важна для успеха исследования, считают Дж. Мангейм и Р. Рич, как пробная поездка - для успешной покупки подержанного автомобиля. Она помогает обнаружить проблемы, которые в полной мере могут проявиться только в полевых условиях.

При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:

4 Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методи­ческого обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 рес­пондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные кате­гории планируемого объекта исследования".

Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репре­зентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее дру­гое ее качество - разнообразие: она должна включать те группы респонден­тов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному. Если ма­лообразованные люди составят в будущей выборке незначительную долю, их необходимо опрашивать в первую очередь именно потому, что они могут от­вечать на ваши умные вопросы совсем не так, как ожидается.

« В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представ­ляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие призна­ки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).

В социальной психологии пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В за­рубежной и отечественной практике применения тестов (тестологии) пило­тажа (рабочий термин - «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста.

В социологии пилотаж проводится до основного исследования и высту­пает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также професси­онального уровня и методической отработанности инструментария. Пило­таж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; уточнить некоторые харак­теристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расхо­ды и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).



Современные социологи придерживаются правила: прежде чем отдавать анкету в большой тираж, ее целесообразно опробовать в малотиражном (пи­лотажном) опросе, чтобы уточнить, правильно ли понимают вопросы рес­понденты, не слишком ли она длинна и утомительна, сколько времени за­нимает ее заполнение (или интервью), а в случае почтовой рассылки - сколь­ко дней проходит с момента отправления анкеты до получения ответов.

Шмерлина И.А. Процедурные начала исследовательской социологии. Учеб. пособие // http:// www.unn.ac.ru/ras/fl4/k2/courses/shmern.htm

Пилотажное исследование представляет собой исследование по «укорочен­ному» плану - в нем используются малые выборки, не в полной степени про­водится сбор информации, полученная информация анализируется только пс наиболее значимым критериям. Если пилотажное исследование проводится в цикле исследования хорошо изученной проблемы, оно позволяет «отточить» инструментарий исследования, выявить и устранить его дефекты и дефекты подходов к математическому анализу. Проведение пилотажного исследования в этом случае позволяет избежать сбора информации по «пустым» вопросам, ответы респондентов на которые не подлежат анализу, или неадекватно (не­однозначно) интерпретируются самими респондентами. Для поискового ис­следования (исследования в сфере недостаточно разработанной) пилотажное исследование предоставляет информацию для уточнения многих пунктов про­граммы, что в дальнейшем обеспечивает немалую экономию ресурсов.

Пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в котором исследо­ватель вполне уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю. В первом случае инстру­ментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном вари­анте. Во втором исследователь может захотеть поэкспериментировать с разны­ми вариантами (макетами) инструмента, чтобы узнать, какой из них удобнее е работе. Предварительное тестирование такого типа может включать в себя:

1.Тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов.

2.Опробование анкеты, предназначающейся для самостоятельного запол­нения респондентом, в личном интервью, чтобы в процессе живого обще­ния с респондентом выявились возможные трудности ее заполнения.

3.Употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем чтобы использовать последние в окончательном варианте.

4.Тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, телефонных интервью) с целью определения годности каждого из них 2 .

Рис. 28. Тестирование различных видов инструментария

Пилотаж можно считать генеральной репетицией к главному исследованию. Он позволяет сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этал подготовки к нему, какими могут быть ожидаемые результаты. В ходе такогс опроса собирается методическая информация, т.е. информация о качестве раз­работанного инструментария. Проверяются все организационные и методичес­кие условия будущего исследования, и прежде всего: доступность необходимых

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 211-212.

документов, отношение респондентов к опросу и их реакция на вопросы анке­ты. Оценивая качества методики опроса, социолог регистрирует любые затруд­нения респондента, вызванные техникой заполнения, непониманием смысла вопросов, отдельных слов. Учитываются также все замечания и наблюдения ан­кетеров о методических недостатках, которые им удалось обнаружить.

Вернувшись с опроса, лучше сразу же сесть за свою анкету, просмот­реть ответы на все вопросы, отметить самые проблемные, а потом схо­дить на объект и пообщаться с респондентами.

Пилотаж проводится в двух вариантах. В первом - всю группу респон­дентов приглашают в отдельную комнату, где на столах разложены анкеты. Респондентов «вводят» в ситуацию пилотажа, т.е. объясняют его цели и за­дачи, инструктируют по технике заполнения анкеты и просят высказать после заполнения критические замечания, поговорить о неясностях и о тех вопро­сах, которые затрудняют работу с анкетой. Заполненные анкеты опускаются в опечатанные урны, после чего начинается групповое обсуждение содержа­ния опроса в целом. Показателями, позволяющими оценить пригодность анкетного вопроса, выступают число неответивших на вопрос и характер распределения ответов по шкале, используемой в вопросе.

Второй вариант пилотажного опроса предполагает приглашение группы из 3-4-х респондентов для обсуждения анкеты по мере ее заполнения: оп­рашиваемые делают пометки о качестве вопросов. Перед началом пилотажа их вводят в ситуацию экспертного опроса, объясняя, что содержание отве­тов не анализируется, так как опрос преследует только методические цели.