» » О церковных записках. Кто такой отрок и какой у него возраст в православии Младенец отрок

О церковных записках. Кто такой отрок и какой у него возраст в православии Младенец отрок

Молитвенное поминовение
Православным верующим по их опыту известно, что молитва в храме имеет преимущество перед домашней молитвой. Спаситель сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Церковная молитва имеет особенную благодатную силу еще и потому, что она возносится священником, специально рукоположенным Епископом в таинстве священства для того, чтобы возносить за людей молитвы и жертвы Богу. Наиболее распространенный способ испрашивания благодати Божией для своих родных и близких - их молитвенное поминовение.
В старину в благочестивых православных семьях существовал помянник – особая книга в которую записывали имена живых и упокоившихся родственников. Книжка эта переходила из поколения в поколение, и хранилась в святом углу дома – у божницы. По ней поминали имена во время домашней молитвы, ее же подавали для поминовения во время богослужения в храме. В наше время книжки-помянники, почти вышли из употребления, их заменили церковные записки. Церковная записка, в сущности, разовый помянник и требует к себе такого же достойного внимания.
Главное моление о живых и усопших в Церкви совершается утром, во время Божественной литургии, когда приносится бескровная Жертва Богу. Чтобы о наших родных и близких была совершена молитва, необходимо подать в храм вечером или утром (до начала богослужения) записки о здравии и об упокоении.

Записка «о здравии»
Понятие «здравие» включает не только здоровое физическое состояние человека, но и духовное. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет. Мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю злоустроенность. И сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью и с окружающими.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В начале пишутся имена священноначалия. Затем пишется имя вашего духовного отца или священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13,7).
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких, родных и крестных, имена благодетелей и даже недоброжелателей. Молитва за наших врагов, за обижающих нас - великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Записка «о упокоении»
Это вторая записка, подаваемая нами. В ней мы указываем имена усопших родных, знакомых, наставников в вере, благодетелей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших родственников, но и за весь свой род; за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, они не исчезли, а продолжают жить невидимой для нас жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, духовно связаны с нами — своими потомками. Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной литургической молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Порой человек, подающий записки, не остается на самом богослужении и уходит из храма. И тогда пользы от такого поминовения для усопших мало, а для живых – это грех.

Как правильно написать в храме записку?
– Если у Вас простой листок бумаги, то вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10–12 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Арсения», «прот. Николая», «иерея Петра», «диак. Василия» и т.д.

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
– К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося». Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится. Не пишут: «страждущего», «озлобленного»,
«скорбящего», «девицы», «вдовицы». В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату – родился, умер или именинник),
«убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

За кого нельзя подавать записки?
– Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
– Во время проскомидии, приготовительной части Божественной Литургии («проскомидия» – по-гречески «принесение», т.к. в древности прихожане приносили в храм всё необходимое для совершения Литургии: хлеб, вино, елей, ладан, свечи и т.д.), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия, душам поминаемых по запискам людей подается Божие умилостивление.

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
– В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.

Что такое сорокоуст и как его заказать?
– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?
– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Что такое вечное поминовение?
– Это поминовение в течение всего времени, пока существует и будет существовать ваш приходской Храм.
Какие бывают виды записок?
– Записки «о здравии» и «о упокоении» подаются на проскомидию, на ектении (поминовение во всеуслышание, которое обычно совершает дьякон), на молебны, на панихиды, на сорокоусты, на Великий Пост, а также на полугодовые, годовые и вечные поминовения. Некоторые записки в течении богослужения поминаются не менее 3-х раз.
Почему у церковных записок разная цена?
Подобные вопросы задаются людьми, приходящими в храм не как в Дом Божий – жилище Святого Духа, а как в «комбинат ритуальных услуг», где можно торговаться и предъявлять претензии. Они не хотят понимать, что Храм имеет две природы – Божественную и земную; что он воздвигается двумя силами – Небесными и человеческими, т.е. теми людьми, которые имеют доброе сердце и нравственную потребность с радостью жертвовать на Храм. И, отнюдь, не все эти добрые люди богаты. Очевидно, что творить добрые дела – это Дар Божий и зависит не от благосостояния, а от желания. Причем их пожертвования в сотни и тысячи раз больше, чем сборы от церковных записок и свечей. Поскольку, на эти малые пожертвования Храм построить невозможно, так же, как и его содержать (пособие духовенству, разным работникам по хозяйству, сторожам, оплата электроэнергии, теплоэнергии, воды и канализации и т.д.)
В наше время у Храмов нет иных источников доходов, кроме пожертвований частных компаний и лиц. С апостольских времен содержание храмов являлось почетной обязанностью прихожан и благотворителей. Приходские нужды особенно возрастают тогда, когда Храм строится или восстанавливается, или нуждается в ремонте. Или тогда, когда приход на пожертвования благотворителей и прихожан строит или содержит дома для престарелых и для больных детей.
Помогай всем Вам Господь Бог в ваших добрых делах! Пресвятая Троица любит доброхотно жертвующих христиан и никогда не остаётся у них в долгу!

В православных традициях есть разделение на возрастные категории человека. В христианстве считается, что с 7 лет ребенок может нести за свои решения ответственность и отвечать за них перед Богом. Период от 7 до 14 лет называется отрочеством.

История святых отроков в Христианстве

Существует предание, по которому людям известна история о семи святых отроках, которые пострадали за веру в Иисуса Христа и не отреклись от него.

Семь Ефесских отроков

Имена этих мальчиков:

  • Иоанн;
  • Максимилиан;
  • Иамвлих;
  • Мартиниан;
  • Дионисий;
  • Константин;
  • Антоний.

Предание гласит о том, что эти мальчики с самого детства находились на военной службе, происходили эти события в III веке. Однажды в Ефес приехал император Декий, который начал гонения на христиан и приказал всем жителям города прийти на площадь и принести жертву богам язычества . За ослушание своего приказа, император обещал кровавую расправу.

Многие христиане отказались приносить жертвы, в том числе и семь отроков, которые попали к Декию по доносу. Император лишил их военных поясов и ушел в поход, тем самым дав им время на раздумья и перемену своего решения. Но мальчики не отреклись от Господа и ушли жить в пещеры.

Император приказал начать поиски юношей, но они сами явились к нему на суд. Мальчиков приговорили к мученической смерти у себя в пещере, ее заложили камнями, чтобы смерть была долго от жажды и голода.

Интересно! В житие отроков Эфесских зафиксировано чудо о том, что юноши не умерли, а заснули. Через 200 лет при строительных работах в пещерах, рабочие обнаружили спящих людей, которые очнулись, как от обычного сна и не понимали, что прошло уже столько лет и в мире все изменилось, прошли гонения на христиан.

После того как местный Епископ понял что стал свидетелем Божественного чуда , отроки вновь заснули навсегда.

Ребенка, какого возраста можно назвать отроком

В православии возрастной переход от младенчества к отрочеству принято считать с 7 лет, продолжается этот период до 14 лет.

12-летний отрок Иисус в храме

Отроки - это люди в юношеском возрасте, способные самостоятельно принимать какие-либо решения и нести за них ответственность.

О детях в православии:

  • Как воспитать и привить ребенку любовь к религии и Богу
  • Беседы с детьми о православном кресте и необходимости носить крестик
  • Беседы с детьми о святителе Николае Чудотворце, его житие и чудесах

До наступления 7-летнего возраста малыш пребывает под полной ответственностью родителей и считается, что даже самостоятельных мыслей до этого момента у него не бывает. За грехи младенца, если таковые случаются, несут ответственность крестные родители. С 7 лет ребенок может понимать «что такое хорошо, а что такое плохо», то есть осознанно совершать какие-то грехи.

Важно! Многие священнослужители выражают мнение, что отрочество с 7 до 14 лет - условный период. Все дети развиваются с разной скоростью, нравственное взросление тоже наступает в индивидуальном порядке.

Установление возраста, в котором человек уже может исповедоваться перед Господом, основывается на достижениях нравственного воспитания ребенка. Моральная ответственность за свои поступки может появиться у человека в любом возрасте, не обязательно, что это произойдет именно в 7 лет.

Видео о том, до какого возраста пишут в записках в Церкви младенец и отрок

В церковной традиции, как и в обычном употреблении, возраст человека имеет несколько разграничений. Каждый период носит свое название: младенчество-детство-отрочество-юношество-совершеннолетие-взрослость-старость. В православии несколько иные названия.

Отрок – мальчик в возрасте от 7-ми до 14-ти лет

В русском языке слово «отрок» означает устаревший синоним слова подросток, мальчик среднего возраста между ребенком и юношей.

В древней Руси отроком называли младшего члена дружины

«Вы, отроки — други, возьмите коня.» Пушкин А.С.

Интересны наблюдения, собирателя фольклора и этнографа И.И.Железнова, о смысловом различии и сходстве слов «отрок» и «сорвиголова» в словарном запасе уральских казаков. В их понятии эти два выражения равнозначны.

Однако, отличия существенны: «сорвиголова» – задира и грубиян, лезет в омут с головой, не рассуждая. Но «отрок» – человек с тонкий и с чувствительной душой. Умный и не сделает опрометчивых поступков.

Из словаря Даля:

  • муж. отроковица жен. отрочица жен. , архан. дитя от 7 до 15 лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. До семи лет зов. младенцем, а иногда только до трех, а далее, до семи, дитятей.
  • Отрок, стар. , церк. царская, княжеская прислуга; паж;
  • служитель или раб вообще;
  • Отрочий, -ческий, им вообще свойственый. Отрочествовать или отроковать, быть отроком, в этом возрасте, и проводить где и как эту пору.

Временные границы отрочества в Библии разнообразны

Если обратиться к Священному Писанию и определить возрастные рамки отрочества, можно пронаблюдать такую картину:

(Лук.2:42,43)

«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же по окончании дней праздника возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме;


Отроку Измаилу было 16 лет

«Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее»

Аввессалому

«И приказ царь Иоаву и Авессе и Еффею, говоря: сберегите мне отрока Авесалома»;

Соломону

« и ныне, Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего, но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа…»

И того больше – 25-30 лет.

«Иосиф, семнадцати лет, пас скот отца своего вместе с братьями своими, будучи отроком…»

Поэтому сколько лет длиться отроческий период зависит от эпохи и культурной среды разных народов. Исторические перемены и социальное развитие, влияют на психологическое стороны человека.

Цифра семь в Священном Писании символизируется с завершенностью и совершенством

Сотворение мира происходило в течение шести дней.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои…и почил…»

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его

Седьмой день недели посвящен Богу и считается праздником. Каждый седьмой год не ведутся полевые работы, земля должна оставаться в состоянии покоя.

В Апокалипсисе – Книге Нового Завета – число семь употребляется несколько раз: 7 духов Божьих, 7 звезд, 7 труб и чаш гнева, 7 церквей, светильников и печатей и т.д.

Семисвечник – особый подсвечник для семи свечей или лампад, представляющий дары Святого Духа через семь таинств Церкви.


Семь Еффеских отроков

В III веке во времена гонения на христиан, император Деций издал приказ, для всех жителей города, о принесении жертв языческим богам. Семь мальчиков, находящихся на военном службе отказались выполнить повеление императора, оставаясь верными Христу.

Отроков обрекли на мученическую смерть. Вход пещеры, где находились мальчики, заложили камнями, оставив их умирать от жажды и голода.

Через 200 лет парней нашли спящими. Очнувшись от сна, они не могли понять, в каком веке живут.

Епископ Феодор в то время распространял новую ересь: об отрицании воскресения мертвых. Когда Епископ осознал, что стал очевидцем великого чуда, отроки уснули смертным сном.

Отрочество - это какой период жизни в православии

Древнегреческая медицина сделала серьезное наблюдение. Согласно этой теории каждые семь лет организм человека обновлялся как с физической, так и с нравственной стороны. Таким образом, не трудно догадаться со скольки лет начиналась юридическая ответственность.

Семилетний ребенок по-новому воспринимает церковную жизнь, где учат духовной борьбе.

С этого возраста начинается новый промежуток жизни. Ребенок идет в школу. Делает первые шаги в осмысленную жизнь. Мир приобретает для него новые краски. Он чувствует себя взрослым и способным нести личную ответственность.

возраст Церковного совершеннолетия

С 14-ти лет наступает Церковное совершеннолетие, начинается юность (до 21 года). Здесь уже свои особенности и требования к жизни.

Согласно христианской антропологии ребенок участвует в таинстве исповеди с семи лет

Часто родители задаются вопросом: с какого возраста исповедуются дети. Многие думают, если раньше начнет он делать, тем лучше. Таинство исповеди рассматривают как воспитательный процесс.

Однако в Православной Церкви не практикуется исповедь младенцев. Потому что в раннем возрасте ребенок не может отличить, «что такое хорошо, что такое плохо». Понятие греха и, тем более, борьба с ним в сознании младенца еще не проявилось.

Поэтому ответственность за отрицательное поведение малыша, лежит на его родителях. Они должны выступать, в каком-то смысле, духовниками своего чада: учить, подсказывать, жалеть или наказывать.

По мере взросления он все более постигает устои морали.


Главное правило – «не навреди»

Дети по внутреннему и внешнему развитию очень отличаются. Поэтому, установление рубежа ответственности – это не требование, а скорее традиция в Православии.

Исповедь для подростка, в некоторой степени, будет стрессом. Есть риск того, что отрок или отроковица, не понимая суть происходящего, могут замкнуться в себе. Преждевременная исповедь может повлечь к формальному перечислению грехов без работы над собой.

Некоторые приходы самостоятельно решают до какого возраста допускать детей к Причастию без исповеди. Семилетний рубеж - это условное ограничение.