» » Лабораторно-практические работы на уроках технологии. Их виды, подготовка, методика проведения

Лабораторно-практические работы на уроках технологии. Их виды, подготовка, методика проведения

Слово «технология » происходит от древнегреческих tehne – «искусство» и logos «учение», «наука».

Тематика модулей , самостоятельных исследовательских и практических работ на уроках технологии:

  • Пятый класс - фартук
  • Шестой класс - юбки
  • Седьмой класс – ночные сорочки, платья, жилеты

Ученицы разрабатывают проектные работы при поддержке учителя. Творческая деятельность учащихся хороша тем, что позволяет оптимально сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Система дидактических принципов проектирования на уроках технологии.

На наш взгляд, более приемлемые для предмета «технология» являются следующие принципы:

  • деятельности
  • преодолимости
  • творчества
  • психологической комфортности

При выборе проекта кроме школьного курса технологии могут использоваться изделия, выполненные на факультативных занятиях, например, занятиях студии «Декоратор». Нашу студию можно назвать настоящей школой рукоделия!

Занятия на факультативах позволяют с легкостью освоить новые декоративные техники. Как показала практика, для выполнения творческих работ девочки выбирают любимые техники.

Цель выполнения творческих проектов

  1. Научить оформлять техническую документацию на объекты декоративного творчества.
  2. Научить основным методам поисково-творческой деятельности.
  3. Познакомить с организационными основами, содержанием деятельности отбора творческих объектов.
  4. Способствовать тому, чтобы методика проектирования, умения и навыки выбранного творчества реализовывались на учебных занятиях и во внеурочной работе.

Этапы проектирования

Сложность технических задач и заданий должна быть строго согласована с "шагом" творческого развития учеников.

Основные этапы выполнения заданий :

  1. Осознание и обоснование идеи.
  2. Техническая разработка задания и практическая работа над ним.
  3. Разработка документации и оценка результата творческого решения.

Ученицы пятых и шестых классов разрабатывают документацию проектов в печатном варианте. Ученицы седьмых и восьмых классов выполняют защиту проектов в форме презентации сподробным описанием проекта.

В ходе реализации проектной деятельности формируются такие черты личности, как умственная активность, стремление добывать знания, самостоятельность, трудолюбие, изобретательность.

Анализ накопленного опыта убеждает меня в том, что на уроках технологии и кружковых занятиях прежде всего необходимо воспитывать человека – творца . Для этого нужна практическая деятельность в виде творческих проектов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета.

Формирование и закрепление трудовых умений, обобщение опыта работы школ и специальных психолого-педагогических исследований показывает, что для формирования трудовых практических умений решающее значение имеют структура учебного материала, методы обучения, сознательная деятельность учеников.

Повышение требований к практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в решении проблемы формирования практических умений учащихся согласно требованиям общеобразовательного стандарта по технологии.

Цель исследования - организации практической деятельности и определить эффективность практических работ на уроках технологии в 7 классе.

Объект исследования - процесс организации практических работ.

Предмет исследования - организация практических работ на уроках технологии в 7 классе.

В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:

Проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры технического творчества и технического творчества учащихся;

Провести анализ педагогической и учебно-методической литературы;

Изучить опыт работы учителей.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Наблюдение практической деятельности учащихся во время проведения практических занятий;

Эксперимент по практической деятельности учащихся.

Этапы исследования. На первом этапе изучены теоретические основы организации практической работы. На втором этапе разрабатывались конспекты и тематическое планирование практических занятий.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Психолого-педагогические проблемы практической деятельности на уроках технологии

1.1 Сущность понятий «практическая деятельность», «прием» и «практический метод обучения»

Методы обучения - способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения. Существует ряд классификаций. Наиболее ранняя - деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа). И методы работы учащегося (упражнение, самостоятельная работа). Но самая распространенная классификация - по источнику получения знаний. И соответственно, выделяют:

а) Словесные методы (источником знаний является устное или письменное слово). К ним относят -- рассказ - устное повествовательное изложение содержания учебного материала, объяснение - словесное истолкование закономерностей, беседа - тщательно продуманная система вопросов, служащая для подведения учеников к пониманию нового материала, дискуссия - основана на обмене взглядами по определенной проблеме, лекция - способ изложения объемного материала, для старших классов. Работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана, тестирование, цитирование, рецензирование).

б) Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). Наглядные методы делятся на 2 группы: 1 - метод иллюстраций (плакаты, картины, карты, зарисовки на доске), 2 - метод демонстраций (приборы, технические установки, кинофильм, диафильм),

в) Практические методы основаны на практической деятельности ученика, этими методами формируют практические умения и навыки. Источником знания выступает практическая деятельность учащихся. К практическим методам относят: упражнения, лабораторные и практические работы, эксперимент, наблюдение. Упражнения - многократное выполнение учебных действий, с целью отработки умений и навыков.

Практическая деятельность - реализация учащимися на уроке практических методов обучения.

Прием - компонент педагогического мастерства учителя, с помощью которого реализуется процесс обучения.

1.2 Характеристик а практических методов обучения

В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.

Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.

На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения; б) письменные упражнения; в) выполнение практических заданий по предметам, связанных с проведением измерительных работ, с выработкой умений обращения с механизмами, инструментами и т.д.

Для организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:

Первый - учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности;

Второй - показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражнение;

третий - первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике;

Четвертый - последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.

Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкостью, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.

При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе подражательную и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность. Эта идея получила дальнейшее развитие в педагогике. Л.В. Занков указывал, что если в основе овладения знаниями и тренировочных упражнений учащихся лежит лишь воспроизводящая деятельность, то их мышление и деятельность идут как бы по накатанному пути. Это не только не способствует, но в иных случаях даже тормозит умственное развитие школьников. Они не приучаются к глубокому анализу фактического материала, а стремятся лишь механически запомнить информацию и способы ее применения на практике.

С другой стороны, учителю необходимо знать о тех трудностях, с которыми сопряжена тренировочная деятельность. Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, которое в психологии и педагогике принято называть переносом знании. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится как бы переносить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на другой материал, то есть применять их в других условиях. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравнительно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать необходимые теоретические выводы, сформулировать правила и гораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фактов. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.

Подобная методика организации упражнений по применению знаний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, обдумывания, умственной самостоятельности.

Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основывается на улучшении самостоятельной работы учащихся, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий, практических умений и навыков.

Лабораторные занятия. Организация лабораторных работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие приемы: а) постановка цели лабораторных (практических) занятий, б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. При проведении лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.

1.3 Использование практических методов обучения в технологии

Методическое обеспечение учебного процесса по технологии, как впрочем и любого учебно-воспитательного процесса, состоит из неизменной (инвариантной) и вариативной частей. Инвариантная часть проектируется на основании той информации, которая известна до начала реализации учебного процесса по технологии, и остается неизменной до его окончания. Вариативная часть методического обеспечения проектируется на основании оперативной, текущей информации, которая меняется, варьирует в ходе реализации учебного процесса и поэтому не может быть учтена в детализированном виде. Инвариантная часть методическая обеспечения может быть разработана методистом или заинтересованным в совершенствовании учебного процесса учителем технологии. При этом оперативная информация должна быть стабилизирована и сведена к типичной, например, путем ее усреднения.

Вариативная часть методического обеспечения, как правило, разрабатывается учителем технологии, поскольку именно он и только он получает, обрабатывает и использует текущую информацию о ходе учебного процесса. Поэтому не случайно «Закон об образовании» (ст. 55, п.4) констатирует, что педагогические работники при исполнении своих профессиональных обязанностей имеют «право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся и воспитанников». Отметим, что наличие безусловных прав на выбор или разработку методики обучения автоматически накладывает на педагога, в том числе учителя технологии, ответственность за результативность использования им данной методик.

Благодаря подобной структуре методическое обеспечение приобретает необходимые уровни стабильности, с одной стороны, и гибкости - с другой. Стабильность и гибкость являются предпосылками не только системной, направленной на конечную цель организации учебного процесса, но и рационального использования всех привлеченных для этого видов ресурсов, в том числе интеллектуальных ресурсов учителя и учащихся .

Выбор методов обучения следует соотносить с логикой процесса учебного познания. Процессу логического обобщения соответствуют такие способы действий учащихся, как формулирование понятий, их систематизация, установление межпредметных связей, определение алгоритмов действий и т.п. Педагог руководит этими мыслительными процессами учащихся через организацию бесед, самостоятельных работ учащихся по решению различных задач, выполнение упражнений в проектировании технологических процессов и др.

Убеждение в истинности полученных знаний и умений может осуществляться через практические работы, проведение экспериментов в процессе трудового обучения.

Тот факт, что методы обучения выполняют те или иные познавательные функции, вовсе не означает, что определенный способ деятельности может быть однозначно соотнесен с определенными познавательными моментами. Один и тот же метод в познании может выполнять разную функцию. Поэтому каждый конкретный метод используется в учебном процессе в соответствии с определенными задачами.

При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во-первых, не способствуют активизации учащихся, то есть побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности и, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала. Оба эти требования взаимосвязаны: учащиеся не могут быть активными на уроке, если не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут осознать, понять выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе .

1.4 Возрастные особенности учащихся 7 классов

Подростковый возраст - это возраст от 10 -11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие - и все виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.

Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка - нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу - и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.

Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.

В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по теме "Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ - 6" на уроках технологии 7-й класс

2.1 Разработка, организация и проведение практической работы

База исследования: 7 класс Сюлинской средней школы с. Сюля Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия).

Цели урока:

1. сформировать понятия как станина, передняя бабка, коробка передач, задняя бабка, суппорт.

2. Ознакомить со станком ТВ-6

3. Сформировать понятия как станина, передняя бабка, коровка передач, задняя бабка, суппорт.

4. Дать краткие сведения о видах дефектов древесины.

5. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

6. Развитие сенсорных и моторных навыков

7. Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.

8. Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

кабинет (мастерская) трудового обучения;

инструменты, материалы, приспособления: ручка, карандаш, линейки, шаблоны,

2. Дидактическое обеспечение:

Учебник (учебное пособие);

Рабочая тетрадь;

Методы обучения:

Словесные: вопросы, объяснение, беседа

Объяснительно-иллюстративный,

Наглядные: слайды, таблицы, ИК.

Практические: лабораторная работа по определению достоинств и недостатков простых переплетений, самостоятельные работы учащихся по работе на токарном станке.

2.2 Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадно-звеньевой

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ - 6».

Методы проведения занятия: лекция, объяснение, беседа, инструктаж, решение практических задач.

Объект труда: угольник оконный.

Оборудование и учебные наглядные пособия:

для учителя: плакаты, макеты, инструменты, объект

для учащегося: книги, тетрадь, технологическая карта, инструменты, приспособления.

Межпредметная связь: черчения, геометрия, математика, машиноведение.

Оформление доски:

Литература:

для учителя: Самородский А.Т., Симоненко В.Д.

Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся

7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной

школы./ Под ред. В.Д. Симоненко.-М.: "Вентана-Граф",

для учащихся: Под редакцией В.Д. Симоненко

"Технология 7 класса". Брянск, 1995 г.

Ход урока:

Организационная часть-(-5 мин)

Контроль посещаемости

Проверка готовности к уроку, спецодежда.

Проверка домашнего задания (7-12 мин)

Проверить знания учащихся с прошлого занятия по теме " Термообработка металлов и сплавов".

Вопросы к классу:

2.1. Какая операция называется отжигом?

2.2. нормализацией?

2.3.закалкой?

2.4.отпуском?

3.Предполагаемые ответы:

3.1. Отжигом называют такую операцию, при которой сталь нагревают до определенной температуры, выдерживают при этой температуре и затем медленно охлаждают вместе с печью

3.2.Нормализация - это термическая обработка, заключающаяся в нагреве стали, выдержки и последующем охлаждении на воздухе.

3.3. Закалкой называют такую операцию термической обработки, при которой сталь нагревают до температуры несколько выше критической, выдерживают при этой температуре и затем быстро охлаждают в воде, масле, водных растворах солей.

3.4. Отпуском называют операцию термической обработки, при которой уже закаленную сталь нагревают до определенной температуры, выдерживают при этой температуре и охлаждают с любой скоростью.

Изложение нового материала. (25 мин) В школьных мастерских применяются токарно-винторезные станки, которые предназначены для N обработки тел вращение (валов, колец, дисков и др.), нарезания резьбы и сверления осевых отверстий. В токарном станке, как в любой другой технологической машине (сверлильном станке, токарном станке по дереву и др.), есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган (шпиндель) и система управления.

Основанием станка является станина, установленная на двух тумбах. В левом тумбе находится электродвигатель. На станине крепится передняя, задняя бабки и суппорт.

В передней бабке размещена коробка скоростей, которая осуществляет изменение частоты вращения ведомого вала. На шпинделе крепится приспособление для крепления заготовки (токарный патрон и др.). Коробка подач - это механизм, позволяющий изменять скорость перемещения суппорта. Суппорт предназначен для закрепления и перемещения режущего инструмента или заготовки. Суппорт содержит трое салазок и резцедержатель. Продольные салазки (каретка) прикреплены к фартуку суппорта и двигаются по направляющим станины механически или вручную с помощью рукоятки. Поперечные салазки перемещаются вручную рукояткой. Верхние салазки закреплены на поворотной плите и могут поворачиваться на угол до 40* (для точения конических поверхностей). Перемещаются верхние салазки вручную рукояткой. Для отсчета перемещений предусмотрены специальные устройства - лимбы.

Задняя бабка - служит для поддерживания конца длинных заготовок при помощи центра, а также для закрепления и подачи сверл и зенковок. Она может перемещаться по направляющим станины и закрепляться неподвижно рукояткой. В верхней части корпуса задней бабки находится пиноль, которую можно перемещать маховиком и фиксировать рукояткой. Точение деталей осуществляется за счет срезание резцом стружки с вращающейся заготовки. Вращательное движение заготовки называют главным. Главное движение обеспечивается за счет передачи движения по цепочке: двигатель - ременная передача

Коробка скоростей - шпиндель с патроном и заготовкой.

Поступательное движение резца, которое обеспечивается непрерывность снятия слоя металла, называют движением подачи. Движение подачи обеспечивается цепочкой: двигатель - ременная передача -коробка скоростей - коробка подач - фартук суппорта

Суппорт с резцом.

Токарные работы на предприятиях выполняют токари. Токарь - одна из наиболее распространенных рабочих профессий по обработке металла. Эта профессия подразделяется на несколько специальности: токарь, токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик и др. Токарь должен знать устройство станков, основы черчения, назначения и правила применения различных инструментов и приспособлений, уметь пользоваться контрольно-измерительными приборами, разбираться в свойствах металлов и сплавов и др.

В передаточном механизме станка применяются механические передачи: ременная, зубчатая, реечная.

Детали передач, которые передают движение, называются ведущими.

Детали, которые воспринимают это движение, называются ведомыми.

Важной характеристикой механических передач является передаточное отношение U. Оно показывает отношение частоты вращения ведущей детали к частоте вращения ведомой. Для ременной передачи оно может быть вычислено по формуле: u= Di / D2, а для зубной передачи - u= zi / гг. Например ребята при числе зубьев ведущего колеса zi=40, и при числе зубьев ведомого колеса Z2= 20 получаем: и=40/20 = 2.

Правила техники безопасности:

1.До начало работы необходимо:

надеть спец. одежду; рукава застегнуть.

проверить наличие и состояние инструментов, работать можно только с инструментом, прочно закрепленным на гладких, без заусенцев и трещин ручках.

проверить наличие щетки-сметки, совка для стружки.

2.Во время работы:

следует использовать инструменты только по прямому назначению.

надежно закрепить обрабатываемую заготовку.

3.По окончанию работы необходимо:

тщательно убрать рабочее место

уложить инструменты, заготовки и материалы в соответствующие места.

Закрепление нового материала. (5-7 мин)

Вопросы к классу:

какие механические передачи вы знаете?

из каких частей состоит ТВ - 6 ?

основанием станка является?

какое движение является главным?

Выполнение практической работы (45-55 мин)

1.Вводный инструктаж (5-10мин)

Демонстрация эталонного изделия. Переходим к практической части урока изготовления «угольника оконного».

2.Текущий инструктаж:

Во время текущего инструктажа проверяется действие и ход работы учащихся.

Фронтальный.

Групповой.

Индивидуальный.

3.Целевые обходы;

Первый обход:

Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход:

проверить правильность выполнение трудовых приемов и технологической последовательности.

Третий обход:

проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приемку и оценить работы.

Заключительный инструктаж (5-7 мин)

анализ характерных ошибок и их причины.

сообщение оценок работы каждого учащегося.

дать домашнее задание.

Уборка рабочих мест (5-7 мин).

Дежурный укладывает инструменты. Незаконченные изделия подписываются, помещаются в шкафчики. После уборки помещение дежурными, учитель благодарит все за труд, и ученики уходят из помещения.

подросток познавательный станок

Заключение

Практически на всех уроках технологии у учащихся необходимо развивать практические умения и навыки. Но не все учителя придают этой проблеме значение.

Формирование и закрепление трудовых умений, обобщение опыта работы школ показывает, что для формирования трудовых практических умений решающее значение имеют структура учебного материала, методы обучения, сознательная деятельность учеников.

Проведя эксперимент в школе можно сказать, что учащиеся стали выполнять предложенные им задания с легкостью и с интересом.

Знания, умения и навыки, полученные, на уроках технологии дают первоначальные сведения о различных профессиях. Учитель технологии на уроках должен грамотно преподнести материал касающихся основных умений и навыков присутствующих в любых рабочих профессиях, что очень актуально в настоящее время в связи с нехваткой рабочих кадров в России.

Учителю «Технологии» надо уяснить, что труд как компонент воспитательной системы существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких бы высот в научно - техническом прогрессе не достигало человечество.

Цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

Список используемой литературы

1. Андреев В.И. Педагогика творчества саморазвития. - М., 1996.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г.

3. Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова “Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности” (швейное производство). Учебник. - М.1999.

4. Е.В. Васильченко, А.Я. Лабзина “Методич. пособие по обслуж.труду”.-М.1987.

5. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г.

6. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.

7. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004г.

8. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

9. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

10. Лаптев Г.Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда// Школа и производство. - 2003. - №5.

11. Обучение технологии в средней школе: 5 - 11 кл.: Метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - (Б-ка учителя технологии).

12. Прокопьева З.И. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980

13. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

14.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003.

15.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

16.Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская и др.; Под ред. В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2003.

17.Технология. Содержание и образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008.

- (Современное образование).

18.Трудовое обучение: Проф. учеб. пособие для 4 кл. сред. шк. / А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванов и др. - М.: Просвещение, 1988.

19.Тхоржевский Д.А. Практикум по курсу «Методика трудового обучения»: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2008 «Преподавание труда и черчения в 4-8 классах общеобр. школы». - М.: Просвещение, 1980.

20.Фридман Л.И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997.

21. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основы формирования практических умений и навыков при обучении технологии. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке в условиях неполной комплектации мастерской оборудованием. Анализ результатов педагогического эксперимента.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2009

    Развитие умений у учащихся во время лабораторных и практических работ на уроках биологии. Методика развития и формирования у учащихся практических умений по работе с микроскопом и приготовления временного микропрепарата в условиях обучающего эксперимента.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2017

    Пути реализации развивающих функций в процессе изучения алгебры в 7 классе. Формирование конструктивных умений и навыков детей на уроках стереометрии. Методика изучения тождественных преобразований, числовых выражений и свойств действий над числами.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Характеристика организационно-педагогических условий, которые способствуют осуществлению процесса социализации в условиях проведения дебатов. Дебатный процесс - основа, служащая для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2018

    Сущность и история методов проектов. Особенности и основные способы формирования проектных умений на уроках технологии. Развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии. Этапы выполнения лабораторно-практических работ. Возрастные особенности студентов. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения. Программа и методические рекомендации по организации работы на уроках технологии "Ручное ковроделие" в 7 классе.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2013

    Дидактические способы активизации обучения учащихся на основе технологии "Кластеры". Методика работы с кластерами на уроках географии. Эффективность внедрения технологии в учебный процесс на уроках географии. Актуальность и перспективность опыта.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2014

    Развитие художественно-творческих умений и навыков – важнейшая задача начального образования. Особенности обучения школьников художественно-творческим навыкам и умениям на уроках труда. Методика изготовления сувенирных изделий и пошива мягкой игрушки.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Понятие "педагогическая технология". Основные особенности, задачи, приемы и технологии "Развития критического мышления" (РМК). Возрастные особенности пятиклассников. Особенности преподавания и применения технологии РМК на уроках литературы в 5 классе.

Введение……………………………………………………………………...........2

Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии………………………………………...........4

1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………….........4

1.2. Методика организации лабораторно-практической работы………..........7

1.3. Структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ…………………………………………………………………………........13

1.4. Основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму……………………………………………........16

1.5. Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ..………........21

1.6. Возрастные особенности студентов………………………………….........22

1.7. Выводы по главе 1……………………………………………………..........27

Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы»……………………………………….....29

2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»……………………………………………........29

2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»…………………………………………………………………….....33

2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму…………………………………………………………………….....37

Литература…………………………………………………………………….....42

Приложения


Введение

Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий, в данном случае – технологического практикума с использованием лабораторно-практических работ. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда.

Цель исследования – обоснование содержания лабораторно-практических работ по технологическому практикуму.

Объект исследования – учебный процесс на занятиях по технологическому практикуму.

Предмет исследования – практическое обучение студентов на уроках технологии, применение лабораторно-практических работ, развитие нового отношения студентов к выбранной профессии.

В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:

Проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке и применению лабораторного практикума;

Определить роль и место сбора практической информации в структуре лабораторно-практических работ по технологическому практикуму;

Разработать тематический план и план-конспект занятия по технологическому практикуму с использованием лабораторно-практических работ;


Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по технологии

1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»

В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В. Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принима­ясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.

В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения, при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:

1) постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;

2) определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;

3) непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;

4) подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.

Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.

Одной из целей технологического образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.

Заглянуть в глубь человеческого сознания, понять возможности человека, умственные, физические, психические пределы, понять основы творческих озарений и достижений, корни гениальности, истоки вдохновения – вот задачи, которые предстоит решать психологу, ученому, педагогу и многим, многим другим.

Как же воспитать студентов, будущую научную и творческую молодежь в бурном потоке знаний, где в борьбе со старым утверждается новое?

Необходимо, на наш взгляд, с малых лет воспитывать в молодом поколении осознание постоянного развития науки, техники, культуры и прочее, предрекая ему возможность собственного участия в этом диалектическом процессе; приучать искать необычные нестандартные решения проблем, чтобы подготовить его к самостоятельному и вечному поиску нового.

Непосредственное участие в подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает преподаватель технологии и технического творчества. Но преподаватель должен быть для студента не столько наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества студента.

Поэтому преподаватель должен быть в одинаковой степени и профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем, способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней истиной.

Задача подготовки такого учителя актуальна во все времена, а тем более сейчас, когда «мировое сообщество своими действиями демонстрирует возрастающий интерес к технологическому образованию, готовящему человека к выполнению новых функциональных производственных требований – реализации творческих задач через появление способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу».

Каким же, в таком случае, должен быть преподаватель вуза?

Во-вторых, определяющим фактором повышения технологической культуры студента является содержательная составляющая педагогической деятельности преподавателя, включающая новинки в науке и технике. Формы могут быть различные: пятиминутка на лекции, факультативные беседы, диспуты, реферативный обзор студентами технических журналов. Но, с другой стороны, сколь бы ни были насыщенными новинками технологии лекции преподавателя без сотрудничества со студентами эффекта ожидать не приходится.

1.2. Методика организации лабораторно-практической работы

Учебная педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса, согласно учебного плана по специальности «Технология и предпринимательство», и направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности.

Приложение №2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Селивановская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________________ (Маснева А.М.)

Протокол № _____ от

«_____» ____________2015г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Селивановская ООШ»

Валуйского района Белгородской области

Ерина Л.В.

Протокол № _________ от

«_____» __________ 2015 г

Средства контроля по технологии

Тоняевой Ирины Викторовны

учитель технологии

2015-2016 учебный год

Практические работы

    Практическая работа №1 «Планировка кухни»- стр.16.

    Практическая работа № 2. «Оборудование рабочего места и отработка приемов крепления заготовок на верстаке» – стр.32.

    Практическая работа № 3. «Чтение графического изображения изделия» стр. – 39.

    Практическая работа № 4. «Определение пород древесины» стр. – 46.

    Практическая работа № 5. «Выпиливание деревянных заготовок из доски» стр. – 50.

    Практическая работа № 8. «Соединение деталей из древесины» стр. – 62.

    Практическая работа № 9. «Выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка, лакирование древесины» стр. – 70.

    Практическая работа№10. «Оборудование рабочего места для изготовления изделий из металлов» - стр.79.

    Практическая работа № 11. «Правка тонкого металлического листа и проволоки» стр. – 88.

    Практическая работа № 12. «Соединение листов жести фальцевым швом» стр. 93.

    Практическая работа № 13. «Снятие мерок и изготовление выкроек» стр. – 116.

    Практическая работа №14. «Раскрой швейного изделия» стр. – 121.

    Практическая работа № 15. «Изготовление образцов ручных работ» стр. 128.

    Практическая работа № 16. «Изготовление образцов машинных работ» стр. – 138.

    Практическая работа № 17. «Проведение влажно-тепловых работ» стр. – 142.

    Практическая работа № 18. «Обработка проектного изделия» стр. - 149.

    Практическая работа № 19. «создание схемы вышивки крестом и выполнение образца вышивки» стр. - 154.

    Практическая работа № 20. «Приготовление бутербродов и горячих напитков» стр. – 173.

    Практических работ № 21. «Приготовление фруктового салата» стр. – 178.

    Практических работ № 22. «Приготовление винегрета» стр. – 178.

    Практических работ № 23. «Приготовление омлета» стр. – 187.

Лабораторно-практические работы

    Лабораторно-практическая работа№1. « Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне» - стр.20.

    Лабораторно-практическая работа № 2. «Составление схемы технологического процесса изготовления детали» - стр.32.

    Лабораторно-практическая работа № 3. «Разметка изделия» стр. -39.

    Лабораторно-практическая работа № 4. «Характеристика пиломатериалов и древесных материалов» стр. -46.

    Лабораторно-практическая работа № 5. «Пиление древесины» стр. -50.

    Практическая и лабораторно - практическая работа № 6. «Строгание деревянных заготовок» стр. – 53.

    Практическая и лабораторно-практическая работа № 7. «Сверление отверстий в заготовках из древесины» стр. – 56.

    Лабораторно-практическая работа № 8. «Изготовление шаблонов для разметки» стр. – 80.

    Лабораторно-практическая работа № 9. «Определение направления долевой нити в ткани» стр. – 103.

    Лабораторно-практическая работа № 10. «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани» стр. – 104.

    Лабораторно-практическая работа № 11. « Изучение свойств тканей из хлопка и льна» стр. -108.

    Лабораторно-практическая работа № 12. «Исследование режимов работы швейной машины» стр. – 134.

    Лабораторно-практическая работа № 13. «Пищевые вещества. Хранение продуктов в холодильнике» стр. -167.

    Лабораторно-практическая работа № 14. «Приготовление чая» стр. – 174.

    Лабораторно-практическая работа № 15. «Исследование фруктов» стр. - 179.

    Лабораторно-практическая работа № 16. «Способы приготовления блюд из овощей» стр. - 182.

    Лабораторно-практическая работа № 17. «Различные способы приготовления яиц» стр. - 187.

    Лабораторно-практическая работа № 18. «Время приёма пищи в семье» стр. - 191.

Практическая работа

«Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей»

1 час

Материалы и инструменты:

по два лоскута шерстяной и натуральной шелковой тканей размером 15х20 см, учебник, рабочая тетрадь, клей, ножницы, линейка, ручная игла, нитки.

  1. Определи сминаемость шерстяной ткани и ткани из натурального шелка:

А) в течение нескольких секунд сжимай лоскуты в обеих руках;

Б) положи их на стол и оставь на 20-30 мин;

В) определи на глаз внешний вид тканей: сильно сминаемая, сминаемая и несминаемая.

2. Определи драпируемость сначала шерстяной, а затем шелковой ткани:

А) верхний срез лоскутов по длине собери на нитку.

Б) внимательно рассмотри образовавшиеся складки. Жесткие, плохо драпирующиеся ткани образуют крупные, торчащие складки. Мягкие, хорошо драпирующиеся ткани дают глубокие частые складки.

3. Опиши характер поверхности тканей и сделай вывод об их скольжении. (Ткани с гладкой, блестящей поверхностью имеют большее скольжение, чем ткани с шероховатой, матовой поверхностью.)

4. Определи осыпаемость по образцам, вырезанным из лоскутов испытуемых тканей, размером 3х5 см. Для этого ручной иглой вынь из образцов одну нить, две нити вместе, три вместе и т.д. Сначала долевые нити, а затем уточные.

Ткань считается легкоосыпающейся, если легко вынимаются пять нитей вместе. Если вынимаются три-четыре нити, то ткань средней осыпаемости, а если с трудом одна-две нити - ткань неосыпаемая.

Практическая работа

«Выполнение образцов машинных швов»

1 час

Материалы и инструменты, оборудование:

7 деталей из хлопчатобумажной ткани размером 10х10 см, ручная игла, линейка, нитки, ножницы, швейная машина, учебник, рабочая тетрадь.

Шов вподгибку с открытым обметанным срезом:

  1. Разложите ткань в один слой лицевой стороной вверх.
  2. Выкройте деталь 10х10 см с припуском на шов 1,5 см по одной продольной стороне выкройки.
  3. Перенесите линии выкройки на изнаночную сторону детали.
  4. Выполни обметочную строчку края детали.
  5. Заметайте край с открытым срезом.
  6. Проложите машинную строчку на расстоянии 5-7 мм от сгиба.
  7. Приутюжьте.

Шов настрочной с открытыми срезами:

  1. Выкройте деталь с припуском на шов 1, 5 см по одной продольной стороне, сложив ткань в два слоя лицевой стороной внутрь.
  2. Сколите, сметайте и стачайте детали по линии шва.
  3. Удалите строчку временного назначения. Заутюжьте припуски шва на одну сторону.
  4. Проложите машинную строчку по лицевой стороне образца на расстоянии 0,75 см от стачного шва взаутюжку. В начале и в конце строчек проложите машинные закрепки.
  5. Приутюжьте.

Обтачной шов в раскол:

  1. Срежьте припуски близко к шву, уголок – наискось. Выверните образец.
  2. Приутюжьте.

Обтачной шов в кант:

  1. Сложите ткань в два слоя лицевой стороной внутрь. Выкройте детали с припусками на швы 1, 5 см по трем сторонам.
  2. Сколите и сметайте обе полученные детали на расстоянии 1 мм от линии выкройки в сторону срезов деталей.
  3. Обтачайте детали по линиям выкройки: проложите машинную строчку точно по намеченным линиям, выполняя закрепки.
  4. Удалите строчку временного назначения.
  5. Выверните образец.
  6. Выметайте, прокладывая прямые стежки длиной около 3 мм, располагая шов точно на сгибе.
  7. Приутюжьте.

Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Приготовление сырников из творога»

1 час

Посуда и инвентарь:

сито, миска для смешивания продуктов, сковорода, ложка столовая, деревянная лопаточка, доска разделочная, нож.

Норма продуктов:

творог – 500г; мука пшеничная – ½ стакана; яйцо – 1 шт.; сахар 2 ст.ложки; растительное масло – 20 г; сметана – 1/3 стакана; соль – по вкусу.

Схема технологического процесса приготовления сырников:

Творог Мука Яйцо Соль

Протереть

Через сито

Перемешать

Сформовать Подсолнечное Сметана,

сырники масло варенье

Обвалять Обжарить Подать

В муке к столу

Практическая работа

«Изготовление образцов машинных швов»

2 часа

Материалы и инструменты:

10 деталей из хлопчатобумажной ткани, косая полоска размерами 130х30 мм, нитки, швейная машина.

Расстрочной шов:

  1. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь так, чтобы линии швов совпадали.
  2. Расстрочить, т.е. проложить отделочные машинные строчки с лицевой стороны по обе стороны от линии шва.
  3. Приутюжить шов.

Настрочной шов:

  1. Сколоть детали булавками, вкалывая их поперек линии шва.
  2. Стачать детали, т.е. проложить машинную строчку точно по линии шва, в начале и в конце строчек проложите машинные закрепки.
  3. Приутюжить шов и разутюжить припуски шва с изнаночной стороны.
  4. Заутюжить припуски шва в одну сторону.
  5. Настрочить шов, т.е. проложить машинную строчку с лицевой стороны изделия, с той стороны от стачного шва, где располагаются его припуски.
  6. Приутюжить шов.

Двойной шов:

  1. Сложить детали изнаночной стороной внутрь, сметать и стачать на расстоянии 8 мм от среза.
  2. Приутюжить, срезать припуски до ширины 4 мм, разутюжить припуски швов.
  3. Вывернуть, выметать, располагая шов на сгибе. Проложить машинную строчку на расстоянии 7 мм от сгиба.
  4. Приутюжить.
  5. Развернуть детали и заутюжить шов на одну сторону.

Запошивочный шов:

  1. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, сметать, стачать.
  2. Срезать припуск верхней детали до ширины 12 мм, припуск нижней детали – до 6 мм.
  3. Заутюжить припуски в сторону нижней детали.
  4. Подогнуть припуск верхней детали до ширины 7 мм, приметать и настрочить в край.
  5. Приутюжить.

Обтачной:

  1. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь так, чтобы срезы совпали.
  2. Сколоть детали булавками, вкалывая их поперек линии шва.
  3. Обтачать детали, т.е. проложить машинную строчку по контуру детали точно по линии шва, в начале и в конце строчек проложите машинные закрепки.
  4. Срезать припуск на шов до ширины 3-5 мм, срезать наискосок припуски на шов на внешних уголках, не доходя 2 мм до строчки.
  5. Рассечь близко к строчке припуск шва на внутренних уголках.
  6. Рассечь несколько раз с одинаковыми интервалами близко к строчке припуск на шов по вогнутому внутреннему контуру.
  7. Выполнить ножницами рассечки треугольной формы по внешнему контуру.
  8. Вывернуть детали на лицевую сторону, выправить шов, разминая пальцами.

Практическая работа

«Вывязывание столбика без накида различными способами»

2 часа

Материалы и инструменты:

толстая пряжа, крючок.

  1. Выполните образец столбиками без накида, вводя крючок под обе стенки петли.

1-й ряд. Выполните петлю поворота - одну воздушную петлю. Она будет считаться первым столбиком без накида в новом ряду. Введите крючок во вторую петлю цепочки - вывязывайте столбики без накида до конца ряда.

2-й ряд. Выполните петлю поворота. Введите крючок во вторую петлю нижнего ряда и вывязывайте столбик без накида до конца ряда, вводя крючок под обе стенки петли.

3-й и последующие ряды вяжите, как 2-й ряд.

  1. Выполните образец столбиками без накида, вво дя крючок под заднюю стенку петли.

Свяжите цепочку из 20 воздушных петель.

1-й ряд. Выполните петлю поворота - одну воздушную петлю. Она будет считаться первым столбиком без накида в новом ряду. Введите крючок во вторую петлю цепочки и вывязывайте столбики без накида до конца ряда.

2-й ряд. Выполните петлю поворота. Введите крючок во вторую петлю нижнего ряда и вывязывайте столбик без накида до конца ряда, вводя крючок под заднюю стенку петли.

3-й и последующие ряды вяжите, как 2-й ряд .

  1. Выполните образец столбиками без накида, вводя крючок под переднюю стенку петли.

Свяжите цепочку из 20 воздушных петель.

1-й ряд. Выполните петлю поворота - 1 воздушную петлю. Она будет считаться первым столбиком без накида в новом ряду. Введите крючок во вторую петлю цепочки и вывязывайте столбик без накида до конца ряда.

2-й ряд. Выполните петлю поворота. Введите крючок во вторую петлю нижнего ряда и вывязывайте столбик без накида до конца ряда, вводя крючок под переднюю стенку петли.

3-й и последующие ряды вяжите, как 2-й ряд.

  1. Сравните внешний вид полученных образцов. Прикрепите образцы на картон.

Практическая работа

«Выполнение плотного вязания по кругу»

2 часа

Материалы и инструменты:

толстая пряжа, крючок.

  1. Выполните образец круга.

1-й круг. Выполните петлю поворота - 1 воздушную петлю. Она будет считаться первым столбиком без накида в новом ряду. Вывяжите 8 столбиков без накида, вводя крючок в середину кольца. Закройте кольцо соединительным столбиком.

2-й круг. Выполните петлю поворота. Вывязывайте по 2 столбика без накида на каждой петле 1-го ряда. Закройте кольцо соединительным столбиком.

3-й круг. Выполните петлю поворота. Вывязывайте 2 столбика без накида на 1-й петле 2-го ряда, 2 столбика без накида на 2-й петле, 1 столбик без накида на 3-й петле. Продолжайте до конца ряда. Закройте кольцо соединительным столбиком.

4-й и последующие круги прибавки (по 2 столбика без накида на одной петле) делайте реже.

  1. Выполните образец квадрата.

Свяжите цепочку из 4 воздушных петель. Закройте кольцо соединительным столбиком.

1-й круг. Выполните петлю поворота - 1 воздушную петлю. Она будет считаться первым столбиком без накида в новом ряду. Вывяжите 1 воздушную петлю и 1 столбик без накида три раза и еще 1 воздушную петлю. Закройте кольцо соединительным столбиком.

2-й и последующие круги. Выполните петлю поворота. Вывязывайте по 2 столбика без накида и 1 воздушную петлю между ними на каждой воздушной петле предыдущего ряда и по 1 столбику без накида на каждой петле основания. Закройте кольцо соединительным столбиком.

  1. Выполните образец шестиугольника.

Свяжите цепочку из 6 воздушных петель. Закройте кольцо соединительным столбиком.

1-й круг. Выполните петлю поворота - 1 воздушную петлю. Она будет

2-й и последующие круги. Выполните петлю поворота. Вывязывайте по

2 столбика без накида и 1 воздушную петлю между ними на каждой воздушной петле предыдущего ряда и по 1 столбику без накида на каждой петле основания. Закройте кольцо соединительным столбиком.

Практическая работа

«Обрезка кустарников»

2 часа

Инструменты:

секатор, садовая пила для обрезки кустарников, садовый нож.

Правила техники безопасности:

Соблюдайте правила работы с режущими инструментами: передавайте друг другу нож, секатор и другие инструменты рукояткой вперед, используйте инструменты только по назначению;

Не держите в руках сразу несколько инструментов во время обрезки, применяйте их по мере необходимости;

Секатор и садовый нож вне работы должны быть закрыты;

Во время работы держитесь на таком расстоянии, чтобы не задевать друг друга ветвями и инструментами;

Срезанные ветви не разбрасывайте - складывайте в одну сторону;

Берегите глаза: не наклоняйтесь лицом в гущу ветвей, выполняйте работу, стоя сбоку от куста;

Помните: работы с огнем для учащихся запрещены.

  1. Осмотрите куст, определите ветви для вырезки.
  2. С помощью садовой ножовки удалите намеченные ветви.
  3. Секатором укоротите побеги, резко отходящие в стороны.
  4. Удалите побеги, близко прилегающие к земле.
  5. Соберите обрезанные ветви и перенесите их к месту сжигания.
  6. Соберите инструменты и сдайте их учителю.

Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Вышивка в технике владимирского шитья»

2 часа

Материалы и инструменты:

Льняная ткань натурального (неотбеленная), белого или серого цвета, калька, копировальная бумага, простые карандаши, пяльцы.

Порядок выполнения работы:

  1. Отутюжить ткань для вышивки.
  2. Переведите на ткань рисунок «Ветка» (рис.13, стр. учеб.41)
  3. Середину цветка вышейте накладной сеткой нитками синего цвета с красными крестиками; лепестки – гладью «верхошов» нитками красного цвета; ягодку – гладью «вприкреп» нитками красного цвета; середину листика – бархотным швом; листик – гладью «верхошов» нитками синего цвета; стебелек – стебельчатым швом.

Практическая работа

«Вышивка в технике белой глади»

1 час

Материалы и инструменты:

Хлопчатобумажная ткань белого цвета, калька, копировальная бумага, простые карандаши, пяльцы.

Порядок выполнения работы:

  1. Отутюжить ткань для вышивки.
  2. Обметать или обработать края липкой лентой, чтобы предохранить их от осыпания.
  3. Определить центр ткани, сложив ее пополам по длине и ширине.

Переведите на ткань рисунок «Букет» (рис.21, стр. учеб.44)

  1. Выполните настил ниткой в два сложения.
  2. Вышейте рисунок «Букет» белой гладью ниткой в одно сложение.

Практическая работа

«Вышивка атласной гладью»

1 час

Материалы и инструменты:

Порядок выполнения работы:

  1. Отутюжить ткань для вышивки.
  2. Обметать или обработать края липкой лентой, чтобы предохранить их от осыпания.
  3. Переведите на ткань изображение груши.
  4. Вышейте элемент нитками в одно или два сложения любым цветом. (рис.23, стр. учеб.46)
  5. Вышейте грушу с веткой и листиком нитками желтого, зеленого и коричневого цвета в одно сложение. При вышивании листика стежки глади располагайте по мысленно нарисованным его естественным мелким прожилкам.

Практическая работа

«Вышивка штриховой гладью»

1 час

Материалы и инструменты:

Гладкокрашеная льняная ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.

Порядок выполнения работы:

  1. Отутюжить ткань для вышивки.
  2. Обметать или обработать края липкой лентой, чтобы предохранить их от осыпания.
  3. Переведите на ткань изображение ветки мимозы (рис.25, стр. учеб.47)
  4. Вышейте ветку мимозы штриховой гладью ниткой зеленого цвета в четыре сложения.

Практическая работа

«Вышивка в технике двусторонней глади»

1 час

Материалы и инструменты:

Порядок выполнения работы:

  1. Отутюжить ткань для вышивки.
  2. Обметать или обработать края липкой лентой, чтобы предохранить их от осыпания.
  3. Переведите на ткань изображение ветки горошка и его элементов (рис.30, стр. учеб.51)
  4. Используя нитки мулине в одно сложение любого цвета, выполните вышивку элементов (рис.30, а, б, в, г) прямой, косой, радиальной двусторонней гладью.
  5. Вышейте горошек (рис.30, д) ниткой в одно сложение зеленого цвета. При вышивании листика стежки глади располагайте по мелким прожилкам.

Практическая работа

«Вышивка в технике художественной глади»

1 час

Материалы и инструменты:

Однотонная льняная ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.

Порядок выполнения работы:

  1. Отутюжить ткань для вышивки.
  2. Обметать или обработать края липкой лентой, чтобы предохранить их от осыпания.

Под обе нити основания;

Под дальнюю и ближнюю нити основания.

Размеры образца 10х10 см.

  1. Выполнить образец полотна в форме круга.

Свяжите цепочку из 6 воздушных петель и сомкните ее в круг полустолбиком для образования колечка.

1-й ряд – выполнить 12 столбиков без накида из центра колечка.

2-й ряд – на каждой петле основания провязать два столбика без накида.

3-й ряд – на 1-й петле выполнить один столбик без накида, а на следующей – 2 столбика без накида т.д.

4-й ряд – на 1-й и 2-й петлях основания выполнить по одному столбику без накида, на 3-й петле – два столбика без накида. Таким образом расстояние между петлями, из которых вывязывается по два столбика, в последующих рядах соответственно увеличивается 3,4,5 и т.д столбиков.

  1. Выполнить образец в форме квадрата.

Свяжите цепочку из 8 воздушных петель и замкните ее в круг полустолбиком.

1-й ряд – из центра колечка вывязывают, чередуя один столбик и одну воздушную петлю, до тех пор, пока в ряду не будет 4 столбиков без накида и 4 воздушных петель. В конце ряда провязывают одну воздушную петлю и соединяют ее с началом ряда полустолбиком. 4 воздушные петли образуют осевые линии квадрата.

2-й и последующие ряды – на каждой воздушной петле предыдущего ряда выполняют по два столбика без накида и одну воздушную петлю между ними, а над каждым столбиком без накида провязывают один столбик без накида.