» » Социальные проблемы общества и пути их решения. Пути решения социально-экономических проблем семьи

Социальные проблемы общества и пути их решения. Пути решения социально-экономических проблем семьи

Чаще всего они выражены в несоответствии потребительских возможностей и потребностей в глобальном формате. Экономика как наука выделяет несколько основных проблем, оказывающих критическое влияние на хозяйственную деятельность стран и мировое экономическое пространство.

Ограниченность ресурсов при безграничности потребностей

Потребности мирового сообщества и конкретных государств постоянно растут. В таких условиях возникает проблема, как, имея ограниченные ресурсы, противоположно потребительским желаниям имеющим перспективу снижения своих объемов, удовлетворить растущие потребности.

Ресурсами в рамках данной экономической проблемы выступают не только материальные ценности и полезные ископаемые, но и интеллектуальные способности людей, производственные мощности и средства производства, знания, время и прочие факторы. Ограниченность ресурсов в глобальном формате при постоянном техническом развитии и возрастающих потребностях конечных потребителей товаров и услуг способна спровоцировать всемирный экономический кризис.

Внутриобщественные проблемы

Одной из проблем экономики являются негативные процессы, протекающие внутри общества, к таким можно отнести социальное неравенство, политические противоречия, безработицу, нехватку продуктов питания, спад демографии, вооруженные столкновения, прочие потрясения в социуме, затрагивающие значительные массы населения.

Общество, находящееся в состоянии конфликта, вне зависимости от формы его протекания и причины, неспособно к эффективному и рациональному экономическому развитию, что неизбежно порождает угнетение хозяйственной деятельности конкретного государства и его партнеров. Как правило, все внутриобщественные проблемы взаимосвязаны, так, имущественное расслоение общества провоцирует социальное напряжение затрагивающие широкие массы населения.

Коррупция

В XXI веке важнейшей проблемой экономики стала коррупция, которая приобрела транснациональный характер. Данное явление препятствует экономическому росту и противоречит интересам общества, ввиду того что коррупция приводит к индивидуальному обогащению конкретного человека или группы заинтересованных лиц. К негативным последствиям коррупции относятся:

  • Неэффективное и нерациональное использование государственного капитала и ресурсов.
  • Нарушение инвестиционных потоков, их потеря.
  • Снижение темпов производительности, эффективности государственного управления.
  • Создание негативных политических условий, социального неравенства.
  • Развитие криминального сообщества.

Энергетические проблемы

В современном мире энергетические ресурсы — не просто высоколиквидный финансовый инструмент это важнейший фактор развития хозяйственной деятельности и существования общества. Нефть, газ, ядерная энергетика, электроэнергия и уголь обеспечивают жизнеспособность всех сфер экономики, являясь и ресурсом производства, и его конечным продуктом.

Увеличение потребления энергетических ресурсов провоцирует как развитие экономики, особенно для стран их экспортирующих, так и создает зависимость от внешних факторов для государств, их импортирующих. Создающийся дефицит энергоресурсов может привести к краху энергозависимых производств, что способно разрушить не только экономику конкретного государства, но и всей планеты. Энергетические проблемы несут одни из наиболее тяжелых последствий для глобальной хозяйственной деятельности.

Экологические проблемы

Потенциал экономической сферы формируется состоянием окружающей среды. Экология и климат имеют ключевое значение для становления мировой экономики. Негативными последствиями экологических проблем становятся:

  • Сокращение сельскохозяйственных площадей, понижение плодородия.
  • Создание экологических условий, недопустимых для жизни и деятельности людей.
  • Снижение производственной эффективности.
  • Загрязнение окружающей среды, уничтожение озонового слоя.
  • Невозможность добычи ресурсов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Макроэкономика

Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

1.2 Виды социальных проблем и социальная политика государства

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Рейтинг социальных проблем

2.2 Бедность, нищета населения

2.2 Коррупция

2.3 Демографический кризис

2.4 Альтернативные пути решения социальных проблем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

введение

Сегодня, в начале XXI века, наша страна оказалась на очередной исторической развилке. Как и сто лет назад, в результате незавершенных и во многом неудачно реализованных реформ в обществе сложилась неустойчивая ситуация, в рамках которой многие серьезные противоречия не были надлежащим образом урегулированы и продолжают нарастать, в том числе в неявной форме, неотвратимо приближая момент их сознательного или стихийного разрешения. В то же время процесс осознания и научного осмысления этих противоречий с очевидностью отстает от их появления и созревания, что усиливает риск утраты контроля за ситуацией и развития ее по стихийному деструктивному сценарию. В 1990-е годы в России возникли беспрецедентные по сравнению с советской эпохой различия как в текущих доходах и потреблении населения, так и в его обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Как следствие, в стране усилилось социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни. При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться.

Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют о росте актуальности и значимости социальных преобразований. Дальнейшие продвижения по пути становления цивилизованного рынка практически невозможно без решения накопившихся проблем и противоречий в социальной сфере, а также - без необходимой маркетизации ее отраслей. Стремление к продвижению лишь на финансово-экономическом участке реформ - либерализации правил хозяйственной жизни без учета всего комплекса общественных реалий - привело к «отставанию социальных тылов». Ошибочно считалось, что вначале должны осуществляться экономические преобразования, а затем, когда экономика крепко встанет на ноги в рыночных условиях, очередь дойдет до человека со всеми его малыми и большими заботами. Но экономика тогда стоит на одной ноге; и вместо мобилизации социальной энергии народа в огромных масштабах идет растрата накопленного ранее профессионального и интеллектуального, духовного и физического потенциала.

Таким образом, актуальность выявления и поиск путей решения социальных проблем России заключается в том, что система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся групп населения. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела особенно большую остроту, в том числе политическую. Социальная среда не является «вместилищем экономических мероприятий», напротив - все пространство представляет собой единый и одновременный социально-экономический процесс.

Основной целью исследования является изучение социальных проблем, наиболее значимых для России и поиск альтернативных путей их решения

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы понятия социальная проблема, социальная политика государства;

2. Выявить социальные проблемы, характерные для российского общества;

3. Проанализировать основные социальные проблемы России и предложить альтернативные пути решения социальных проблем

Работа состоит из введения, двух глав, 5 таблиц и 6 рисунков, заключения, списка использованных источников и 1 приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты возникновения социальных проблем

1.1 История возникновение понятия «социальная проблема»

Социальные проблемы общества -- вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.

Представление о том, что в обществе существуют социальные проблемы, кажется таким же старым, как и само человечество. На самом деле это не так. Хотя трудности и страдания можно обнаружить в любом обществе в любой исторический период, идея, что они являются социальными проблемами, относительно которых что-то можно и необходимо предпринять, является относительно недавней. Исследователи утверждают, что осознание социальных проблем - общая тенденция видеть и осуждать условия несчастий, случающихся с незнакомыми, неблизкими людьми, решимость изменить эти условия - не могло появиться до возникновения в Западной Европе конца XVIII века своеобразного комплекса четырех идей: старой идеи равенства и новых идей природного совершенства человека, изменяемости социальных условий и гуманизма.

Наиболее значимую роль в признании существования социальных проблем в западном обществе Нового времени (т.е. эпохи модерна) сыграли:

1) светский рационализм, сущность которого заключалась в концептуальном переводе проблем и условий из древнего теологического контекста добра и зла в рационалистский контекст аналитического понимания и контроля;

2) гуманизм как постепенное расширение и институционализация чувства сострадания Социология: учебное пособие / Под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р. Низамовой. 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 262-282..

Само словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейских обществах начала XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства. Понятие социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую можно и нужно изменить, несколько позже используется в западных обществах при попытках осмыслить социальные последствия промышленной революции: рост городов, а вместе с ним и рост городских трущоб, разрушение традиционных жизненных укладов, размывание социальных ориентиров. В США понятие социальной проблемы стало использоваться в конце Гражданской войны 1861 - 1865 годов, вызвавшей резкое ухудшение жизненных условий большей части населения. В Англии существенную роль в осознании существования социальных проблем сыграли данные статистических обследований, появившиеся к концу XIX века Статистические описания бедности некоторых слоев британского населения, представленные прежде всего Ч. Бутом и Б.С. Раунтри, поразили британскую общественность. По данным Ч. Бута Booth C. Life and Labour of the People in London, London, 1889-1891, опубликованным в 1889 г., одна треть жителей Лондона жила в ужасающей нищете. В Лондоне, согласно Ч. Буту, было 387 тыс. бедных, 22 тыс. недоедавших и 300 тыс. голодающих. Сходные данные привел Б.С. Раунтри в отношении рабочего населения английского города Йорка, треть которого находилась в состоянии физической или абсолютной бедности.

«Каждая социальная проблема, - пишут Фуллер и Майерс, - состоит из объективного условия и субъективного определения... Социальные проблемы - это то, что люди считают социальными проблемами» Фуллер Р., Майерс Р. История социальной проблемы // Контексты современности-2: Хрестоматия. Казань, 1998. С. 55. Фуллер и Майерс предложили также концепцию стадий существования социальной проблемы, которая заключается в том, что социальные проблемы не возникают сразу как нечто окончательное, созревшее, пользующееся вниманием общественности и вызывающее адекватную политику их решения. Напротив, они обнаруживают временной порядок развития, в котором могут быть выделены различные фазы или стадии, такие, как: 1) стадия осознания, 2) стадия определения политики, 3) стадия реформы. Социальная проблема, таким образом, понимается ими как нечто, всегда находящееся в динамичном состоянии «становления». Конструкционизм предполагает принципиально иной по сравнению с объективизмом набор вопросов, которыми необходимо задаваться исследователю социальных проблем. Так, например, с позиций традиционного объективистского подхода к бездомности важными являются вопросы о численности бездомных в каком-либо городе, регионе или обществе, видах бездомности, о том, почему люди становятся бездомными, какова роль употребления алкоголя в субкультуре бездомных и т.д.

Конструкциониста же интересует, представляет ли бездомность социальную проблему, то есть является ли она предметом беспокойства и обсуждения со стороны общественности, чьи утверждения-требования делают бездомность предметом общественного внимания, как эти утверждения типизируют бездомных, что делается для того, чтобы эти утверждения выглядели убедительными, как общественность и политики реагируют на эти утверждения-требования, как изменяются с течением времени эти утверждения, иными словами, какова их судьба, а следовательно, и судьба социальной проблемы бездомности Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем // Контексты современности - 2: Хрестоматия. Казань, 1998. С. 80. Исследование социальной проблемы бездомности в России предполагает, в частности, анализ деятельности таких организаций, как «Врачи без границ», Фонд «Ночлежка» Сайт Фонда «ночлежка»/ http://www.nadne.ru и некоторых других, своими действиями прямо или косвенно привлекающих внимание к положению бездомных в российском обществе и, таким образом, конструирующих данную проблему. Одна из сильных сторон конструкционизма заключается также в том, что этот подход, отказываясь от понимания социальных проблем как статичных условий, предлагает рассматривать их в качестве последовательности определенных событий, составляющих деятельность по выдвижению утверждений-требований. Такая трактовка в гораздо большей степени соответствует процессуальной природе социальной реальности. Вследствие этого конструкционистский подход позволяет наиболее плотно вписать социальные проблемы в контекст трансформирующегося общества. С этой точки зрения социальные проблемы в российском обществе последнего десятилетия возникли в результате определенных трансформационных сдвигов, таких, как открытие каналов взаимодействия, посредством которых возможно выдвижение утверждений-требований относительно тех или иных условий, - либерализация средств массовой коммуникации, появление конституционных гарантий права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а также свободы деятельности общественных объединений и права на мирные собрания, митинги и демонстрации; развитие служб изучения общественного мнения и др Социология: учебное пособие / Под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р. Низамовой. 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 262-282..

Итак, традиционно под социальными проблемами понимались и понимаются некоторые «объективные» социальные условия - нежелательные, опасные, угрожающие, противоположные природе «социально здорового», «нормально» функционирующего общества.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты.

Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально- этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.

Одним из важнейших путей решения проблемы является ее точное определение. Существует даже мнение, что правильно поставленная проблема - это половина ее решения. Поэтому если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет выбрать правильный путь поиска недостающей информации; во-вторых, обеспечивает необходимый набор инструментария социального воздействия.

1.2 Виды социальных проблем и социальная политика государства

социальный проблема кризис нищета

Изменения уровня и качества жизни населения России в последние 20 лет, трансформировались в острейшие социально-экономические проблемы, которые имели не менее острые демографические следствия. Среди них:

Катастрофическое снижение доходов и материальной обеспеченности основной части населения;

Высокая доля бедных при чрезвычайно скудном определении уровня бедности;

Беспрецедентная поляризация условий жизни;

Значительные масштабы безработицы и невыплата заработков;

Деградация социального обеспечения и фактическое разрушение социальной сферы, включая жилищно-коммунальное обслуживание.

Все это не могло не сказаться на состоянии населения, началась его естественная убыль и депопуляция, снизилось качество населения, сложилась неэффективная модель внешней и внутренней миграции.

В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам России принято относить следующие:

Бедность, Социальное неравенство, Уровень жизни

Безработица

Детская беспризорность

Инфляция

Коррупция

Наркомания

Высокая смертность

Терроризм

Угроза техногенных катастроф

Преступность и т.д.

Рассмотрим некоторые социальные проблемы, характерные для российского общества подробнее:

Бедность -- характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе. Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

Экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

Социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

Демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

Образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

Политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

Регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Инфлямция (лат. Inflatio -- вздутие) -- повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились -- утратили часть своей реальной стоимости.

Коррумпция (от лат. corrumpere -- растлевать, лат. corruptio -- подкуп, порча) -- термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

Уровень жизни (уровень благосостояния) -- уровень материального благополучия, характеризующийся объёмом реальных доходов на душу населения и соответствующим объёмом потребления. В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объёмом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов, таких как:

Возможностью заниматься любимым делом;

Уровнем спокойствия;

Здоровьем;

Средой обитания;

Объемом потерянного времени;

Возможностью проводить время с близкими людьми, отдыхать и расслабляться.

В экономике (общий) уровень жизни измеряется с помощью индикаторов. Обычно индикаторами являются экономические и социальные показатели. Часто как такие индикаторы рассматриваются:

Средний ВВП на душу населения,

Валовой национальный доход (ранее валовой национальный продукт),

Доход на душу населения и другие подобные показатели в экономике.

ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП, который приводит в своем ежегодном отчёте о развитии человечества. По итогам 2012 г. Беларусь -- на 50 месте, Россия -- на 55 месте, Украина -- на 78, Казахстан -- на 69 месте, Латвия -- на 44, Эстония -- на 34 (самый высокий показатель на постсоветском пространстве). На 1-м месте в 2013 г.Норвегия. На 2-м -- Австралия, на 3-м -- США.

Социальные проблемы в демократическом государстве решаются правительством через проведение социальной политики. Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

Инструментами проведения социальной политики государства служат социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты, минимальный размер оплаты труда и другие пороговые социальные ограничители. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательно основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры. Значительные денежные ресурсы концентрируются в следующих внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости, социального страхования, медицинского страхования.

Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий, предусмотренных Конституцией. Они необходимы также для определения финансовых нормативов. Государственные минимальные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и общих методических принципах. Например, постановлениями Правительства РФ устанавливается величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по представлению Министерства труда и социального развития РФ и Государственного комитета РФ по статистике. Этот показатель используется для оценки уровня жизни населения, при разработке и реализации социальной политики, федеральных социальных программ, обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней. Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума Прожиточный минимум -- минимальный доход, один из самых важных инструментов социальной политики. С его помощью оценивается уровень жизни населения, регулируются доходы, он учитывается при социальных выплатах. Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

Государством также определен законодательный объем гарантированных социальных услуг, предоставляемых на бесплатной и льготной основе. Разрабатываются пороговые значения показателей по науке, образованию, культуре, здравоохранению; они берутся за основу при исчислении объемов финансирования этих отраслей. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Основа социальной политики государства - социальная доктрина развития и формирования российского общества. Социальная доктрина - это наиболее общие методологические представления об основах политики в переходный период, раскрывающие аналитические и теоретические принципы, касающиеся современной социальной ситуации, ключевые проблемы и противоречия в социальной сфере, критерии действий на переходном этапе, концепцию социальной программы, механизмы и способы решения важнейших социальных задач.

Доктрина является фундаментом стратегий, формируемых государством. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что трансформационные процессы сегодня имеют определенную специфику, заключающуюся в том, что адаптация населения к изменившимся социально-экономическим условиям происходит на фоне острого цивилизационного кризиса, характеризуемого массовой сменой фундаментальных механизмов и инструментов социального регулирования. Разрушаются привычные нормы социальных отношений, происходит смена системы ценностей, когда постепенно отбрасываются прежние стереотипы, а новые формируются значительно медленнее.

Особенности нынешнего состояния общества обуславливают семь главных принципов российской социальной доктрины, определяющей социальную концепцию развития страны, ее социальную политику и соответствующие программы действий. Римашевская Н.М. «Реформирование социальной сферы России: проблемы, поиски решения». 2012. //Информационно-аналитический портал «Socpolitika»

Первый принцип - оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий.

Второй принцип - радикальное повышение трудовой мотивации, ориентированной на все группы в целом и каждый слой населения - в отдельности.

Третий принцип состоит в том, что центральное место среди социальных институтов сегодня занимает семья, которая оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала. Он органически взаимосвязан с семьей, через формирование здоровья человека.

Четвертый принцип включает активизацию местного самоуправления и организаций гражданского общества (благотворительные структуры и социальные инициативы). Наряду с опорой на семью социальная политика призвана поддерживать восстановление и обновление специализированных институтов, основанных на ценностях свободы, человеческой солидарности и взаимопомощи. Необходимость мобилизации людей на цели социальной политики требует, чтобы уже сегодня часть работ по реализации социальных программ возлагалась на самоорганизующиеся институты. В предпринимательской среде следует формировать нормы стабильного имиджа, неразрывно связанного с благотворительностью, с безвозмездным участием в социальных программах и гуманитарных акциях.

Пятый принцип касается взаимодействия федеральных и региональных усилий, кардинальная проблема которых - определение их взаимной ответственности. Остроту этой проблемы усиливает наличие значительного числа регионов, пользующихся федеральными субсидиями.

Шестой принцип относится к технологии построения социальной программы действий, а также к выработке стратегии и тактики в рамках социальной политики. Речь идет об эшелонировании мероприятий во времени. Экономическая составляющая реформирования со всей очевидностью показала, что поспешное решение столь масштабных и сложных проблем умножает негативные последствия, которые, на самом деле, сопровождают любые преобразования. Тем серьезнее и осторожнее, с большой предварительной проработкой и апробацией, следует относиться к трансформации социальной сферы, которая касается без исключения каждого гражданина страны.

Седьмой принцип. Следует строго учитывать гендерные и национально-этнические аспекты состояния населения. Имеется в виду ликвидация всех форм дискриминации женщин, а также обеспечение равных возможностей социальной деятельности и социально-культурного развития этносов. Социальная политика в качестве своих неотъемлемых составляющих должна включать гендерную и национально-этническую компоненты. Конкретные шаги и этапы преобразования социальной сферы предусматривают соотнесение с гендерной асимметрией и состоянием отдельных этносов в стране.

Глава 2. Основные социальные проблемы России и альтернативные пути их решения

2.1 Рейтинг социальных проблем

По данным опроса ВЦИОМ, проведенном в начале 2012 года, в результате которого было опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России, так выглядят рейтинги значимости основных социальных проблем современной России (см. таблицу 2.1.).

Таблица 2.1.- Результаты опроса ВЦИОМ Результаты опроса ВЦИОМ экономика. финансы. социология мир измерений3/2012

Какие из нижеперечисленных проблем Вы считаете наиболее важными для себя лично, для страны в целом:

инфляция, рост цен на товары и услуги

безработица

алкоголизм, наркомания

коррупция и бюрократизм

уровень жизни населения

преступность

ситуация в сфере здравоохранения

пенсионное обеспечение

ситуация в сфере жкх и жку

экономический кризис

положение молодёжи

задержки выплат заработных плат

демографическая ситуация (рождаемость, смертность)

влияние олигархов на экономическую и политическую жизнь страны

положение России в мире

национальная безопасность

ситуация в сфере образования

демократия и права человека

терроризм

состояние морали и нравственности

ситуация в армии

экология и состояние окружающей среды

отношения со странами СНГ

межнациональные и межконфессиональные отношения

реализация национальных проектов

экстремизм, фашизм

энергетическая безопасность

В этом списке наболевших проблем то, что беспокоит людей лично, значительно отличается от того, что, по их представлением, значимо для страны в целом (эти представления складываются из заявлений официальных лиц в средствах массовой информации). По этому критерию рейтинги, представленные во 2-й и 3-й колонках таблицы, отличаются. Рост цен видится одинаково значимым для себя и для страны; безработица в начале 2009 г. коснулась ещё не всех, а правительственные чиновники обещали ещё больший её рост; алкоголизм с наркоманией в опросах по какой-то причине слиты в одну проблему, и для себя лично степень важности этих проблем люди не ставят так же высоко, как она позиционируется первыми лицами страны. Уровень собственной жизни само население оценивает более негативно, чем этот показатель выглядит по официальным оценкам, в то же время демографические проблемы- низкую рождаемость и высокую смертность - народу на себя в индивидуальном плане примерить трудно: эти проблемы в личном рейтинге люди не ставят очень высоко и относит к проблемам всего общества.

В целом данные социологического опроса показали, что общественное мнение-это результат информационно-пропагандистской деятельности органов власти: что власть считает проблемой, то и видится народом как проблема. Многие проблемы просто не попадают в поле зрения населения - их нет по телевизору.

Если же изучать вопрос по статистическим данным, то картина получается иной. Перечень реальных проблем общества за последние десять лет представляется следующим образом - хотя трудно сказать, какие из них наиболее острые, а какие менее.

Очевидно, лидирует бедность населения в одной из самых богатых стран мира. Вероятно, одна из причин этого - коррупция. Далее следует назвать алкоголизацию страны, распространение наркотиков, эпидемию ВИЧ/СПИД, распространение туберкулёза, детскую беспризорность и в целом вымирание населения.

Нельзя сказать, что сведения о реальных социальных проблемах сейчас недоступны, как в советское время, когда, например, данные о численности психиатрических или туберкулёзных больных были засекречены. Отчёты Минздравсоцразвития, Росстата и РАМН доступны в Интернете, однако их не распространяют СМИ, и простой человек имеет мало шансов о них узнать.

Такие данные - медицинские, статистические и социологические - позволяют выявить основные социальные болезни. Следует отметить, что ранжирование социальных проблем - оценка относительной важности, остроты - весьма сложный процесс, поскольку большинство проблем взаимозависимы, вытекают одна из другой, некоторые имеют краткосрочный характер, другие долгосрочны или исторически присущи нашему народу. Поэтому социальные проблемы рассматриваются далее без оценки их относительной их важности.

2. 2 Бедность, нищета населения

В списке проблем, выделяемых населением, лидирует бедность, её в опросах общественного мнения люди указывают как самую острую. Рост доходов всего населения «в среднем» за последние десять лет обеспечивался ростом доходности самой богатой пятой части населения и прежде всего самой верхушки общества, составляющей полпроцента. Три четверти населения за это время лишь обеднели, к медленно растущему «среднему классу» можно причислить только 15-20% населения. В нищете, по критериям ООН, живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения России. В отличие от западных стран у нас не происходило «просачивания» доходов от богатых к бедным скорее - «бедные беднели, богатые богатели». Разрыв между наиболее богатыми слоями - верхними 10% населения - и самыми бедными 10% составляет, по разным оценкам, 15-20 раз. Основная причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой минеральными ресурсами страны, а экономическая политика властного класса. За последние десять лет законсервировались главные «обедняющие» параметры экономической политики. Прежде всего, официальный уровень минимальной оплаты труда, МРОТ, установлен на уровне в десять раз меньшем, чем в развитых странах: у нас этот минимум 120 евро, во Франции - 1200 евро, в Ирландии- 1300 евро. От этой скромной базы рассчитываются пособия, льготы, штрафы, средние зарплаты, пенсии. Соответственно, бизнесу разрешается платить среднюю зарплату в 500 долл. месяц, что, опять же, в разы меньше, чем в Европе и Америке. Отсюда и нищенские пенсии - меньше 25% средней зарплаты (в отличие от 44%, как в Европе). К тому же все минимальные доходы, поддерживаемые государством, исчисляются из «прожиточной корзины» 1991 г., предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимума лишь как-то предотвращали вымирание самых бедных слоёв.

Главная позорная черта российской бедности - это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи зарплаты и пособия ниже прожиточного минимума, они составляют 30% всех бедных. Кроме того, у российской бедности «детское лицо»: 61% всех бедных семей - это семьи с детьми. При всех призывах властей к молодым семьям рожать больше детей, в реальности рождение ребенка, а тем более двух, погружает молодую семью в состояние бедности или в нищету.

Исследования Института социологии РАН в 2012 году показывают, что 59% населения России бедняки. Средний класс в стране, определяемый по европейским методикам, - всего 6-8%. При этом особенности страты российских бедняков таковы, что помочь им может только социальное государство. Поразителен и такой показатель: лишь 19% россиян имеют дома компьютер.

Масштабное исследование российского общества было проведено Институтом социологии РАН. Его основные выводы приведены в книге «Российское общество как оно есть» "Российское общество как оно есть" изд-во "Новый хронограф 2011 г. Социологи разделили российское общество на 10 страт (Рис 2.1.).

Рисунок 2.1- Уровень жизни населения России по среднемесячному доходу на одного члена семьи, 2012 г, в%

Критериями для определения страт в том числе был взят среднемесячный доход на одного члена семьи. Чтобы попасть в категорию бедных нужно было иметь менее 5801 рубля на человека, малообеспеченного - 7562 рубля, относительно благополучного - от 14363 рублей в месяц.

Первые 2 страты - это люди, находящиеся за чертой бедности и у черты бедности. Таковых в России - 16%. Третья и четвёртые страты - россияне, балансирующие на грани бедности, и малообеспеченные. Их 43% населения. Исследователи подчёркивают, что для четвёртой страты (малообеспеченные) характерно т.н. «модальный», или наиболее типичный уровень жизни россиянина. В общей сложности эти четыре страты, представителей которых можно объединить одним словом «бедняки», составляют 59% населения страны. Ещё четыре страты - с пятую по восьмую - составляют 33%: это т.н. «средние слои российского общества». Наконец, 9-я и 10-я страты - это т.н. «благополучные россияне» (термин исследователей), их 6-8%. По меркам западных стран, они, скорее, относятся к среднему и высшему среднему классу. Если исходить из «метода от противного», то, согласно терминологии этих социологов, к «неблагополучным» слоям можно отнести 92-94% россиян.

В то же время, реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в 2012г. по сравнению с 2011г. увеличились на 4,2%, в декабре 2012г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года - на 4,9%.(Табл. 2.2)

Таблица 2.2- Реальные располагаемые денежные доходы и расходы населения России, 2011-2012 гг Электронная версия издания."Россия" 2013. Статистический справочник"//http://www.gks.ru/

В декабре 2012г. денежные доходы населения сложились в сумме 4979,9 млрд.рублей и увеличились по сравнению с декабрем 2011г. на 10,4%, денежные расходы населения - соответственно 4695,6 млрд.рублей и на 11,2%. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 284,3 млрд.рублей.

В структуре денежных доходов населения в конце 2012г. по сравнению с соответствующим периодом 2011г. возросла доля доходов от собственности и оплаты труда (включая скрытую заработную плату) при снижении доходов от предпринимательской деятельности и социальных выплат.

Однако позитивный рост денежных доходов населения практически не отразился на общем объеме денежных доходов населения, который в 2011-2012 гг. распределился следующим образом (Табл.2.3)

Таблица 2.3- Распределение общего объема Денежных доходов населения, в % Электронная версия издания."Россия" 2013. Статистический справочник"//http://www.gks.ru/

Динамика

Денежные доходы

в том числе по 20-ти процентным группам населения:

первая (с наименьшими доходами)

четвертая

пятая (с наивысшими доходами)

Таким образом, общий объем денежных доходов увеличился в группе населения с наивысшими доходами, а среди населения с наименьшими доходами и малообеспеченного населения повышение общего объема денежных доходов практически не отразилось. В 2012г., по предварительным данным, на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30,8% общего объема денежных доходов (в 2011г. - 30,7%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9% (1,9%)(Табл.2.4).

Таблица 2.4 - Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, в % от общей численности населения

Справочно 2011г.

Все население

в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, рублей

свыше 45000,0

1) Предварительные данные.

Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст, особенности домохозяйства и т.д. Социально-демографические характеристики определяют характер и масштаб расходов россиян, влияют на жизненные шансы в сфере потребления и на рынке труда.

Численность экономически активного населения в декабре 2012г. составила 75,3 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 71,3 млн. человек, или 94,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,0 млн.человек (5,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,1 млн.человек Электронная версия издания."Россия" 2013. Статистический справочник"//http://www.gks.ru/ (Рис 2.2).

Рис. 2.2- Доля безработных в России, 2012 год, в%

Средний возраст безработных в 2012 году составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,3%, лица в возрасте 50 лет и старше - 17,9% (рис.2.3)

Рисунок 2.3- Структура безработных граждан России. 2012 г, в %

Основными факторами, влияющими на уровень жизни в российских условиях, выступают тип населенного пункта в месте нынешнего проживания и в период первичной социализации, характер иждивенческой нагрузки и тип домохозяйства в целом, состояние здоровья индивида и его возраст (последний, впрочем, имеет значение лишь, когда речь идет о пред пенсионном и пенсионном возрасте). В развитых странах влияние этих факторов на жизненные шансы и уровень жизни населения во многом нивелируется за счет мер социальной политики: выстраивания эффективной системы здравоохранения и пенсионного обеспечения, мер демографической политики и т.д. В России же часть возникающих под влиянием социально-демографических факторов социальных неравенств даже не обозначается (например, неравенства, связанные с местом социализации), а те, которые обозначаются (неравенства, связанные с состоянием здоровья, пенсионным статусом, иждивенческой нагрузкой детьми и т.п.), регулируются недостаточно эффективно. Хотя в условиях благоприятной экономической конъюнктуры за последние шесть лет уровень благосостояния российского населения в целом вырос, положение всех социально-демографических групп, находящихся в зоне высокого риска бедности и малообеспеченности, относительно ухудшилось, а некоторых (неполные семьи, домохозяйства пенсионеров и т.д.) резко упало. Это позволяет говорить о том, что в период экономического кризиса ситуация с уровнем жизни этих групп россиян будет ухудшаться опережающими темпами и именно они все в большей степени будут составлять малообеспеченные и бедные слои населения.

2. 3 Коррупция

Тема коррупции для россиян - предмет особого внимания и отношения. Коррупция, собственно, не является отдельной социальной проблемой. Это системная болезнь общества, врождённый порок новой политэкономической системы, основа взаимоотношений власти и бизнеса и внутри самой власти. За последнее десятилетие коррупция выросла в десять раз, впрочем, она увеличивалась и в 90-е годы. Именно от коррупциогенности проблемы, ожидаемого «отката», зависит её решение или не решение: если это проведение какого-нибудь первенства мира в России - то успех гарантирован, если же проблема беспризорности - то шансов на решение мало.

По данным руководителя Следственного комитета прокуратуры А. Бастрыкина, сумма вреда, причинённого коррумпированными чиновниками, таможенниками, прокурорами и милиционерами - это только по расследованным уголовным делам - приблизилась к 1 трлн р «Статистика коррупции в России» Комиссия по борьбе с коррупцией/ 2013 г// http://kpbsk.ru/korruptsiya-v-rossii/statistika-korruptsii-v-rossii.html. При этом наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности и в органах местного самоуправления. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9-10 трлн р. в год. Это то, что касается коррупции в верхних эшелонах власти.

В целом же средний размер взятки в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс. р. За прошлый год треть населения хотя бы раз давала взятки. В списке «некоррупционности» Россия находится на 146-м месте в мире, которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве. Хуже в этом плане только Афганистан, Ирак, Чад и Сомали.

Число преступлений коррупционной направленности увеличилось в 2012 году почти на четверть, говорится в поступившем в Совет Федерации докладе генерального прокурора РФ Юрия Чайки о состоянии законности и правопорядка в 2012 году. «Число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности увеличилось в минувшем году по сравнению с предыдущим на 22,5% и составило 49513, тогда как в 2011 году - 40407» «Число коррупционных преступлений увеличилось» Доклад генерального прокурора РФ Юрия Чайки» «РАПСИ» http://korrossia.ru/, - говорится в документе. К уголовной ответственности привлечено более 13,5 тысяч лиц.

В структуре коррупционной преступности продолжают доминировать мошенничество, присвоение или растрата, совершенные с использованием служебного положения. В то же время уменьшилось число таких преступлений, как преступление против государственной власти, интересов госслужб и службы в органах местного самоуправления. Также, отмечается в докладе, «вызывает обеспокоенность» сокращение числа зарегистрированных фактов как дачи, так и получения взятки.

Коррупция уже давно (несколько веков) стала неотъемлемой частью национального менталитета, стремление не поступать по закону, а «решать дела» прививается с молоком матери. Отсюда и понятен интерес к борьбе с этим явлением. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предоставил очередную порцию настроений в народе по поводу борьбы с коррупцией. Не знаю, насколько можно в эти цифры верить всерьез, тем не менее, результаты опросов по состоянию на апрель 2013 вышли следующими «Статистика коррупции в России» Комиссия по борьбе с коррупцией/ 2013 г// http://kpbsk.ru/korruptsiya-v-rossii/statistika-korruptsii-v-rossii.html:

Видны ли вам результаты борьбы с коррупцией за последнее время?

Да, в стране делается много для борьбы с коррупцией - 7%

Результаты есть, но они не слишком значительные - 38%

Реальных результатов нет, все остается как было - 41%

Ситуация становится даже хуже, коррупция только усиливается - 11%

Затрудняюсь ответить - 3%

Ущерб от коррупции представляет собой суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов как результат сделки. Но практически, подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в «откат» коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается. Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о «недофинансировании» их сфер деятельности, резонно было бы добавить - «и разворовывании государственных средств».

2. 4 Демографический кризис

Демографическое явление, получившее в социологической терминологии название «русский крест», было зафиксировано в России в 1992 г., когда кривая, изображающая смертность, резко пошла вверх и пересекла линию рождаемости. С тех пор смертность превышала рождаемость, временами в полтора раза: мы стали страной с европейской рождаемостью и африканской смертностью. По официальным прогнозам, к 2025 г. численность населения сократится до 130 млн человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Россия - единственная из развитых стран, вымирающая в мирное время. Основные причины рекордной смертности - болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления Багирова А.П. Концептуальные подходы к формированию репродуктивной политики в Российской Федерации / А.П.Багирова, М.Г.Абилова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 3. - С.2-6..

По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2012 года составила 143,3 млн.человек и с начала года возросла на 276,2 тыс.человек, или на 0,19% (на соответствующую дату предыдущего года также наблюдалось увеличение численности населения на 156,6 тыс.человек, или на 0,11%).

Увеличение численности населения за 2012 г. сложилось за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 98,3% от общего прироста населения. Общая характеристика воспроизводства населения в Российской Федерации в 2011-2012 гг. представлена в табл. 2.5.

Таблица 2.5 - Показатели естественного движения населения Федеральная служба государственной статистики.Демография / 2013 г. //http://www.gks.ru/

Январь-ноябрь

Справочно

на 1000 человек населения

прирост (+), снижение (-)

2012г. в % к
2011г.

человек населения за 2011г.в целом

Родившихся

из них детей
в возрасте до 1 года

Естественный
прирост (+), убыль (-)

Разводов

1) Здесь и далее в разделе показатели помесячной регистрации приведены в пересчете на год. В связи с переходом на расширенные критерии рождения (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011г. № 1687н "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи") в органах ЗАГС с апреля 2012г. подлежат регистрации рождения и смерти новорожденных с экстремально низкой массой тела (от 500 до 1000 граммов).

2) На 1000 родившихся.

В 2012г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 79 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 70 субъектах).

В целом по стране в январе-ноябре 2012г. число родившихся превысило число умерших на 4600 человек. При этом в 43 субъектах Российской Федерации наблюдается превышение числа умерших над числом родившихся, из них в 10 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-1,8 раза.

Рисунок 2.5-Число родившихся и умерших, 2011-2012 гг, тыс.чел Федеральная служба государственной статистики.Демография / 2013 г. //http://www.gks.ru/

Естественный прирост населения в январе-ноябре 2012г. зафиксирован в 40 субъектах Российской Федерации (в январе-ноябре 2011г. - в 28 субъектах).

Изменения уровня смертности населения России по болезням и внешним причинам в 2011-2012 годах представлены в Приложении 1. На рисунке 2.6. представлена динамика смертности россиян в зависимости от внешних причин.

Рисунок 2.6.- Динамика смертности по внешним причинам, 2011-2012 гг, тыс.чел. Федеральная служба государственной статистики.Демография / 2013 г. //http://www.gks.ru/

Как видно из рис. 2.6., увеличилась доля смертности от несчастных случаев на транспорте, отмечается снижение смертности из-за отравления алкоголем, самоубийств и убийств, хотя доля смертности по этим причинам велика.

Очевидно, не видя возможности реально снизить смертность, органы власти основной упор делают на увеличение рождаемости. Некоторый рост здесь произошёл - с 12,6 случаев на 1000 человек в 2011 году до 14,1 случаев на 1000 человек в 2012 г. Дальше этот рост замедлится Вишневский А.Г. Россия: демографические итоги двух десятилетий // Мир России: социология, этнология. - 2013. - N 3. - С.3-40.. Между тем, тот факт, что в стране, вынужденной бороться с колоссальными проблемами, наметился естественный демографический рост в 2012 году, ещё не означает, что ситуация здесь неизменно позитивна. В 1990-х годах произошёл катастрофический спад уровня рождаемости, который сопровождал период смены политической системы. Поэтому когда молодые люди, рождённые примерно между 1993 и 2005 годами, достигнут детородного возраста, следует ожидать заметного снижения общего коэффициента рождаемости.

В целом же озвученная статистика говорит об улучшении качества жизни: безработица остается на стабильно низком уровне порядка 5,4%, об улучшении жилищных условий (ипотека в прошлом году побила рекорды, объем выданных кредитов вырос более чем в 1,5 раза и приблизился к 1 трлн рублей), эффективности госполитики (наличие материнского капитала и возможность его использования для улучшений жилищных условий). Снижение смертности на 4-7% говорит о повышении качества медицинского обслуживания и общего здоровья нации. Для российской экономики повышение рождаемости означает увеличение работников, что увеличит внутренний рынок, потребление внутри страны и будет стимулировать развитие экономики. Улучшение обусловлено ощущением стабильности в стране - экономическая и политическая ситуация значительно улучшились. Также одна из причин - выплата материнского капитала при рождении второго ребенка, в 2012 году она составила 387 640 рублей, в 2013 году - это уже 408 960 рублей». По прогнозам экспертов, данная тенденция в 2013 году сохранится, и ее можно будет считать устойчивой.

2.5 Альтернативные пути решения социальных проблем

Подобные документы

    Социальная политика государства на современном этапе развития России. Понятие и показатели планирования уровня жизни населения. Система социальной защиты населения и основные направления ее развития. Расчет потребности предприятия в краткосрочном кредите.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2013

    Понятие, формы, причины и последствия безработицы. Анализ занятости и безработицы в России. Государственная политика борьбы с безработицей. Состояние рынка труда, механизмы обеспечения и пути решения проблем занятости населения в Красноярском крае.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Меры для выхода из социального кризиса на первоначальном этапе. Социальные приоритеты и пути их реализации. Реформирование системы социальных выплат. Социальная защита основных прав человека в сфере труда. Социальная политика в области образования.

    реферат , добавлен 29.11.2005

    Комплексный анализ состава категорий доходов населения и социальной политики, как неотъемлемых составляющих экономической политики современного рыночного государства направленной на обеспечение правовой защиты и создания социальных гарантий в обществе.

    реферат , добавлен 08.10.2010

    Причины возникновения глобальных проблем. Глобальные проблемы экономики. Управление природопользованием. Проблема продовольствия и пути ее разрешения. Проблемы НТП и проблемы образования в мире. Характер решения глобальных проблем.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2007

    Бедность - социально-экономическая категория, причины ее возникновения, пути решения. Декларация тысячелетия и борьба с бедностью в современном мире. Государственные стратегии по решению проблемы бедности в Республике Беларусь. Анализ социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2016

    Рынок и конкуренция, несовершенство системы. Социальная политика: проблемы и методы их решения. Социальная ориентированность, ее противоречие с экономической эффективностью. Социальная политика государства. Реализация социальной политики в России.

    реферат , добавлен 23.09.2007

    Экологические проблемы в современном мире. Предприятие как экологическая подсистема. Анализ экологических проблем ОАО "Каустик". Разработка предложений для решения эколого-экономических проблем и улучшения природоохранных мероприятий организации.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2015

    Социальная политика государства: сущность, функции, принципы и направления ее реализации. Политика социальной защиты и социальных гарантий со стороны государства. Характеристика и особенности социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2010

    Демографическая проблема. Проблема нищеты, голода и болезней в мире. Проблема здравоохранения. Сохранение мира, разоружения и конверсия военного производства. Экологический кризис. Топливо – энергетическая и сырьевая проблемы. Пути решений проблем.

Экономические проблемы — не единственные сложности, с которыми сталкивается государство. Еще одно направление — это социальные проблемы.

Между собой эти факторы тесно взаимосвязаны, и в той или иной мере встречаются в любой стране. Ниже IQReview подготовил анализ, выделив и описав актуальные социальные проблемы России и их влияние на жизнь граждан.

Что такое социальные проблемы?

Согласно Википедии, социальные проблемы — это ситуации, события и условия, которые прямо или косвенно негативно влияют на гражданина с точки зрения общества. Сначала этот термин («социальная проблема») касался только неравномерного распределения богатства. Он начал использоваться еще в начале XIX (19-го) века, в Западной Европе.

Список проблем менялся и со временем продолжает меняться вместе с:

    изменением обстоятельств (экономических, социальных, политических);

    и зменением уровня жизни граждан ;

    изменением настроений граждан.

Виды и классификация

У с ловно все проблемы можно разделить на:

    Социально-экономические. Сюда относятся все факторы, связанные с финансами и материальными условиями.

    Социально-бытовые. Включают факторы, связанные с обеспечением граждан доступным жильем, условиями жизни, материальными трудностями молодых и многодетных семей.

    Социально-психологические. Включают факторы, касающиеся семьи и внутренних отношений между родственниками. Сюда же относятся семейные конфликты, насилие в семье, измены, разводы.

    Социально-политические проблемы. Сюда относят гонку вооружений, региональные и государственные конфликты, рост насилия в отдельных странах и мире в целом. Также это касается и конфликтов на религиозной или этнической почве.

Е сли привести другую формулировку, классификация проблем будет выглядеть так:

    Между социальными группами.

    Между классами.

    Между отдельными индивидами.

    Между социальными системами.

К глобальным проблемам относят такие факторы:

    Демографический. В глобальном плане связан с общим ростом населения планеты. В ряде государств касается снижения количества жителей.

    Продовольственный. Касается необходимости обеспечить жителей продуктами питания.

    Энергетический. Касается необходимости обеспечивать население планеты энергией.

    Экологический. Касается загрязнения окружающей среды и утилизации отходов.

Список основных проблем в России и мире

Актуальные социальные проблемы во всем мире одни и те же. Различие заключается в том, что в одних странах какие-то проблемы проявляются острее, а другие — меньше. В некоторых государствах часть соцпроблем практически отсутствует: процентное соотношение их проявлений очень маленькое.

Теперь приведем список. Актуальные социальные проблемы на сегодняшний день таковы:

    Алкоголизм, наркомания (как среди взрослых, так и среди несовершеннолетних).

    Бандитизм, преступность — как детская, так и «взрослая», терроризм, проституция, экстремизм.

    Беспризорность, нарушения прав детей, аборты, отказы от детей.

    Фашизм, конфликты, возникающие на религиозной, национальной, этнической почвах.

    Неравенство между классами жителей (когда одна часть граждан бедная, а другая — богатая).

    Безработица, бедность, недостаточная оплата труда.

    Инвалидность (высокое количество инвалидов относительно общей численности населения), отношение к гражданам с ограниченными возможностями.

    Демографический кризис: высокая смертность, низкая рождаемость, высокое количество эмигрировавших граждан, большой процент пенсионеров и граждан престарелого возраста.

    Загрязнение окружающей среды, возможность возникновения техногенной катастрофы.

    Состояние здоровья: рост заболеваемости, эпидемии, высокий шанс заражения.

    Социальное неравенство, ущемление определенных категорий граждан.

    Коррупция (не зависит от уровня экономического развития — может проявляться как в бедном, так и в богатом государстве).

    Инфляция.

    Самоубийство (большое количество случаев относительно численности населения).

    Ограничение прав граждан, подавление свободы слова, передвижения.

    Низкий уровень образованности, отсутствие специалистов.

Численность населения России

Полный список перечисленных проблем ярче всего проявляется в странах третьего мира. Помимо их острого проявления, в таких государствах еще и отсутствует полностью (или работает неэффективно) система их решения. То есть на ситуацию никто не старается влиять. Как следствие — пагубная обстановка может прогрессировать и длиться годами и даже десятилетиями.

В более развитых государствах эти проблемы тоже есть, но ощущаются они намного слабее.

В России ключевыми негативными факторами являются бедность и низкие зарплаты — даже у специалистов узкого профиля и востребованных профессий.

Менее серьезными являются такие соцпроблемы:

    Высокий уровень коррупции, «кумовства», продвижение «своих». Он прослеживается во всех структурах.

    Безработица, недостаток рабочих мест в регионах.

    Алкоголизм.

    Насилие в семье.

Остальные соцпроблемы в РФ в большинстве своем являются следствием этих факторов, и в той или иной мере зависят от них.

Краткая статистика

Социальные проблемы России в цифрах имеют такие показатели (за 2016 год):

    Алкоголизм. Среди около 5 миллионов являются алкоголиками (из них 6% несовершеннолетних).

    Наркомания. Постоянно употребляющих наркотические вещества граждан насчитывается около 3 млн. Среди них 60% — в возрасте 16-30 лет, 20% — несовершеннолетние, 20% — граждане старше 30 лет.

    Преступность. Зарегистрировано 2.16 млн преступлений (на 10% ниже, чем в 2015). Среди них 44% составили дела по хищению чужого имущества. Каждое второе преступление совершалось лицами, ранее нарушавшими закон, а каждое третье совершалось в состоянии алкогольного опьянения.

    Коррупция. РФ относится к странам с высоким уровнем коррупции. Наиболее коррумпированными являются отрасли социальной сферы (медицина, ЖКХ), правоохранительные структуры и некоторые государственные организации (распределение земли, госзаказы и госзакупки, сертификация).

    Безработица. Безработных — 4.1 млн (по сравнению с 2015 годом наблюдается спад безработицы на 0.4%).

    Инфляция: 5.4% (в 2015 году — превышала 12%).

    Аборты. За 2015 год по желанию женщин было совершено 447 тысяч абортов. По статистике количество абортов в РФ стабильно снижается последние два десятилетия. Для сравнения: в 1995 в РФ было сделано 2.76 млн абортов.

    Самоубийства. На 100 тысяч граждан — 15.4 (на 2016 год). Это самый низкий показатель начиная с 1960. В «девяностые» РФ занимала второе место в мире по количеству самоубийств, в 2013 — четырнадцатое, в 2016 — тридцатое. Около 22% самоубийств, по статистике, совершают граждане в возрасте 40-49 лет, причем мужчины в 6 раз чаще женщин.

    Конфликты на национальной почве. Из-за многоэтнического состава населения РФ конфликты на национальной и религиозной почве возникают часто. В основном они происходят в крупных городах (где живут большие диаспоры представителей других национальностей) и в городах, расположенных близко к южным границам.

    Насилие в семье. Статистика по этому виду преступлений усложняется из-за того, что около 60-70% случаев не доводятся до правоохранительных органов, и около 97% случаев не доходят до суда. По приблизительным подсчетам, около четверти всех семей находятся в зоне риска (насилие в семье в той или иной мере присутствует).

    Беспризорность. Точное количество беспризорников в стране не установлено, по примерным подсчетам, составляет несколько тысяч. В детских домах находятся около 72 тысяч детей различного возраста. Более 500 тысяч детей являются полными сиротами, но воспитываются в других семьях.

    Проституция. В 2014 году по примерным подсчетам количество сотрудниц этой индустрии составило около 3 млн.

    Состояние здоровья. Из 188 стран РФ оказалась на 119 месте по состоянию здоровья граждан. ВИЧ-инфицированных граждан — около 1.5 млн. Около 300 тысяч граждан в год умирают от онкологических заболеваний. Статистика по туберкулезу — 9 случаев на 100 тысяч населения. В целом оценка ситуации — ниже средней.

    Социальное неравенство. Согласно официальной статистике по миру, рейтинг РФ в списке стран высокий, но далек от «лидеров» (в которых неравенство проявляется сильнее всего).

    Демографическая ситуация. Начиная с 2010 года численность населения стабильно растет. По состоянию на начало 2017 года, она составляет 146 804 372 гражданина. С 1996 по 2009 года включительно имел место демографический кризис: численность населения стабильно снижалась (с 148.291 млн в 1996 до 141.9 млн в 2009). Сложнее ситуация обстоит с возрастом нации: количество пенсионеров (на конец 2016 года) — почти 43 миллиона (то есть почти треть от общей численности).

    Инвалидность. На 2015 год в РФ насчитывалось почти 13 млн инвалидов. Среди них — 605 тысяч детей-инвалидов (в возрасте до 18 лет).

    Бедность. По данным Росстата, бедными можно считать 21.4 млн россиян (14.6% от общего населения). По факту этот показатель намного выше, поскольку (по которому и считается количество бедности) намного ниже реальной суммы, нужной на жизнь. По различным подсчетам, за чертой бедности находятся от 40 до 70 миллионов граждан (то есть чуть меньше половины).


Уровень бедности в России

Взаимосвязь между отдельными факторами

Практически все проблемы тесно взаимосвязаны и обычно развиваются не самостоятельно, а комплексно.

Более крупные и серьезные факторы «тянут» за собой несколько сопутствующих проблем:

    Рост безработицы приводит к бедности, росту преступности, проституции, социального неравенства, демографическому кризису.

    Увеличение количества алкоголиков, наркоманов приводит к росту преступности, проституции, насилию в семье, ранней смертности, самоубийствам, увеличению статистики заболеваемости.

    Рост преступности влечет за собой усиление коррупции, проституцию.

Т есно взаимосвязаны социальные и экономические проблемы . В случае длительного упадка экономики государства будут обостряться следующие негативные факторы, по цепочке:

    Снижение уровня жизни, доходов населения.

    Рост безработицы.

    Рост преступности.

    Обострение проблемы алкоголизма и наркомании — так как граждане в сложных ситуациях нередко прибегают к алкоголю и наркотическим веществам, чтобы отвлечься.

    Учащение случаев насилия в семье.

    Снижение уровня рождаемости — так как при низком уровне дохода у семей не хватает денег для обеспечения ребенка.

    Ухудшение состояния здоровья населения — из-за дешевых продуктов питания, нехватки средств на лечение и лекарства, тяжелых условий работы.

Причины появления

Актуальные социальные проблемы являются следствием, вытекающим из различных причин. Каждая проблема в отдельности появляется из-за определенных условий. Часто одна проблема является следствием другой, поскольку все они тесно взаимосвязаны.

Если рассматривать группы проблем, то к причинам их возникновения можно отнести:

    Демографические, проблемы в семье. Возникают из-за низкого уровня достатка населения, безработицы, низкого уровня медицинского обслуживания, отсутствия соцпрограмм (или их низкого качества), направленных на поддержку семей с детьми.

    Преступность. Растет из-за высокой безработицы, алкоголизма и наркомании, плохой работы правоохранительных органов.

    Фашизм и конфликты, возникающие на религиозной, национальной или этнической почвах. Проявляется из-за наличия в определенной местности двух или более различных общественных групп. Также причиной могут стать исторические предпосылки, из-за которых одни группы агрессивно настроены по отношению к другим.

    Коррупция. Возникает из-за слабого контроля со стороны государства, отсутствия общественного контроля за деятельностью властных структур со стороны населения (или отсутствия реакции правоохранительных органов).

    Плохое состояние здоровья населения, высокий процент инвалидности. Возникает из-за недостаточного финансирования медицины, низкого уровня жизни, плохого состояния окружающей среды, устаревших технологий производства, алкоголизма и наркомании.

    Социальное неравенство. Возникает из-за большой разницы между условиями жизни различных групп населения (в уровне дохода, возможностях, льготах).

Статистика насилия

Можно выделить и общие факторы, которые приводят к развитию и прогрессированию проблем:

    Слабый контроль государственного аппарата, медленная (или неэффективная) реакция на возникающие проблемы (или ее отсутствие вообще).

    Недостаточно эффективная работа правоохранительных и прочих контрольных органов.

    Недостаточно эффективная работа образовательных учреждений.

    Плохое состояние экономики в целом.

    Высокая плотность населения.

    Слишком быстрые перемены (технический прогресс, быстро меняющиеся тренды в моде), что приводит к развитию потребительской модели поведения, когда население стремится иметь все модные товары, тратя на это деньги. Также в этом случае люди легко поддаются рекламе и прочей информации, получаемой из внешних источников.

Способы борьбы и предотвращения

Статистика показывает, что решение социальных проблем навсегда и везде — невозможно. Возможно частично уменьшить их проявление, вплоть до минимума.

Более того, меры, принимаемые для решения одних соцпроблем, могут привести к появлению других негативных явлений. К примеру, в 30-х годах прошлого века Советский Союз активно занялся борьбой с безработицей. Ее уровень упал: для граждан стали создаваться новые рабочие места в строительстве, промышленности и сельскохозяйственном секторе. Однако это привело к тому, что возникла неэффективная занятость и тяжелый ручной труд.

Прежде чем начинать борьбу с проблемой, необходимо провести ее подробный анализ. Он должен включать:

    Масштаб: какую территорию (город, область и так далее) охватывает фактор.

    «Целевая аудитория»: какие слои населения и возрастные категории ощущают ее влияние.

    Насколько опасна ситуация.

    Какие проблемы и факторы сопутствуют ее появлению.

    Какая проблема является ключевой из комплекса (к примеру, алкоголизм — одна из основных причин ухудшения здоровья, роста преступности, насилия в семье).

После «диагностики» власть должна заниматься разработкой комплекса мер, направленных на борьбу с негативными факторами. Решение социальных проблем может включать:

    Просвещение «целевой аудитории». Население должно знать о текущей ситуации и ее развитии, а также о последствиях, которые она влечет за собой. К примеру, если речь идет о борьбе с наркоманией, необходимо регулярно доводить до сведения населения информацию о последствиях употребления наркотических веществ, а также о преступлениях, совершенных в состоянии наркотического опьянения.

    Разработка мер, направленных на решение ключевой и сопутствующих проблем.

    Усиление контроля над ситуацией, регулярный мониторинг динамики. Необходимо отслеживать, в какую сторону изменяется статистика, и какими темпами происходят изменения.

    По возможности — ужесточение ответственности. К примеру, если речь идет о наркомании, то следует увеличить сроки заключения за распространение и производство веществ.

Современные меры борьбы с каждой проблемой в отдельности — задача всегда индивидуальная. Один и тот же негативный фактор в каждой стране будет проявляться по-разному.

В борьбе (профилактике) должны принимать участие представители всех уровней власти, контролирующих органов и государственных структур — от депутатов Государственной Думы и до . Не должны оставаться в стороне и средства массовой информации. Их задача — доводить до населения актуальную ситуацию, ее изменения и возможные последствия.

Социальные проблемы России (видео)

Значимость социальных проблем часто меняется в соответствии с целями и интересами руководства страны. А общественное мнение складывается под влиянием информационно-пропагандистской деятельности органов власти. В результате данные опроса общественного мнения и статистические данные значительно отличаются, а то, что беспокоит людей лично, отличается от того, что, по их представлениям, значимо для страны в целом.

Алкоголизм - не менее острая проблема современной России, приводящая к деградации и вымиранию населения. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, в России это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным - свыше 20 л. Свыше 80% населения употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн. зарегистрированных алкоголиков, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Обостряет проблему “левая”, теневая, водка, продаваемая нелегально. Но наибольшую опасность для пьющего населения представляют всевозможные суррогаты на основе технического спирта. По данным опроса 47%. населения называют причиной пьянства нищету, безработицу, неустроенность. В нашем государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы с алкоголизмом.

Что касается наркомании, то за последние десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. По данным социсследований регулярно потребляют наркотики 5 млн. человек, при этом, свыше 7% населения в возрасте 11-40 лет. Это в 8 раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков - основной источник

ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С - 80% и гепатитом В - 27%. Одна из причин роста наркомании - недостаточное финансирование. Так, на Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» было выделено 3,09 млрд. р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд. долл. Другие причины - недоработки в законодательной нормативной базе и наркокоррупция в органах власти. Распространение в стране ВИЧ- инфекции и туберкулеза приобретает характер эпидемии. В 2010г рост заболеваемости ВИЧ составил 13% по сравнению с предыдущим годом. А от туберкулёза ежегодно умирают 25 тыс. человек. В 2009. профилактические осмотры для раннего выявления туберкулёза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%. В результате растёт численность тяжёлых и среднетяжёлых форм туберкулёза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. Рост заболеваемости туберкулезом вызван, во-первых, разрушением советской системы здравоохранения, а во-вторых - недостатком средств, лекарств, туберкулёзных коек в стационарах, медицинского персонала. В 2009г. лишь 76% зарегистрированных очагов туберкулёзной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. А в целом по стране были госпитализированы только 86% больных активным туберкулёзом. Прогноз на ближайшие годы неутешителен. С 1992 г смертность в России превысила рождаемость, и тех пор превышение составляло временами в полтора раза. По официальным прогнозам, к 2025 г. численность населения сократится до 120 млн. человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Основные причины смертности - болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления. Для исправления ситуации государством были предприняты меры для увеличения рождаемости. Но, вместе с этим, обострились другие проблемы: увеличились случаи отказа от детей в роддомах, вследствие алкоголизма отцов, распада семей и бедности, а также количество родителей, лишенных родительских прав, участились побеги детей из дома. Точной цифры беспризорных и безнадзорных детей никто не знает. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. А около половины выпускников детских домов становятся алкоголиками или преступниками. При этом не решаются проблемы усыновления и опекунства. Другая мера предпринятая государством для решения демографической проблемы - миграция - также оказалась неэффективной. Была выработана программа привлечения “соотечественников”, закреплённая федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек. Успешному решению многих социальных проблем препятствует коррупция. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9-10 трлн. р. в год. Если учесть, что подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов и чаще всего в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в «откат» коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, что вследствие коррупции половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, что и приводит к недофинансированию социально ориентированных отраслей экономики.

К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.

Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них. Например, среди неполных семей, имеющих трех и более детей, доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,6%.

Низкий уровень заработанной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обусловливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.

Таким образом, помощь семьям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим - тупиковый путь. Так, в отдельных шахтерских городках и поселках, где шахты перестали работать, а пособия выплачивались регулярно, развилась целая прослойка людей, не работающих и уже не желающих работать, готовых жить и дальше на мизерные дотации государства. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий их привлечение к любому труду, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими.

Социально-бытовые проблемы

К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, условиями проживания, а также с потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.

Социально-психологические проблемы

Эта группа включает в себя самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению показывает, что решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:

  • 1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
  • 2) социально-правовая работа и социальная педагогика. Социально-психологические проблемы беспокоят также школьников, студентов, безработных, рабочих, пенсионеров, предпринимателей, домохозяек, инвалидов, дошкольников, т.е. различные категории населения.

Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу отношений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.