» » Речевой праздник в детском саду старшая группа. Речевой досуг "в мире прекрасных слов" старшая группа

Речевой праздник в детском саду старшая группа. Речевой досуг "в мире прекрасных слов" старшая группа

Задачи: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Зима»; учить согласовывать прилагательное «зимний» с существительными в роде (зимний, зимняя, зимнее);

упражнять в образовании имён существительных множественного числа родительного падежа (снега, снежинок, льда, сугробов, метелей, вьюг, снеговиков, санок, забав), в подборе однокоренных слов к слову «снег»; , ; воспитывать любовь к художественному слову и природе родного края.

Материал: 3-4 картины о зиме (разные по характеру, настроению, содержанию), 4 схемы-модели по стихотворению «Зима» И. Сурикова.

Предварительная работа: рассматривание картинок с зимним пейзажем; отгадывание загадок о зиме; прослушивание грамзаписи «Времена года»; наблюдение за зимними изменениями в природе.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, вы знаете, кто сочиняет сказки, пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Кто пишет картины? Хотите побывать на художественной выставке? Заходите в выставочный зал. Дети подходят к выставленным картинам.

В. Что изображено на картинах? Какая пора года? Какие приметы зимы вы знаете? Ребята, зима, какая? Рассмотрите внимательно картины. Что вы на них видите? Как называется картина, на которой изображена природа (пейзаж)? Художники рисуют разные поры года. На этих картинах изображена зима. Как мы можем назвать эти пейзажи одним словом? (Зимние.) А сейчас будьте внимательны. Скажите: сегодня день какой? (Зимний.) Погода какая? (Зимняя.) Солнце какое? (Зимнее.) Дорога какая? (Зимняя.) Небо какое? (Зимнее.) Улица какая? (Зимняя.)

А теперь мы с вами поиграем в «зимние слова». Я назову слово, а вы скажете мне, много этого бывает зимой или нет.

Снег – зимой много снега.

Снежинка – зимой много снежинок.

Лёд – много льда.

Сугроб – много сугробов.

Метель – много метелей.

Вьюга – много вьюг.

Снеговик – много снеговиков.

Санки – много санок.

Забава – много забав.

Зима - очень красивая пора года. Не только художники рисуют, но и поэты воспевают её в стихах. Сейчас я вам прочту стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима».

В. Ребята, вам понравилось стихотворение Ивана Сурикова «Зима»? Я вам ещё раз прочту его, а вы слушайте внимательно, так как будете заучивать его наизусть.

Повторное чтение стихотворения «Зима»

В. О чём рассказывается в стихотворении? Как вы думаете, какая погода была накануне? Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении? Какими словами сказано о снеге? Какой он? Куда снег падает? Какое поле стало под утро? Как сказано о зимнем убранстве леса? Каким стал лес? Что делает лес под шапкой? О каких днях говорит поэт в стихотворении? Какие дни зимой? (Ответы детей.) Сейчас я прочту вам стихотворение с использованием схем-моделей.

Вначале рассказывают стихотворение те дети, которые быстро запоминают. Воспитатель следит, чтобы дети читали ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Заканчивается заучивание наиболее ярким исполнением, вызывается выразительно читающий ребёнок. После чтения стихотворения вторым ребёнком проводится физкульминутка.

Физкультминутка.

А мороз-то, ой-ой-ой, (Обхватить свои плечи руками и поёжиться)

Но не хочется домой (Покачать головой из стороны в сторону.)

Руки трите, трите, трите, (Тереть рукой о руку.)

И на ручки подышите. (Подышать на руки, сделав длительный выдох.)

Ножками потопайте,

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

В. (подводя итог занятия). Ребята, давайте вспомним, как называется стихотворение? Кто написал? Чем мы ещё занимались на занятии? (Ответы детей.)

Задачи:

Обобщить и систематизировать программный материал;

Формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Закреплять лексико-грамматический строй речи: (образование уменьшительно-ласкательных суффиксов у имен существительных, образование относительных прилагательных;

Развивать речевую активность, интонационную выразительность и дикцию речи;

Развивать вербально-логическое мышление, слуховую память, внимание.

Создать эмоциональное приподнятое настроение, ощущения радости от праздника.

Предварительная работа: заучивание стихов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий речевого праздника в старшей группе. – «Приключения в стране Говорушек».

Задачи:

Обобщить и систематизировать программный материал;

Формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Закреплять лексико-грамматический строй речи: (образование уменьшительно-ласкательных суффиксов у имен существительных, образование относительных прилагательных;

Развивать речевую активность, интонационную выразительность и дикцию речи;

Развивать вербально-логическое мышление, слуховую память, внимание.

Создать эмоциональное приподнятое настроение, ощущения радости от праздника.

Предварительная работа: заучивание стихов.

Ход праздника .

1. Слайд. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня вы увидите и услышите, как наши ребята научились выразительно и красиво произносить слова и звуки, подружились с буквами. Наш праздник мы проведём в форме соревнования двух команд. Итак, давайте поприветствуем наших команд. (Под музыкальное сопровождение входят дети и рассаживаются на свои места). Команда «Любознайки» и «Всезнайки».

Соревнование «судит» жюри в составе: (представление членов жюри).

Ну, а сейчас послушайте весёлые частушки, которые, мы надеемся, поднимут вам настроение.

(дети поют частушки)

Не понять никак нам Дашу,

Ведь во рту у Даши каша.

Но не гречка и не плов -

Эта каша-то из слов!

Любит буква «Р» тигрёнка -

С детства он её рычит.

Любит букву «Р» рыбёшка -

Лучше всех её. молчит.

Букву «Р» наш поросёнок

Громко хрюкает с пелёнок.

Буду крепко с ним дружить -

«Р» поможет мне учить.

Должен каждый офицер

Говорить отлично «Р» !

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

(Команды : «Смирно!» , «Равняйся!» ,

Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими. язычками.

На занятье к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу :

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

(Дети рассаживаются на стульчиках.)

Логопед : А для чего нужно выразительно и чётко говорить?

(Ответы детей : чтобы общаться друг с другом, понимать друг друга)

Какое правило мы стараемся соблюдать и в детском саду, и дома?

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

потому что не спешим

Наши приключения начинаются!

2. Слайд (Играет музыка Красной шапочки.) Первый наш гость вы, наверное, догадались, - это Красная шапочка. Она принесла нам первое задание. В этом письме столько вопросов, давайте ответим на них. Вы же столько многому научились и знаете.

Победит та команда, которая быстро, чётко ответит на все вопросы.

Вопросы 1-й команде:

1. Назовите детеныша лошади? (жеребенок)

2. Сколько звуков в слове пух? (3 звука)

3. Есть твердые звуки, а наоборот? (мягкие)

4. Чего больше - птиц или крыльев?

5. Назовите 5 домашних птиц? (утка, гусь, курица, петух, индюк)

6. Исправьте предложение. Бабушка младше мамы.

7. Назовите кто лишний и почему? (сова, голубь, медведь, синица)

8. Сколько слогов в слове бель-ча-та?

9. Варенье из клюквы? (клюквенное)

10. Назовите второй звук в слове паук? (а)

Вопросы 2-й команде:

1. Назовите детеныша свиньи? (поросенок)

2. Сколько звуков в слове конь? (3 звука)

3. Есть глухие звуки, а наоборот? (звонкие)

4. Чего больше в лесу - деревьев или листьев?

5. Назовите 5 зимующих птиц? (синица, голубь, воробей, ворона, снегирь).

6. Исправьте предложение: папа старше дедушки.

7. Назовите кто лишний и почему? (стол, диван, автобус, кровать)

8. Сколько слогов в слове кош-ка?

9. Варенье из черники? (черничное)

10. Назовите второй звук в слове ночь? (о)

1. Орган, без которого невозможно говорить? (язык)

2. Уберите слог из середины слова ФАНЕРА. Какое слово получилось? (фара)

3. Поменяйте местами слоги в слове сосна. Какое слово получилось? (насос)

6. У Лены Петровой в Москве есть собака Шарик. Сколько слов мы напишем с большой буквы? (5слов)

7. Чем отличаются буквы от звуков.

(Члены жюри собирают у детей фишки для подведения итога.)

3. Слайд. Игра «Назови ласково» (под музыкальное сопровождение)

Логопед. Ребята, к нам на праздник прикатился колобок. Когда играет музыка, передаем «колобка» по кругу друг другу. Как только музыка остановится, у кого в руках окажется колобок, тот называет слово «ласково».

Шкаф-шкафчик зима-зимушка юбка-

Стол- столик кресло-креслице гнездо-

Стул- стульчик лужа-лужица кольцо-

Заводим мотор у самолета (р-р-р…) и полетели на свои места…

(дети произносят звук р-р-р… , отведя руки в стороны, «приземляются» на свои стульчики-«аэродромы»)

4.Слайд (Играет музыка Буратино.) Третий наш гость - это Буратино. Он приготовил для вас «Волшебный мешочек», а в нём разноцветные буквы. Нужно каждому ребёнку с закрытыми глазами угадать, какую букву он достал из волшебного мешочка.

(дети по очереди достают объемные буквы и рассказывают стихи о них)

5. Физминутка от Буратино.

6.(Играет музыка из мультика «Незнайка на луне» .) Третий наш гость - это Незнайка.

Здравствуй Незнайка! (Звучит аудиозапись голоса) Незнайка: «Я теперь буду Знайка, я не хочу быть Незнайкой. Я научился правильно выговаривать слова, так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Я теперь говорю не сыски, а шишки.

Какой ты молодец! И ребята умеют првавильно и чётко произносить слова и выговаривать скороговорки. Послушай!

От топота копыт пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Усядемся на пригорке, скажем скороговорки. Скороговорка с первого пригорка.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Врач вручил ворчуну валерьянку

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Сшила Шура шикарную шубу.

Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Наш Полкан попал в капкан.

Съел Валерик вареник, а Ванюшка ватрушку.

Ехал Грека через реку

Видит Грека - в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку цап

У четырех черепашек четыре черепашонка.

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок – сорок морок.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Итог праздника. Наш праздник подошел к концу. Ребята, какие сказочные персонажи приходили к нам в гости? Пока жюри подводит итоги, давайте еще раз напомним себе и гостям, как мы будем говорить.

Так пускай же ваша речь всегда будет яркой, выразительной, грамотной и, конечно, красивой.


Подготовила

Горина Елена

Образовательные:

– формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Коррекционно-развивающие:

– закрепить употребление в речи антонимов;

– образование множественного числа существительных;

– употребление обобщающих слов;

– словообразование: детеныши животных в единственном и множественном числе и образование прилагательных от имен существительных (яблоко – яблочный);

– употребление предлогов;

– закрепление умения определять первый согласный звук в слове и его букву;

– развитие фонематического слуха;

– закрепление употребления уменьшительно-ласкательных имен;

– совершенствование связной речи;

Развитие речевой коммуникации, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Воспитательные:

– развитие умения выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь;

– формирование таких нравственных качеств, как готовность прийти на помощь, сочувствие, чувство коллективизма.

Ход праздника.

Вступительное слово.

Уважаемые родители и гости! Сегодня мы пригласили Вас на праздник, показать чему мы научились за учебный год. Встречаем команды! Команда девочек «Умницы», команда мальчиков «Умники». Под веселую музыку и аплодисменты родителей входят дети и встают напротив друг друга. Команды приветствуют друг друга: команде девочек – привет! Команде мальчиков – привет!

Логопед объясняет правила игры: отвечает тот, кого спрашивают, слушаем друг друга, не расстраиваемся и не обижаемся. В каждом конкурсе участвуют по несколько детей, результаты каждого конкурса оценивает компетентное жюри в составе: заведующей детского сада, старшего воспитателя и логопеда.

Ребята! Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и вместе со мной говорим:

Мы спокойны, мы спокойны.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Начинаем с веселой разминки. Дети встают в круг. Игра с мячом.

«Скажи наоборот»

Старый -… (новый)

Громко -… (тихо)

Упал -… (поднял)

Весело – … (грустно)

Уронить -… (поднять)

Устал – … (отдохнул).

«Твердый – мягкий»

Ма – …мя

«Один – много»

Стол – …столы

Дерево -… деревья

Воробей – …воробьи

Дом – …дома

Нога – …ноги.

Молодцы! Разминка закончилась. Соревнование начинается!

1-й конкурс.

«Четвертый лишний»

Участвуют по 4 человека из каждой команды. Задание.

Из 4 картинок найти одну лишнюю и объяснить, почему она лишняя.

Репка, свекла, груша, морковь.

Ответы детей: «Лишняя груша, потому что она – фрукт, а все остальные овощи».

Набор картинок.

Кот , лиса, волк, заяц.

Ворона, синица, курица, дятел.

Стакан, кастрюля, чайник, стол.

Свинья, медведь, коза, лошадь.

Пальто, сапоги, туфли, ботинки.

Кепка, свитер , шапка, панама.

Колокольчик, дуб , ромашка, василек.

2-й конкурс.

«Помоги маме найти своих детенышей»

На столе разложены картинки детенышей домашних животных. Детям раздаются картинки с «мамами»: коза, корова, собака, кошка, овца, лошадь, свинья, крольчиха.

Выходят по 2 человека из каждой команды, находят детенышей и называют: коза, козленок, козлята.

Корова – теленок – телята.

Собака – щенок – щенята.

Кошка – котенок – котята.

Овца – ягненок – ягнята.

Лошадь – жеребенок – жеребята.

Свинья – поросенок – поросята.

Крольчиха – крольчонок – крольчата.

3-й конкурс.

«Какой сок? Какое варенье?»

Логопед выставляет на доску картинки фруктов и ягод: клюква, апельсин, ананас, черника, клубника, яблоко.

– «Что выставляю на доску?» – ответы детей.

Участвуют по 3 человека от команды.

– «Какой сок из апельсина?» – апельсиновый и т.д.

Подведение итогов конкурса.

4-й «Конкурс капитанов».

Задание: собрать разрезную картину и ответить по ней на вопросы.

Картинка: кувшин и стакан.

Что это такое?

Для чего нам нужны эти предметы?

Из чего они сделаны?

Картинка: корова с теленком.

Кто это? Кто они?

Какую пользу приносят?

Подведение итогов конкурса.

5-й конкурс «Непослушный котенок» – употребление предлогов.

Задание: сказать полным предложением, где находится котенок.

Котенок сидит на стуле.

Котенок прячется под столом. И т.д.

Подведение итогов конкурса.

6-й конкурс «Домики для звуков».

Задание: определить первый звук в словах (по картинкам) и «заселить» в домики (изученные звуки и буквы).

Подведение итогов конкурса.

7-й конкурс для родителей.

Задание: родители девочек подбирают как можно больше слов – какие девочки? Умные, добрые, милые и т.д.

Мамы мальчиков – какие мальчики? Смелые, задиристые, шумные и т.д.

Подведение итогов конкурса.

Пока родители записывают слова, для детей проводится игра вне конкурса «Посмотри и назови» – произношение слов сложной слоговой структуры.

Задание: взять картинку и четко ее назвать.

Картинки: хлебница, сахарница, конфетница, салфетница, аквариум, сковорода, рыболов, снегокат, муравейник, пуговица, велосипед, сухарница, салатница, скворечник, супница.

Подведение итогов конкурса.

Пока жюри подводит итоги соревнования, дети встают в круг, передают сердечко и называют друг друга ласково: Машенька, Кирюша и т.д.

Подведение итогов, награждение детей медалями и дипломами (Выпускнику старшей логопедической группы за успешное усвоение программы) за хорошие знания, старание, трудолюбие и умение дружить.

Ничего на свете лучше нету,

Чем друзьям отпраздновать победу.

Потому, что дружба – это сила.

Сегодня у нас дружба победила!

– «Скажите, ребята, какой подарок самый лучший? – Книга.

И девчонки, и мальчишки

Могут все узнать из книжки.

И такой подарок, дети,

Интересней всех на свете!

Детям вручаются энциклопедии о животных.

Составила воспитатель ГБДОУ № 5 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга Бородачева Елена Борисовна

Актуальность.

В наше время многие дети не могут похвастаться активным словарным запасом и умением связно выражать свои мысли. Поэтому перед современным воспитателем стоит задача научить ребят грамотно и красиво говорить. Речевые праздники и развлечения позволяют решить эту задачу. Ведь игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников, способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности. В игре снимается напряжение, возникающее в непосредственной образовательной деятельности.

Цели:

  1. Образовательные: Добиться уточнения знаний о месте звука в слове; систематизировать знания о способах образования слов; совершенствовать диалогическую форму речи; способствовать развитию умения различать на слух согласные звуки.
  2. Развивающие: отрабатывать развитие речи детей; закрепить умение описывать предмет; обеспечить умение употреблять в речи существительные с обобщающим значением; совершенствовать интонационную выразительность речи; помогать детям правильно употреблять в речи существительные в именительном и винительных падежах.
  3. Воспитательные: создать радостное настроение; вызвать у детей чувство отзывчивости, желание помогать близким.

Интеграция областей: Речевое развитие, физическое, познавательное.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: картинки фруктов и овощей, животных; эмблемы команд.

ВХОД ДЕТЕЙ ПОД МУЗЫКУ

ВЕДУЩИЙ:

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы очень рады видеть вас и хотим, чтобы эта встреча запомнилась вам улыбками, весельем и хорошим настроением. Сегодня у нас праздник-День родного языка. Самый понятный и родной язык для каждого человека-тот на котором он произнёс свои первые слова. А на каком языке разговариваем мы с вами?

ДЕТИ: На русском.

ВЕД: Как вы думаете для чего он нужен людям?

ДЕТИ: Чтобы общаться между собой.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ИЗ К-Ф «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»

ВЕД: Ребята, вы слышите! Кто-то к нам сюда бежит, кто-то к нам сюда спешит!

ВБЕГАЕТ РЕБЁНОК, ОДЕТЫЙ В КОСТЮМ БУРАТИНО.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Как у вас здесь красиво! А что у вас за праздник!

ВЕД: Сегодня у нас –День родного языка! Наши дети продемонстрируют, как правильно и красиво они умеют говорить. А если хочешь, научим и тебя!

БУРАТИНО: Очень хочу! Вот послушаю умных ребят и стану умненьким и разумненьким!

ВЕД: Буратино, чтобы быть умненьким и разумненьким, необходимо очень много учиться и трудиться, а для этого посещать детский сад и школу. Но, сегодня, ты и впрямь, можешь очень многое узнать от наших детей. И скучать тебе не придётся, ведь у нас соревнуются в знании языка 2 команды- «Знайки» и «Грамотеи» . Поприветствуем их!

А тебе, Буратино, советую выбирать команду.

БУРАТИНО СТАНОВИТСЯ К ДЕТЯМ И ПОЛУЧАЕТ ЭМБЛЕМУ.

А теперь, команды, ваши девизы!

ДЕВИЗ КОМАНДЫ «ЗНАЙКИ» - «ЗНАЙ БОЛЬШЕ!» , «ГРАМОТЕИ» - «КРАСИВО ГОВОРИШЬ -ПРИЯТНО СЛУШАТЬ» . ОБЪЯВЛЯЮТСЯ КОМАНДИРЫ КОМАНД И ВЫБИРАЕТСЯ ЖЮРИ ИЗ ПРИСУТСТВУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ.

ВЕД: Чтобы узнать кто же у нас настоящий знаток русского языка объявляю конкурсы.

  1. конкурс называется «Реклама команд» . Для этого конкурса участники команд говоря по одному слову, стараются охарактеризовать команду.
  2. «Волшебный стул» . Ребёнка из другой команды усаживают на «трон» и все участники противоположной команды говорят ему комплименты.
  3. Кто вернее определит местоположение звука в слове.
  4. «Дирижёры» -участники демонстрируют умение делить слово на слоги.

ВЕД. Наш гость, ребята, кажется, немного устал. Предлагаю поиграть с ним.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА.

А теперь все вместе встали, с Буратино поиграли,

Вместе с ним мы потянулись, рук коленями коснулись.

Влево, вправо повернулись.

А теперь все дружно сели, на меня все посмотрели.

5 конкурс. «Повтори скороговорку»

  1. Наш Полкан попал в капкан
  2. На мели мы налима нашли

А теперь попросим наших зрителей-родителей произнести следующие скороговорки «Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.» и ещё одну «На тополе галка, на берегу галька»

6. А теперь очень трудный конкурс «Пойми меня»

1 игроку предлагается слово «корова» . Игрок обращается к соседу и просит отгадать слово по следующим признакам- «это домашнее животное, у него есть рога» Если игрок отгадывает, то объясняет 3 игроку команды данное слово, употребляя другие слова. (в данном конкурсе игрокам закрывают уши)

7. «Скажи ласково»

8. «Собери картинку»

Всем членам команд предлагается собрать картинку, на которой изображён овощ, либо фрукт. Затем необходимо охарактеризовать его (кислый, сладкий…) и назвать сок, который получают из него.

9. «Назови детёнышей»

10. Конкурс капитанов. Им предлагается ответить на следующие вопросы.

Вопросы капитану 1 команды:

Что всё время теряет бабушка?

Как зовут жену быка?

Берёза, плодовое ли дерево?

Назови самолёт Бабы-Яги?

Вопросы капитану 2 команды:

Какие бывают звуки?

Как зовут внучку Деда Мороза?

Назови детёныша овцы.

В какой сказке главный герой –путешественник из муки?

На каком дереве растёт капуста?

ВЕД: Пока жюри подсчитывает баллы, набранные командами, мы поиграем в подвижную игру «Сколько..» (в игре выясняется умение детей употреблять в речи числительные)

ЖЮРИ ПОДСЧИТАВ БАЛЛЫ ОБЪЯВЛЯЕТ, ЧТО ВСЕ ДЕТИ ГРУППЫ ОДИНАКОВО ГРАМОТНО И КРАСИВО ИЗЪЯСНЯЕТСЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ И ВРУЧАЕТ УЧАСТНИКАМ ПОДАРКИ-МЕДАЛИ «МОЛОДЕЦ»

БУРАТИНО: Дети, большое спасибо! Теперь я очень многому могу научить своих друзей, Мальвину и Перро! Побегу в свою сказку, чтобы не забыть.

До свидания!

Литература:

  1. vscolu. ru/korablik_archive/korablik_archiv. html
  2. В.П. Лапковская, Н.П. Володькова «Речевые развлечения в детском саду» , Москва, 2009г

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 «Ивушка» р.п.Приютово муниципального района Белебеевский район республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

речевого развлечения с детьми с ОНР- III ур.

подготовительной логопедической группы

«В стране Правильной речи»

Подготовила: учитель-логопед

С.С. Тимиргалеева

Цель:
Закрепление и применение полученных знаний, умений и навыков.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- систематизировать знания детей по изученным темам.
Коррекционно-развивающие:
- закрепить знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, буква,

гласный звук, согласный звук;
- закрепить навыки правильного звукопроизношения;

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа;
- совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;
- упражнять в работе с деформированным предложением;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать в детях самостоятельность, активность, уверенность в своих силах.

Оборудование:
Картинки сказочных персонажей; пособия к речевым игам «Собери картинки», «Волшебные таблицы», «Рассыпанные слова», «Вазы и цветы», «Звуковые ручейки»; два подноса, муляжи овощей и фруктов.

Алгоритм проведения:

1. Организационный момент :

Логопед: -Ребята, а вы знаете, что такое речь? Речь – это способность говорить.
-А из чего состоит наша речь?

Дети: (ответы детей).
Логопед: -Разговариваем мы друг с другом при помощи предложений.
-А как получаются предложения?
Дети : Из звуков образуются слоги; слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения.
Логопед: - Сегодня я вас приглашаю в страну правильной речи. Много лет я живу в этой стране. И с каждым днем жителей в ней становится все больше и больше, поскольку все хотят говорить правильно и красиво. Эта страна волшебная, но в ней есть города с самыми обычными названиями.

2. Сюрпризный момент (под музыку вбегает Буратино) .

Буратино:
- Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы в путешествие собираетесь. Я тоже очень люблю путешествовать. Люблю разные приключения. Я однажды убежал от папы Карло и попал в страну Дураков. Вот было жутко интер-р-ресно!
Логопед:

- Подожди, Буратино, но мы сегодня с ребятами собрались в путешествие не в страну Дураков, а в страну Правильной речи.
Буратино:
- Да, да, я кое-что слышал о такой стране. Но я мало о ней знаю…
Логопед:

- Не переживай, Буратино! Хочешь, мы тебя возьмём с собой, и ты много узнаешь о родной речи?
Буратино :
- Конечно, хочу!
Логопед:

- Отлично! В путешествии вас ждут непростые задания, интересные встречи и, конечно же, задорные игры.
- Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: (Да)
Логопед: Проверим вашу готовность!

3. Дидактическая игра «Разминка для ума»:

Логопед:

Отгадайте слово. Оно начинается со звука [с] или [сь].
- Высокое, стройное хвойное дерево? (сосна)
- Самая болтливая птица? (сорока)
- Ночная птица? (сова)
- Число, следующее за числом шесть? (семь)
- Очень полезная птица с жёлтой грудкой? (сорока)
- Цвет моря? (синий)
- Усатая рыба? (сом)
- Что видим, когда спим? (сон)
- Насекомое, напоминающее вертолёт? (стрекоза)
Логопед: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. Можно отправляться в путешествие. Дети занимают свои места на стульчиках.

1 остановка – Звукоград.

4. В гостях у Звукознайки

Логопед:

Ребята, Звукознайка очень любит играть со звуками и приготовил для вас игру.

Дидактическая игра «Собери картинки в свои коробочки».

Логопед:

Ребята, нам нужно распределить предметы, которые начинаются с гласного звука – в красную коробочку, а с согласного звука – в синюю.
Дети: (распределяют картинки)

Логопед: Молодцы, ребята! Следующая остановка …

2 остановка - Буквоград.

5. В гостях у Буквоешки (выставляется картинка сказочного персонажа).

Логопед:

Буквоешка хочет проверить, как вы знаете буквы. Он придумал для вас необычные загадки.

Дидактическая игра «Отгадай слово»
- Посмотрите внимательно на картинку. Что несет в корзинке ежик? А что несёт в мешке медведь?

Логопед:

На самом деле вы не сможете точно ответить на этот вопрос. Поскольку корзинка ежика закрыта платочком, а мешок медведя завязан.
- Сейчас я раскрою вам эти секреты! В этом мне помогут волшебные таблицы.

Логопед:

- Если ты узнать захочешь
Что в корзинке, что в мешке?
Зачеркни скорее буквы
Те, что встретишь ты по две.
А оставшиеся буквы
В слово ты скорей сложи
И тогда узнать ты сможешь
То, что спрятано внутри.

Дети: (читают «яблоки» и «грибы»).

Логопед:
Молодцы!

3 остановка - Поселок Слоговой.

6. В гостях у Мальвины (выставляется картинка сказочного персонажа).

Логопед:
- Посмотрите, нас встречает Мальвина. В своей школе она всех учит читать слова.

Но, налетел ветер-озорник и переставил все слоги в словах. Давайте соберем

рассыпанные слова.
Дидактическая игра «Рассыпанные слова».

Логопед:

- Эти слоги - вот беда!
Разлетелись кто куда
«мо-ны-ли» и «на-ны-ба»
Что за чудо здесь слова?
Место слога отыщите,
Слоги в слово соберите.
- Чтобы задание было легче выполнять, на доске есть картинки-подсказки.

Прочитайте слоги и назовите фрукты.

Дети: (выполняют задание).
Логопед: Продолжим прогулку.

4 остановка.

7. В гостях у Красной шапочки.

Логопед:
- Посмотрите, Красная Шапочка приготовила для вас подарок. Целую корзинку

цветов.
Игра «Вазы и цветы»:
Логопед:

Посмотрите-ка: цветы – небывалой красоты.
У цветочков в серединке – нарисованы картинки (показывает).
Вазы тоже не простые.
Всюду схемы слоговые (расставляет вазы).
С вами мы цветы возьмем
И по вазам разнесем.
Это может и несложно, только нужно осторожно.
И, конечно же, не сразу
Брать цветы и ставить в вазу:
Картинку по слогам ты назови
И к слову схему подбери.

Дети: (называют картинку, определяют количество слогов и ставят цветок в вазу)

5 остановка.

8. Звуковой ручеёк.

Логопед:

Ребята, пока мы собирали цветы, не заметили, как подошли к звуковому ручейку
- Ручеек бежит, журчит, нам задание говорит.
Дидактическая игра «Собери ракушки» :
Логопед:

Ребята, соберите ракушки с картинками, где звук Л в начале, в середине, в конце слова (для выполнения задания приглашаю 3 детей) .
- Молодцы, ребята. А сейчас мы поиграем с ручейком.

9. Музыкальная игра «Ручейки-озёра», музыка Е. Тиличеевой.

6 остановка.

10. Город Художников.

Логопед:

Посмотрите, нас встречает художник Тюбик. Тюбик очень любит фантазировать и нарисовал необычное, загадочное животное.

Дидактическая игра «Загадочное животное»:

Логопед:
- Как вы думаете, ребята, такое животное существует?

Дети: (нет)

Логопед:

Посмотрите и скажите, на каких животных оно похоже? Чья голова? Чьи уши? Чьё туловище? Чей хвост? Чьи лапы?
Логопед: Молодцы, дети, разгадали загадки Тюбика. А нам пора идти дальше.

7 остановка - улица Поэтов.

11. В гостях у Цветика.

Логопед:

Нас встречает поэт Цветик.
Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!

    На берегу росла сосна – а рядом с нею … (сосны)
    Горит прекрасная звезда – а рядом с нею … (звезды)
    Стал красным-красным помидор – а рядом … (помидоры)
    Вот гном один, вот гном второй – а вместе это … (гномы) .

Логопед:

Молодцы, ребята!
Логопед: Ребята, давайте и мы покажем Цветику, как научились читать стихи, звонко и выразительно.
Дети: (читают стихи о весне).
Логопед: Пора идти дальше.

8 остановка - Переулок Спортивный.

12. Встреча с Спортакусом .
Спортакус : Внимание, друзья! Эстафету объявляю я!

Я приглашаю 2 команды по 5 человек. Команды строятся в колонну.

По сигналу каждый игрок команды добегает до стола, на котором разложены овощи и фрукты. 1-я команда выбирает все, что нужно для компота, а 2-я команда выбирает все, что нужно для борща (дети раскладывают фрукты и овощи на разные подносы) .
-Молодцы! Справились с заданием Спортакуса!

9 остановка - Город Писателей

13. Встреча с Бериляком.

Логопед:

Он придумал для вас игру.
Дидактическая игра «Правильно ли это?» (работа с деформированным предложением)
Логопед:

Бериляка будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.
- Наступила весной. (Наступила весна).
- Засиять яркое солнце. (Засияло яркое солнце).
- Прилетели с юга птица. (Прилетели с юга птицы).
- Она стали вить гнёзда и выводить птенец. (Они стали вить гнёзда и выводить птенцов).
Логопед:

- Молодцы ребята!

14. Рефлексия.

Логопед:
- А наше путешествие по «Стране Правильной речи» подошло к концу.

Каждый из нас узнал что – то новое сегодня, и каждый показал свои знания и умения.

А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Какие герои вам запомнились и чем?

Кто в своих ответах был точнее?

Дети: (ответы детей).

Буратино:
- Спасибо ребята, я многому научился у вас. Вы такие умные, ловкие, умелые.
Мне совсем не хочется от вас уходить, но мне пора.

Ой, я совсем забыл! Я принёс вам свои любимые конфеты «Золотой ключик», угощайтесь!

(Буратино угощает детей и уходит под музыку.)