» » Село пархомовка. Пархомовка (Харьковская область)

Село пархомовка. Пархомовка (Харьковская область)

Важнейший для неорусского стиля памятник, оказавшийся ныне на территории Украины, в дальнем углу Киевской области. Спроектирована крупнейшим мастером этого стиля Владимиром Александровичем Покровским - автором Федоровского собора в Царском Селе, Госбанка в Нижнем Новгороде, храма-памятника в Лейпциге и многого другого. Причем, храм в Пархомовке был его дебютом как самостоятельного архитектора.
Строительство велось в 1903-1907 гг. на средства владельца местной усадьбы Виктора Викторовича Голубева - петербургского востоковеда, в память о его отце - промышленнике, строителе железных дорог Викторе Федоровиче. Именно поэтому с юга у церкви появился придел священномученика Виктора - усыпальница В.Ф.Голубева (останки были выброшены оттуда в советское время и захоронены местной жительницей в лесу).
Церковь в Пархомовке - первый КРУПНЫЙ храм в неорусском стиле. От нее идет целая линия "подражательных" храмов начала ХХ века. На это никто почему-то не обращал внимания (впрочем, не почему-то, а потому, что никто специально не исследовал позднее храмостроение). А я вот обратил. В итоге появилась статья, опубликованная в недавно вышедшем сборнике "Архитектурное наследство" (А.В.Слёзкин. Церковь Покрова в Пархомовке и ее влияние на храмостроение неорусского стиля" // Архитектурное наслество. Вып. 49). Я вывесил ее у себя в ЖЖ в трех частях: часть 1 , часть 2 , часть 3 .
Здесь же - менее научно, более легко для восприятия, и с бОльшим количеством картинок. Про некоторые "последующие" храмы - в последующих постах.

В комплекс церкви входят также ограда с оригинальнейшими воротами (у меня лично они вызывают ассоциации с некоторыми работами А.Гауди), сторожка и заброшенный ныне дом причта.

Пархомовская церковь - трехнефная крестово-купольная базилика. В этом году, находясь во Франции, я четко осознал, какая она романская по структуре, с самодостаточным западным фасадом-экраном. Но при этом совершенно разные традиции совмещены на редкость органично. Колокольня образно восходит к Ивану Великому, боковые фасады - к новгородским храмам. Над главным входом помещено большое мозаичное панно "Покров Богородицы", идея которого была уже изначально в проекте Покровского, дальнейшие эскизы выполнил Н.К.Рерих, а изотовили его в известнейшей мастерской В.А.Фролова. Над входом в придел - "Спас Нерукотрворный", тоже рериховско-фроловский.


Панно доставили в Пархомовку на щитах и установили в 1907 г., после чего церковь была торжественно освящена. Это, кстати, полностью опровергает гуляющую по Интернету легенду о отм, что два года храм стоял не освященным из-за "неканоничности архитектуры" - ее здесь нет. Новаторство - да, присутствует, так же как и характерный для эпохи модерна символизм деталей. Различные христианские символы, а также, возможно, просто декоративные детали есть на каждой грани светового барабана, но некоторые доходят до того, что видят там "силуэты будущих построек Покровского".

Вообще, церковь очень интересно рассматривать. С юго-востока она кажется вовсе не базиликой, а почти центричной.

А вот - с другого угла, где уже нет придела.

Зато есть любопытная пристроечка со входом в подвал.

А у колокольни по бокам есть еще две звонницы (сейчас они без колоколов).

Храмозданная надпись - белокаменная доска на западном фасаде.

Детали северного фасада.

А вот фрагмент, в котором явно чувствуется "европейский акцент".

Переходим к интерьерам. Храм почти не расписан. Рерих делал эскиз росписи апсиды, но он не пошел. Существующая роспись выполнена В.Т.Перминовым. Иконостасы и вся утварь были спроектированы Покровским. Сохранился только разобранный придельный иеконостас, некоторые киоты и еще кое-какие мелочи (фонарь и т.п.). В советское время в храме был склад. Реставрация проводилась еще в 1980-е гг., но не была доведена до конца. Ныне он принадлежит "самостийной" УПЦ КП.

Чертежи и рисунки храма публиковались еще во время его строительства. Потом к ним добавились и фотографии.

Так что храм сразу получил широкую известность в архитектурных кругах и стал предметом для подражания. Об этом, как я уже сказал, можно прочитать в моей статье, опубликованной в сборнике "Архитектурное наследство"

mood : как многа текста)))

Продолжаю рассказывать о поездке по Краснокутскому району Харьковской области. На этот раз речь пойдёт о селе Пархомовка. Очень советую прочитать историю жизни основателя Пархомовского музея Афанасия Лунёва - он меня поразил больше работ Гогена и Пикассо…

Пархомовка

Село Пархомовка находится в Краснокутском районе Харьковской области, примерно в 130 км от Харькова.

Пархомовка ранее принадлежала к Харьковской губернии. Краткая история такова. В ХVII веке хозяином хутора Пархомовский был полковник Перекрестов. При Петре I хутор вместе с крестьянами у полковника отняли в пользу государства. Екатерина II подарила село Пархомовку, опять же — вместе с крестьянами, генерал-поручику графу Подгоричани. Сейчас в особняке графа размещается Пархомовский музей (о нём ниже). Полуитальянец Подгоричани «отгрохал», как теперь говорят, себе для проживания нечто в стиле итальянских палаццо, чем немало удивил соседей. И умер.

Пархомовка получила статус государственной экономии. А в конце ХIХ века ее приобрел Павел Герасимович Харитоненко.

Вот, что я нашла на одной из улиц Пархомовки. Местные жители, продолжающие растаскивать здание по кирпичикам (причем, абсолютно не стесняясь - прямо напротив руин кто-то строит из памятника старины дачу…), говорят, что это одно из зданий уже известного вам Харитоненко.
Кроме этого здания в Пархомовке до сих пор работает сахарный завод Харитоненко и существует здание общежития, построенное им для рабочих (рядом с музеем).




Малевич

Кто бы мог подумать - относительно недавно стало известно, что Казимир Малевич родился не в киевской Пархомовке, а в Харьковской! Его родители по происхождению были поляками.

Именно из-за сахарного завода и переехали Малевичи в Харьковскую губернию. В 1890 году Павел Харитоненко взялся реконструировать производство в селе Пархомовка, для чего зазвал к себе лучших мастеров со всей Российской империи. Среди них оказался и отец Казимира, который считался первоклассным сахароваром.

Предполагается, что семья Малевичей поселилась в домике управляющего, который и сейчас находится на территории завода. Казимира отдали в пятиклассное сельскохозяйственное училище. Отец мечтал, чтобы сын освоил его ремесло. Сельхозучилище, по сути, стало первым системным образованием художника, а до того он время от времени занимался дома с разными педагогами.

После того как в 1895 году семья Малевичей уедет из Пархомовки, Казимир убедит отца не настаивать, чтобы он продолжал учиться ремеслу сахаровара, и поступит в Киевскую художественную школу. Затем - в Московскую академию искусств.

В Пархомовском художественном музее хранится работа Казимира Малевича - рисунок чуть больше обычного офисного листа, выполненный акварелью. Называется он «Супрематизм-65».

Храм

Первый Покровский храм был построен в 1704 г., затем, вместо белого, покрытого соломой храма, граф Подгоричани построил обширный храм с 5 купалами и 3 престолами. После его смерти супруга, Варвара Подгоричани, построила каменный храм, который освящён в 1808 г.
В 1948 году храм закрыли, а с 1952 - почти разваленный, начали использовать под склад сахарного завода.
9 июля 1993 г. по благословлению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима храм открыли.

Пархомовский художественный музей

Один из журналистов спросил у певицы Мадонны, которая достигла зенита славы, и которую трудно уже было чем-нибудь удивить: "С кем бы Вам хотелось встретиться?"
И получил ответ: "Я читала, что в каком-то украинском селе живёт школьный учитель, собравший замечательную коллекцию произведений живописи. Вот с ним мне было бы интересно встретиться и поговорить..."

Учителя истории, создавшего Пархомовский историко-художественный музей в Харьковской области, звали Афанасий Фёдорович Лунёв . Такого уровня музей - единственный на постсоветском пространстве, находящийся в сельской усадьбе. Но первым зданием музея был обычный купеческий дом.

До революции в Пархомовке жил купец. Его дом был одноэтажный, крытый железом, деревянный оштукатуренный, в нем до войны помещалась школа. А после войны сахарный завод вселил туда своих людей, поделил все на комнатушки. Там, комнат 5-6 было, может, даже больше. И вот, постановление вышло - все школьные здания немедленно возвратить школам. Вот тогда и появилась надежда на помещение для музея. Директор школы подал иск в арбитражный суд, и у музея появилось первое собственное помещение.

Интересно, что особняк графа, где музей находится сейчас, был взят с применением «военной хитрости». Это был период хрущевской оттепели - 1963 год, именно тогда вспомнили, что искусство принадлежит народу. А тут — сельский музей. Явилась съемочная группа из Харькова снимать бодрый, оптимистический сюжет. Режиссер осмотрел тёмный и обветшалый купеческий дом и сказал: «Нет, здесь снимать нельзя». Присутствовавший секретарь райкома очень расстроился, а Лунев предложил перенести экспонаты в бывший особняк, где как раз освободилось место. Кино сняли, а освобождать занятое помещение Лунев отказался. Когда местное начальство стало «наезжать», то пообещал сообщить в обком, что с ведома районных властей по телевидению показали «липу». Скандала не было. Коллекция осталась в особняке, а в 1987 году под экспозицию отдали и второй этаж здания.



Основатель музея, Афанасий Фёдорович Лунёв, теперь с полным правом относимый к плеяде харьковских просветителей, родился 14 января 1919 года, в одной из деревень Суржанского уезда Курской губернии. Отец его был шахтёром. В тамошних местах исстари обычай такой был: мужчина уходил из деревни на заработки и приезжал домой два раза в год — на сенокос и на уборку урожая. Ну, изредка ещё на Новый год... Впоследствии семья переехала в Донбасс. Мать Афанасия была грамотной (единственной грамотной женщиной в деревне!), закончила начальную школу. На выпускных экзаменах попечитель предложил взять девочку в Суржанскую гимназию на казённый счет, но отец её, дед Лунёва, не пустил, так что после школы пошла она сначала в няньки, а потом в прислуги к земскому врачу, что жил в деревне. По отцовской же линии деды Лунёва были истовыми старообрядцами.

Первый свой урок в пархомовской школе учитель Афанасий Лунев начал 1 октября 1945 г. Ему тогда было 25 лет. Из багажа — 4 года учебы в Киевском университете и 4 года фашистских концлагерей. Ни книг, ни личных вещей не было. Было чувство ответственности за своих учеников, за детей, которые уже успели хлебнуть горя по-взрослому.

Лунев сказал когда-то о тех, первых своих учениках: «Смерть для них была привычнее, чем букварь». Огрубленные войной души, отнюдь не склонные к восприятию эстетических ценностей. Учитель Лунев хотел видеть их иными. Параллельно с учительской работой он заканчивал учебу — был студентом-заочником пятого курса Харьковского университета.

В 1955 году Лунев основал со своими учениками общество «Юный историк», ставшее фундаментом будущего музея. Одним из первых его экспонатов стала «ревизская сказка» Пархомовки за 1816 год. Затем появились найденные ребятами в деревнях по всей округе старые книги и иконы, прялки, древние монеты. В летние каникулы выезжали на Южный Буг, где помогали московским археологам откапывать древнегреческую колонию Ольвию — так в музее появилась керамика, изготовленная еще на заре нашей эры.

А затем Афанасий Федорович, страстный любитель искусства, предложил устроить в школе выставку репродукций с картин Третьяковской галереи. Выставка имела такой успех, что к школе потянулась вся Пархомовка. Тогда-то Лунев и решил осуществить давнюю дерзкую мечту: создать настоящий художественный музей. Началом послужила личная коллекция учителя, которую он начал собирать в послевоенные годы: недоедал, так как деньги и продукты нужны были для приобретения картин на харьковском рынке; недосыпал, так как в Харьков по тем временам добраться было - целое воскресное приключение (пешком, по узкоколейке, на автобусе, это при нерегулярно ходящем-то транспорте!). А вернуться в школу на занятия надо было вовремя. С харьковской барахолкой, которая активно жила при Благовещенском рынке (по-харьковски — на Благбазе), Лунев познакомился во время учёбы в Университете им. Каразина. Эту торговую структуру прикрыли в начале 50-х, но сразу после войны она процветала. Здесь было все, причем в самых неожиданных сочетаниях. Рядом с гвоздями мог продаваться старинный фарфор, иглы для примусов и раритетные книги…Таким образом приобретены были десятка два полотен, среди которых - «Мария Магдалина» Мурильо, «Весна» Писарро, «Пальмы» Гогена, этюд Ренуара «На балу»... Старейшая пархомовская жительница Лысогоренко, познакомившисьб с Лунёвым, передала музею пейзажи Ярошенко, акварели Крамского, натюрморт Сезанна. Ряд современных произведений подарили харьковские художники.

Но самым могущественным «меценатом» явился всемирно известный Эрмитаж. Узнав о том, что сельские ребята собирают у себя в деревне художественную коллекцию, ученые-искусствоведы Ленинграда, протянули им руку помощи. В 1958 году Эрмитаж пригласил в гости ребят из Пархомовки во главе с Лунёвым. Четыре дня юные пархомовцы, затаив дыхание, путешествовали по Эрмитажу со специально выделенным экскурсоводом, а домой отправились со щедрыми подарками: пополнением для музея. Прекрасные портреты, скульптуры, изделия из фарфора, находки археологов — далеко не полный перечень подарков ленинградского музея пархомовским школьникам за 20 лет дружеских встреч и переписки.

Нашлись друзья и в Москве: пархомовцы стали своими в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в музеях Московского Кремля. Завязалась переписка с известными советскими художниками Юоном и Сарьяном, Вучетичем и Ромадиным, Чуйковым и Пименовым... Любопытно, что идея создания сельского художественного музея захватила не только деятелей искусства. Люди самых разных профессий посещали Пархомовку, привозя с собой дары из личных коллекций.

Как музейные реликвии, хранит учитель Лунев письма от народного художника СССР В. А. Фаворского. Письма эти — мудрая и сердечная беседа выдающегося мастера о месте человека в жизни, об искусстве, которое должно служить народу. Это был поистине удивительный человек: на полученную в Лейпциге премию Фаворский поручил своим немецким друзьям купить картины и все их передал пархомовскому
музею. Благодаря его заботам и рекомендациям клуб «Радуга» трижды был гостем в Дрезденской галерее, в Берлинском художественном музее.

Как-то, собравшись на каникулы в Москву, ученики Лунева получили от Ильи Эренбурга, с которым находились в переписке, такую телеграмму: «Жду к себе пархомовскую «Радугу» (так назван был школьный клуб любителей прекрасного, в который со временем переросло общество "Юный историк"). В клубе регулярно собиравшимся ребятам Лунёв рассказывал об истории возникновения музыкальных и живописных шедевров, о подвижниках искусства, творцах и собирателях, об истории и культуре различных стран. А главное - внушал, что без понимания красоты невозможно стать настоящим человеком, способным дарить людям радость... И клуб «Радуга» в полном составе пришел в гости в московскую квартиру писателя Эренбруга. После этой встречи и появились в музее рисунки Пикассо, а также его уникальная керамическая ваза «Сова».

Бывали ребята в гостях и у поэта Степана Щипачева, и у художника Николая Ромадина. Но особенно полюбилась им мастерская скульптора Сергея Коненкова, к которому они приезжали 15 лет подряд.

В последние годы жизни Афанасий Федорович никуда не ходил, никого не принимал и ничего не видел. У него была катаракта. Человек, обладавший «здоровым видением» прекрасного и предлагавший «мальчишкам и девчонкам, а также их родителям» любоваться шедеврами, словно ушел во «внутреннее зрение», аскетичное, одинокое. Он умер 7 февраля 2004 года в возрасте 85 лет.

Вот несколько выдержек из интервью с этим удивительным человеком:

«Кое-что западало и в меня, — зафиксировали слова Лунева авторы московской книги, — но я не раз признавался ученикам, что, к сожалению, настолько невежественен, что не знаю, успею ли подняться на такую высоту, когда смог бы сказать: „Я уже не невежда, но пока ничего не знаю“. А ведь жизнь моя прошла в основном за чтением, больше всего денег в жизни я истратил на книги, но все время, каждый миг жизни убеждаюсь, что очень мало знаю »

«Для меня важно даже не то, чтобы ребята знали все о художниках и скульпторах, — рассуждает Афанасий Федорович Лунев. — Главное, чтобы это знание, эта культура, эта красота воспитывали доброту. Человек должен иметь не только умную голову, но и умное сердце . Жестокость, подлость, черствость — подобные качества тех или иных людей происходят от бедности чувств, от недостаточного воспитания истинным искусством»

«Первые понятия о добре в меня вложила мать. Она была удивительно самоотверженным человеком. Жила по принципу: чтобы стать богатым, надо как можно больше отдавать . Делилась с людьми всем, что имела. А приобретала взамен духовное богатство. Можно износить и выбросить сапоги, приобрести и потерять золото. Духовность, доброту, человечность, милосердие никогда не износишь, никогда не потеряешь… Помните, как Герцен звал в своем „Колоколе“? „Зову живых!“ Кого он звал? Тех, у кого есть живое сердце, живая душа…»

“Как-то по случаю купил на базаре книжку французского математика Андре Пуанкаре, брата ихнего президента. С этой книги и началось мое самообразование. Помню, как потряс “Граф Монте-Кристо”. Эта книга научила меня ждать и надеяться. А следом за графом другом моим стал горьковский Матвей Кожемякин, человек не от мира сего. Мне его было страшно жалко: как все-таки одинок хороший человек, как он всегда и везде одинок!… ”.

Последнее время много говорится о том, что наврядли в Пархомовском музее находятся подлинники прославленных художников. Это легко объяснить - во время формирования коллекции некому было проводить экспертизы.Да и гораздо приятнее верить, что в никому неизвестном селе существует «второй Эрмитаж» с оригиналами Пикассо, Ренуара, Писарро и Гогена…

Два года официальная церковь не давала разрешения на освящение церкви в селе Пархомовка (ныне Володарский район Киевской области). Большой храм на две тысячи прихожан, в строительстве которого использованы мрамор, гранит, кованая сталь, шифер, дерево, керамика и даже железобетон (едва ли не впервые в Российской империи), церковь не хотела принимать в своё лоно. Удивительно… Официальное объяснение было таким: архитектурное решение не соответствует церковным канонам. Действительно, подобных архитектурных решений в православии не было.


http://ukrainainkognita.org.ua/Rus/Istkult/parhom%20rus/parhomivka%20rus.htm

район Киевской области). Большой храм на две тысячи прихожан, в строительстве которого использованы мрамор, гранит, кованая сталь, шифер, дерево, керамика и даже железобетон (едва ли не впервые в Российской империи), церковь не хотела принимать в своё лоно. Удивительно… Официальное объяснение было таким: архитектурное решение не соответствует церковным канонам. Действительно, подобных архитектурных решений в православии не было.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке лишь частично похожа на православную. Это своеобразный синтез готики, восточных (азиатских) архитектурных традиций и языческих культовых форм. Храм украшен изображениями огня, молота, стрел, проросшего зерна, змей, виноградных грон, пластов вспаханной земли ели, петуха и, даже, свастики (древнеиндийского символа вечного движения жизни). Все это, вместе с паркетным полом и скамейками в помещении храма не давало покоя церковной власти. Но пархомовскую церковь все же освятили.
Очень много на стенах церкви вырезанных на мраморных плитах, старинных надписей. Одна из надписей на старославянском гласит: "Сооружен в честь и память Покровы пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903-1906".

Пятидесятиметровая колокольня видна издалека. Впервые я увидел этот архитектурный шедевр еще в детстве. И уже тогда меня восхитило сказочное величие этого ни на что не похожего сооружения. Но лишь несколько лет назад я узнал историю появления в глухом селе храма, который украсил бы любой город мира.

В свое время село Пархомовка принадлежало известному российскому магнату Виктору Федоровичу Голубеву. Пархомовские земли он превратил в образцовое хозяйство со статусом "заповедного". В Пархомовке выращивали редкие плодовые деревья, собирали хороший урожай зерновых и овощных культур, выводили породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых не жалела денег на развитие села. Для крестьян были построены две школы, больница, амбулатория с акушерским отделением, читальня, чайная, в которой установили полифон с большим репертуаром пьес. Голубевы ежегодно выделяли средства на содержание этих заведений. Хозяйство в Пархомовке велось с учетом всех прогрессивных достижений агрономии. (Использованы материалы http://yro.narod.ru/bibliotheca/parxomovka.html).

Некоторые знатоки утверждают, что В.Ф.Голубев планировал построить в Пархомовке большое промышленное предприятие (кирпичный завод), но друзья уговорили его начать строительство церкви. Но Виктор Федорович не дожил до начала строительства - он умер в 1903 году в Риме, завещая похоронить себя в Пархомовке. Его волю исполнили - похоронили в склепе рядом с будущим храмом. Уже в 1994 году, после развала империи большевиков, рядом с церковью поставили памятник великому меценату.

Идею строительства церкви реализовали сыновья Виктора Федоровича - Виктор и Лев. Оно началось почти сразу после смерти В.Ф.Голубева, в том же 1903 году. Сооружение церкви заказали архитектору В.А.Покровскому. Николай Рерих, будучи хорошим знакомым В.В.Голубева и В.А.Покровского, разработал 13 эскизов мозаик и внешнего декора храма. Но воплощены в жизнь были только две мозаики: "Покров Богоматери" и "Спас Нерукотворный". Смальту для них изготовил один из лучших мастеров того времени В.А.Фролов. Мозаики и ніне украшают храм в Пархомовке.

И Голубеву, и Покровскому, и Рериху біли близки идеалі Востока. Сотрудничество етих людей воплотилось в создание Пархомовской церкви. По задумке Рериха в интерьере храма предполагалось доминирование красного, зеленого, желтого и серого цветов. Фрески храма должны были воплощать гуманистическую идею мирового единства. К сожалению, авторам не удалось до конца воплотить свои идеи в жизнь.

Советская власть не была милосердной к культовым сооружениям. Очень много памятников культовой архитектуры было разрушено. Но Пархомовскую церковь спасла хозяйственная рассудительность большевиков. Сначала в помещении храма пытались устроить клуб, потом оно было складом удобрений. Церковь потихоньку разрушалась, разбиралась на стройматериалы…
В 1979 году храм получил статус памятника архитектуры, а в 1982 Киевское областное отделение по делах строительства и архитектуры института "Укрпроектреставрация" начало реставрационные работы в Пархомовском храме. Нужно было перекрыть крышу и купола, восстановить разрушенную кладку. Особенных работ требовали мозаики.

Летом 1987 года во время фестиваля Индии в СССР приехал сын Николая Рериха - Святослав. С ним встретилась группа пархомовских энтузиастов, наметился визит Рериха в Пархомовку. Значительную роль в активизации реставрационных работ сыграла жена тогдашнего генсекретаря - Раиса Горбачева. Как результат - работы в Пархомовском храме закипели. На реставрации работали лучшие украинские специалисты. Вкладывались огромные средства. Но Рерих в Пархомовку не приехал. Реставрацию довели до определенного уровня и свернули. Это была последняя реставрация в Пархомовском храме…

С 1992 года в храме возобновлено богослужение. В 90-х годах ХХ века в Пархомовку организовали экскурсионный маршрут "К Рериховским мозаикам". Но он был не регулярным. Сейчас много туристических фирм организовуют поездки в Пархомовку, как "довесок" к экскурсии в Белую Церковь. Но и это хорошо, ведь люди наконец увидели непревзойденное архитектурное творение Покровского, Рериха и Голубевых.

Самостоятельно добраться в Пархомовку можна автобусом из Белой Церкви (23 км). Село находится слева от дороги Белая Церковь-Володарка. Можна поймать "попутку" до поворота на село. Также в Пархомовку можно повернуть с автомагистрали Киев-Одесса(поворот за селом Гостра Могила).

» Володарський район » Пархомівка

Далеко за пределами Украины известна Пархомовка , которую часто посещают почитатели творчества Н. К.Рериха. Там находится Покровская церковь, монументальная мозаика которой выполнена по эскизам этого выдающегося художника.

Мозаїка «Спас Нерукотворний» виконана за ескізом Миколи Реріха

Часовня. Мозаика «Спас Нерукотворний» по экскзу Михаила Рериха

Пархомовка – село на Киевщине, где находится памятник архитектуры мирового значения – храм Покрова Пресвятой Богородицы с мозаиками Николая Рериха и необычным внутренним убранством. Это синтез готики, азиатских архитектурных традиций и языческих культовых форм. В оформлении храма отражен интерес его создателей и заказчиков к культуре Востока. Вам предстоит увидеть одно из «чудес Украины»

А также в ходе этой экскурсии вы прикоснетесь к миру мистики и духовного поиска. Церковь Покрова в Пархомовке лишь частично похожа на православную. В строительстве использованы мрамор, гранит, кованая сталь, шифер, дерево, керамика и символ огненного колеса – свастика.

Пархомовка принадлежала известному мистику и меценату Виктору Голубеву, памятник которому установлен возле храма. В Украине сохранилось всего 5 мозаик Рериха, 2 из которых – в Пархомовке.

Аура храма одновременно мистична и просветленна, здесь ощущается размах мысли и творчества одной из самых загадочных личностей минувшего века – Николая Рериха.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке лишь частично похожа на православную. Два года официальная церковь не давала разрешения на освящение церкви в селе Пархомовка (ныне Володарский район Киевской области). Большой храм на две тысячи прихожан, в строительстве которого использованы мрамор, гранит, кованая сталь, шифер, дерево, керамика и даже железобетон (едва ли не впервые в Российской империи), церковь не хотела принимать в своё лоно. Удивительно… Официальное объяснение было таким: архитектурное решение не соответствует церковным канонам. Действительно, подобных архитектурных решений в православии не было.

Это своеобразный синтез готики, восточных (азиатских) архитектурных традиций и языческих культовых форм. Храм украшен изображениями огня, молота, стрел, проросшего зерна, змей, виноградных грон, пластов вспаханной земли ели, петуха и, даже, свастики (древнеиндийского символа вечного движения жизни). Все это, вместе с паркетным полом и скамейками в помещении храма не давало покоя церковной власти. Но пархомовскую церковь все же освятили.

Очень много на стенах церкви вырезанных на мраморных плитах, старинных надписей. Одна из надписей на старославянском гласит: «Сооружен в честь и память Покровы пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903-1906».

Пятидесятиметровая колокольня видна издалека. Впервые я увидел этот архитектурный шедевр еще в детстве. И уже тогда меня восхитило сказочное величие этого ни на что не похожего сооружения. Но лишь несколько лет назад я узнал историю появления в глухом селе храма, который украсил бы любой город мира.

В свое время село Пархомовка принадлежало известному российскому магнату Виктору Федоровичу Голубеву. Пархомовские земли он превратил в образцовое хозяйство со статусом «заповедного». В Пархомовке выращивали редкие плодовые деревья, собирали хороший урожай зерновых и овощных культур, выводили породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых не жалела денег на развитие села. Для крестьян были построены две школы, больница, амбулатория с акушерским отделением, читальня, чайная, в которой установили полифон с большим репертуаром пьес. Голубевы ежегодно выделяли средства на содержание этих заведений. Хозяйство в Пархомовке велось с учетом всех прогрессивных достижений агрономии.

Некоторые знатоки утверждают, что В.Ф.Голубев планировал построить в Пархомовке большое промышленное предприятие (кирпичный завод), но друзья уговорили его начать строительство церкви. Но Виктор Федорович не дожил до начала строительства — он умер в 1903 году в Риме, завещая похоронить себя в Пархомовке. Его волю исполнили — похоронили в склепе рядом с будущим храмом. Уже в 1994 году, после развала империи большевиков, рядом с церковью поставили памятник великому меценату.

Идею строительства церкви реализовали сыновья Виктора Федоровича — Виктор и Лев. Оно началось почти сразу после смерти В.Ф.Голубева, в том же 1903 году. Сооружение церкви заказали архитектору В.А.Покровскому. Николай Рерих, будучи хорошим знакомым В.В.Голубева и В.А.Покровского, разработал 13 эскизов мозаик и внешнего декора храма. Но воплощены в жизнь были только две мозаики: «Покров Богоматери» и «Спас Нерукотворный». Смальту для них изготовил один из лучших мастеров того времени В.А.Фролов. Мозаики и ніне украшают храм в Пархомовке.

И Голубеву, и Покровскому, и Рериху біли близки идеалі Востока. Сотрудничество етих людей воплотилось в создание Пархомовской церкви. По задумке Рериха в интерьере храма предполагалось доминирование красного, зеленого, желтого и серого цветов. Фрески храма должны были воплощать гуманистическую идею мирового единства. К сожалению, авторам не удалось до конца воплотить свои идеи в жизнь.

Советская власть не была милосердной к культовым сооружениям. Очень много памятников культовой архитектуры было разрушено. Но Пархомовскую церковь спасла хозяйственная рассудительность большевиков. Сначала в помещении храма пытались устроить клуб, потом оно было складом удобрений. Церковь потихоньку разрушалась, разбиралась на стройматериалы…

В 1979 году храм получил статус памятника архитектуры, а в 1982 Киевское областное отделение по делах строительства и архитектуры института «Укрпроектреставрация» начало реставрационные работы в Пархомовском храме. Нужно было перекрыть крышу и купола, восстановить разрушенную кладку. Особенных работ требовали мозаики.

Летом 1987 года во время фестиваля Индии в СССР приехал сын Николая Рериха — Святослав. С ним встретилась группа пархомовских энтузиастов, наметился визит Рериха в Пархомовку. Значительную роль в активизации реставрационных работ сыграла жена тогдашнего генсекретаря — Раиса Горбачева. Как результат — работы в Пархомовском храме закипели. На реставрации работали лучшие украинские специалисты. Вкладывались огромные средства. Но Рерих в Пархомовку не приехал. Реставрацию довели до определенного уровня и свернули. Это была последняя реставрация в Пархомовском храме…

С 1992 года в храме возобновлено богослужение. В 90-х годах ХХ века в Пархомовку организовали экскурсионный маршрут «К Рериховским мозаикам». Но он был не регулярным. Сейчас много туристических фирм организовуют поездки в Пархомовку, как «довесок» к экскурсии в Белую Церковь. Но и это хорошо, ведь люди наконец увидели непревзойденное архитектурное творение Покровского, Рериха и Голубевых.

Самостоятельно добраться в Пархомовку можна автобусом из Белой Церкви (23 км). Село находится слева от дороги Белая Церковь-Володарка. Можна поймать «попутку» до поворота на село. Также в Пархомовку можно повернуть с автомагистрали Киев-Одесса(поворот за селом Гостра Могила).

Продолжаем путешествие по Киевской области. Все тот же Володарский район. Теперь мы едем в Пархомовку , где находится дивный храм – церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь в Пархомовке
Село Пархомовка существует примерно с 17 века. До середины 19 века село это было себе, как село – в стороне от железной дороги, бедное и унылое. Ситуация круто изменилась, когда местные земли приобрел Виктор Федорович Голубев. Это был удивительный человек! Родился он в России, в Нижнем Новгороде в 1842г, в семье дворянина в первом поколении. Выучился на инженера-путейца. Не просто выучился, а с отличием, в зале славы Института

Путей сообщение его имя среди других отличившихся путейцев красовалось на мраморной доске. Участвовал в строительстве разных веток российских железных дорог, имел «долю» в нескольких заводах. В основном специализировался на выпуске рельсов. Был совладельцем завода Петровского в Екатеринославле (Днепропетровске). Написал книгу об американских железных дорогах. Был он новатором и меценатом. На одном из своих заводов в Брянской области он не только установил новейшее заграничное оборудование, но и внедрил социальную программу для своих рабочих: обеспечил жильем, пробил артезианские скважины, построил больницу, школы, клуб. Его рабочие буквально преклонялись перед разумным и добрым хозяином. Выйдя в отставку в чине надворного советника в 1874г, Виктор Федорович в скором времени развернул бурную деятельность и в принадлежащей ему Пархомовке. Он открыл здесь две школы: женскую и мужскую, построил бесплатную больницу и родильный приют, организовал для селян избу-читальню и даже чайную. Порядки в этом «питейном» заведении царили весьма оригинальные: не капли «спиртуозных» жидкостей, а чтоб веселей мужичкам чаек было попивать, установили здесь новомодное заморское чудо: граммофон! Любимого «барина» крестьяне часто приглашали крестить своих детей, многочисленным крестникам Голубев жаловал по 5 рублей. Ставил Виктор Федорович и аграрные эксперименты и весьма успешно – выращивал в украинском селе редкостные сорта культур, занимался селекцией. Был Голубев человеком исключительно порядочным, верующим. Еще при жизни он мечтал построить небывалую по красоте и размерам церковь в полюбившемся ему селе, да не успел. Когда тело умершего в Риме Голубева в 1903г привезли по его завещанию на Украину, 200 селян с подводами отправились встречать его гроб на железнодорожную станцию. Все так хотели отвезти «барина-благодетеля» до места его последнего упокоения, что на станции чуть не началась драка. Решилось все миром: гроб Виктора Федоровича по очереди несли на руках 12 верст. Похоронили его в небольшой часовне, на которой позже его сыновья и возвели чудесных храм, о котором мечтал их отец. Руководил строительством Виктор Викторович,

Виктор Викторович Голубев, уважаемый востоковед и археолог и хороший сын
старший сын. Он окончил петербургский университет по специальности математика, но больше его интересовала история исскуства. Он даже защитил диссертацию по иностранной литературе. Изучая различные художественные направления, он увлекся Востоком, подружился с Николаем Рерихом и другими поклонниками Тибета и Индии.


Тогда в обществе очень популярны были буддистские идеи Всеобщего Единства и Гармонии. Виктор Викторович много путешествовал по востоку, производил археологические раскопки, собрал редкую художественную коллекцию. По его просьбе Николай Рерих разработал проект храма в Пархомовке и сделал эскизы

Спас Нерукотворный. Мозаика по эскизам Рериха (А взгляд-то, взгляд!)

Покрова Богородицы (по эскизам Рериха)
12 мозаик. К сожалению, в жизнь воплотили только две: «Спас Нерукотворный» и «Покрова Богоматери». К слову, Николай Рерих создал мозаичный «Спас» в еще одном известном храме: в селении Талашкино Смоленской губернии, по

Еще один Рериховский "Спас" - в деревне Талашкино под Смоленском
заказу меценатки Теняшовой.


Воплотил в жизнь план Пархомовского храма известный архитектор Владимир Александрович Покровский,



тоже большой любитель востока. Мозаичную смальту изготовили в Петербурге в мастерской Фролова. Храм строили 3 года с 1903 по 1906. И вот над селом взметнулась 50 метровая колокольня церкви «Покрова Богоматери и Великомученика Виктора». Не церковь, а мечта. В ее архитектуре причудливо и гармонично переплелись древнерусские, восточные и готические мотивы. Рерих использовал восточные языческие и буддийские символы в декоре церкви. Она настолько необычна, что духовенство два года не решалось освещать ее из-за несоответствия церковным канонам. В церкви лежал паркет и для удобства установлены скамьи, что было неслыханным нарушением. В конце концов, необыкновенный храм был торжественно освещен.
На этом история необыкновенной постройки не закончилась. При советской власти в конце двадцатых годов местные идиоты-комсомольцы решили, что негоже классовому врагу лежать в такой роскоши, и что даже мертвым он должен быть попроще. Варвары, которых в свое время, возможно, крестил меценат, вскрыли склеп в надежде поживиться золотыми украшениями мундира. Мерзавцы прогадали: Виктор Федорович был похоронен в скромном сюртуке. Вандалы срезали позолоченные пуговицы, содрали с покойника сюртук, а сами останки выбросили в канаву. Ночью сельские женщины тайно перезахоронили Голубева на местном кладбище. До сих пор не известно, где его могила. Храм бравые партийные вожди хотели поначалу разобрать, но потом пожалели портить новую крупную постройку, да и хлопотным это показалось. Уникальное произведение архитектурного искусства долгие годы использовалось в качестве хранилище химических удобрений. Из пристроек и самого храма

потихоньку растаскивали добротный кирпич до 1979г, пока церкви не присвоили статус памятника архитектуры. В 1982 г начата первая, довольно скромная реставрация. Новый виток возрождения неожиданно начался для храма в 1987г во время фестиваля в Индии в Москве. Я хорошо помню этот фестиваль, смотрела его яркое открытие по телевизору: симпатяга Раджив Ганди, увешанные украшениями девушки-танцовщицы, странная тренькающая музычка… Тогда в Москву приехал сын Николая Рериха, Святослав. Во время его светской беседы с Раисой Горбачевой к ним чудом пробились энтузиасты реконструкции Пархомовской церкви: тыкали фотографии, убеждали, просили. Раиса Максимовна, дама увлекающаяся и эмоциональная, воскликнула: «Святослав Николаевич! А давайте-ка съездим в Пархомовку!». Этого было достаточно, чтобы закипела работа: церковь отреставрировали в считанные дни! Правда, высокие гости так и неприехали, поэтому работы так же быстро свернули, как и начали, но оснавная часть реставрации все-таки была осуществлена. Спасибо Вам, Раиса Максимовна! Выудила я из сети еще несколько имен: председатель сельсовета Иван Андреевич Оноприенко, обожатель и защитник Пархомовской святыни, ныне покойный; Николай Евгеньевич Ващенко, нынешний председатель, а ранее – директор школы, по своей инициативе собравший средства добровольцев и установивший в Пархомовке памятник Голубеву; Иван

Памятник Голубеву рабты Зоренко
Яковлевич Зоренко, директор дома культуры в с. Косовка, самодеятельный скульптор, создавший памятник. Власти узнали о возникновении памятника постфактум и назвали «самоуправцев» «махновцами». (http://yro.narod.ru/ bibliotheca/parxomov ka.html ). Я же благодарна людям, создавшим и сохранившим Пархомовскую церковь, мне не стыдно было показать ее сыну. Кстати, Андрей, проспавший всю дорогу до Пархомовки, заявил, что это место понравилось ему больше всего. Жалко только, что не из-за церкви, а из-за коровы, которая паслась в ограде. Он долго прыгал, верещал и носился вокруг храма, разгоняя веточкой бабочек. Хорошо, что никто не видит: служба будет только вечером, храм закрыт. Мы с Аней долго любовались чудесным строением и бродили вокруг. Волшебные Рериховские мозаики потихоньку осыпаются, их пора опять реставрировать, а денег на это нет. Нашли развалившийся домик священника в зарослях возле храма. Чудо-теремок был выдержан в том же стиле, что и храм, а теперь стоит без крыши.


Даже ограда церкви необычайно красива, она - неотъемлемая часть храмового ансамбля.


Будете на Украине – непременно побывайте в Пархомовке, это стоит увидеть!