» » Способы преодоления пво противника. Тактика действий авиации иностранных государств при преодолении пво

Способы преодоления пво противника. Тактика действий авиации иностранных государств при преодолении пво

При подготовке боевой авиации к действиям в современных войнах командование НАТО большое значение придает преодолению ею ПВО вероятного противника. Оно считает, что, какие бы задачи ни вы­полняла авиация на ТВД, ей в большинстве случаев придется встречаться с той или иной системой защиты наземных объектов от воздушного нападения. По мнению командования блока, особенно сильной окажется система войсковой ПВО противника, предназначенная для прикрытия сухопут­ных войск на поле боя от налетов тактических истребителей. Послед­ним придется преодолевать ее при оказании своим войскам непосредст­венной авиационной поддержки, завоевании превосходства в воздухе над районом боев, при ведении воздушной разведки и выполнении дру­гих боевых задач.

Исходя из опыта локальных войн, а также современного развития боевой техники и оружия, иностранные специалисты полагают, что вой­сковая ПВО противника может охватывать широкое воздушное пространство, ко­торое распространится в глубину боевых порядков и выйдет за перед­ний край его войск на значительные расстояния. Для прикрытия столь обширного воздушного пространства противнику потребуется развернуть немалое количество различных по своему назначению зенитных средств. Малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА) и носимые зенитные ракетные комплексы будут оборонять передовые части и сое­динения, а ЗРК ближнего и дальнего действия - войска и важные объ­екты, расположенные в тактической глубине. В боевые порядки механизированных и бронетанковых частей на марше или в наступлении войдут зенитные самоходные установки, огонь которых эффективен по самолетам, летящим на малых высотах.

При преодолении войсковой ПВО противника самолет, совершающий полет на высоте до 600 м, подвергнется обстрелу МЗА и зенитными пулеметами, до 1500 м - зенитными пушками среднего калибра. На этих же высотах эффективен огонь носимых систем ЗУРО. В диапазоне высот 100 - 6000 м наиболее опасны для самолета ЗРК ближнего действия. Полет самолета выше 6000 м при выполнении задач уничтожения наземных целей в тактиче­ской глубине считается нецелесообразным.

Трудность преодоления сплошной войсковой ПВО усугубляется еще и тем, что летчику нужно не только выполнять маневры для уклонения от зенитного огня, но также искать и опознавать цель, а затем выйти на рубеж применения средств поражения. Поэтому вероятность выхода к объекту зависит как от мастерства летчика, так и от характеристик самолета, бортового оружия и боеприпасов. Исходя из этого, за рубежом созданы самолеты непосред­ственной поддержки, обладающие хорошей маневренностью и повышен­ной живучестью. Например, в США на вооружении состоит штурмо­вик А-10 «Тандерболт» (у американцев он называется еще самолетом «ближней воздушной поддержки»), а в ВВС ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Канады – легкий штурмовик «Альфа Джет». Живучесть самолета А-10 повышается за счет бронирования, а «Альфа Джет» имеет малую поражаемую площадь.

Преодоление войсковой ПВО противника осуществляется при помощи совокупности мероприятий и действий. В частности, в современной войне прорыв ПВО крайне затруднителен без широкого применения средств радиоэлектронной борьбы. Так, в пренебрежение именно вопросами РЭБ на начальном этапе конфликта стоило российским ВВС ощутимых потерь.

Однако в данной статье будут рассмотрены лишь те методы преодоления ПВО, которые зависят от умения летчика правильно стро­ить маневр по высоте и скорости, а также выполнять противозенитные и противоракетные маневры, исходя из характеристик своего самолета и зенитных средств противника.

ВЫСОТА ПОЛЕТА

Известно, что, чем ближе к земной поверхности летит самолет, тем больше вероятность его выживания и проникновения к объекту атаки. Это объясняется следующими факторами:

Возросла эффективность ЗУР, которые могут сбивать на значи­тельных дальностях с большой результативностью самолеты, летящие на средних и больших высотах. Сейчас зенитные управляемые ракеты с радиолокационной системой наведения делают практически невозмож­ными полеты самолетов на высотах более 1000 м без интенсивного при­менения средств радиоэлектронной борьбы.

На малых и предельно малых высотах самолет может ближе подойти к объекту незамеченным, а если его и обнаружат, то время его облучения РЛС будет малым. Современная РЛС может обнаруживать низколетящий самолет на дальностях от 20 до 40 км, а если местность пересеченная, то даль­ность обнаружения снижается. К тому же на экранах индикаторов РЛС в результате отражений ее сигналов от земли появляются сильные поме­хи, затрудняющие проводку цели. При скорости полета 1000 км/ч са­молет преодолевает расстояние от рубежа его обнаружения до пусковой установки за 1-2 мин. Привести зенитный комплекс за такое время в готовность к стрельбе не всегда возможно.

Уменьшается вероятность поражения самолета перехватчиками, поскольку сбить низколетящий самолет управляемыми ракетами очень трудно из-за помех, создаваемых фоном земной поверхности.

С другой стороны, полет на малых высотах, и особенно на предель­но малых, связан с определенными трудностями, вызываемыми огиба­нием и облетом встречающихся на пути естественных препятствий, а также повышенной турбулентностью воздуха. Не каждый летчик может и не каждый самолет приспособлен летать у земли из-за больших испытываемых перегрузок. Кроме того, не всякие боеприпасы пригодны для применения в таких условиях.

При полете на малой высоте летчику трудно вести поиск цели вслед­ствие небольшой дальности обзора местности и эффективно использовать оружие. Иностранные военные специалисты полагают, что для выпол­нения первой функции благоприятными высотами являются 600-2500 м, а второй - при атаке цели с пикирования – 1000 – 3000 м (высота за­висит от вида маневра). Точность же сброса бомб с тормозными устройствами с горизонтального полета и малой высоты пока остается низкой. Поэтому штурмовик, выполняющий задачи непосредственной авиацион­ной поддержки, к рубежу атаки должен лететь на малой высоте, а за­тем восходящим маневром выйти на высоту, обеспечивающую точное бомбометание или стрельбу.

Однако в последнее время американские военные специалисты при­нимают меры с целью обеспечения условий для успешных действий эки­пажа самолета, совершающего полет на малой высоте. В частности, организовано четкое и своевременное обеспечение штурмовиков данны­ми о цели. Наведение и целеуказание осуществляют как наземные, так и воздушные посты.

На ряде учений вооруженных сил США штурмовики А-10 подходили к переднему краю войск «противника» на высотах 30 м, а огонь по подвижным объектам на поле боя вели после кратко­временного восходящего маневра. В связи с этим американский журнал «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» писал, что если экипажи самолетов смогут применять оружие на высотах 30 м и ниже, то и зенитная артиллерия будет не в состоянии эффективно действовать против них, так как ей помешают сделать это свои войска, находящиеся впереди.

Иностранные специалисты не исключают возможности использова­ния тактических истребителей над полем боя и на средних высотах, но в этом случае, по их мнению, необходимо организовывать надежное их обеспечение или иметь превосходство в воздухе.

СКОРОСТЬ ПОЛЕТА

Зарубежные военные специалисты пола­гают, что, чем больше скорость самолета, тем меньше шансов у против­ника сбить его, так как сокращается время его нахождения в зоне об­лучения РЛС и в зоне прицельного огня зенитных средств. Но с увеличением скорости ухудшаются условия поиска и опо­знавания наземного объекта, а также затрудняется атака цели.

За рубежом в этом направлении проводились исследования, пока­завшие, что летчику необходимо по крайней мере 20 с для обнаружения и опознавания объекта. За этот период самолет, имеющий скорость 1000 км/ч, пролетит расстояние около 5,5 км. Причем дальности до объекта, при которых был возможен прицельный пуск УР или сброс бомб с ходу на малой высоте, составляли: 600 м на скорости 550 км/ч, 900 м - 740 км/ч и 1200 м - 925 км/ч. Радиус разворота также растет с повышением скорости. На большом радиусе летчик может потерять цель из виду и сорвать атаку.

На сверхзвуковых скоростях указанные выше недостатки проявля­ются в большей мере. Намного затрудняется стрельба из бортового ору­жия, а некоторые боеприпасы применять вообще невозможно. Кроме того, из-за нагрева обшивки планера самолет становится хорошей ми­шенью для ЗУР с ИК головками самонаведения.

Существуют минимальные безопасные высоты полета. Из графика видно, что сверхзвуковой полет самолет должен совершать не ниже высоты 60 м, а это приводит к более раннему его обнаружению РЛС.

В локальных войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке сверхзвуковые ударные самолеты при выполнении заданий не превы­шали на малой высоте скоростей 850-920 км/ч, лишь при уходе от цели они развивали ее до 1100 км/ч.

Учитывая все это, американские специалисты пришли к выводу о необходимости иметь для непосредственной авиационной поддержки до­звуковой самолет. Поэтому штурмовик А-10 рассчитан на действия в диапазоне скоростей 550-750 км/ч. Широкий диапазон позволяет лет­чику осуществлять маневр по скорости при полетах в районах, насы­щенных зенитными средствами.

Однако правильное исполь­зование высоты и скорости еще не решает всех проблем преодоления войсковой ПВО, так как штурмовикам придется часто входить в зону поражения огнем тех зенитных средств, которые позволяют сбивать само­леты, летящие на малых и предельно малых высотах с большой дозву­ковой скоростью. Эффективность этих средств со временем повышается. Поэтому для защиты от них отрабатываются различные противозенитные и противоракетные маневры.

ПРОТИВОЗЕНИТНЫЕ И ПРОТИВОРАКЕТНЫЕ МАНЕВРЫ

Противозенитные маневры отличаются многообразием. В число их входят: обход районов, насыщенных зенитными средствами; внезапное появление самолета нал объектом с той стороны, где его меньше всего ожидают; резкое изме­нение направлений полета; применение оружия из зон, не простреливае­мых огнем ЗЛ, и т. п.

Один из эффективных противозенитных маневров выглядит следующим обра­зом. Экипаж штур­мовика А-10 с малой высоты ведет огонь из пушки или осуществляет пуск УP по наземным целям, не входя в зону поражения зенитной артиллерией противника, потом делает кру­той разворот и уходит от поля боя. В этом случае самолет не проходит над целью и таким образом избегает огня не только зенитной артиллерии и стрелкового оружия, но и зенитных средств с ИК-системами наведения. Такой способ отрабатывается экипажами самолетов при действии их по переднему краю обо­роны противника и по его танкам, развивающим наступление или находящимся на марше.

Во время полета на малых и предельно малых высотах над районами поля боя экипажу следует быть особо внимательным к пуску по его самолету ЗУР ближнего действия (5-8 км). При обна­ружении пуска ему рекомендуется, резко изменив курс полета, сорвать слежение. Считается важным маневр выполнить как можно скорее, что­бы сохранить большую дальность между самолетом и ракетой. Как по­казали учебные пуски за рубежом, на значительной дальности у ракеты не хватает энергии для преследования цели.

Другим эффективным маневром против указанных ракет зарубеж­ные специалисты считают змейку, исполненную с различными шагами и амплитудой.

Немалую опасность представляют ракеты с ИК головками самонаведения, запускаемые вслед уходящему самолету, у которого из сопел двигателей выходят струи горячих газов. В качест­ве профилактической меры летчику рекомендуется сразу же после бом­бометания или стрельбы перевести самолет в набор высоты или в кру­той разворот. Эти маневры пилот должен применять в зависимости от обстановки, помня, что первый исключает возможность повторного за­хода на атаку, а второй может поставить самолет под удар других зе­нитных средств.

Хотя указанные противозенитные и противоракетные маневры и считаются эффективными для защиты от зенитных средств, но с их по­мощью нельзя пре­дотвратить значительные потери авиации во время крупных налетов на объ­екты, расположенные в глубине боевых порядков войск противника. Проведение подобных налетов потребует «расчистки» прохода в систе­ме ПВО для штурмовиков. В этих целях выделяются груп­пы прикрытия, состоящие из истребителей, и обеспечения, включающие самолеты РЭБ, а также самолеты, вооруженные противорадиолокационными ракетами. К решению этой задачи будут также привлекаться вертолеты и беспилотные самолеты.

Под ведением противовоздушной обороны в локальной войне или вооруженном конфликте понимают действия войск ПВО по выполнению поставленных перед ними боевых задач.

Войска ПВО выполняют боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с истребительной авиацией, соседями, частями РЭБ, применяя различные способы и формы боевых действий.

В целях выполнения поставленных задач части, соединения ПВО развертываются в боевой порядок в позиционных районах прикрываемых войск. Боевой порядок частей, соединений ПВО строится в две-три линии с учетом двух-трехкратного перекрытия зон поражения. Для развертывания подразделениям ПВО указываются позиционные районы, в пределах которых выбираются основные и две-три запасные позиции. Кроме того, возможно создание ложных позиций. Стартовые (огневые) позиции оборудуются подъездными путями и должны отвечать основным требованиям, предъявляемым к ним: углы закрытия в ответственном секторе должны быть не более 0,5°, наклон площадок не должен превышать 4-5°. Основные позиции назначаются для ведения боевых действий, а запасные для маневра при преднамеренном или вынужденном оставлении основной позиции.

Удаление средств ПВО зенитного дивизиона мсп (тп) составляет 1-1,5 км, средств ПВО мед (тд) - 3-5 км, средств ПВО зрбр «Бук» - 15-20 км от переднего края в обороне и до 10 км в наступлении. Вторая линия батарей зенитных полков мед (тд) развертывается на удалении до 20 км от первой линии, а удаление озрдн второй линии в зрбр составляет до 40 км от озрдн первой линии. Подразделения специально-технического обеспечения развертываются на технических позициях и должны своевременно обеспечить доставку ракет на стартовые позиции.

Стартовые и техническая позиции оборудуются в инженерном отношении укрытиями для техники и личного состава. Позиции и подъездные пути маскируются, в случае необходимости устанавливаются уголковые отражатели и маски.

Командные и запасные командные пункты развертываются в позиционном районе части и должны обеспечить постоянное, бесперебойное управление частями и подразделениями ПВО на протяжении всей операции.

В ходе проведения специальных операций при вооруженных конфликтах, при блокировании воздушного пространства возможно развертывание зенитных ракетных полков (зенитных дивизионов) в районе второй линии озрдн в целях создания сплошной зоны ПВО на внешнем периметре и обеспечения задачи взаимного прикрытия средств ПВО.

По мере выявления направления главного удара противника решением общевойскового командира может осуществляться маневр прикрываемыми частями и соединениями, следовательно, и средствами ПВО.

До начала боевых действий и в ходе боя на командном пункте зенитных частей (соединений) постоянно ведется работа по сбору информации о воздушном противнике и отрабатываются вопросы взаимодействия с частями, соединениями группировки войск.

Принятие на вооружение большинством стран высокоточного оружия (ВТО) привело к появлению новых форм применения средств воздушного нападения:

  • - глубокое поражение вторых эшелонов;
  • - массированный удар высокоточным оружием;
  • - увеличение глубины сплошного огневого поражения;
  • - резкий рост интенсивности огневого воздействия.

В этих условиях система противовоздушной обороны не полностью обеспечивает надежное прикрытие войск и объектов от ударов СВН. В результате массированного удара по войскам с применением ВТО их потери могут достигнуть 30 %.

Для снижения эффективности действия средств воздушного нападения противника наряду с созданием новых образцов средств противовоздушной обороны отрабатываются другие способы боевого применения зенитных ракетных (артиллерийских) частей, подразделений.

Основными целями внедрения нетрадиционных способов боевого применения зенитных частей (подразделений) являются:

  • - обеспечение внезапности воздействия на средства воздушного нападения;
  • - введение противника в заблуждение относительно истинных боевых порядков зенитных частей;
  • - повышение живучести сил и средств ПВО.

В ходе локальных войн и вооруженных конфликтов особое значение приобретает порядок приведения сил и средств ПВО в готовность № 1 с началом боевых действий:

  • - в первую очередь в готовность № 1 переводятся средства ПВО, способные бороться с баллистическими целями и поражающими элементами высокоточного оружия;
  • - во вторую очередь в готовность № 1 переводятся части, подразделения ПВО, находящиеся в полосе прорыва системы ПВО авиацией противника;
  • - далее в готовность № 1 переводятся части, подразделения ПВО, находящиеся вне полосы прорыва, но способные бороться со средствами воздушного нападения противника;
  • - остальные средства ПВО переходят в готовность № 1, но без выхода в эфир в целях возможного сокращения времени вступления в бой.

Защита войск ПВО от высокоточного оружия противника наряду с поражением элементов ВТО средствами противовоздушной обороны осуществляется маскировкой войск, оборудованием ложных позиций, созданием запасных позиций, обеспечением периодичности смены позиций подразделений ПВО.

В целях сохранения системы ПВО дежурные силы и средства ПВО, а с началом отражения ударов авиации и средства ПВО, выходившие в эфир, должны осуществлять поочередную смену позиции через 10-15 мин, а после пуска ЗУР - немедленно.

Подразделения ПВО, находящиеся в готовности № 2 или не выходившие в эфир, средства ПВО, находящиеся в готовности № 1, осуществляют смену стартовых позиций под прикрытием аэрозольных помех (завес) через 1-3 ч в зависимости от условий обстановки. Такой порядок действия сил и средств ПВО может обеспечить повышение живучести системы ПВО в целом на 20-30 %.

Смешанная группировка ПВО в ходе ведения боевых действий в локальной войне создается для борьбы непосредственно со средствами поражения и с органами управления авиацией противника. Использование ЗРК большой дальности «С-400», «Антей-2500» дает возможность вести борьбу с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) противника. Уничтожение самолета ДРЛО Е-ЗА «Авакс» ведет к снижению эффективности применения авиации противника на 40-45 %, а самолета Е-8А - к срыву применения РУК «Джисак».

Оповещение войск о начале налета авиации противника ведется как по созданной системе управления, так и установленными сигналами.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 01_2007, стр. 9-14

Заместитель начальника НИЦ В А войсковой ПВО ВС РФ

полковник В.Л. ЗАХАРОВ

Старший научный сотрудник НИЦ ВА войсковой ПВО ВС РФ

полковник в запасе В. А. ГЛАДЫШЕВ

ОСОБЕННОСТИ ведения современных операций группировками ВС РФ (охват боевыми действиями всех элементов оперативного построения, отсутствие сплошных оборонительных рубежей, наличие брешей и разрывов между войсками) требуют от соединений, частей и подразделений войсковой ПВО вести боевые действия на широком фронте, чаще используя маневр. Это вызывает необходимость внесения значительных коррективов в сложившиеся взгляды на подготовку и ведение боевых действий, предъявляет новые требования к организации противовоздушной обороны войск и объектов.

Изменения прежде всего определяются перечнем и характером задач, решаемых соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО, условиями их решения с учетом участия в конфликтах различной интенсивности (табл.).

Анализ указанных задач, их масштаба, характера и особенностей выполнения позволяет сформировать основные требования к системе ПВО войск и объектов (рис. 1): единство системы ПВО войск и объектов; способность системы вести эффективную борьбу со всеми типами средств воздушного нападения (СВН), действующими по прикрываемым войскам и объектам; постоянная готовность к отражению внезапных ударов воздушного противника; высокая мобильность; способность к непрерывному прикрытию войск; устойчивость системы ПВО в условиях комплексного подавления противником; способность функционирования в реальном масштабе времени; способность к отражению ударов СВН в любое время суток, в различных погодных условиях (всепогодность); способность отражать массированные удары воздушного противника; возможность интеграции системы ПВО войск и объектов с системами и средствами других видов ВС и родов войск.

Основные задачи, решаемые соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО в военных конфликтах различной интенсивности

В региональных (крупномасштабных) войнах

В вооруженных конфликтах

разведка воздушного противника и оповещение о нем войск;

отражение ударов СВН и обеспечение условий для выполнения задач прикрываемыми

войсками;

прикрытие главных группировок войск и важнейших объектов во всех видах боевых действий от ударов воздушного противника;

уничтожение стратегической, тактической и

армейской авиации преимущественно до рубежей наиболее эффективного применения ими бортового оружия;

уничтожение ОТБР и ТБР на ракетоопасных

направлениях;

уничтожение самолетов ДРЛОУ, постановщиков активных помех, а также воздушных элементов РУК в зонах барражирования (боевого применения);

уничтожение КР, БЛА и поражающих элементов ВТО в полете;

борьба с постановщиками помех, действующими в составе ударных групп;

борьба с воздушными десантами и аэромобильными войсками противника в полете

контроль воздушного пространства в районе конфликта, недопущение несанкционированных полетов летательных аппаратов и оповещение

войск о воздушной обстановке;

изоляция назначенных районов воздушного пространства с целью исключения переброски противником по воздуху людских резервов, вооружения, боеприпасов и материальных

прикрытие войск в районах сосредоточения, на маршрутах выдвижения и в районах блокирования вооруженных группировок;

прикрытие от ударов с воздуха аэродромов, пунктов управления, баз и арсеналов, станций погрузки (выгрузки), объектов инфраструктуры;

последовательное наращивание боевого состава дежурных сил и средств в соответствии со складывающейся обстановкой и развертывание группировок войск ПВО

Рис. 1. Перечень основных требований к системе ПВО войск

и объектов

Раскроем коротко указанные требования. Под требованием единства системы ПВО войск и объектов понимается, с одной стороны, единство построения указанной системы и единство действий всех сил и средств войсковой ПВО при отражении ударов воздушного противника, с другой стороны - единство системы вооружения войсковой ПВО.

Единство построения системы ПВО войск и объектов обеспечивается построением группировок ПВО по единому замыслу и плану, единство действий - централизацией управления средствами ПВО и организацией их взаимодействия. Это достигается за счет использования единой автоматизированной системы управления войсками, разведкой и оружием войсковой ПВО на основе универсальных элементов (комплексов средств автоматизации).

Единая система вооружения войсковой ПВО должна быть основана на перспективных унифицированных средствах (огневых, разведки, управления и обеспечения) модульной конструкции. Это позволит сократить типаж боевых средств, повысить серийноспособность, ремонтопригодность, технологичность изготавливаемых средств системы, улучшить их эксплуатационные характеристики. В перспективе система вооружения войсковой ПВО должна интегрироваться в единую для всех видов ВС многофункциональную систему зенитного ракетного оружия (вооружения).

Для решения широкого круга задач, стоящих перед системой ПВО войск и объектов, она должна быть способна вести эффективную борьбу со всеми типами СВН , действующими по прикрываемым войскам и объектам.

Так, в ближайшей перспективе огневые средства войсковой ПВО должны обеспечить борьбу со следующими типами СВН: баллистическими ракетами средней дальности; баллистическими ракетами оперативно-тактического и тактического назначения (ОТБР и ОТР); аэробаллистическими и крылатыми ракетами, в том числе гиперзвуковыми крылатыми ракетами (КР); самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ), разведывательно-ударными комплексами (РУК), самолетами-разведчиками и постановщиками помех; самолетами стратегической, тактической, армейской авиации, в том числе выполненными по технологии «Стеле»; вертолетами различного назначения; поражающими элементами высокоточного оружия (ВТО) (управляемыми авиационными бомбами и комплексами, противорадиолокационными ракетами (ПРР), управляемыми ракетами; беспилотными летательными аппаратами (БЛА).

Способность к ведению борьбы со всеми типами СВН достигается: использованием оптимального типажа зенитных ракетных комплексов и систем (ЗРК, ЗРС) и рациональным распределением задач по уничтожению различных типов СВН между ними; совершенствованием ВВТ соединений, частей и подразделений войсковой ПВО в направлении повышения разведывательных, огневых, маневренных возможностей, а также возможностей по управлению ЗРК (ЗРС) и группировками войск.

В войсковой ПВО типаж ЗРК (ЗРС) определяется характером и объемом задач, решаемых в ходе ведения боевых действий по прикрытию от ударов СВН воздушного нападения частей, соединений и объединений (тактических, оперативно-тактических и оперативно-стратегических) при проведении ими оборонительных, контрнаступательных, наступательных операций.

Непрерывный рост боевых возможностей СВН требует повышения эффективности системы ПВО, что, в свою очередь, вызывает необходимость постоянного совершенствования системы вооружения войсковой ПВО. Основными направлениями такого совершенствования, на наш взгляд, должны быть: широкая унификация образцов вооружения и военной техники (ВВТ), использование модульного принципа их построения; совершенствование элементной базы; повышение степени автоматизации боевой работы; возможность комплексирования со средствами других родов войск и видов ВС, участвующих в борьбе с воздушным противником (средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), радиотехнической разведки, авиационными комплексами радиолокационного дозора и наведения и др.); снижение массы и габаритных характеристик ВВТ, сокращение количества образцов ВВТ в составе комплексов и систем, личного состава боевых расчетов; снижение стоимостных показателей элементов ВВТ, упрощение эксплуатации и технического обслуживания.

Совершенствование огневых средств (ЗРК, ЗРС) должно осуществляться по следующим направлениям: расширение границ зон поражения (особенно по высокоскоростным, малозаметным и низколетящим целям); использование нескольких способов обнаружения и сопровождения СВН, различных по физическим принципам; обеспечение одновременного обстрела нескольких СВН; повышение помехозащищенности радиоэлектронных средств (РЭС); улучшение летно-технических характеристик зенитных управляемых ракет (ЗУР), повышение мощности их боевого снаряжения, использование многоспектральных головок самонаведения (ГСН); увеличение боезапаса готовых к пуску ЗУР.

Основные направления совершенствования радиолокационного вооружения войск войсковой ПВО: увеличение дальности обнаружения СВН (особенно малозаметных и низколетящих); увеличение количества измеряемых параметров радиолокационных станций (РЛС) и их точности; повышение помехозащищенности РЛС; повышение живучести средств разведки; разработка систем распознавания классов целей и тактических ситуаций; интеграция РЛС в радиолокационные комплексы, выполняющие функции пунктов обработки радиолокационной информации.

Основными способами повышения разведывательных возможностей средств войсковой ПВО являются: использование РЛС с фазированной антенной решеткой и высокопроизводительных ЭВМ; освоение новых частотных диапазонов; комплексирование активных и пассивных каналов обнаружения; развитие и внедрение систем распознавания СВН; оснащение РЛС аппаратурой космической навигации и связи.

Основные направления совершенствования средств АСУ войсковой ПВО: создание единой АСУ войсками, разведкой и боевыми средствами войсковой ПВО; повышение помехозащищенности и надежности средств связи и аппаратуры передачи данных; совершенствование специального математического и программного обеспечения комплекса средств автоматизации (КСА); обеспечение информационно-технической совместимости между собой всех элементов КСА как оперативного, так и тактического звеньев управления; расширение количества и номенклатуры сопрягаемых объектов с КСА других родов войск и видов ВС с целью создания единого информационного пространства; использование унифицированных ЭВМ с соответствующим программным обеспечением и уровнем быстродействия.

Требование постоянной готовности к отражению внезапных ударов воздушного противника означает способность сил и средств системы ПВО войск и объектов организованно и в установленные сроки приступать к боевым действиям, успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки. Достигается: непрерывным ведением разведки воздушного противника и возможностью получения данных о воздушном противнике от средств разведки других видов ВС и родов войск (в том числе от средств раннего обнаружения и сопровождения космического базирования); использованием единой АСУ боевыми действиями; сокращением времени перевода средств системы ПВО войск и объектов в готовность № 1; обеспечением высокой надежности работы ЗРК (ЗРС), средств разведки иАСУ.

Высокая мобильность подразумевает способность сил и средств системы ПВО войск и объектов к быстрому перемещению до начала и в ходе боевых действий, развертыванию в боевой (предбоевой) порядок. Достигается за счет размещения ЗРК (ЗРС), средств разведки, АСУ и технического обеспечения на шасси высокой проходимости; снижения их габаритных размеров и массы; сокращения времени развертывания и свертывания средств ПВО.

Способность к непрерывному прикрытию войск обеспечивается: эшелонированным построением системы ПВО войск и объектов за счет использования различных типов ЗРК (ЗРС); готовностью средств системы ПВО войск и объектов к боевому применению в любое время года и в любых погодных условиях; высокими маневренными возможностями ВВТ войсковой ПВО; способностью ЗРК (ЗРС) малой дальности и ближнего действия вести разведку СВН в движении и стрельбу с короткой остановки.

Устойчивость системы ПВО войск и объектов в условиях комплексного подавления противником достигается обеспечением скрытности, живучести, помехоустойчивости и восстанавливаемости сил и средств этой системы (рис. 2).

Рис. 2. Основные составляющие устойчивости системы ПВО войск и объектов

Скрытность - это способность средств системы ПВО войск и объектов ослаблять свои демаскирующие признаки и вводить противника в заблуждение. Скрытность достигается: применением пассивных средств разведки воздушного противника (радиотехнические, оптико-электронные и другие средства и системы); использованием средств маскировки, искажающих портреты В ВТ в различных диапазонах волн. В перспективе - использованием средств многопозиционной локации.

Под живучестью средств системы ПВО войск и объектов понимается их способность обеспечивать прикрытие общевойсковых формирований и при этом сохранять свою боеспособность в условиях воздействия различных внешних и внутренних факторов. Живучесть сил и средств системы ПВО войск и объектов достигается: применением ЗРК (ЗРС) различных типов; использованием при создании радиолокационного поля принципа разнесенного приема и передачи сигналов; использованием активных и пассивных средств индивидуальной и коллективной защиты ВВТ; созданием сетевой структуры системы управления соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО; модульным построением ВВТ войсковой ПВО; уничтожением самолетов разведки, БЛА, ДРЛОУ; поражением СВН до применения ими бортового оружия; своевременной сменой стартовых позиций за счет высоких маневренных возможностей ВВТ войсковой ПВО; наличием сил и средств для инженерного оборудования и маскировки позиционных районов, создания системы запасных и ложных позиций.

Помехоустойчивость средств системы ПВО войск и объектов обеспечивается: повышением помехозащищенности радиоэлектронных средств разведки, ЗРК (ЗРС), АСУ и средств связи за счет применения комбинированных (радиолокационных и оптико-электронных) систем обнаружения и сопровождения СВН; применением комбинированных ГСН ЗУР; использованием средств активного противодействия средствам РЭБ противника; защитой РЭС от ПРР; обеспечением электромагнитной совместимости РЭС; получением информации о воздушном противнике от большого числа разнотипных источников радиолокационной информации.

Восстанавливаемость - это способность средств системы ПВО войск и объектов поддерживать боеспособность и восполнять потери до необходимого уровня в ходе ведения боевых действий. Восстанавливаемость средств войсковой ПВО обеспечивается: унификацией ВВТ войсковой ПВО; разработкой средств войсковой ПВО на основе модульного принципа построения; повышением возможностей средств технического обслуживания соединений, частей и подразделений войсковой ПВО по ремонту и быстрому восстановлению поврежденных образцов ВВТ; своевременным пополнением запасов ЗУР.

Под требованием способность функционирования в реальном масштабе времени понимается способность элементов системы ПВО войск и объектов получать и передавать информацию о воздушной обстановке без запаздывания по времени. Достигается: созданием единой системы разведки СВН и управления боевыми действиями; обеспечением возможности обмена информацией между всеми элементами системы; повышением производительности вычислительных устройств и пропускной способности систем передачи данных; повышением степени автоматизации процессов боевой работы, возможностью информационно-технического сопряжения различных образцов ВВТ войсковой ПВО.

Следующее требование - способность к отражению ударов СВН в любое время суток, в различных погодных условиях (всепогодность) достигается за счет: применения средств обнаружения и сопровождения СВН, использующих различные диапазоны электромагнитного спектра (тепловизионные приборы, РЛС, лазерные системы и др.), а также их различные комбинации; применения ЗУР с различными методами наведения.

Способность отражать массированные удары воздушного противника достигается за счет: возможности получения информации о подготовке и начале массированного удара как от своих средств разведки и управления, так и от средств разведки и управления других видов ВС и родов войск; создания эшелонированной системы ПВО за счет использования ЗРК различной дальности действия; обеспечения одновременного обстрела ЗРК (ЗРС) нескольких воздушных целей; повышения степени автоматизации процессов боевой работы средств ПВО; увеличения боезапаса готовых к пуску ракет.

При этом, возможность осуществления зонального и непосредственного прикрытия войск и объектов, подразумевает возможность создания системы огня над всем районом боевых действий с ее выносом в сторону действий противника, а также непосредственного прикрытия отдельных важных и особо важных объектов. Это достигается: эшелонированным построением системы ПВО войск и объектов за счет использования ЗРК (ЗРС) различной дальности действия; высокими маневренными возможностями ЗРК (ЗРС), средств разведки, АСУ и технического обеспечения; способностью ЗРК (ЗРС) малой дальности и ближнего действия вести разведку воздушного противника в движении и стрельбу с короткой остановки.

Возможность интеграции системы ПВО войск и объектов с системами и средствами других видов ВС и родов войск, обладающих возможностями по борьбе с воздушным противником позволяет расширить диапазон условий боевого применения средств системы ПВО и, как следствие, - позволяет в реальном масштабе времени планировать и осуществлять распределение усилий разнотипных средств по снижению боевого потенциала СВН в ударе. Реализация данного требования достигается: созданием единой АСУ войсками и оружием, соответствующего программного обеспечения, алгоритмов управления и средств передачи данных; возможностью сопряжения средств разведки и управления со средствами разведки и управления различных видов и родов войск в интересах ведения комплексной борьбы с воздушным противником.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что выполнение данных требований позволит получить принципиально новые свойства системы ПВО войск и объектов, возможность гибкого изменения организационно-штатной структуры соединений и частей войсковой ПВО и повышение на этой основе их боевых возможностей для всего диапазона условий боевого применения, обеспечивая оперативное создание группировок ПВО, наиболее полно отвечающего выполняемым задачам с наименьшими затратами.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Идея написания этой статьи возникла на почве нескончаемых споров о эффективности ПВО и обязательности воздушного прикрытия позиций ЗРК. Многие упорно твердят, что полностью эшелонированная система ПВО практически непробиваема, оппоненты им возражают, утверждая, что ПВО - это "ВВС для бедных". Так кто же прав?


В этой статье мы обсудим сценарий прорыва эшелонированной системы ПВО, не имеющей полноценного воздушного прикрытия, основываясь на технологии и вооружения израильского производства. Я выбрал Израиль по нескольким причинам: это и бесконечные споры о поставках современных ЗРК в регион Ближнего Востока, и реальный боевой опыт подобных операций ("Арцав-19", к примеру).

Итак, начнем "сражение". На сегодняшний день подобная атака будет спланированной операцией, проводимой одномоментно, с использованием всех возможностей принципа "сетецентрической войны" и полной номенклатуры вооружений. Ради чистоты эксперимента мы предположим наличие "сетецентрической" связи и у противника и не будем использовать в прорыве системы наземного/морского пуска (дроны IAI Harop) и системы зарубежного производства (антирадарных ракет AGM-88 HARM).

Количество средств будет прямо пропорционально прорываемой сети, поэтому мы опустим численность сторон за скобки. Построение авиакрыла будет стандартным (по эшелонам) - разнопрофильные БПЛА, истребители, самолеты ДРЛО и РЭБ, авиазаправщики. И разумеется, атака будет скоординирована с окном пролета спутников разведки.

При наличии загоризонтных РЛС подобная атака не будет сюрпризом, но оставляет противнику мало времени на маневры и подготовку. Загоризонтный перехват (в случае наличия подобной возможности у противника) крайне маловероятен. АФАР истребителя (а тем более АВАКСа) способен практически со 100% вероятностью выводить из строя радиолокационные ГСН идущих "в лоб" ракет ЗРК сфокусированным высокоэнергетическим радиолучом, при необходимости используя групповое подавление индивидуальных целей в порядке очереди. Подобная тактика позволяет концентрировать сотни киловатт на приемник отдельно взятой ГСН, практически сжигая ее электронику за секунды.


Подавление ГСН с применением АФАР

Для эффективного прорыва прежде всего необходимо вскрыть позиции противника и в первую очередь ЗРК дальнего радиуса действия. Разумеется, противник не включит все свои РЛС наведения и постарается не раскрывать свои позиции, если посчитает угрозу недостаточно серьезной. Поэтому в авангарде воздушной волны пойдут "обманки", например, "ATALD" (Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target) производства компании IMI. Их задача - заставить противника поверить в необходимости задействовать "все, что можно, и что нельзя" для отражения атаки подобных масштабов.

Это, по сути, автономный дрон, запускаемый с истребителя, его первоочередная задача - создание максимально большего количества правдоподобных ложных целей на радарах противника. Один "ATALD" может имитировать целое авиазвено истребителей или крылатых ракет на несколько РЛС одновременно, настраиваясь на их диапазон и придавая ложным целям реалистичное поведение (маневрирование, уклонение).

Дрон нечувствителен к средствам РЭБ, поскольку не ведет радиоразведки, его основная задача - "сверкать, как елка в новогоднюю ночь" и привлекать максимум внимания. А малые размеры, радиопоглощающее покрытие и пространственный разброс ложных целей делают его сложной мишенью для перехвата.


ATALD-Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target

В то время как имитаторы целей будут "троллить противника" на предмет обнаружения позиций своих РЛС, спутники, АВАКСы и высотные БПЛА радиоразведки будут скрупулезно фиксировать всю поступающую информацию, вычислять координаты целей и мгновенно распределять эту информацию всему авиасоединению.


Самолет ДРЛО "Nahshon-Eitam" (IAI) с системой EL/W-2085 (Elta)


Разведывательный спутник, оснащённый радаром с синтезированной апертурой "Polaris" ака Офек-8 (IAI)


Высотный БПЛА дальней радиоразведки 4X-UMI Heron TP (IAI)

Вторым эшелоном, немного отставая от имитаторов, на предельно низких высотах следует рой КР "Delilah". Их задача - максимально углубиться на территорию противника к моменту распределения целей, а их дальность пуска - 250 км. IMI "Delilah" мала размерами и не излучает в радиодиапазоне при использовании автономного режима. Обнаружение цели происходит по географическим координатам, используя GPS или инерционную навигацию, а за окончательное прицеливание ответственна электрооптическая/тепловизионная ГСН или ГСН наведения на источник радиоизлучения (противорадарная версия).

Первыми мишенями КР станут РЭБ источники, РЛС ЗРК дальнего радиуса действия и основные центры связи. Умение объединяться в "стаю", атаковать одновременно с нескольких сторон или "прокладывать просеку" в ЗРК ближнего радиуса гарантируют высокую эффективность поражения основных целей.


IMI "Delilah"

Также в качестве поражения особо удаленных целей может использоваться "Popeye Turbo ALCM" . Эта авиационная версия КР "Popeye Turbo SLCM" имеет дальнобойность свыше 350 км.


Popeye Turbo ALCM (Rafael)

Как только противник лишается дальнобойных ЗРК и основных станций РЭБ, авиагруппировка сокращает дистанцию, и в ход идут более дешевые средства поражения. РЛС ЗРК среднего радиуса действия будет поражаться с помощью ракет "Popeye Lite" (на дальностях до 150 км), а также корректируемых планирующих авиабомб "Spice-1000" (на дальностях до 100 км).


Popeye Lite (Rafael) на пилоне истребителя


Spice-1000 (Rafael) на пилоне истребителя

Позиции ЗРК, оставшиеся без РЛС, неточно обозначенные позиции, а также базы их снабжения зачищаются с помощью "MSOV" (Modular Stand Off Vehicle) от IMI. Это по сути большой планирующий дрон, несущий на борту различную номенклатуру вооружения - от кассетной БЧ до управляемых боеприпасов индивидуального наведения. Его задача - достигнуть заданных координат, найти мишень и открыть бомболюк. "MSOV" весит более тонны и обладает дальностью пуска до 100 км. Наведение - GPS/INS.


MSOV - Modular Stand Off Vehicle

"Доделывать работу" по ЗРК ближнего радиуса, зачищать пусковые, центры связи и штабы управления будут истребители-бомбардировщики, вооруженные планирующими бомбами "Spice-250". Каждый самолет может сбросить 16 этих боеприпасов, по 113 кг каждый. РЭБ-прикрытие каждого звена будет осуществляться с помощью "Skyshield Jammer POD" на одном из самолетов. Эта проверенная система действует в радиусе 360 градусов, автоматически реагируя и настраиваясь на источники излучения.


Spice 250 (Rafael) на фоне макета F-16 с полным боекомплектом


SKY SHIELD Airborne Support Jammer (Rafael)

Вот наша "миссия" и подошла к концу. Заранее извиняюсь за "обилие" ТТХ, но это не технический каталог, а умозрительный эксперимент. Всем спасибо за внимание.

Все ТТХ есть в открытом доступе.

Примечание. Любители неконструктивных комментариев в стиле "если в кране нет воды", не расходуйте драгоценное время на бесполезное нажимание кнопок и сразу переходите на http://rusparty.org/index.php.

Американская версия сценария прорыва ПВО от Raytheon.

МОСКВА, 12 янв — РИА Новости, Андрей Коц. Эскадрилья истребителей-бомбардировщиков снижается до предельно малой высоты и направляется к цели, огибая редкие холмы. Экипажи соблюдают режим радиомолчания — самолеты приближаются к невидимому куполу войсковой ПВО противника, и любая оплошность может лишить ударную группу эффекта внезапности. Но долго играть в прятки невозможно: еще минута — и в кабинах бомбардировщиков начинают пронзительно верещать бортовые станции предупреждения об облучении РЛС. Эскадрилью засекают радары, а значит, счет пошел на секунды. Кто первым пустит ракету — самолет или зенитный комплекс, — тот и победил.

В вооруженном конфликте XXI века завоевание превосходства в воздухе — ключевой фактор успеха. Но даже самая современная и многочисленная авиагруппа может наткнуться на высокий забор эффективной эшелонированной системы противовоздушной обороны. Впрочем, в любой ограде есть лазейки. О том, на какие ухищрения пускаются экипажи самолетов тактической авиации, чтобы пробить брешь в системе ПВО противника, — в материале РИА Новости.

Полет змейкой

В противостоянии сПВО авиация находится в заведомо проигрышном положении. Чтобы поразить зенитно-ракетный комплекс, бомбардировщику или штурмовику нужно его обнаружить в складках местности и сблизиться с ним на дальность пуска ракеты. А самолет в небе прекрасно виден современным РЛС. И если в Сирии экипажи тактической авиации ВКС России еще могут позволить себе летать на высотах в четыре-пять тысяч метров, то на противника, располагающего развитой ПВО, с открытым забралом уже не пойдешь. Придется хитрить.

"Не существует универсальной тактики прорыва ПВО на все случаи жизни, — рассказывает РИА Новости заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов, бывший пилот фронтового бомбардировщика Су-24. — Нужно учитывать количество и состав средств противовоздушной обороны, брать в расчет особенности театра военных действий".

Разберем действия самолетов, атакующих позиционный район противника с мощной системой ПВО. Радары с разной дальностью действия видят цель неодинаково. Самые "дальнобойные" легко засекают объект высоко в небе на большом расстоянии, но не всегда могут вовремя разглядеть низколетящий самолет. Этим и пользуется ударная авиагруппа.

"Чем ниже мы летим, тем дольше остаемся незамеченными, — поясняет Владимир Попов. — В идеале нужно держаться на высотах от 50 до 300 метров. Рельеф местности — наш естественный союзник. Помехи от земли, зданий, леса, гор, низких облаков затрудняют работу РЛС. Чтобы еще больше озадачить противника, авиация использует средства радиоэлектронного противодействия, осложняющие выделение цели на общем фоне. Важно отметить, что группа движется на скоростях более тысячи километров в час и не по прямой — активно маневрирует с креном в 15, 30, 45 градусов. Фактически идет змейкой. Засекает бомбардировщик одна РЛС, берет его на автосопровождение, а он через секунду "прыгает" в соседнюю зону, которую контролирует другой радар. И тому приходится все начинать заново. Это сильно увеличивает время реакции системы ПВО и повышает шансы на успех ударной группы".

Ослепить и уничтожить

Самолет наиболее уязвим непосредственно перед атакой. На небольшом расстоянии от цели активно маневрировать сложно — ее еще нужно обнаружить, опознать и навести на нее средства поражения. Впрочем, по словам генерал-майора Попова, объект атаки в подобных операциях обычно известен заранее, благодаря усилиям разведки и спутниковому наблюдению. Если же группу начинает облучать "внезапный" радар, о котором информации не было, самолеты выявят его достаточно быстро.

© AP Photo / Mindaugas Kulbis

© AP Photo / Mindaugas Kulbis

"Все сигналы, которые направлены против нас, мы видим, — говорит Попов. — Бортовые приборы показывают экипажу, с какого ракурса облучается самолет, с какой дальности и в каком режиме. Они же предупреждают пилота о том, что по его самолету дали залп. И тогда первоочередная задача не атака цели, а выполнение маневра ухода от ракеты. Сбросил ее с хвоста продолжай выполнять боевое задание. Что касается зенитной пушечной артиллерии и крупнокалиберных пулеметов, они эффективны, главным образом, против медленных воздушных целей. Ствольным системам очень сложно "поймать в перекрестье" скоростные самолеты ударно-штурмовой авиации, которые, вдобавок, активно маневрируют".

Главная цель ударной группы — радары. Без них вся система ПВО ослепнет и не сможет оказать сопротивления. РЛС уничтожают управляемыми ракетами, наводящимися по излучаемому ею радиолокационному лучу. Вторая по приоритетности цель пусковые установки зенитных ракет. Задача-максимум нейтрализовать или внести дезорганизацию в действия средств ПВО на конкретном участке, чтобы в образовавшуюся брешь успели проскочить другие самолеты, которым предстоит развить дальнейший успех.

"Когда первый эшелон прорывает ПВО, за ним устремляются штурмовики, зачищающие остатки обороны на этом участке, — объясняет Владимир Попов. — Следом — самолеты, наносящие удары на оперативную глубину боевых порядков противника. Затем в зону прорыва войдет дальняя стратегическая авиация, чтобы атаковать "длинной рукой" объекты тыла или пункты сосредоточения войск. В это время вертолеты могут обстреливать передний край обороны противника. Кроме того, нейтрализация ПВО позволит применять военно-транспортную авиацию для высадки десанта. Это сложная, многосоставная и очень дорогая операция, которую крайне трудно спланировать. Однако современную войну против сильного противника без этого не выиграть".