» » Специалист по закупкам: обязанности, должностная инструкция, образование, требования, резюме. Профессия менеджер по закупкам Требования к специалисту по госзакупкам

Специалист по закупкам: обязанности, должностная инструкция, образование, требования, резюме. Профессия менеджер по закупкам Требования к специалисту по госзакупкам

Любая торговая организация нуждается в профессиональном менеджере по закупкам. Только человек с высокой квалификацией и достаточным профессиональным опытом в полной мере представляет себе, как найти самого лучшего поставщика, провести с ним переговоры и выстроить долговременные отношения, построить самую выгодную стратегию закупок.

Общее описание профессии

В зависимости от компании обязанности менеджера по закупкам могут сильно разниться. К примеру, существуют такие виды бизнеса, где объемы продаж по каждому из наименований можно с достаточной степенью точности просчитать заранее. В этой ситуации менеджер должен всего лишь с максимальной тщательностью следовать изначальному плану закупок.

Иногда требуется эксклюзивный товар : одежда, обувь, мебель, парфюмерия, ювелирные изделия и так далее. В этом случае надо найти то, что будет продано в ближайшее время, и в таком количестве, в котором такой товар реально продать.

Среди менеджеров по закупкам встречаются настоящие профи, которые умеют эффективно общаться с людьми и получать то, чего хотят. Результатом их деятельности будет нахождение хорошего поставщика, который готов предоставлять самый лучший товар по минимальным ценам, с правом отсроченного платежа или даже возврата нереализованной партии.

Однако условия нынешнего рынка таковы, что нахождение низких цен порой становится трудно достижимым. Компании предпочитают работать с проверенными поставщиками на давно оговоренных условиях.

С учетом вышесказанного, основными обязанностями менеджера по закупкам становятся оптимизация процесса закупок , нахождение оптимального количества товара и забота о том, чтобы этот товар оказался в нужное время в нужном месте и нашел своего потребителя.

Откуда берутся менеджеры по закупкам

В менеджеры по закупкам можно прийти разными путями. Некоторые переквалифицируются из логистов, менеджеров по продажам, диспетчеров и офис-менеджеров. Другие изначально занимаются закупками и целенаправленно растут в этом направлении.

Образование

Хорошим кадрам необходимо качественное образование. Руководство крупных компаний предпочитает нанимать сотрудников с высшим образованием. Ценится образование, близкое к направлению деятельности компании (строительное, медицинское, художественное, техническое). Иногда большим плюсом становится экономическое образование.

Менеджеры по закупкам вынуждены сами много ездить по миру, вести переговоры с партнерами, оценивать качество их работы, тестировать образцы продукции. Следовательно, такому менеджеру требуются знание английского (китайского, турецкого, итальянского и т.д.) и навыки общения.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона о контрактной системе*(1) деятельность заказчика в сфере закупок должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Какие требования могут предъявляться к таким специалистам, где и как они должны обучаться? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Требования к специалисту по закупкам

Минтрудом разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (Приказ от 10.09.2015 N 625н). Указанный специалист осуществляет деятельность по контролю и управлению закупками с целью эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
К трудовым функциям специалиста по закупкам относятся:
предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
подготовка закупочной документации;
обработка результатов закупки и заключение контракта;
составление планов и обоснование закупок;
осуществление процедур закупок;
проверка соблюдения условий контракта;
проверка качества предоставленных товаров, работ, услуг;
мониторинг в сфере закупок;
аудит и контроль в сфере закупок.

У данного специалиста должно быть образование не ниже среднего профессионального, а кроме этого, он обязан пройти подготовку по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональную переподготовку) в сфере закупок. Если работник будет занимать должность старшего специалиста по закупкам, консультанта по закупкам, работника контрактной службы или контрактного управляющего, то он должен иметь высшее образование (бакалавриат), пройти переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок и иметь опыт работы в данной сфере не менее трех лет.
В рамках выполнения своих трудовых функций специалист по закупкам должен:
– обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги;
– готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;
– обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме этого, в профессиональном стандарте указаны требования к знаниям, умениям и иным характеристикам.

Предъявляемые требования

Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций

Создавать и вести информационную базу данных

Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию

Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы

Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок

Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам

Основы антимонопольного законодательства

Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам

Особенности ценообразования на рынке (по направлениям)

Методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта

Основы информатики в части применения к закупкам

Этика делового общения и правила ведения переговоров

Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок

Требования охраны труда

Этические нормы

Соблюдать конфиденциальность информации

Соблюдать этику делового общения

Занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью

Не разглашать материалы рабочих исследований

Не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте

Не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег

Не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег

Обучение специалиста по закупкам

Минэкономразвития и Минобрнауки в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, разработали Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее – Методические рекомендации). Они доведены совместным Письмом от 12.03.2015 Минэкономразвития РФ N 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки РФ N АК-553/06.
Методическими рекомендациями должны руководствоваться организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (ДПП) повышения квалификации в сфере закупок, а также заказчики при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Познакомимся с их основными положениями.
Характеристика ДПП повышения квалификации в сфере закупок. Вне зависимости от используемых технологий обучения минимальный срок освоения программ – 108 часов. Обучение рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации ДПП в очно-заочной форме следует устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы.
При реализации ДПП могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (п. 2.6 Методических рекомендаций).
В них нужно включать лекционные, практические, семинарские занятия, деловые игры, консультации по тематике осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8 Методических рекомендаций обучение в сфере закупок следует проводить по мере необходимости, но не реже чем каждые три года для всех категорий обучающихся.
При разработке и реализации ДПП может применяться модульный принцип представления содержания образования. Обучение по программам рекомендуется проводить с применением современных образовательных методик и технологий.
Конкретное название программы, наименование и содержание отдельных ее компонентов, формы реализации, планируемые результаты (перечень профессиональных компетенций в сфере закупок), учебный план и календарный учебный график определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, но с учетом требований, установленных в п. 3.3-3.5 Методических рекомендаций.
Содержание ДПП. Программы должны быть направлены на совершенствование имеющихся и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере закупок, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере закупок (п. 3.1 Методических рекомендаций).
Содержание ДПП должно учитывать профессиональные стандарты в сфере закупок, о которых было сказано выше.
Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине ДПП установлен в п. 3.3 указанного документа.

Наименование дисциплин и их основные темы

Количество часов

Основы контрактной системы

Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности

Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Порядок организации электронного документооборота

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок

Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг

Планирование и обоснование закупок

Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки

Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения

Осуществление закупок

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора

Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок

Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы

Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона

Порядок осуществления закупок способом запроса котировок

Порядок осуществления закупок способом запроса предложений

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами

Особенности отдельных видов закупок

Контракты

Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов

Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов

Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок

Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок

Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства РФ в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки

Вариативная часть

Итоговая аттестация

Экзамен (тестирование) и/или защита итоговой работы

Программы могут содержать вариативную часть, предусматривающую специализацию, в том числе по объекту закупки, способам закупок, роду деятельности (для руководителей контрактных служб, уполномоченных органов, специалистов органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, членов комиссий, работников специализированных организаций, экспертов, консультантов и др.), по региональной специфике осуществления закупок. Объем вариативной части не может превышать 15% от общего количества часов реализуемой программы (п. 3.5 Методических рекомендаций).

Примерное содержание ДПП

Основы контрактной системы. В рамках изучения данной темы слушатели знакомятся с основными принципами, понятиями и терминами, применяемыми в российской системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; с системой осуществления закупок в контексте социальных, экономических и политических процессов Российской Федерации. Она дает представление об основных принципах, заложенных в основу создания контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Здесь же изучаются цели и задачи создания и функционирования контрактной системы, ее информационное обеспечение. Кроме этого, рассматриваются участники контрактной системы, их права и обязанности, порядок создания, организация работы, функции контрактной службы (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок и происходит знакомство с информационным обеспечением контрактной системы в сфере закупок, единой информационной системой, порядком организации электронного документооборота.
Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок. В данной теме рассматривается действующая российская нормативная правовая база в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая Гражданский и Бюджетный кодексы, Закон о контрактной системе, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные и методические документы Минэкономразвития и других федеральных органов исполнительной власти, а также слушатели знакомятся с антимонопольным законодательством.
Планирование и обоснование закупок. Эта тема знакомит слушателей с понятиями и порядком формирования и изменения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обоснованием закупок; понятием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ее назначением, методами определения.
Осуществление закупок. В этом учебном разделе установлены основные отличия способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), применяемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, назначение способов закупок. В рамках него происходит знакомство с общими положениями о конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), разбираются конкретные примеры применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), преимущества и недостатки каждого способа, раскрываются условия допуска к участию в закупках, антидемпинговые механизмы в закупках и правила их использования. Слушатели получают знания об участии в закупках субъектов малого ства, социально ориентированных некоммерческих организаций, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов; знакомятся с правилами описания объекта закупки, порядком составления технического задания. В этом разделе разбирается порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами; освещается документооборот по закупкам, особенности отдельных видов закупок (НИР, НИОКР, строительный подряд, лекарственные средства, компьютерная техника, продукты питания); изучаются особенности составления технических требований и спецификаций на указанную продукцию, особенности заключения энергосервисных контрактов.
Контракты. При прохождении данной темы слушатели знакомятся с основным понятийным аппаратом, структурой контрактов, опытом их заключения. Она дает знания об основных терминах и определениях при составлении контракта, особенностях государственного контракта как вида договора, терминологии условий поставок, цене контракта и условиях платежа, изменениях, внесенных в контракт, расторжении контракта, сроках, условиях вступления контракта в силу, ответственности сторон, экспертизе и приемке продукции, обеспечении исполнения контрактов, рассмотрении споров, обстоятельствах непреодолимой силы, о структуре контракта, порядке ведения реестра контрактов.
Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок. В данном разделе рассматриваются вопросы мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, дается оценка обоснованности и эффективности закупок. В нем также раскрываются способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки, порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной торговой площадки при осуществлении закупок.

Итоговая аттестация

Освоение ДПП завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач в сфере закупок.
Согласно п. 4.2 Методических рекомендаций предлагается предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование) и (или) защиты итоговой работы. Для программ, реализуемых в соответствии с п. 2.4 данного документа, рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование).
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (п. 4.3 Методических рекомендаций).
В целях упрощения процесса подтверждения подлинности документов о квалификации работодателями, кадровыми службами, экономии бюджета образовательных организаций, повышения имиджа дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рекомендуется изготавливать удостоверения о повышении квалификации на бланках, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией, производимой в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции.
Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Условия реализации ДПП

Образовательным организациям рекомендуется проводить внутренний мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
Для проведения занятий по ДПП следует привлекать специалистов, прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и (или) имеющих практический опыт в данном направлении деятельности.
Кроме этого, организациям, реализующим ДПП, рекомендуется обеспечить обучающихся учебно-методическими материалами, необходимыми для освоения программы (учебными пособиями, дидактическими и методическими материалами, презентациями в печатном и (или) электронном виде).
В процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения нужно обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач при осуществлении закупок.

* * *

Минтрудом разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок". В данном документе сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам указанной категории работников. Чтобы работать специалистом в сфере закупок, необходимо пройти обучение (получить дополнительное профессиональное образование). Минэкономразвития и Минобрнауки совместно разработали программу, по которой должно проходить такое обучение. Знакомство с ней может быть полезно и образовательным организациям, выступающим в роли заказчиков, и тем, кто сам организует обучение по предложенным программам.

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

О. Марова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 54-62.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Организации, постоянно участвующие в закупках товаров, работ и услуг по нормам ФЗ-44 и ФЗ-213 должны иметь в штате специалиста в сфере закупок, соответствующего утвержденному профстандарту. Специалисты МЭР разъяснили в каких случаях требования к таким работникам являются обязательными, а когда ими можно пренебречь.

В информации , размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России, чиновники напомнили о порядке применения профессиональных стандартов для работников, которые занимают должности специалистов и экспертов по закупкам.

Применение и регулирование профстандартов

Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и № 626н были утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». В силу статьи 195.3 Трудового кодекса РФ профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями, если это прямо предусмотрено законодательством, в остальных случаях применение профстандартов является рекомендованным. В нормах этой же статьи указано, что под требованиям законодательства подразумеваются нормы, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральными законами, а также постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и приказами других федеральных органов, специально устанавливающими требования к работникам, которые выполняют те или иные трудовые обязанности и носящими нормативный правовой характер.

Применительно к закупкам МЭР разъясняет, что если выполнение работ по должностям, профессиям и специальностям связано с каким-либо предоставлением льгот или компенсаций, либо наличием ограничений, то в силу статьи  наименования и квалификационные требования к таким должностям, профессиям и специальностям должны соответствовать наименованиям и требованиям, определенным профессиональными стандартами и квалификационными справочниками. Учитывая, что деятельность государственных и муниципальных образований и организаций в сфере закупок регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором установлены квалификационные требования к работникам контрактной службы, то в таких организациях специалисты по закупкам должны соответствовать требованиям профстандартов.

Когда профстандарты можно не применять

Чиновники разъяснили, что если сотрудник контрактной службы является гражданским служащим или служащим муниципальной службы, то к нему можно не применять квалификационные требования, содержащиеся в профессиональных стандартах к специалистам в сфере закупок. В этом случае они носят рекомендательный характер и могут быть применены только в части, не противоречащей Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Кроме того, если закупки осуществляются организацией не по требованиям закона № 44-ФЗ, а работающие в ней специалисты по закупкам не являются гражданскими (муниципальными) служащими, то профстандарты в этой ситуации также носят рекомендованный, но необязательный характер. Это связано с тем, что «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит прямых указаний и требований о создании контрактной службы.

​Нужно повысить квалификацию сотрудника контрактной службы или обучить специалиста с нуля? Оставьте заявку в форме ниже.

Для тех, кто давно работает с госзакупками и проводит мониторинг изменений в законодательстве, далеко не секрет, что с 01.01.2017 существуют четко регламентированные требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих.

Произошло это благодаря вступлению в силу Приказа Минтруда России от 10.09.2015 N 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

Под применением профстандарта работодателем понимается его использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления».

Таким образом, теперь при приеме на работу, назначении на должность, направлении на обучение и т.д., кадровая служба заказчика должны опираться на введенные профстандарты.

К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:

Таблица 1.

Обобщенные трудовые функции Предъявляемые требования
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование ​ – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 3 лет в сфере закупок.
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 4 лет в сфере закупок.
4. Контроль в сфере закупок Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Как показывает приведенная таблица, если у заказчика занимается закупками (в том числе приемкой результатов контракта), например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям – иметь высшее образование по специалитету (магистратуре), пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта (1).

Так какие требования к образованию сотрудников контрактной службы выдвигаются в утвержденных профстандартах?

Для контрактных управляющих и сотрудников контрактной службы, согласно действующему законодательству и поправкам вступившим в силу с 1 января 2017 года достаточно (настоятельно рекомендовано) иметь один из следующих уровней образования:

  • высшее образование (без учета профиля);
  • профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (среднее или высшее);
  • дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Требования к квалификации сотрудников заказчика выдвигаются также в самом законе о контрактной системе и в методических рекомендациях по обучению.

Заказчики по закону о контрактной системе обязаны быть максимально компетентными и должны осознавать свою ответственность при использовании и распределении бюджетных средств, поэтому закон № 44 ФЗ предъявляет следующие условия:

  1. Заказчики обязаны повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников контрактных служб и комиссий, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок (ст. 9 № 44-ФЗ).
  2. Требования к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы: комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 № 44-ФЗ).
  3. Требования к квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих – должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 № Д28и-1220; Профстандарты «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок»).

О сроках, формах и стоимости обучения по контактной системе (44-ФЗ) читайте в следующей статье

(1)https://otc.ru/academy/articles/profstandarts_44fz_223fz

Разберем в статье, как применять профстандарт специалиста в сфере закупок для составления паспорта профессиональной компетенции и чего не хватает, чтобы оценка компетенций специалистов по закупкам позволила бы выбрать лучших из лучших.

Программы профессиональной переподготовки наконец получили единую методическую основу: приказ Минтруда утвердил профстандарт "Специалист в сфере закупок", и его с 1 июля 2016 г. обязаны будут применять все заказчики. Авторы статьи разбирают, как применять профстандарт для составления паспорта профессиональной компетенции и чего не хватает, чтобы оценка компетенций специалистов позволила бы выбрать лучших из лучших.

С момента выхода Закона № 44-ФЗ редко кто из действующих лиц контрактной системы не задавался вопросом: как подступиться к одному из главных базисов закона, принципу профессионализма? Что вложить в определение «профессионал»? Лишь осенью прошлого года приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н утвердил профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», подведя тем самым единую основу к оценке компетенций контрактных управляющих.

Профстандарт определяет, каков должен быть уровень квалификации работника для компетентного выполнения должностных обязанностей в рамках требований к конкретной должности.

Профстандарт разработан для таких должностей, как:

  • специалист по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий;
  • старший специалист по закупкам;
  • консультант по закупкам;
  • ведущий специалист;
  • заместитель руководителя подразделения;
  • руководитель подразделения.

Профессиональный стандарт дает характеристики трудовых функций, на основе которых теперь начнется разработка единых подходов к оценке профессиональных компетенций.

Обобщенные трудовые функции специалиста по закупкам

Профстандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции, которые ранжированы и разделены на уровни квалификации специалиста по закупкам (схема):

  • обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
  • осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
  • экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
  • контроль в сфере закупок.

Схема. Структура трудовых функций профессионального стандарта специалиста в сфере закупок

Состав профессиональных компетенций специалист в сфере закупок

Соотношение уровней квалификации и профессиональных компетенций - ключевой вопрос, без решения которого весьма проблематично требовать от работника готовности к высокопрофессиональной закупке. Если уровни квалификации дают представление о трудовых функциях, требованиях к образованию, то профессиональные компетенции раскрывают требования к уровню профессионализма работника и позволяют определить инструментарий его оценки.

Можно ли уже сейчас, используя профстандарт, начать создавать программы профпереподготовки на основе единых стандартов?

К сожалению, нет. В Методических рекомендациях по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (далее - Методические рекомендации), утвержденных Минобрнауки России 22 января 2015 г., дословно говорится: «…в рамках профессиональной переподготовки может быть освоена одна обобщенная трудовая функция». Притом что в тех же Методических рекомендациях для начала нужно найти федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), отвечающий направленности программы, и сопоставить зафиксированные в нем требования с описанием квалификации в профессиональном стандарте.

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок должен дать ответ, как специалист должен делать свою работу. Применение его на практике позволит решить проблемы, представленные в матрице «Практическое применение профессионального стандарта специалиста в сфере закупок» (табл. 1).

Таблица 1. Матрица «Практическое применение профессионального стандарта специалиста в сфере закупок»

Пример программы профессиональной переподготовки специалистов по закупке

Допустим, нам нужно описать обобщенную трудовую функцию «Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Она включает две трудовые функции:

  • составление планов и обоснование закупок;
  • осуществление процедур закупок.

За основу возьмем ФГОС высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратуры) от 30.03.2015 № 322, который наиболее близко подходит при оценке профессионализма работника.

Среди профессиональных компетенций остановимся, к примеру, на ПК-5: владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде. Соответствие компетенции трудовым функциям специалиста в сфере закупок представлено в таблице 2, где под профессиональной компетенцией понимается владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде.

Таблица 2. Паспорт профессиональной компетенции в соответствии с профессиональным стандартом специалиста в сфере закупок

Уровни сформированности компетенции

Основные признаки уровня освоения компетенции

Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок при составлении планов и обоснование закупок, осуществлении процедур закупок с учетом применения методов экономического и стратегического анализа в сфере закупок;
- основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового, административного законодательства в части применения к закупкам с учетом методов экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
- экономические основы ценообразования.

Основы антимонопольного законодательства;
- особенности ценообразования на рынке (по направлениям);
- порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг

Пороговый (базовый) уровень

Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам;
- особенности составления закупочной документации;
- основы информатики в части применения к закупкам;
- основы статистики в части применения к закупкам

Высокий (превосходный) уровень

Подготавливать план закупок, план-график, вносить в них изменения;
- формировать НМЦК; - работать с закупочной документацией.

Повышенный (продвинутый) уровень

Работать в единой информационной системе;
- анализировать поступившие замечания и предложения в ходе общественного обсуждения закупок и формировать необходимые документы

Пороговый (базовый) уровень

Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;
- обрабатывать и хранить данные

Высокий (превосходный) уровень

Навыками организации на стадии закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг с учетом методов экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
- навыками организации общественного контроля осуществления закупок;
- навыками организации утверждения плана закупок и плана-графика

Повышенный (продвинутый) уровень

Навыками разработки плана закупок и осуществления подготовки изменений для внесения в план закупок;
- навыками обеспечения подготовки обоснования закупки при формировании плана закупок;
- навыками организации уточнения в рамках обоснования цены контракта и ее обоснования в извещениях об осуществлении закупок, приглашениях к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Пороговый (базовый) уровень

Навыками размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, публикациях в печатных изданиях плана закупок и внесенных в него изменений;
- навыками обработки, формирования и хранения данных

Такого рода подход к формированию профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих закупки в г. Москве, внедрен при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (120 ч) «Управление государственными и муниципальными закупками» в ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы». Программу реализуют преподаватели кафедры управления государственными и муниципальными закупками, которую возглавляет Г. В. Дегтев, доктор юридических наук, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике. Также к проведению практических занятий, кейс-семинаров, круглых столов широко привлекаются практики, обладающие опытом управления закупочной деятельностью. Выбор ФГОС 38.04.02 «Менеджмент» обусловлен целями и задачами программы «Управление государственными и муниципальными закупками». Разумеется, данный подход носит дискуссионный характер, оценить его можно лишь по динамике развития профессионализма специалистов в сравнении до и после освоения программы.

Разработка паспорта профессиональной компетенции, соответствующей той или иной трудовой функции профессионального стандарта специалиста в сфере закупок, - это только начало процесса формирования профессиональных компетенций. Следующий важный шаг - разработка фонда оценочных средств, позволяющих не только определить уровень профессиональной компетенции, но и предложить работнику траекторию индивидуального профессионального развития. Тесты в данном случае не являются основным фактором определения уровня развития профессиональной компетенции. Но это тема отдельной статьи. А в нашем случае необходимо понимать, что принятый профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок - это только в первый шаг в решении проблемы повышения профессионализма заказчика.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»