» » Географическое разделение труда. Географическое разделение труда, его виды, влияние на размещение производительных сил; типы стран по специализации экономики и участию в международном разделении труда Что такое географическое разделение труда приведите пр

Географическое разделение труда. Географическое разделение труда, его виды, влияние на размещение производительных сил; типы стран по специализации экономики и участию в международном разделении труда Что такое географическое разделение труда приведите пр

Отдельные части территории России различаются природными условиями и ресурсами, давностью и степенью освоения, обеспеченностью и составом и т. д. Эти различия приводят к географическому разделению труда между отдельными районами страны и их специализации на производстве определенного вида продукции. Например. снабжает страну и газом, специализируется на сельском и курортном хозяйстве, - лидер в выпуске наукоемкой продукции, Поволжье называют автомобильным «цехом» страны и т. д. Такое между различными районами называется территориальной специализацией хозяйства.

Условия, которые необходимо учитывать, определяя специализацию района в хозяйстве страны называют, факторами специализации территории.

Основные факторы, влияющие на специализацию хозяйства территории:

  • особенности природных условий и обеспеченность природными ресурсами
  • особенности
  • количество и качество трудовых ресурсов
  • исторические сложившиеся отросли хозяйства
  • возможность выпуска продукции в размерах превышающих собственные потребности
  • себестоимость продукции должна быть ниже, чем в других районах
  • в выпуске данной продукции должно быть заинтересовано государство.

Но, несмотря на экономическую выгоду территориальной специализации, нельзя забывать и о комплексном развитии хозяйства района, нематериальной сферы, и др.

Учитывая наличие факторов специализации, а также природных, экономических и социальных особенностей различных территорий в России проведено экономическое районирование (деление) территории на более мелкие экономические районы

Северный

Центральный
Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва

Волго-Вятский
Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская области

Центрально-Черноземный
Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области

Поволжский
Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области

Северо-Кавказский
Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область

Уральский
Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, области, Коми-Пермяцкий автономный округ

Западно-Сибирский
Республика , Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа

Восточно-Сибирский
Республика Бурятия, Республика Тува, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Читинская области, Агинский Бурятский, (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа

Дальневосточный
Республика Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, области, Еврейская автономная область, Чукотский, Корякский автономные округа

Калининградская область

Экономическое районирование необходимо для эффективного территориального планирования и управления хозяйством огромной и разнообразной территории России.

Комплексная характеристика западных регионов России

Территория западной экономической зоны охватывает Европейскую часть России и Урал, занимая 4,3 млн. км2.,что составляет 25% площади страны. В ее составе выделяют 8 экономических районов: Центральный, Волго-вятский, Центрально-Черноземный (вместе называемые Центральной Россией), а также Северо-Западный, Европейский Север, Урал, Поволжье, .

Природные условия благоприятны для ведения хозяйства (кроме заполярных районов), большую часть занимает Русская с господством . Речная сеть густая, но реки неглубокие, здесь протекает крупнейшая - . Имеется полный набор природных зон от до .

Достаточно богатые природные ресурсы: крупнейшие в Европе железорудные месторождения КМА; нефть, газ, Печорского бассейна и ; руды и бокситы ; , и Севера; Центральной России и ; Северный Кавказ и Поволжья обладают хорошими . Славится своими Урал, но их запасы уже сильно истощены.

В западной зоне исторически сложилась высокая концентрация населения. Здесь проживает 78% населения страны. Центральная - очаг древнерусского расселения, здесь возникли первые русские города, промышленность, наука. Этот район - политический, экономический и культурный центр России. В западной зоне самый высокий уровень (в более 85%), здесь расположены все крупные города (11 городов-миллионеров, большинство на Урале и Поволжье), крупные агломерации (московская, Ленинградская, Нижегородская и др.). Западные региона отличает высокий уровень квалификации трудовых ресурсов, наличие ведущих образовательных учреждений, центров науки и культуры.

Под влиянием выгодного ЭГП районов, старопромышленного характера их освоения, хорошей транспортной обеспеченности, наличие квалифицированных кадров и научно-технических баз в западной зоне сформировалась высокоразвитая обрабатывающая промышленность. Ведущая роль принадлежит трудо- и наукоёмким отраслям , химической и лёгкой промышленности. В западной зоне выпускается 80% всей промышленной продукции страны, 90% товаров народного потребления, хорошо развиты отрасли нематериальной сферы. Крупные центры: Москва, Петербург, Ярославль, Воронеж, столицы автономных республик.

Для западной зоны характерен достаточно развитый , дающий 80% сельскохозяйственной продукции страны. Основные районы: Центрально-Чернозёмный, Поволжье, Северный Кавказ.

Сеть имеет рационально-кольцевую структуру, представлена всеми видами . Крупнейшие транспортные магистрали направлены к Москве.

Высокая хозяйственная освоенность западных регионов обусловила множество проблем:

  • рост крупных городов и высокая концентрация промышленных предприятий;
  • обостряют экологическую ситуацию;
  • наблюдается дефицит сырья, топлива, энергии, воды и многое другое.

Комплексная характеристика восточных регионов России

Восточная экономическая зона расположена в азиатской части России от Уральских гор до , занимая территорию 12,8 млн. км2. (75% площади страны). В её составе 3 экономических района: Западная Сибирь, Они очень удалены от экономически развитых регионов России, что существенно влияет на их . Наиболее выгодное экономико- положение имеет Западная Сибирь, ближе других расположенная к Европейской части и граничащая с промышленным и сырьевой базой Восточной Сибири.

Природные условия на большей территории неблагоприятны. Более 60% занимает зона Севера. 80% Западной Сибири заболочено, в Восточной Сибири господствует резко континентальный климат, землепроходцев и основания городов Тюмени, Тобольска, Томска. В настоящее время заселённость территории по-прежнему невысокая: здесь проживает 22% населения страны. Размещено население крайне неравномерно: основная часть сконцентрирована на юге вдоль железнодорожных магистралей. Степень урбанизации высокая - более 75%. Крупные города: Омск, (миллионеры), Красноярск, Иркутск, и др. Но на основной территории заселение очаговое.

Суровые природные условия, удалённость, отсутствие развитой транспортной сети и инфраструктуры обусловили низкую хозяйственную освоенность восточной зоны. Она имеет ресурсно-сырьевую специализацию и является топливно-энергетической базой страны. Хотя в регионе сформированы крупные территориально-производственные комплексы (нефтегазохимический, угольно-металлургический, лесохимический, гидроэнергетический и др.) обрабатывающая промышленность пока развита плохо.

В перспективе восточные регионы могут быть не только поставщиком сырья, но и производителем разнообразной продукции чёрной и , и . Для развития хозяйства региона необходимо ускоренное формирование транспортной, социальной инфраструктуры, научно–технических баз, а также улучшение экологической ситуации в горнодобывающих районах.

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.

В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".

Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.

В географическом разделении труда можно различать два случая:

1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить

2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже

Развитие географического разделения труда вширь и вглубь

В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.

В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.

В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.

В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.

Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв. .

В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.

Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда.

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.

Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.

Влияние транспорта на развитие географического разделения труда

Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Влияние географического разделения труда на рост производительности труда

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники.

Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники.

С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Географическое разделение труда и процесс формирования и специализации экономических районов

Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов.

Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.

Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда

Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда.

При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.

Понятие географического разделения труда в системе экономической географии

Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность.

Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним.

Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.

Экономико-географическое положение тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда.

Таким образом, географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, теснее всего соединяющее ее с политической экономией; понятие, от которого экономико-географ не может отрываться ни в какой теме, им изучаемой.

1. Выделите на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны. Сравните их размещение с расположением Главной полосы расселения.

Главные промышленные (Центральный, Северо-Западный, Урал, Поволжье) и сельскохозяйственные районы (Цент­рально-Черноземный, Северный Кавказ, Поволжье) в целом совпадают с наиболее густонаселенной полосой расселения населения страны.

2. Раскройте содержание понятия «территориальное (географическое) разделение труда», выделите его составные части.

Географическое, или территориальное, разделение труда выражается в хозяйственной специализации отдельных территорий и в их обмене друг с другом товарами и услугами.

3. Какая, на ваш взгляд, специализация для территории более выгодна - узкая или широкая? Почему?

У каждой специализации есть свои «за и против». Широкая специализация дает возможность комплексного развития хозяйства региона и гарантирует определенную степень независимости от импорта из других регионов. Узкая специализация дает возможность сконцентрироваться на одной отрасли, совершенствовать ее и сделать ее продукцию наиболее конкурентоспособной.

4. Объясните значение географического разделения труда: а) для отдельных территорий и б) для страны в целом.

Географическое разделение труда - одна из закономерностей развития общества. Ранее «замкнутые» страны и районы начинают обмениваться продуктами своего труда, и в результате повышается эффективность всей экономики, жизнь людей становится богаче и разнообразней. А) отдельные районы могут развивать те отрасли, которые действительно выгоды, получая остальную продукцию из других районов. Б) для страны специализация – возможность найти свое место на мировом рынке, получить продукцию, которую невозможно производить на своей территории.

5. С какими современными производствами ассоциируются названия отдельных городов или районов? Приведите примеры.

Норильск – Норильский никель, Тольятти – Автоваз, Череповец – Череповецкий металлургический комбинат.

Как возникает территориальное разделение труда?

При изучении отраслей хозяйства вы обратили внимание, что для ряда районов характерно развитие того или иного производства. Вспомним, Север европейской части России ассоциировался у нас с одним из главных районов лесной промышленности, продукция которой (лес, бумага, картон) поступает в другие районы страны.

Потоки газа и нефти по трубопроводам устремляются в районы потребления из Западной Сибири - основной топливной базы России; Центральная Россия, Северо-Запад, Поволжье, Урал выступают как районы производства сложной промышленной продукции, Северный Кавказ - один из главных районов зернового хозяйства и технических культур. Таким образом, на территории страны можно выделить главные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, развития сельского и рекреационного хозяйства, торгово-финансовой деятельности и другие. Другими словами, районы специализируются на различных отраслях.

Рис. 52. Разнообразие хозяйства районов России

Николай Николаевич Баранский (1881 -1963). Один из основателей отечественной экономической географии, создатель учения о географическом разделении труда и теории экономико-географического положения. Задачей географии считал комплексное изучение территории - «от геологии до идеологии», причем не просто для ее описания, а и для преобразования. География, по Баранскому, должна быть конструктивной наукой.

Очень важно, что районы не только производят определенную продукцию, но и ведут активный, выгодный обмен товарами и услугами, успешно работая друг на друга для создания межрайонного, межрегионального обмена, географического разделения труда.

Географическое, или территориальное, разделение труда выражается в хозяйственной специализации отдельных территорий и в их обмене друг с другом товарами и услугами.

Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению труда?

Территориальное разделение труда появилось в то время, когда хозяйство перестало быть натуральным (то есть производящим абсолютно все необходимое для жизни) и стало товарным (производящим что-то сверх своих потребностей, на продажу).

Вначале такое разделение труда происходило на небольших территориях: в городе работают ремесленники, в окрестных селах - крестьяне. Но с развитием экономики, с появлением дешевого транспорта разделение труда стало охватывать большие территории - уже целые районы и регионы специализировались на производстве той или иной продукции.

Разделение труда может «жестко» диктоваться природой - ее условиями и ресурсами. Например, в России единственная разведанная и освоенная группа крупных месторождений алмазов - в Якутии. А на всем огромном протяжении берегов Северного Ледовитого океана единственный незамерзающий участок - северный берег Кольского полуострова. И как бы мы ни хотели добывать алмазы в Центральном районе или построить крупный порт круглогодичного действия в устье Лены - ничего не удастся.

Но гораздо чаще ограничения, накладываемые природой, менее жесткие. А уж для обрабатывающей промышленности или для сферы услуг их практически нет вообще. В этом случае территориальное разделение труда возникает, если одновременно соблюдаются два условия:

  1. в данном районе дешевле произвести конкретную продукцию;
  2. эту продукцию возможно перевезти в другой район (к потребителю) так, чтобы она при этом осталась конкурентоспособной, то есть не слишком подорожала из-за транспортных расходов.

Как меняется территориальное разделение труда?

Появление новых видов производств, новых технологий на транспорте, освоение новых районов, изменение потребностей общества - все это постоянно меняет сложившуюся картину разделения труда.

Например, в 1930-х гг. началась разработка месторождений Подмосковного угольного бассейна (в основном на территории современной Тульской области). Этот уголь был главным топливом для теплоэлектростанций Центрального райо-на и сырьем для химической промышленности. Но с 1960-х гг., когда резко увеличилась добыча нефти, а особенно в 1980-х гг., когда в Центр пришел дешевый газ Западной Сибири, добыча угля стала невыгодна. Добыть газ за несколько тысяч километров и перекачать его по трубам в итоге дешевле, чем добывать под землей уголь низкого качества. Поэтому электростанции Центра в основном переведены на газ и мазут, на газ перешла и химическая промышленность.

Разделение труда между районами меняется по многим причинам: истощение природных ресурсов, удорожание (или удешевление) транспорта, изменение цен мирового рынка и т. д.

Эти изменения могут способствовать как расцвету отдельных районов, так и их деградации, упадку. В относительно благоприятных условиях находятся районы с широким набором отраслей специализации, что, впрочем, является общим правилом: чем разнообразнее система, тем она устойчивее.

Представьте, что будет с городами - центрами алмазной промышленности Якутии, если цена алмазов на мировом рынке резко снизится. Для них это будет катастрофой. А крупный город со множеством предприятий всегда имеет больший спектр возможностей. Не случайно уровень безработицы в нашей стране минимален именно в крупных городах.

Выводы

Географическое разделение труда - одна из закономерностей развития общества. Ранее «замкнутые» страны и районы начинают обмениваться продуктами своего труда, и в результате повышается эффективность всей экономики, жизнь людей становится богаче и разнообразней.

Разделение труда между районами нашей страны осложняется огромными расстояниями. В последнее десятилетие переход к рыночной экономике во многом изменил привычную картину. Как приспособить производство к новым условиям, что производить и потреблять на месте, что вывозить, что ввозить- все эти вопросы должны решаться применительно к каждому конкретному району. Для этого-то (в том числе) и нужна экономическая география!

Вопросы и задания

  1. Выделите на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны. Сравните их размещение с расположением Главной полосы расселения.
  2. Раскройте содержание понятия «территориальное (географическое) разделение труда», выделите его составные части.
  3. Какая, на ваш взгляд, специализация для территории более выгодна - узкая или широкая? Почему?
  4. Объясните значение географического разделения труда: а) для отдельных территорий и б) для страны в целом.
  5. Какова хозяйственная специализация вашего края? Какие условия ее определили? Перспективна ли она в современных условиях? Есть ли возможности для ее углубления? Предложите свой проект участия вашего края в районном, региональном географическом разделении труда и на федеральном уровне.
  6. С какими современными производствами ассоциируются названия отдельных городов или районов? Приведите примеры.

Вопросы и задания к обобщению знаний по разделу «Хозяйство России»

  1. Объясните своими словами значение следующих понятий: хозяйство; отрасль хозяйства; структура хозяйства; районирование; Единая энергосистема; специализация и кооперирование; информационная инфраструктура; сфера обслуживания; территориальное (географическое) разделение труда.
  2. Вы знаете, что в хозяйстве страны выделяют первичный, вторичный, третичный сектора экономики. Подумайте, какие другие факторы, кроме степени зависимости от природы, лежат в основе такого деления.
  3. Почему в современный период приоритетное развитие в экономике получают сфера обслуживания, наука, финансы, управление?
  4. Хозяйство России в своем развитии прошло несколько этапов. А каковы особенности этапов развития хозяйства вашего региона?
  5. Какие производства или отдельные предприятия вашего города, региона являются единственными в своем роде (уникальными)? Какова история их возникновения, хозяйственные взаимосвязи?

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.

В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".

Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.

В географическом разделении труда можно различать два случая:

1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить

2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже.

Развитие географического разделения труда вширь и вглубь

В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.

В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы) , пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.

В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.

В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.

Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв..

В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.

Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.

Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.

Влияние транспорта на развитие географического разделения труда Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Влияние географического разделения труда на рост производительности труда Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники.

Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники.

С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Географическое разделение труда и процесс формирования и специализации экономических районов

Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов.

Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.

Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда.

При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.

Понятие географического разделения труда в системе экономической географии Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность.

Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним.

Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.

Экономико-географическое положение тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда.

Таким образом, географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, теснее всего соединяющее ее с политической экономией; понятие, от которого экономико-географ не может отрываться ни в какой теме, им изучаемой.

27. Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажироо-борот, густота транспортной инфрастуктуры и многие другие.
Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% - на автомобильный, а оставшиеся 35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.
В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.
Морской и речной транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики.
Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешевыми» флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.
Первое место в морских грузовых перевозках занимают нефть и нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе, а направлены они в Зап. Европу, Японию и США. По-прежнему значительны перевозки угля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Крупнейшими экспортерами угля являются Австралия, США, ЮАР. Следует отметить также транспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии). Крупнейший в мире рудовывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70 млн т в год. В мировых перевозках руды возрастают сверхдальние грузопотоки, такие, как Бразилия-Япония, Австралия-Зап. Европа, Австралия-Япония. Большой объем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировка зерновых культур. Крупнейшими экспортерами являются США (лидер в мировом экспорте зерновых), Канада, Австралия, Аргентина. Более половины объема перевозок зерновых направляется ныне в развивающиеся страны.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот- в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Железнодорожный транспорт. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии - 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании - около 30 %).
Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке и четверть - в Зап. Европе.
В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США - от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.
В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании - до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России в грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но в последние годы роль автомобилей растет.
Трубопроводный транспорт. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных газопроводов еще больше- 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км, а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.
Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами.
В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).
Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - Франкфурт-на-Майне, Франции - Париж и др.

28. Малые страны Средней Европы расположены в разных частях региона. Бельгия и Нидерланды имеют выход к Северному морю. Люксембург, Австрия, Швейцария и страна-карлик Лихтенштейн занимают внутреннее положение, Ирландия - островная страна. Все страны граничат с высокоразвитыми странами Западной Европы, что способствует тесным экономическим связям с ними.

По государственным строем преобладают конституционные монархии (Бельгия, Люксембург, Лихтенштейн, Нидерланды). Австрия, Швейцария и Ирландия - республики.

Природно-ресурсный потенциал малых стран Средней Европы незначителен. Собственные месторождения природного газа есть только в Нидерландах. Австрия и Швейцария обладают значительными гидроэнергоресурсами. Достаточные запасы железных руд имеются только в Австрии, а запасы цветных металлов незначительны во всех странах и вообще отсутствуют в Нидерландах.

По национальному составу население все страны, кроме Бельгии и Швейцарии, являются однонациональными. Естественный прирост очень низкий, для стран характерен импорт дешевой рабочей силы. Уровень урбанизации очень высок. Официально в Швейцарии и Австрии в городах проживает соответственно 62% и 58% населения, однако даже в сельской местности царит городской образ жизни.

Города малых стран Средней Европы давние и являются историческими и архитектурными памятниками. Среди стран Европы Нидерланды и Бельгия заселены гуще, средняя плотность составляет соответственно 371 человек на 1 км и 338 человек на 1 км кв.

Хозяйство Средней Европы . Все страны относятся к высокоразвитых, только Ирландия - среднеразвитых государство. Удачный выбор специализации, широкое участие в международном разделении труда, накопленный опыт промышленного развития и постоянное его обогащение, а также опережающее развитие научно-технических и технологических достижений обеспечивает им достаточно сильные позиции в экономике Западной Европы. Только Ирландия характеризуется заметно более низким уровнем развития экономики, но в конце XX в. темпы ее развития были самыми высокими в зоне евро.

Промышленность - главная отрасль хозяйства стран.

ТЭК малых стран Средней Европы (за исключением Нидерландов) ориентируется на импортные энергоресурсы. В Австрии и Швейцарии в производстве электроэнергии преобладают ГЭС. В Бельгии, Нидерландах и Швейцарии есть АЭС.

Металлургический комплекс стран Средней Европы переживает кризис из-за недостатка собственного сырья и топлива. Черная металлургия на 2/3 использует руды из Африки, Австралии и Америки. Бельгия и Люксембург входят в группу стран - крупнейших экспортеров стали среди стран Западной Европы. Высокоразвитая черная металлургия также в Нидерландах. В цветной металлургии наиболее развита алюминиевая промышленность на привозных бокситах (Швейцария, Нидерланды, Бельгия). Кроме того, выплавляют медь, кобальт, свинец. Бельгия - один из крупнейших экспортеров цветных металлов Западной Европы.

Машиностроение стран Средней Европы - ведущая отрасль промышленности. Электротехника - сложный многоотраслевой комплекс, занимающийся выпуском электронной, радио- и телефонной аппаратуры, энергетического оборудования. Наибольшее развитие она получила в Нидерландах (телевизоры, радиоприемники, компьютеры, электронное медицинское и телекоммуникационное оборудование). Высокоразвитая эта отрасль и в других странах. В Австрии и Швейцарии развито тяжелое машиностроение. Швейцария занимает одно из первых мест в Европе по производству часов, 95% которых идет на экспорт. Судостроение развито в Нидерландах.

Нефтехимическая промышленность стран Средней Европы развита в Нидерландах и Бельгии. Швейцария специализируется на производстве фармацевтических продуктов.

Пищевая промышленность наивысшего развития достигла в Нидерландах (1/4 мирового экспорта сливочного масла, сыра, 2/3 сгущенного молока) и Швейцарии (сыр, шоколад, пищевые концентраты).

Сельское хозяйство Средней Европы - тоже развитая отрасль имеет высокую производительность. Аграрная политика стран региона направлена на сохранение природной среды и получения экологически чистой продукции.

В отраслевой структуре преобладает животноводство мясо-молочного направления, только в Бельгии и Австрии оно имеет молочно-мясное направление. По экспорту живого скота и мяса Ирландия занимает одно из первых мест в Европе и мире.

Важнейшие сельскохозяйственные культуры - кормовые (пшеница, овес). Под ними заняты большие площади чем под продовольственными культурами. Выращивают также сахарную свеклу, кукурузу, картофель. В Австрии, Швейцарии и Люксембурге занимаются виноградарством, в Нидерландах - цветоводством.

Рыболовство стран Средней Европы наиболее развито в Ирландии.

Транспорт играет важную роль в развитии хозяйства малых стран Средней Европы. В Бельгии, Нидерландах и Ирландии по внешним связям ведущую роль играют морской (порты Роттердам, Антверпен) и авиационный. Речной транспорт используется для внутренних и внешних перевозок грузов в Бельгии, Нидерландах и Австрии. Важнейшие водные артерии - Рейн и Дунай. В Швейцарии и Австрии наибольшее значение имеют автомобильный и железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт развит во всех странах.

Внешнеэкономическая деятельность стран Средней Европы очень разнообразна. Из статей экспорта преобладает продукция машиностроения, металлургии, химической и пищевой промышленности. В импорте - сырье, энергоносители и полуфабрикаты. Страны поддерживают очень тесные экономические связи между собой, а также с ФРГ и Великобританией. Швейцария и Люксембург предоставляют кредитно-финансовые услуги. Туризм - одна из ведущих звеньев дохода всех стран. В Австрии и Швейцарии доходы от туризма высокие в мире в расчете на одного жителя. Австрия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия - члены ЕС, а страны Бенилюкса (общее название Бельгии, Нидерландов, Люксембурга) являются членами НАТО.

29. Норвегия, Швеция, Финляндия образуют единый территориальный массив, занимая Скандинавский полуостров. Дания расположена в материковой части Европы. В ее состав на правах острова входит Гренландия. Исландия - островное государство.

По государственному строю Норвегия, Дания и Швеция - конституционные монархии, остальные страны - республики.

Страны Северной Европы имеют значительный природно-ресурсный потенциал. Месторождения железных руд размещены в странах Скандинавского полуострова. Кроме того, здесь имеются значительные запасы медных (Финляндия), хромитовых руд, ванадия, молибдена, титана, цинка, серы, апатитов. Хуже страны региона обеспечены топливными ресурсами. Норвегия и Дания добывают нефть и газ в Северном и Норвежском морях, каменный уголь является на архипелаге Шпицберген (Норвегия), бурый уголь - в Финляндии и Дании. Норвегия и Швеция имеют значительные гидроресурсы.

По национальному составу населения страны Северной Европы является однонациональными. Через суровые природные условия плотность населения самая низкая в Европе и не превышает 22 человека на 1 км кв., А в Исландии - 3 человека на и км кв. Размещается население, в основном, в южных районах страны. Наиболее равномерно заселена Дания. Уровень урбанизации высок. Городское населениесоставляет от 2/3 до 4/5 и концентрируется преимущественно в столичных агломерациях. Естественный прирост населения очень низкий и колеблется в пределах 2-4%.

Хозяйство Северной Европы . Во второй половине XX в. отраслями международной специализации Финляндии были производство бумаги и целлюлозы, Норвегии - цветная металлургия и производство целлюлозы, Швеции - черная металлургия, Дании - переработка сельскохозяйственного сырья. Исландия, как и раньше, специализируется на рыболовстве (промысел сельди и трески). Быстрыми темпами развивается во всех странах, кроме Исландии, машиностроения.

ТЭК стран Северной Европы , кроме Норвегии и Дании, ориентируется на импортные топливные ресурсы - нефть, газ и уголь. В энергетике скандинавских стран большую роль играют ГЭС, АЭС. Исландия для производства электроэнергии использует термальные ресурсы.

Машиностроение Северной Европы представлено электротехническими отраслями и судостроением. Кроме того, в Норвегии производят оборудование для нефтепромыслов, в Швеции - станки и строительную технику, автомобили, в Финляндии - оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, в Дании развивается точное машиностроение.

В отраслевом составе химической промышленности преобладают лесохимия и основная химия. В конце XX в. в странах региона быстрыми темпами начала развиваться нефтеперерабатывающая промышленность.
В структуре сельского хозяйства Северной Европы преобладает животноводство мясо-молочного направления, в Исландии - мясо-молочное овцеводство. Земледелие представлено выращиванием кормовых (пшеница, рожь, ячмень) и технических (картофель, сахарная свекла) культур. Во всех странах традиционно развито рыболовство.
Важнейшим видом транспорта в регионе является морской, большую роль в пассажироперевозках играет воздушный транспорт. Развивается сеть трубопроводов.

Во внешнеэкономической деятельности основными торговыми партнерами стран Северной Европы есть другие страны Западной Европы и США. Финляндия, Швеция, Дания являются членами ЕС, а Дания, Норвегия и Исландия - НАТО.

В структуре экспорта преобладают продукция машиностроения, бумага, целлюлоза, древесина, руды и изделия из металла. 3/4 экспорта Исландия составляют рыбные изделия.