» » Дракула (Влад Цепеш) - биография, информация, личная жизнь. Всеобщий ужас и мировой феномен: граф Дракула или Влад III Цепеш Влад 3 цепеш биография

Дракула (Влад Цепеш) - биография, информация, личная жизнь. Всеобщий ужас и мировой феномен: граф Дракула или Влад III Цепеш Влад 3 цепеш биография

1431 года, в Сигишоаре. Его отец - Влад II Дракул. Прозвище Дракула (сын дракона), Влад получил по причине членства его отца (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона, созданном императором Сигизмундом в 1408 году. Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III носил знак ордена, а так же и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей.

В 12 лет вместе с младшим братом Влад был отправлен в заложники и удерживался в Турции на протяжении 4 лет. Вероятно, именно этот факт повлиял на психику Влада III и испортил ее. В дальнейшем о нём отзывались как о крайне неуравновешенном человеке со множеством странных идей и привычек. В 17 лет он узнал об убийстве боярами отца и старшего брата. Турки освободили его и посадили на престол, который он покинул через несколько месяцев под напором Яноша Хуньяди. Дракула был вынужден просить убежища у союзников в Молдавии, однако по истечении четырёх лет, во время молдавской смуты, погиб правитель Молдавии, приходившийся Владу дядей.

Влад Цепеш снова бежал, уже вместе с кузеном Штефаном чел Маре — в Венгрию, четыре года пребывает в Трансильвании — у валашских границ. В 1456 году он восходит на трон с помощью венгров и валашских бояр. К началу правления под властью Цепеша находилось около 500 тысяч человек. Существуют данные, что за шесть лет своего правления (1456-1462 годы) Влад Дракула уничтожил до ста тысяч человек. Тем не менее, при подробном анализе источников, историки сходятся во мнении, что эти данные существенно преувеличены.

Цепеш вел борьбу с боярами за централизацию государственной власти. Вооружил свободных крестьян и горожан для борьбы с внутренней и внешней опасностью (угрозой завоевания земель Османской Империей). В 1461 году он отказался платить дань турецкому султану. В результате своей знаменитой «Ночной атаки» 17 июня 1462 года заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 30-тысячную турецкую армию во главе с султаном Мехмедом II.

Вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден в 1462 году бежать в Венгрию, где был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме без суда и следствия 12 лет. Снова став господарем в 1476, был убит боярами.

По другой версии, XV века, Влада III в бою приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чём, заметив ошибку, весьма сожалели.

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя являлся документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу венгерского короля) и опубликованный в 1463 году в Германии. Именно там впервые встречаются какие-либо описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.

С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленной в указанном документе, крайне велик. Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии, большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено никаких более ранних упоминаний ни одной из этих «псевдофолкльорных» историй.

Тем не менее, сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала более поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году, его самого казнили за поступки — как гласил приговор — «противные законам данной страны».

Тирания Дракулы

Согласно немецкому документу, увидевшему свет в 1463 году, Влад Дракула, как правитель, отличался необычайной жестокостью. Тем не менее, в результате детального анализа, многие историки усомнились в подлинности данных свидетельств, поскольку их основной целью было оправдание беззаконного ареста господаря Дракулы королём Венгрии.

«Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие 1, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап 2 своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

Этот текст был написан русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году. Известно, что в своём «Сказании о Дракуле Воеводе» Курицын использует информацию именно из того анонимного источника, написанного двадцатью одним годом ранее.

По поводу причин приписывания Владу III свойств вампира есть несколько гипотез. Первая из них — возникновение подобных легенд из других легенд о его «кровожадности». С второй дело обстоит чуть сложнее.

У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще всего принявший католичество), непременно становится вампиром, переход же в католичество Влада III Цепеша, некогда грабившего католические монастыри, стал весьма впечатляющим событием для его подданных-единоверцев. Вполне вероятно, возникновение этого верования обусловлено механизмом своеобразной «компенсации»: переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым , отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие — привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке.

Тем не менее, есть мнение, что Дракула не менял веру, так как это привело бы к потере прав на престол.

Известные случаи про Влада III Цепеша

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 году:

Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку — все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.

Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?» На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.

Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности . Цепеш её предупреждает что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».

Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды, господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.

Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в том документе гласит о том, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей.

По свидетельствам древнерусской повести, неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.

Особенности казней Дракулы

Множеству колов, с подвешенными на них людьми, придавались различные геометрические формы, рождаемые фантазией Цепеша. Существовали различные нюансы казней: одним кол вбивали через задний проход, при этом Цепеш специально следил, чтобы конец кола ни в коем случае не был слишком острым — обильное кровоизлияние могло слишком рано прекратить мучения казнимого. Правитель предпочитал чтобы мучения казнимого продлились хотя бы несколько дней. Другим колья вбивались через рот в горло, и они повисали вверх ногами. Третьи повисали, пронзённые через пупок, четвёртым протыкали сердце. Также применялись казни в виде варки живьём в котле, обдирание кожи с выставлением на съедение птицам, удушение и т. д.

Влад III Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых — бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом, по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых. Известен случай, когда однажды тиран приказал своим стражникам прибить к головам гвоздями шапки иностранных послов, которые отказались снять их, войдя к графу в покои. Послов послал Мехмед II, узнав об этом, он пошёл на Влада с войной.

Литературный и экранный образ Дракулы

Правление Дракулы оказало большое влияние на его современников, которые сформировали его образ в фольклорной традиции румын и соседних с ними народов. Важным источником в этом случае является поэма М.Бехайма, который в 1460-х годах жил при дворе венгерского короля Матвея Корвина, известны немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге». Повествуют о Цепеше различные румынские предания, как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П.Испиреску.

Литературным героем Влад 3 Цепеш стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке (который в то время использовался в Румынии как литературный) «Повесть о мунтянском воеводе Дракуле», после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III , очень популярная на Руси.

Смерть Цепеша произошла в декабре 1476 года. Похоронен в Снаговском монастыре.

Граф Дракула в фильме ужасов «Носферату». В первой четверти XX века, после появления романа Брэма Стокера «Дети Ночи» (англиское «Children of the Night») и «Вампир (Граф Дракула)» (английское значение «Dracula»), а также классического немецкого экспрессионистского фильма «Носферату: Симфония ужаса» главный герой этих произведений — «граф Дракула» — стал самым запоминающимся литературным и кинематографическим образом вампира. Сейчас образ Дракулы также часто используется в компьютерных и видеоиграх. Один из наиболее ярких примеров таких игр — «Castlevania».

Возникновение связи между образом Влада III Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле.

В середине XX века на могилу известного «вампира» началось целое паломничество туристов. Чтобы уменьшить поток нездорового внимания к тирану, власти перенесли его могилу. Сейчас она находится на острове и её охраняют монахи монастыря. (Энциклопедия Википедия)

Еще про Влада Цепеше-Дракуле.

Самая дурная репутация на свете.

Само имя героя этих очерков звучит более чем зловеще. Дракулой зовут предводителя вампиров из фильмов ужасов, и имя это заимствовано именно у Цепеша, являющегося прототипом экранного монстра. Еще "дракула" значит по-румынски "черт", а "Цепеш" значит "кольщик", "любитель сажать на кол", каковым занятием Влад и прославился в народе на все времена.

Уже более пяти веков тянется за Владом Цепешем зловещая тень его устрашающей репутации. Кажется, что речь идет на самом деле об исчадии ада. На самом же деле это был в достаточной степени обычный для той эпохи деятель, в какой-то мере выдающийся, разумеется, по своим личным качествам, среди которых демонстративная жестокость занимала отнюдь не последнее место.

Однако после Сталина , Гитлера или Пол Пота масштабы зверств, которые принято связывать с Цепешем, могут показаться мелковатыми. Да и в те времена у него были достойные конкуренты, - например, Тамерлан, живший полувеком раньше его.

Тем не менее именно Влад III Цепеш превратился в массовом сознании в чудовище, равных которому не бывает. Если посчитать тиражи фильмов о Дракуле и количество их просмотров, то они побьют рекорд, оставив позади и упомянутых выше злодеев, и Ивана Грозного, много чему научившегося у Цепеша и превзошедшего своего учителя.

О личности валашского господаря до сих пор идут споры, и большая часть даже вполне серьезных книг о нем носит названия вроде "Влад Цепеш - миф и реальность" или "Влад Дракула - правда и вымысел", и так далее в меру фантазии авторов. Однако, пытаясь разобраться в событиях, отстоящих от нас более чем на полутысячелетие, авторы, иногда неосознанно, а иногда намеренно, громоздят новые мифы вокруг образа этого человека.

Каков же он был на самом деле? Попробуем разобраться, безо всякой гарантии, что сумеем установить истину. Потому что практически ни одному историческому источнику, повествующему о нем, до конца доверять нельзя.

1. Феодальные нравы.

Влад Цепеш-Дракула родился, вероятнее всего, в 1430 или 1431 году (кое-кто называет даже 1428 или 1429 годы), когда его отец, Влад Дракул (без "а" на конце), претендент на валашский трон, поддерживаемый императором Священной Римской империи германской нации Сигизмундом Люксембургским, находился в Сигишоаре, трансильванском городе вблизи границы с Валахией (Мунтенией).

В популярной литературе часто связывают рождение Влада с моментом вступления его отца в орден Дракона, куда тот был принят 8 февраля 1431 года императором Сигизмундом, занимавшим тогда еще и венгерский престол. Однако на самом деле это либо просто совпадение, либо даже попытка такое совпадение изобрести. Таких выдуманных, а иногда и реальных совпадений в биографии нашего героя полным-полно. Верить им следует с большой осторожностью.

Именно благодаря вступлению в орден Дракона отец Цепеша получил фамильное имя "Дракул", перешедшее потом по наследству и к его сыну с прибавлением окончания "а" или "я", обозначающего принадлежность к роду.

Вовсе неочевидно и даже наверняка неизвестно, связывалось ли такое имя с представлением о нечистой силе. Этот вопрос будет обсуждаться ниже. Известно только, что оно использовалось иностранными владыками при официальном титуловании Цепеша, когда он был господарем Мунтении. Цепеш обычно подписывался "Влад, сын Влада" с перечислением всех титулов и владений, но известно и два письма за подписью "Влад Дракула". Совершенно ясно, что он носил это имя с гордостью и не считал его оскорбительным.

Прозвище "Цепеш", имеющее такое жуткое значение, по-румынски при его жизни не было известно. Скорее всего, еще до его гибели это прозвище употреблялось турками. Разумеется, в турецком звучании: "Казыклы". Однако похоже, что и против такого имени наш герой нисколько не возражал.

После смерти господаря оно было переведено с турецкого и стало использоваться всеми, под ним он и вошел в историю.

Хотя о юности Цепеша известно довольно мало, но все-таки больше, чем о молодых годах Штефана Великого. Все историки начинают рассказ о Штефане с момента вступления на трон. Лишь потом вскользь упоминается гибель отца Штефана в 1451 году и другие события, относящиеся к более ранним временам.

Даже год рождения Штефана (примерно между 1435 и 1440 годами) называют с еще большей неопределенностью, чем у Цепеша. Из юности молдавского господаря известны в основном эпизоды, когда он находился рядом со своим старшим товарищем и кузеном. Цепеш был старше Штефана примерно на семь - восемь лет. Именно по тому, как обучали и воспитывали Цепеша, судят теперь и об образовании, полученном Штефаном.

Известно, что Влад с детства владел латынью, а также немецким и венгерским языками, прошел неплохое военное обучение на европейский манер, а затем, в бытность заложником у турецкого султана, досконально изучил обычаи, язык и военные приемы своих будущих противников. Все перечисленные знания Цепеш умело и изобретательно применял на практике. Стиль его латинской официальной переписки превосходен. Многими военными победами над турками Влад обязан именно своему знанию тонкостей поведения врага.

Перипетии драматической, и, даже позволю себе выразиться, фантастической судьбы Влада Цепеша становятся понятнее, если разобраться во взаимоотношениях двух семейств, а именно, Дрэкулешти - рода потомков отца Цепеша, Влада Дракула (к этому роду отнесли впоследствии и братьев отца, которые, вообще говоря, такого имени сами никогда не носили), и Корвинов, два главнейших представителя которого, Янош и Матиаш Хуньяди, сыграли определяющую роль в событиях жизни Влада.

Нельзя сказать, что между этими семьями существовала вражда, вроде как между Монтекки и Капулетти. Часто бывали моменты, когда их можно было не покривив душой назвать смертельными врагами. И все-таки шекспировская аналогия тут совсем не подходит. Даже зачин "две равно уважаемых семьи..." не годится - семейство Дракулы поднялось только до князей, в то время как Матиаш Хуньяди стал королем Венгрии. Это стало возможным благодаря несомненным заслугам Яноша как организатора и руководителя антитурецкой борьбы на Балканах.

Соперничество же "на равных" у династии Дрэкулешти (Дракулешть) было с родственной им семьей Дэнешти - потомками одного из господарей Мунтении Дана. Вот эти две семьи в борьбе за валашский престол не стесняясь в средствах уничтожали друг друга при любой удобной возможности.

Янош Хуньяди, сосредоточив в своих руках огромную власть, даже большую, чем его официальное положение (одно время он был правителем Венгерского королевства), распоряжался судьбами Трансильвании и Мунтении по своему усмотрению. Он решал, кому быть господарем Мунтении, поскольку его поддержка гарантировала претенденту успех, а его сопернику - гибель.

Долгое время Янош держал сторону клана Дэнешти, чему есть объяснения. Все началось после неудачного Варненского крестового похода, когда 10 ноября 1444 года большая коалиция европейских союзников во главе с венгерским королем Владиславом потерпела поражение. Владислав пал в бою, а второй по рангу предводитель христиан, Хуньяди, сумел бежать с поля боя при обстоятельствах, которые многие посчитали доказательством его трусости.

Современные историки, проанализировав как причины поражения при Варне, так и события, развернувшиеся на поле боя, вроде бы восстановили репутацию Яноша. В поражении следует, похоже, винить самого Владислава, который, будучи менее опытным в военном деле, чем Хуньяди, не хотел прислушиваться к его мнению и допустил несколько роковых ошибок. Главных было две: остановка на привал накануне битвы вместо немедленного начала сражения и преждевременная попытка атаки на главные силы турок с недостаточными для того силами в разгар самой битвы. То есть сперва Владислав чересчур промедлил, затем же поспешил, поступив в обоих случаях так прежде всего из упрямства, желая показать, что он не худший военачальник, чем Хуньяди.

Плохо обстояло дело и с взаимодействием с еще одной военной группировкой - галерным флотом, двигавшимся по Дунаю под предводительством Валеранда де Ваврина. Вообще, крестоносцы в этой кампании продемонстрировали очень малую организованность, и хотя благодаря искусству Яноша Хуньяди сражение было в какой-то момент все-таки почти что выиграно, кончилось оно разгромом.

Янош был вынужден соглашаться со своим венценосным командиром, а когда тот бросился в авантюру, стоившую ему жизни, а союзному войску поражения, поспешил на выручку и при этом сам попал в весьма рискованное положение.

Однако сразу после проигранной битвы надо было срочно искать виноватого, и Яноша, казалось, не могли спасти ни оправдания, ни прежние заслуги. Не кто иной, как отец Цепеша, Влад Дракул, арестовал Яноша и заточил в темницу, а еще один славный борец с османами, Георге Бранкович, даже предложил выдать его туркам. Султан, проявив рыцарство, отказался от предложения.

Тем не менее через очень короткое время Янош Хуньяди не только оказался на свободе, но и стал регентом при новом малолетнем венгерском короле. Это можно объяснить только тем, что, кроме прошлых, весьма славных, заслуг и фактической невиновности, Янош вдобавок обладал еще и влиятельнейшими покровителями. Учитывая, что на регентство претендовали еще представители самых могущественных династий Европы, можно догадываться, что в роли заступника за Яноша выступил не кто иной, как сам папа римский.

В 1447 году по прямому приказу Яноша был убит отец В. Цепеша, а через короткое время погиб мучительной смертью и старший брат Влада - Мирча.

Вообще, остается впечатление, что семьи Корвинов и Дрэкулешти то обменивались между собою весьма чувствительными ударами, то как ни в чем не бывало возобновляли сотрудничество, превращаясь из лютых недругов в надежных соратников и обратно, при этом как будто и не испытывая друг к другу никаких сильных чувств.

Такие взаимоотношения долгое время ставили меня в тупик, и единственное объяснение, которое я для себя нашел, - что они просто соответствовали царящим в рыцарской среде того времени нравам, как видно, весьма смахивающим на нравы современных мафиозных кланов.

При этом семейство Корвинов, находясь в превосходящем положении по отношению к семье Дрэкулешти, наносило более чувствительные удары. Это не мешало ни отцу Влада, ни самому Владу через некоторое время возвращаться на службу к Корвинам и служить им верой и правдой, иногда даже против своих собственных интересов. Известно, что этому могли предшествовать сложные и напряженные переговоры.

Так как отцу Влада приходилось уступать и более могущественному противнику - турецкому султану - и соглашаться на довольно суровые условия сотрудничества с ним (именно так два его сына были отданы в заложники), то принцип "кто силен, тот и прав" впечатался в сознание Влада Цепеша неизгладимо.

Из турецкой неволи Влад вернулся на родину законченным пессимистом, фаталистом и с полным убеждением в том, что единственными движущими силами политики служат сила или угроза ее применения.

Полностью статья здесь:


Влад III, также известный как Влад Цепеш или просто Дракула, был легендарным воеводой-князем Валахии. Правил он княжеством три раза - в 1448 году, с 1456 по 1462 год и в 1476 году, во время начала периода османского завоевания Балкан. Дракула стал популярным фольклорным персонажем во многих странах Восточной Европы благодаря своим кровавым сражениям и защите православного христианства от вторжения османов. И одновременно является одной из самых популярных и кровавых фигур в истории поп-культуры. Холодящие кровь легенды о Дракуле известны практически всем, но каким же был настоящий Влад Цепеш.

1. Малая родина


Реальным историческим прообразом Дракулы был Влад III (Влад Цепеш). Он родился в городе Сигишоара, Трансильвания в 1431 году. Сегодня на его бывшем месте рождения построен ресторан, в который ежегодно стекаются тысячи туристов со всего мира.

2. Орден Дракона


Отца Дракулы называли Дракул, что означает "дракон". Также согласно другим источникам, он имел прозвище "дьявол". Подобное имя он получил, поскольку принадлежал к Ордену Дракона, который боролся с Османской империей.

3. Отец был женат на молдавской княжне Василисе


Хотя о матери Дракулы ничего не известно, предполагается, что в то время его отец был женат на молдавской княжне Василисе. Однако, поскольку у Влада II было несколько любовниц, никто не знает, кто же был настоящей матерью Дракулы.

4. Между двух огней


Дракула жил во времена постоянной войны. Трансильвания находилась на границе двух великих империй: Османской и австрийских Габсбургов. В молодости его заключили в тюрьму, сначала турки, а позже венгры. Отца Дракулы убили, а его старшего брата Мирчу ослепили раскаленными железными кольями и закопали живьем. Эти два факта сильно повлияли на то, каким мерзким и порочным Влад стал позже.

5.Константин XI Палеолог


Считается, что молодой Дракула провел некоторое время в Константинополе в 1443 году при дворе Константина XI Палеолога - легендарного персонажа греческого фольклора и последнего императора Византии. Некоторые историки предполагают, что именно там у него развилась ненависть к османам.

6. Сын и наследник Михня злой


Считается, что Дракула был женат дважды. Его первая жена неизвестна, хотя она, возможно, была трансильванской дворянкой. Она родила Владу сына и наследника, Михня злого. Влад женился во второй раз после того, как отбыл срок заключения в Венгрии. Второй супругой Дракулы была Илона Силадьи - дочь венгерского дворянина. Она родила ему двух сыновей, но ни один из них так и не стал правителем.

7. Прозвище "Цепеш"


Прозвище "Цепеш" в переводе с румынского означает "кольщик". Оно появилось через 30 лет после смерти Влада. Влад III заработал свое прозвище "Цепеш" (от румынского слова țeapă 0 - "кол"), поскольку он убил тысячи турок жутким способом - сажая на кол. Об этой казни он узнал еще в подростковом возрасте, когда был политическим заложником Османской империи в Константинополе.

8. Злейший враг Османской империи


Считается, что Дракула виноват в гибели более ста тысяч человек (большинство из них – турки). Это сделало его злейшим врагом Османской империи.

9. Двадцать тысяч гниющих трупов испугали султана


В 1462 году, когда шла война между Османской империей и Валахией, которой правил Дракула, Султан Мехмед II бежал со своей армией, придя в ужас при виде двадцати тысяч гниющих трупов турков, насаженных на колья на окраине столицы княжества Влада, Тырговиште. Во время одной битвы Дракула отступил в близлежащие горы, оставляя за собой пленных, посаженных на колья. Это заставило турков прекратить погоню, поскольку султан не мог выносить зловония разлагающихся трупов.

10. Рождение легенды


Насаженные на колья трупы обычно выставляли в качестве предупреждения для других. При этом трупы были белыми, потому что кровь полностью вытекала из раны на шее. Именно отсюда пошла легенда, что Влад Цепеш был вампиром.

11. Тактика выжженной земли


Также Дракула стал известен тем, что при отступлении он сжигал за собой деревни по пути и убивал всех местных жителей. Подобные зверства творились для того, чтобы солдатам Оттоманской армии не было где отдыхать и чтобы не было женщин, которых они могли насиловать. В попытке очистить улицы столицы Валахии Тырговиште Дракула пригласил всех больных, бродяг и попрошаек к одному из своих домов под предлогом пира. В конце пира Дракула вышел из дома, запер его снаружи и поджег.

12. Голова Дракулы досталась султану


В 1476 году 45-летнего Влада в конечном счете схватили и обезглавили во время турецкого вторжения. Его голову привезли султану, который выставил ее на всеобщее обозрение на ограде своего дворца.

13. Останки Дракулы


Считается, что археологи, которые искали Снагов (коммуну недалеко от Бухареста) в 1931 году нашли останки Дракулы. Останки были переданы в исторический музей в Бухаресте, но позже они исчезли без следа, оставив тайны реального князя Дракулы без ответа.

14. Дракула был очень религиозен


Несмотря на свою жестокость, Дракула был очень религиозен и окружал себя священниками и монахами на протяжении всей своей жизни. Он основал пять монастырей, а его семья за 150 лет основала более пятидесяти монастырей. Изначально Ватикан хвалил его за защиту христианства. Однако впоследствии церковь выразила свое неодобрение жестокими методами Дракулы и прекратила отношения с ним.

15. Враг Турции и друг России.


В Турции Дракула считается чудовищным и подлым правителем, который казнил своих врагов мучительным способом сугубо ради собственного удовольствия. В России же многие источники считают его деяния обоснованными.

16. Трансильванская субкультура


Дракула пользовался огромной популярностью во второй половине двадцатого века. Было снято более двухсот фильмов с участием графа Дракулы, больше, чем с любой другой исторической фигурой. В центре этой субкультуры лежит легенда о Трансильвании, которая стала почти синонимом страны вампиров.

17. Дракула и Чаушеску

Странное чувство юмора. | Фото: skachayka-programmi.ga

Согласно книге "В поисках Дракулы", Влад имел очень странное чувство юмора. В книге рассказывается о том, как его жертвы часто дергались на кольях "как лягушки". Влад считал это забавным, и однажды сказал о своих жертвах: "О, какую великую грациозность они проявляют".

20. Страх и золотая чаша


Для того, чтобы доказать, насколько его боялись жители княжества, Дракула поставил золотую чашу в середине городской площади в Тырговиште. Он позволил людям пить из нее, но золотая чаша должна была постоянно оставаться на своем месте. Удивительно, но за все время правления Влада к золотой чаше так и не прикоснулись, хотя в городе жило шестьдесят тысяч людей, большинство в условиях крайней нищеты.

Не каждый житель знает, что граф Дракула - один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир - это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы — Влад III Цепеш. Жил он в 15 в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют Валахии. Цепеш - национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестный воин, и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но тогда встаёт вопрос, почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей?

Так же, не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей, или фантазёров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированны , которые случаются и в наше время., который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним - Божественным и духовным.

Между прочим, оккультное влечение к вампиризму («духовному» и ритуальному) является искажением изначального, древнеарийского вампиризма.

В 6 в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории , отметил, что перед тем как славяне начала поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время вампирами (пришло это слово от славян, которое распространилось в средние века по всей Европе) называли выдающихся воинов — героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. , существовали определённые ритуалы поклонения Крови - омовения, жертвоприношения и тому подобное.

Оккультистские организации полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Оккультисты же (в том числе и Брэм Стокер), в свою очерель исказили образ Влада Цепеша - доблестного воина, наследовавшего древние традиции франко-славян.

Появившееся в 14 веке, княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии.

Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад IIIЦепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии, мы можем определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале 15 в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. Как нетрудно догадаться, «дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Название этого ордена тесно связано с древними верованиями балканских народов, в балканском фольклоре змей, дракон - зачастую положительный персонаж, защитник рода, герой, побеждающий демона.

Было у князя три сына, но прославился лишь один из них - Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране - и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.

Как государственный деятель Влад придерживался принципов настоящего патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем оседлого населения - горожан и земледельцев! Как произошло такое невероятное преображение? Очень просто - в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам, или заведомым конокрадам, и вообще людям праздным и ненадежным.

Теперь следует сделать небольшое отступление. Для дальнейшего повествования важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Надо отдать должное Цепешу: он не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.

Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям 14 в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми - тогдашними хозяевами придунайских земель, - закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами - боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

А теперь покинем Валахию и бросим взгляд на другую, пограничную с ней страну, которая сыграла решающую роль в судьбе нашего героя. К северу от Бухареста сегодня тянутся на десятки километров бесконечные кукурузные поля. Но во времена Влада III здесь шумел лес - от Дуная до предгорий Карпат расстилались зеленым морем вековые дубравы. За ними начиналось плоскогорье, пригодное для земледелия. Саксонцы и венгры издавна стремились в этот благодатный вольный край, к плодородной земле, защищенной от вражеских набегов дремучими лесами и отрогами горных цепей. Венгры называли эти места Трансильванией - «страной по ту сторону лесов», а саксонские купцы, построившие здесь хорошо укрепленные города, - Зибенбюргеном, то есть Семиградьем. Все больше людей стекалось в эту область. За какие-нибудь полстотни лет Трансильвания расцвела.

Ее города-республики - Шесбург, Кронштадт, Германштадт - росли и богатели. Более 250 сел и деревень, не знавшие турецких набегов, с избытком обеспечивали все население пшеницей, бараниной, вином и маслом. Географическое положение Трансильвании было очень выгодным: как только край стал обитаемым, по нему пошла одна из основных ветвей Великого шелкового пути. Возникли новые ремесла, новые цехи, ориентированные, в основном, на экспорт. Кроме того, трансильванцы занимались тем, что впоследствии назовут экономическим пиратством. Так, хитрые ткачи Семиградья делали ковры, почти неотличимые от турецких, и сбывали за соответствующую цену.

Богатство Трансильвании делало ее в высшей степени лакомой добычей для могущественной османской империи. Семиградье, не будучи централизованным государством, не имело собственной постоянной армии. И лишь при помощи тонких и сложных политических игр трансильванским городам удавалось обеспечить стабильность своего конгломерата. Но империя Мухаммеда I была слишком крупным противником. Никакие хитроумные доводы семиградских политиков не могли убедить турок добровольно отказаться от экспансии на север. Поэтому независимость Трансильвании оказалась тесно связанной с замыслами и действиями валашских государей: маленькое православное княжество Валахия лежало между Семиградьем и мусульманским колоссом, играя роль своеобразного буфера. Прежде чем напасть на Трансильванию, туркам требовалось покорить Валахию, и в интересах семиградцев было создать такое положение дел, чтобы султан дважды подумал, прежде чем начинать новую войну с Валахией.

Эпитет «новая» не случаен. Хотя в середине 14 в. значительная часть Балканского полуострова уже входила в состав Османской империи, турки не чувствовали себя здесь хозяевами. Восстания против турецкого ига вспыхивали то тут, то там. Они всегда жестоко подавлялись, но все же иной раз вынуждали турок идти на некоторое компромиссы. Одним из таких компромиссов было сохранение государственного статуса отдельных княжеств, при условии вассальной зависимости от султана. Была оговорена ежегодная дань - например, Валахия выплачивала ее серебром и лесом. А для того, чтобы тот или иной князь ни на минуту не забывал о своих обязанностях по отношению к повелителю магометан в Стамбуле, он должен был отправить заложником ко двору султана своего старшего сына. И если князь начинал проявлять строптивость, юношу ждала - в лучшем случае - смерть.

Такая судьба была уготована и молодому Владу. Вместе с несколькими другими высокородными отроками - боснийцами, сербами, венграми - он провел несколько лет в Адрианополе в качестве «гостя».
Об изощренных казнях мусульманского средневековья написано много книг, читать их страшно. Ограничимся описанием двух небольших и, по понятиям того времени, незначительных эпизодов, свидетелем которых был молодой Влад.

Первый эпизод - повесть о султанском милосердии. Дело было так: один из вассальных князей поднял восстание и этим обрек на смерть двух своих сыновей - заложников. Мальчиков со связанными руками привели к подножию трона, и султан Мурад милостиво объявил, что по своей бесконечной милости он решил смягчить заслуженную ими кару. Затем, по знаку властелина, один из янычар-телохранителей выступил вперед и ослепил обеих братьев. Слово «милость» применительно к данному случаю употреблялось вполне серьезно, без всякой издевки.

Вторая история связана с огурцами. Гостеприимные турки выращивали для стола пленных принцев привычные им овощи, и вот однажды обнаружилось, что с грядки похищено несколько огурцов. Дознание, срочно проведенное одним из визирей, не дало результатов. Поскольку подозрение в краже редкого лакомства падало в первую очередь на садовников, было принято простое и мудрое решение: немедленно выяснить, что находится в их желудках. «Специалистов» по вспарыванию чужих животов при дворе хватало, и волю визиря тут же исполнили. К радости верного слуги повелителя, его прозорливость получила блестящее подтверждение: в пятом по счету разрезанном животе обнаружились кусочки огурца. Виновному отрубили голову, остальным же было дозволено попытаться выжить.
Что же касается казни на колу, изобретенной турками, то редкий день обходился без этого зрелища. Гибель одного или нескольких несчастных являла собой как бы обязательный традиционный пролог к еще более обширной кровавой драме.

Трудно представить, что происходило в душе двенадцатилетнего мальчика, видевшего все это изо дня в день. Впечатления, приобретенные Владом в отроческие годы, омытые реками христианской крови, оказались решающими при формировании характера будущего господаря Валахии. Какие чувства переполняли его сердце, когда он смотрел на предсмертные муки людей, прежде всего, плененных турками христиан - жалость, ужас, гнев? Или, может быть, желание покарать турок, применив к ним их же оружие? Во всяком случае, Влад должен был скрывать свои чувства, и он в совершенстве овладел этим искусством, ведь точно так же его отец в далекой Валахии, стиснув зубы, он слушал надменные речи турецких послов, сдерживая руку, рвущуюся к рукояти меча.
Оба Влада, старый и молодой, верили, что это до поры до времени.

В 1452 г. Влад вернулся на родину, и вскоре занял опустевший валашский трон. Очень скоро ему пришлось столкнуться с противодействием бояр, мешавших проведению единой политической линии, и он повел безжалостную борьбу с ними. К тому же, бояре были явно расположены в пользу турок. Это легко понять: наместники султана не покушались на привиллегии древних родов, а лишь требовали своевременной выплаты дани. Воевать с султаном никто из бояр не собирался, а что касается дани, то вся ее тяжесть ложилась бременем на всю нацию. Олигархи, встревоженные замыслами молодого князя, стали плести интриги. Но Влад был готов к этому. Как только оппозиция сформировалась, он начал действовать, причем с энергией и размахом, совершенно неожиданными для его противников.

По случаю какого-то праздника князь пригласил к себе в столицу, в Тирговиште, чуть ли не всю валашскую знать. Никто из бояр не отклонил приглашения, не желая демонстрировать отказом недоверие или враждебность. Да и само количество приглашенных, казалось бы, демонстрировало их общую безопасность. Судя по дошедшим до наших дней отрывочным описаниям, был тот пир роскошен и прошел очень весело. Вот только закончился праздник необычно: по приказу хозяина пять сотен гостей были посажены на кол не успев протрезветь. Проблема «внутреннего врага» была решена навсегда.

На очереди была борьба с турками. Заряд ненависти к ним, накопившийся в душе молодого князя, был огромен. Влад III горел желанием показать своим учителям, что хорошо усвоил все преподанные ему уроки. Теперь наконец можно было сбросить оковы ложной покорности.

На четвертом году княжения Влад разом прекратил выплату всех форм дани. Это был открытый вызов. Поскольку детей у него не было, то не было и заложников, и султан Мурад, проявив явное легкомыслие, ограничился отправкой в Валахию карательного отряда в тысячу всадников - преподать урок непокорному вассалу и привести его голову в Стамбул, в назидание прочим.

Но все вышло иначе. Турки попытались заманить Влада в ловушку, но сами попали в окружение и сдались. Пленных отвели в Тирговиште, где состоялась казнь захваченных турок. Их посадили на колья - всех до единого, в течении одного дня. Пунктуальный во всем, Цепеш и в казни соблюдал принцип иерархии: для турецкого аги, командовавшего отрядом, был заготовлен кол с золотым наконечником.

Разъяренный султан двинул на Валахию огромное войско. Решающее сражение произошло в 1461 году, когда народное ополчение Влада III встретилось с турецкой армией, превосходившей валахов по численности в несколько раз. Турки снова потерпели сокрушительное поражение.

Но теперь Владу стал угрожать новый противник, упорный и осторожный, - богатые города Трансильвании. Дальновидные саксонские купцы, встревоженные отвагой Влада III, предпочитали видеть на валашском троне более сдержанного государя. Да и крупномасштабная война Валахии с Османской империей совсем не соответствовала их интересам. Было очевидно, что султан ни за что не смирится с поражением - ресурсы турок огромны, предстояли новые битвы, новые войны. А если все балканские страны охватит пожар, Трансильвании уже не спастись. И причина всему - князь Влад - его отчаянная борьба сделала Валахию не щитом против турок, а костью в глотке султана, подвергая этим смертельной опасности богатое Семиградье.

Так рассуждали семиградцы, начиная дипломатическую кампанию с целью устранить Влада с политической сцены. В качестве кандидата на престол в Тирговиште называли одного из фаворитов могущественного венгерского короля Дана III. Естественно, что королю такая идея пришлась по душе, и в результате отношения между Венгрией и Валахией заметно осложнились.

Кроме того, трансильванцы, действуя по мнению Тепеша, по непосредственному наущению самого дьявола, продолжали вести оживленную торговлю с турками. Стерпеть подобную дерзость было невозможно, и Влад III начал третью войну - его армия двинулась на север.

Трансильванцы жестоко поплатились за свои попытки устранить соседа. Цепеш с огнем и мечом прошел по их цветущим равнинам: города были взяты приступом. А побежденный Шесбург увидел пятьсот своих именитейших граждан на кольях посреди площади.

Но уже поверженный противник нанес Цепешу неожиданный удар.

То, что оказалось не по силам турецкой армии, сумела совершить немногочисленная., но влиятельнейшая прослойка - торговая элита Семиградья. Был применен и оказался действенным метод, хорошо известный и людям нашего времени: воззвание к «общественному мнению» с помощью печатного слова. и вот на средства нескольких торговых домов был напечатан памфлет, где анонимными авторами подробно описывалась - в искаженном виде - вся деятельность Влада. В памфлете содержались некоторые подробности, касающиеся «коварных планов» валашского государя в отношении Венгерского королевства.

Клевета принесла ожидаемый результат. Образ действий Влада III вызвал возмущение при европейских дворах, а король Дан III пришел в ярость и начал действовать.

На помощь королю пришел случай. В 1462 г. турки вновь вторглись в Валахию и после осады взяли княжескую цитадель - замок Поэнари, «орлиное гнездо» Влада III, а затем разрушили его. Погибла жена князя. Теперь об этих событиях напоминают лишь белеющие на скале руины да прозвание «река принцессы», сохранившееся за бурным потоком Аргесса.

Не ожидавший нападения Влад не успел собрать войска и бежал на север. Король Дан, очень обрадованный тем, что обстоятельства сложились так удачно, немедленно пленил Влада и заключил в темницу.

Спустя двенадцать лет Дан, уверившись в «покорности» Влада, освободил его, распустив при этом слух, что Цепеш смирил гордыню и даже якобы перешел в католичество. Осенью 1476 г. Влад вернулся на родину. Но окрепшим за время его отсутствия боярам удалось разгромить княжескую дружину. Цепеш вновь оказался во власти Дана. Бояре потребовали выдачи ненавистного им господаря и участь князя была решена. Однако Влад III бежал и принял смерть в бою.

Найдя тело Цепеша, бояре изрубили его на куски и разбросали вокруг. Позднее монахи из Снаговского монастыря собрали останки покойного и предали их земле.

Лишившись своего государя, Валахия в 16 в. окончательно попала под турецкое владычество и лишь в первой трети 19 в. в результате подъема национального движения и при поддержке России добилась, наряду с Молдавией, автономии.

Один из самых загадочных и жестоких царей, когда либо живших на земле, чье имя окружено мистикой. Влад III Цепеш (1431-1476) получил прозвище «колосожатель» за особую жестокость во время расправы с врагами. Родился господарь Валахии в 1431 г. Его настоящее имя Влад III Дракул, в переводе с румынского означает «сын дракона». Отец его Влад II состоял в рыцарском ордене Дракона, носил медальон и чеканил знак ордена на своих монетах, изображающих дракона. Есть другой перевод фамилии Дракул - «сын дьявола», возможно, так называли его враги и запуганные подданные.

Когда Владу III было 12 лет, его похитили турки, следующие 4 года он вместе с младшим братом находился в заложниках, что очень негативно повлияло на его психику. Он стал неуравновешенным, приобрел странные привычки. В семнадцати летнем возрасте он узнал об убийстве своего отца и старшего брата боярами, что стало причиной его ненависти к боярам и последующей борьбы с ними.

Влад Цепеш любил устраивать пиры рядом с умирающими в муках врагами, наслаждаясь их стонами и запахом, исходившим от разлагающихся тел. Вампиром он не был, но зато был жестоким садистом, упивающимся страданиями тех, кто ослушался его воли. Говорят, он казнил более 100 тысяч бояр, однако задокументированы лишь 10 из тех, кто оказался причастен к смерти отца и брата Дракулы.

Как государственный деятель, Влад Цепеш был освободителем родной страны от турков и человеком чести, исполняющим национальный долг. Он отказался выплачивать дань, создал крестьянское ополчение, отстоявших свою родину от турецких войск, пришедших наказать непослушного царя. Всех пленных турков казнили на площади во время праздника.

Дракула был религиозным фанатиком, даровал церквям земли, получил поддержку духовенства, а значит его действия были освящены церковью. Народу приходилось молча повиноваться. Однажды Влад собрал богомоленных в праздник Великой Пасхи и заставил их возводить крепость до тех пор, пока их одежды не развалились от времени.

Беспощадный правитель искоренил полностью преступность в своем государстве путем жестокого суда и мучительной смерти. Ни один нищий не смел взять чужое. Даже разбросанные монеты не улицах не были тронуты. Население стало исключительно честным после многих тысяч казней, аналогичного явления не было во всем мире. Благодаря поразительной жестокости, Влад Цепеш обрел славу и память потомков. Особая нелюбовь была к цыганам, ворам и бездельникам, которых он истреблял целыми таборами.

Элита Европы была возмущена, узнав о злодеяниях Дракулы, его решают заключить под стражу и такая возможность предоставляется. Во время побега, Влад бросил жену и всех подданных, обрекая их на смерть, но был задержан венгерским королем. В заключении пришлось провести 12 лет. Ради свободы ему потребовалось принять католичество. Этот шаг был принят королем как знак покорности, и он даже помог Дракуле снова встать на престол. Но вскоре его снова хотят убить. За свою жизнь Влад Цепеш много раз пытался бежать, но в этот раз ему не везет. Бояре, изрубив его тело на куски, отправили турецкому султану голову. Монахи, к которым Дракула был добр, втихую схоронили его останки.

Современные археологи заинтересовались историей Влада Цепеша, но вскрытая ими могила оказалась пустой. Рядом оказалось захоронение без черепа, его и принято считать останками Дракулы. Впоследствии его останки перенесли на остров, который охраняют монахи, чтобы избежать туристических нашествий.

Фигура самого известного в мире вампира за несколько веков обросла слоем различных мифов, правдивых и не очень, и наша сегодняшняя задача - разобраться в таинственном облике зловещего князя. Его ассоциируют с боровшимся за справедливость национальным героем, не знавшим пощады жестоким и кровавым правителем, а всем известный образ из книг и фильмов рисует в воображении объятого страстями легендарного кровопийцу. У многих, кто следил за популярными экранизациями, кровь стыла в жилах от передающей ужас атмосферы, а вампирская тема, окутанная флером тайны и романтики, становится одной из главных в кинематографе и литературе.

Рождение тирана и убийцы

Итак, история Влада Дракулы началась в конце 1431 года в Трансильвании, когда у героического воеводы Басараба Великого, лихо сражавшегося с турками, родился сын. Надо сказать, что это был далеко не самый красивый младенец, и именно с его отталкивающей внешностью некоторые историки связывают патологическое проявление жестокости. У обладающего невероятной физической силой мальчика с оттопыренной нижней губой и холодными глазами навыкате обнаружились уникальные свойства: считалось, что он видел людей насквозь.

Юный биография которого была насыщена столь страшными историями, после которых он даже помутился рассудком, считался неуравновешенным человеком со множеством странных идей. С детства отец приучал маленького Влада владеть оружием, а слава его как кавалериста буквально гремела по всей стране. Он прекрасно плавал, ведь в те времена не было мостов, а потому постоянно приходилось преодолевать воду вплавь.

Орден Дракона

Влад II Дракул, принадлежавший к элитному Дракона со строгими военно-монашескими порядками, носил на груди медальон, как и все остальные его члены, в виде знака своей принадлежности обществу. Но он решил на этом не останавливаться. С его подачи на стенах всех церквей и на монетах, ходивших в стране, появляются изображения мифического огнедышащего животного. Прозвище Дракул обращающий неверных в христианство князь получил в ордене. Оно в переводе с румынского означало «дракон».

Компромиссные решения

Правитель Валахии - небольшого государства, расположенного между Османской империей и Трансильванией - всегда был готов к нападениям со стороны турок, но старался идти на компромиссы с султаном. Так, чтобы сохранить государственный статус своей страны, отец Влада выплачивал огромную дань лесом и серебром. Тогда же существовали обязанности у всех князей - отправлять сыновей заложниками к туркам, а если вспыхивали восстания против засилья завоевателей, то детей ждала неминуемая смерть. Известно, что Влад II Дракул отправил двух сыновей к султану, где более 4 лет они удерживались в добровольном плену, означающем залог хрупкого мира, столь необходимого маленькому государству.

Говорят, что факт долгого нахождения вдали от семьи и ужасные казни, свидетелем которых был будущий тиран, наложили на него особый эмоциональный отпечаток, отразившийся на и без того расшатанной психике. Проживая при султанском дворе, мальчик увидел проявление жестокости по отношению ко всем, кто строптив и настроен против власти.

Именно в плену Влад III Цепеш узнает об убийстве отца и старшего брата, после этого он получает свободу и трон, но после нескольких месяцев бежит в Молдавию, опасаясь за свою жизнь.

Жестокость, идущая из детства

Историческим хроникам известен инцидент, когда был поднят бунт в одном княжестве, и в отместку за это отпрысков правителя, находившихся в заложниках, ослепили. За похищение продуктов турки вспарывали животы, а за малейшую провинность сажали на кол. Юный Влад, неоднократно заставляемый под угрозой расправы отречься от христианства, 4 года наблюдал за столь ужасными зрелищами. Возможно, что ежедневные реки крови и повлияли на неустойчивую психику юноши. Считается, что жизнь в плену и стала тем самым толчком, способствовавшим появлению звериной жестокости ко всем непослушным.

Прозвища Влада

Родившийся в династии, от имени которой позднее получила название Бессарабия (древняя Румыния), Влад Цепеш упоминается в документах как Басараб.

А вот откуда он взялось прозвище Дракула - мнения расходятся. Известны 2 версии, объясняющие, откуда сын государя получил это имя. Первая говорит о том, что юный наследник звался так же, как и его отец, но к унаследованному прозвищу он стал добавлять букву «а» в конце.

Вторая же версия гласит, что слово «дракул» переводится не только как «дракон», но и как «дьявол». И именно так известного своей невероятной жестокостью Влада называли его враги и запуганные местные жители. Со временем к прозвищу Dracul для удобства произношения в окончании слова прибавилась буква «а». Через несколько десятилетий после смерти получает еще одно прозвище безжалостный убийца Влад III - Цепеш, что переводилось с румынского как «колосажатель» (Vlad Tepes).

Правление беспощадного Цепеша

1456 год становится началом не только недолгого правления Дракулы в Валахии, но и весьма сложных времен для страны в целом. Влад, отличавшийся особой безжалостностью, был жесток к врагам и наказывал за любое неповиновение своих подданных. Все провинившиеся погибали ужасной смертью - их сажали на кол, который отличался по длине и размеру: для простолюдинов выбирались невысокие орудия убийства, а казненные бояре были видны издалека.

Как гласят древние легенды, князь Валахии испытывал особую любовь к стонам агонизирующих и даже устраивал пиры в местах, где несчастные страдали от невероятных мучений. И аппетит правителя только усиливался от запаха разлагающихся тел и выкриков умирающих.

Он никогда не был вампиром и не пил кровь своих жертв, но то, что он был явным садистом, с удовольствием наблюдающим за страданиями тех, кто не подчинялся его правилам, известно достоверно. Часто казни носили политический характер, за малейшее неуважение следовали ответные меры, приводившие к смерти. Например, не снявших тюрбаны иноверцев, прибывших ко двору князя, умертвили весьма необычным способом - вбив гвозди в голову.

Господарь, много сделавший для объединения страны

Хотя, как говорят некоторые историки, документально зафиксированы смерти лишь 10 бояр, в результате заговора которых был умерщвлен отец Дракулы и его старший брат. А вот предания называют огромное число его жертв - около 100 тысяч.

Если легендарного правителя рассматривать с точки зрения государственного деятеля, чьи благие намерения освободить родную страну от турецких захватчиков всецело поддерживались, то можно уверенно утверждать, что он действовал, руководствуясь принципами чести и национального долга. Отказавшись платить традиционную дань, Влад III Басараб создает из числа крестьян которое заставляет отступить турецких воинов, прибывших расправиться с непослушным правителем и его страной. А все пленные были казнены во время городского праздника.

Яростный религиозный фанатик

Будучи чрезвычайно религиозным человеком, Цепеш фанатично помогал монастырям, отдавая им в дар земли. Обретя надежную поддержку в лице духовенства, кровавый правитель поступал очень дальновидно: народ молчал и повиновался, ведь фактически все его деяния были освящены церковью. Сложно даже представить, сколько молитв о загубленных душах возносилось Господу каждый день, но скорбь не выливалась в яростную борьбу против кровавого тирана.

И что удивительно - столь огромная его набожность сочеталась с невероятной свирепостью. Желая отстроить себе крепость, жестокий палач собрал всех богомольцев, пришедших отпраздновать великий праздник Пасхи, и заставил их работать в течение нескольких лет, пока их одежда не истлела.

Политика очищения страны от антиобщественных элементов

В короткие сроки он искореняет преступность, а исторические хроники повествуют о том, что золотые монеты, оставленные на улице, продолжали оставаться на том самом месте, где их бросили. Ни один нищий или бродяга, коих в те смутные времена было очень много, не осмелился даже прикоснуться к богатству.

Последовательный во всех своих начинаниях, господарь Валахии приступает к осуществлению своего плана по очищению страны от всех воров. Такая политика, в результате которой каждого, кто осмелился украсть, ждал скорый суд и мучительная смерть, дала свои плоды. После тысяч смертей на костре или плахе не находилось желающих взять чужое, а беспрецедентная честность населения в середине XV века стала явлением, не знающим аналогов во всей истории мира.

Порядок в стране за счет жестоких методов

Массовые казни, ставшие уже привычным делом, - самый верный способ обрести славу и остаться в памяти потомков. Известно, что Влад III Цепеш не любил цыган, известных конокрадов и бездельников, и до сих пор именно в таборах его называют массовым убийцей, истребившим огромное количество кочующего народа.

Надо отметить, что страшной смертью погибали все, кто навлекал на себя гнев правителя, вне зависимости от положения в обществе или национальности. Когда Цепеш узнал о том, что некоторые купцы, несмотря на строжайший запрет, установили торговые связи с турками, в назидание всем остальным посадил их на кол на огромной рыночной площади. После этого желающих поправить материальное положение за счет врагов Христовой веры не нашлось.

Война с Трансильванией

Но не только турецкий султан был недоволен амбициозным правителем, могуществу Дракулы, не терпящего поражений, стали угрожать купцы Трансильвании. Богачи не хотели видеть на троне столь необузданного и непредсказуемого князя. Им хотелось посадить на трон своего фаворита - венгерского короля, который бы не провоцировал турок, подвергая все соседние земли опасности. Длительная бойня Валахии с войсками султана никому не была нужна, а Трансильвания не хотела вступать в ненужный поединок, который в случае военных действий был бы неминуем.

Влад Дракула, узнав о планах соседней страны, да еще ведущей торговлю с турками, запрещенную на его территории, чрезвычайно обозлился и нанес неожиданный удар. Армия кровавого господаря сожгла трансильванские земли, а имеющие общественный вес местные жители были посажены на кол.

12-летнее заключение Цепеша

История эта закончилась плачевно для самого тирана. Возмущенные жестокостью оставшиеся в живых торговцы обратились к последнему средству - воззванию о свержении Цепеша с помощью печатного слова. Анонимные авторы написали памфлет, описывающий беспощадность правителя, и немного добавили от себя о планах кровавого завоевателя.

Не ожидающий нового нападения граф Влад Дракула оказывается застигнутым врасплох турецкими войсками в том самом замке, который ему строили несчастные паломники. Волей случая он бежит из крепости, оставляя на верную смерть свою молодую жену и всех подданных. Возмущенная зверствами господаря европейская элита только и ждала этого момента, и беглеца заключает под стражу венгерский король, претендовавший на его трон.

Гибель кровавого князя

Цепеш проводит долгих 12 лет в заключении и даже становится католиком из своих политических соображений. Принимая вынужденное повиновение тирана за покорность, король освобождает его и даже пытается помочь взойти на прежний престол. Через 20 лет после начала правления Влад возвращается в Валахию, где его уже ждут разъяренные жители. сопровождающее князя, было разбито, а не собирающийся воевать с соседями король решает выдать тирана государству, пострадавшему от его зверств. Узнав об этом решении, Дракула снова бежит, уповая на счастливый случай.

Однако фортуна отвернулась от него окончательно, и тиран принимает смерть в бою, вот только обстоятельства его смерти не известны. Бояре в порыве гнева изрубили тело ненавистного правителя на куски, а его голову отправили турецкому султану. Помнящие добро монахи, поддерживавшие во всем кровавого тирана, тихо хоронят его останки.

Когда спустя несколько веков фигурой Дракулы заинтересовались археологи, они решили вскрыть его могилу. Ко всеобщему ужасу, она оказалась пустой, со следами мусора. А вот рядом находят странное захоронение костей с отсутствующим черепом, которое принято считать последним приютом Цепеша. Чтобы предотвратить паломничество современных туристов, власти перенесли кости на один из островов, охраняемых монахами.

Рождение легенды об ищущем новые жертвы вампире

После смерти валашского государя родилось предание о вампире, не нашедшем приют ни на небе, ни в аду. Местные жители верят, что дух князя принял новое, не менее страшное обличие и теперь рыщет по ночам в поисках человеческой крови.

В 1897 году свет увидел мистический роман Брэма Стокера, описывающего восставшего из мертвых Дракулу, после которого кровожадного правителя стали ассоциировать именно с вампиром. Писатель использовал реальные письма Влада, сохранившиеся в хрониках, но большое количество материала было все-таки выдумано. Дракула предстает не менее беспощадным, чем его прообраз, но аристократические манеры и некое благородство делают из готического персонажа настоящего героя, чья популярность только растет.

Книгу рассматривают как симбиоз научной фантастики и романа ужасов, в котором тесно переплетены древние мистические силы и современные реалии. Как говорят исследователи, запоминающаяся внешность дирижера послужила вдохновением для создания образа главного героя, а многие детали были заимствованы из «Мефистофеля». Стокер четко указывает, что свою магическую силу получает от самого дьявола граф Дракула. Влад Цепеш, превратившийся в монстра, не умирает и не восстает из гроба, как это описывали в ранних романах про вампиров. Автор делает своего персонажа уникальным героем, ползающим по вертикальным стенам и превращающимся в летучую мышь, всегда символизирующую нечисть. Позднее этого маленького зверька назовут вампиром, хотя никакой крови он не пьет.

Эффект достоверности

Писатель, внимательно изучивший румынский фольклор и исторические свидетельства, создает уникальный материал, в котором отсутствует авторское повествование. Книга представляет собой лишь документальные хроники, состоящие из дневников, стенограмм главных героев, которые только усиливает глубину повествования. Создающая эффект подлинной реальности, «Дракула» Брэма Стокера вскоре становится неофициальной библией вампиров, в которой подробно прописаны правила чуждого нам мира. А тщательно прорисованные образы героев предстают живыми и эмоциональными. Считается, что книга представляет собой новаторское искусство, выполненном в оригинальном формате.

Экранизации

В скором времени книгу экранизируют, а первым актером, сыгравшим Дракулу, становится друг писателя. Его Влад Цепеш - вампир с благородными манерами и привлекательной внешностью, хотя Стокер описывал неприятного старика. С тех пор эксплуатируется романтический образ молодого красавца, против которого объединяются герои в едином порыве спасти мир от вселенского зла.

В 1992 году режиссер Коппола экранизировал книгу, пригласив на главные роли известнейших актеров, а самого Дракулу великолепно сыграл Перед началом съемок режиссер заставил 2 дня всех читать книгу Стокера для максимального погружения в образы. Коппола использовал различные приемы, чтобы фильм, как и книга, стал максимально реалистичным. Он даже снимал на черно-белую камеру кадры появления Дракулы, что выглядело весьма достоверно и пугающе. Критики посчитали, что вампир, сыгранный Олдманом, был максимально приближен к Владу Цепешу, даже его грим напоминал реальный прообраз.

Замок Дракулы продается

Год назад общественность всколыхнула новость о том, что в Румынии выставлена на продажу популярнейшая туристическая достопримечательность. Бран, в которой якобы ночевал во время своих военных походов Цепеш, продается ее новым хозяином за баснословные деньги. Замок Дракулы когда-то хотела выкупить местная власть, а сейчас знаменитое на весь мир место, приносящее баснословные прибыли, ожидает нового владельца.

По мнению исследователей, в считающемся культовым местом всех фанатов вампирских произведений Дракула никогда не останавливался, хотя местные жители будут наперебой рассказывать леденящие душу предания о жизни легендарного правителя в этой крепости.

Описанный в самых мельчайших подробностях Стокером замок лишь стал местом действия романа ужасов, не имеющего ничего общего с древней румынской историей. Нынешний владелец замка ссылается на преклонный возраст, который не позволяет ему вести дела. Он считает, что все затраты окупятся сполна, ведь замок посещают около 500 тысяч туристов.

Настоящее золотое дно

Современная Румыния в полной мере использует образ Дракулы, привлекая многочисленные туристические потоки. Здесь расскажут о старинных замках, в которых творил кровавые злодеяния Влад III Цепеш, даже невзирая на то, что они были построены гораздо позже его смерти. Высокодоходный бизнес, основанный на неослабевающем интересе к загадочной фигуре правителя Валахии, обеспечивает приток членов сект, для которых Дракула является духовным лидером. Тысячи его поклонников совершают паломничество в места, где он родился, чтобы подышать одним воздухом.

Мало кто знает подлинную историю Цепеша, принимая на веру созданный Стокером и многочисленными режиссерами образ вампира. А ведь история кровавого правителя, не гнушающегося ничем ради достижения своей цели, начинает со временем забываться. И при имени Дракулы на ум приходит только жаждущий крови упырь, что очень печально, ведь фантастический образ не имеет ничего общего с реальной трагической личностью и теми страшными преступлениями, которые совершал Цепеш.