» » Что означает суффикс тель. Значения суффиксов

Что означает суффикс тель. Значения суффиксов

-ал - (-ел -), -ан - (-ян -), -аст - (-ат -), -ев - (-ов -, -[j] -), -еват - (-оват -), -ен -, -енн - (-онн -), -енск - (-инск -), -ив - (-лив -, -чив -), -ин -, -ист -, -ит - (-овит -), -к -, -л -, -н - (-шн -), -тельн -, -уч - (-юч -, -яч -), -чат -.

1. Суффикс -ал - (-ел такой, каким становятся под влиянием действия (лежалый, загорелый, устарелый ).

2. Суффикс -ан - (-ян -) образует прилагательные со значением:

1. сделанный из того или иного материала или относящийся к чему-то (кожаный, глиняный, деревянный, земляной );

2. предназначенный для помещения чего- либо (дровяной, платяной );

3. работающий на том, что названо исходным словом (ветряной, нефтяной, торфяной ).

3. Суффикс -аст - (-ат -) образует прилагательные, называющих части тела человека или животного, внешних качеств человека, аксессуаров его внешности (волосатый, косматый, губастый, очкастый, рогатый, скуластый ). Исключение [?]: полосатый, женатый .

4. Суффикс -ев (-ов ), [-j -] образует прилагательные со значением:

1. принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волчья, собачья );

2. сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый ).

5. Суффикс -енн -, -онн - образуют прилагательные со значением:

1. признака или свойства (клюквенный, клятвенный, утренний, традиционный );

2. подверженности действию, результата действия или характерезуемости действием (медленный, усиленный, влюбленный ).

6. Суффикс -енск - (-инск -) образует прилагательные, обозначающие географические названия (кубинский, пензенский ).

7. Суффикс -ив 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый ).

8. Суффикс -ин - образует прилагательные, обозначающие людей и животных: (гусиный, дядин ).

9. Суффикс -ист - образует прилагательные со значением:

1. похожий на что-то (серебристый, бархатистый );

2. обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый );

3. имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый ).

10. Суффикс -ит - (-овит -) образует прилагательные со значением: обладающий в большей степени чем-нибудь (именитый, ядовитый, сердитый ).

11. Суффикс -к - образует прилагательные со значением: 1) склонный к какому-нибудь действию; 2) такой, что часто делает что-нибудь; 3) или такой, с которым часто что-нибудь делается (ломкий, топкий, липкий, ковкий, цепкий ).

12. Суффикс -л - образует прилагательные со значением:

1. находящийся в состоянии, которое возникло в результате действия, названного исходным словом (гнилой, умелый, усталый );

2. обладания признаком, названным в исходном слове (светлый ).

13. Суффикс -лив - образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый ).

14. Сложный суффикс -ль-н - образует: прилагательные со значением предназначенности для выполнения действия (вязальный, родильный, сушильный ).

15. Суффикс -н (-шн ) образует прилагательные со значением:

1. признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный );

2. подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные рваный, читаный, званый, драный ).

16. Суффикс -оват - (-еват -) образует прилагательные со значением:

1. отчасти напоминающий кого-либо или имеющий некоторое свойство чего-либо (мужиковатый, плутоватый, молодцеватый );

2. оттенка ослабленного (несколько, слегка) качества (голубоватый, беловатый, сладковатый ).

17. Составной суффикс -тель-н - образует прилагательные со значением:

1. производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный );

2. являющийся объектом действия или способный им стать (желательный, осязательный );

3. предназначенный для выполнения действия (плавательный, летательный );

4. указывающий на определенную связь с действием (избирательный. подготовительный ).

18. Суффикс -уч - (-юч -, -яч -) образует прилагательные со начением: склонный к какому-нибудь действию (певучий, вонючий, висячий ).

19. Суффикс -чат - образует прилагательные со значением:

1. обладающий чем-нибудь, имеющий в большом количестве или в большой степени что-нибудь (узорчатый, бревенчатый, бугорчатый );

2. наполняющий каким-нибудь качеством, свойством то, что обозначается исходным словом (дымчатый, дудчатый, репчатый ).

20. Суффикс -чив - образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый ).

Источником обогащения нашей речи служит непрерывный процесс словообразования. В русском языке он происходит несколькими способами. Один из распространенных - суффиксальный: маленькая частичка - суффикс, присоединяясь к корню, рождает слово с иным смысловым или эмоциональным оттенком. В одни слова привносятся нотки ласковости, нежности, в другие - пренебрежения и критики. Звучание радостных мотивов сменяется горькой иронией. Способность видоизменять и преобразовывать слова делают суффикс их значимой частью.

Вконтакте

Различают словообразовательные и формообразующие суффиксы, отвечающие за грамматическую форму. Первая категория является наиболее многочисленной и распространенной. Словообразовательный суффикс -ость, например, может превращать одну части речи в другую.

Значение и функции суффикса ость

Суффикс -ость в русском словообразовании известен с давних времен. Его активность проявлена и в наши дни, когда процесс пополнения лексики набирает динамику. Этот словообразующий суффикс был и остается наиболее результативным. Слов, оканчивающихся на него, насчитывается более четырех тысяч.

Смысловые оттенки в основном относятся к таким семантическим группам, как:

Из приведенных примеров видно , что слова с этим суффиксом не имеют окончания, а имена существительные являются производными от прилагательных с той же основой и всегда относятся к женскому роду 3 склонения.

Часто слова с суффиксом -ость образуют пары антонимов:

Нулевое окончание в именах существительных на -ость в некоторых случаях делают затруднительным процесс различения слов. Такие существительные, как: ость, трость, пакость, волость, жимолость, крепость (только в значении сооружения!) - не имеют в составе суффикса, а одноименная частица является отдельной морфемой, принадлежащей основе слова. Сюда же относится и «гость» - существительное мужского рода, 2 склонения.

Правила написания и склонения

Суффикс ость относится к постоянным. Он всегда находится в слабой безударной позиции , поэтому легко образовывает существительные от производных прилагательных с неподвижным ударением на основе:

Эта особенность предполагает правило его написания: независимо от произношения [Асть], во всех производных именах существительных следует писать букву «О»:

Слышим: «каверзнАсть» - пишем «КаверзнОсть»

При склонении имен существительных женского рода на -ость, изменения происходят только на зрительном уровне. В написании исчезает «Ь» , при этом звучание [Асть] так же остается неизменным:

  • Им. п. - спелость [сп’эласт’]
  • Род.п. - спелости [сп’эласт’и]
  • Дат.п. - спелости [сп’эласт’и]
  • Вин.п. - спелости [сп’эласт’и]
  • Тв.п. - спелостью [сп’эласт’й’у]
  • П.п - о спелости [сп’эласт’и]

Среди всех суффиксов -изн- не является очень распространённым. Он выполняет словообразовательную функцию, когда из прилагательного получается существительное. Реже он образует слово из другого существительного, а в прилагательных почти отсутствует, за исключением нескольких лексем. Словами с суффиксом -изн- обычно характеризуют признак, который можно оценить.

Не желающий умирать

Читая документы и литературу на древнерусском языке, можно увидеть, что морфемы -изн- там практически не было. Точнее, она присутствовала в заимствованной лексике из церковнославянского, например, «главизна, туньбизна, худизна». Но никаких новых форм она не образовывала, и, хотя она и был славянской по происхождению, в русском утратила всякую продуктивность.

Анализ лексики русского языка показывает, что этот формант действительно образует абстрактные понятия, но вот относительно его единства есть большие сомнения. Учёные выделяют 2 группы лексем с этим суффиксом:

  1. Существительные, образованные от прилагательных с ударением на окончание -а.
  2. Образованные от глаголов и других существительных, ударение падает на морфему.

Эта классификация не является точной. К первой категории можно определенно отнести следующие существительные: голубизна́, белизна́, прямизна́, тупизна́, новизна́, крутизна́, желтизна́, кривизна́, голизна́, левизна́, редизна́, серизна́.

Ко второй относятся слова отчи́зна, голови́зна, укори́зна и все производные от последнего - укори́зненный, безукори́зненный, безукори́зненно, укори́зненно, небезукори́зненно.

А вот слова дешеви́зна и дорогови́зна лежат где-то посередине.

При этом в севернорусских диалектах, где этот суффикс просуществовал дольше, чем в официальном языке, он абстрактным не являлся: он мог образовывать лексемы вроде «цели́зна» - непаханое поле, «матери́зна» - наследство от матери.

При этом можно заметить, что в южных группах и литературном языке было вполне современное слово «целина», а производные от существительных образовывались вообще другим способом:

  • отец - отечество;
  • бог - божество;
  • купец - купечество.

Новые слова никакого абстрактного значения не имеют. Абстрактные понятия выражались посредством суффикса -ость-, -ин-, -от-, и вот с какого-то момента часть из них были заменены на единицы с описываемым в статье формантом.

Призрак Речи Посполитой

Морфологический разбор слова

Как ни странно, но буквосочетание «изн», может ввести в заблуждение при разборе некоторых слов. Когда речь доходит до выделения морфем, насторожить должно прежде всего то, что слово не является существительным. В этом случае такое буквосочетание может быть случайным, а каждая буква принадлежать разным морфемам. Чаще всего она делится между:

  • корнем и суффиксом;
  • приставкой и корнем.

Здесь -из- относится к корню, а суффиксом является -н-. К таким словам можно отнести фамилию покойного лингвиста Зализняка. В древности сюда можно было бы отнести лексему «тризна», от «тризь», но на сегодня последнее непродуктивно, и все три буквы в этом случае целиком относятся к корню. То же самое можно сказать о слове «изнанка» и заимствовании «бизнес».

Таких слов мало, и все они связаны с приставками при- и из-. Сюда можно отнести:

Разбор этих лексем сложностей не вызывает, хотя тройка»признанный, жизненный, укоризненный» может сбить с толку. А вот «изначальный» делит -из-н- между двумя приставками.

Попытка предсказать будущее

Вряд ли с трудом вернувшийся к нам суффикс будет производить новые формы. Во всяком случае, их не фиксируют. Те лексемы, что сейчас существуют, вряд ли вымрут целиком, хотя такая участь может грозить тем, у которых есть более употребительные аналоги. Например:

  • серизна - серость;
  • голизна - нагота;
  • редизна - редкость.

Понятие « головизна» имеет узкоспециальное значение, в быту чаще используется «обрезь».

Скорее всего, через какое-то время устареют слова «корить» и « укор», а суффикс сольётся с корнем, что неоднократно происходило и происходит в языке.

В лексемах типа «голубизна, кривизна, новизна» суффикс никуда не денется, оставаясь реликтом.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: определить, могут ли суффиксы уточнить,изменить значения слов.

Задачи урока: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, познакомить с различными значениями суффиксов.

Оборудование урока : ноутбук, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок!

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

Что такое суффикс? Для чего он служит?

Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.

Как найти в слове суффикс?

2. Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ - жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик - был очень ласковый, -ишк - обо всех говорил с насмешкой. -ищ - был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: “Маленький дом”.

“Домик”, - написал -ик-.

“Большой дом”

“Домище”, - писал -ищ -.

“Старый, дряблый дом”.

“Домишко”, писал -ишк -.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик - рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик -, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик - были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

Тортик! - закричал -ик -.

Тортишко, усмехнулся -ишк -,

Тортище, - сказал -ищ -.

Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

Прочитайте слова.

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс .)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

  • Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь - всегда говорят о мужском роде.
  • Суффиксы -ость-, -изн-, -от - указывают на принадлежность слова к женскому роду.
  • Суффиксы -арь-, -ист-, -щик - указывают на профессию, -ищ - - суффикс места.
  • Суффиксы -ик - (голубика, черника, клубника), -ин - (баранина, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

2. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

Какое значение словам придают эти суффиксы?

3. Анализ смысловых значений суффиксов

Вы знаете сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково .)

Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.)

Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

4. Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 91).

Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

Прочитайте суффиксы в рамочке.

Найдите данные суффиксы в словах.

Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий .)

Какого суффикса нет словах? (-тель- .)

Назовите слова с таким суффиксом.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170 (с. 92).

Прочитайте.

Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VI. Физкультминутка “Берегите зрение”

Упражнения для глаз (на слайде)

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 172 (с. 92).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

Какое значение придают эти суффиксы словам?

Упр. 173 (с. 93).

Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

Объясните лексическое значение каждого слова.

С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

Выполните письменные задания к упражнению.

(Взаимопроверка.)

Упр. 174 (с. 93).

Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? (“Ворона и Лисица ”.)

А кто помнит мораль басни? Расскажите.

Выполните письменные задания к упражнению.

Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

Упр. 175 (с. 94).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс .)

2. Игра “Хитрые вопросы”

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик- .)

Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак- .)

Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист- .)

Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

3. Сказка о суффиксе –ёр-

Теперь давайте оправимся в театр. В этом театре живёт суффикс. Послушайте о нём сказку:

Жил-был суффикс. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей. Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра. И актёр был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался. Иногда ему приходилось быть дублёром, иногда подменял заболевшего суфлёра. Был он ловким жонглёром. Иногда даже вставал на место билетёра, и тогда пропускал в театр всех детей бесплатно. Вот какой фантазёр этот суффикс!

О каком суффиксе идёт речь? Перечислите слова, в которых он есть (дирижёр, гримёр, суфлёр, билетёр, фантазёр, дублёр). Запишите любые два слова. Выделите суффикс и запомните его.

IX. Подведение итогов урока

1. - Что общего между суффиксом и приставкой?

С какими новыми значениями суффиксов вы познакомились на уроке? Приведите примеры.

Мне было интересно и легко работать на уроке.

Иногда у меня возникали трудности по ходу урока.

Мне нужна помощь учителя.

Х. Домашнее задание

Упр. 176 (с. 94).

Спасибо за урок!

Первооткрыватели, строители, ваятели,

Старатели, взрыватели, искатели, спасатели,

Целители, кормители, воители, учители

И правоохранители - все мы земные жители

И обществу служители.

Человеку мало быть просто человеком, ему обязательно нужно делать какое-то дело, быть кем-то по профессии. В языке очень много слов со значением "человек по профессии или роду занятия". Это значение выражается различными суффиксами, один из них - "тель".

Со значением лица по профессии

Название профессий людей обычно образуются от глаголов, которые обозначают то, чем занимается человек, зарабатывающий на этом деньги. От отделяется -ть (ся), остаётся производящая основа, к ней присоединяется суффикс -тель. Примеры:

  • водить - водитель;
  • воспитать - воспитатель;
  • ваять - ваятель;
  • дознаваться - дознаватель;
  • испытать - испытатель;
  • надзирать - надзиратель;
  • строить - строитель;
  • спасать - спасатель;
  • следовать - следователь;
  • преподавать - преподаватель;
  • писать - писатель;
  • учить - учитель;

  • укротить - укротитель.

Со значением лица, совершившего определённое действие

Эти слова удобнее образовывать от глагола прошедшего времени, так как они обозначают лицо, когда-то в прошлом что-то совершившее. При этом суффикс прошедшего времени не входит в производящую основу. Здесь вы можете увидеть такие слова с суффиксом -тель-:

  • бумагу марал - бумагомаратель;
  • благ желал - благожелатель;
  • владел - владетель;
  • воздыхал - воздыхатель;
  • возмутил - возмутитель;
  • вымогал - вымогатель;
  • грабил - грабитель;
  • жертвовал - жертвователь;
  • жил - житель;
  • завещал - завещатель;
  • законы дал - законодатель;
  • заклинал - заклинатель;
  • золото искал - золотоискатель;
  • зрил - зритель;
  • издал - издатель;
  • изобретал - изобретатель;
  • исследовал - исследователь;
  • исцелил - исцелитель;
  • завоевал - завоеватель;
  • заместил - заместитель;
  • заявил - заявитель;
  • крестил - креститель;
  • любил - любитель;
  • метал - метатель;
  • мыслил - мыслитель;
  • победил - победитель;
  • растворить - растворитель;
  • разбавить - разбавитель;
  • родил - родитель;
  • разорил - разоритель;
  • рукой водит - руководитель;
  • копал - копатель;
  • обитал - обитатель;
  • обладал - обладатель;
  • обвинил - обвинитель;
  • озеленил - озеленитель;
  • осведомил - осведомитель;
  • освободил - освободитель;
  • основал - основатель;
  • очернил - очернитель;
  • отравил - отравитель;
  • осквернил - осквернитель;
  • оформил - оформитель;
  • отрицал - отрицатель;
  • поджигал - поджигатель;
  • пожирал - пожиратель;
  • покорил - покоритель;
  • покупал - покупатель;
  • получал - получатель;
  • пользовался - пользователь;
  • подражал - подражатель;
  • право нарушил - правонарушитель;
  • посетил - посетитель;
  • похитил - похититель;
  • правил - правитель;
  • предал - предатель;
  • преследовал - преследователь;
  • просветил - просветитель;
  • работу дал - работодатель;
  • разрушил - разрушитель;
  • рекламу дал - рекламодатель;
  • первый открыл - первооткрыватель;
  • добро желал - доброжелатель;
  • злом пыхал - злопыхатель;
  • исполнил - исполнитель;
  • избирал - избиратель;
  • искоренил - искоренитель;
  • искусил - икуситель;
  • погубил - погубитель;
  • просил - проситель;
  • служил - служитель;
  • слушал - слушатель;
  • создал - создатель;
  • хулил - хулитель;
  • хранил - хранитель;

  • читал - читатель.

Со значением предмета, предназначенного для определённой цели

Суффикс -тель- образует и слова, обозначающие неодушевлённые предметы. Такие вещи обычно создаются человеком и используются им для какой-то цели. Эти слова происходят от глагола, имеющего значение действия, для которого предназначен предмет. Используется неопределённая форма глагола без -ть, к ней присоединяется суффикс -тель. Примеры:


Со значением места

Слова с суффиксом -тель- могут иметь пространственное значение.

Это может быть название места, куда забирают детей, оставшихся без родительской опеки для дальнейшего распределения в детские дома - приёмник-распределитель.

Бывает такое место, где могут отрезвить, - вытрезвитель.

Бывает, что нужно разграничить какое-то место на секторы, тогда рисуют черту, название которой - полоса-разграничитель.

Со значением математических понятий

В математике слова с суффиксом -тель- обозначают числа, с которыми производятся математические действия: деление, умножение, дробление.

  • делитель;
  • множитель;
  • знаменатель;
  • числитель.

Слова с суффиксом -тель- в единственном числе

Существительные с суффиксом -тель- относятся к мужскому роду ко второму склонению, изменяются по падежам и числам. Любое слово с суффиксом -тель- и нулевым окончанием стоит в форме единственного числа именительного падежа, в родительном и винительном падежах имеет окончание -я, в дательном - ю, в творительном - ем, в предложном - е. Например, так изменяется слово с суффиксом -тель- и нулевым окончанием в именительном падеже:

р. п. - смотрителя;

д. п. - смотрителю;

в. п. - смотрителя;

тв. п. - смотрителем;

пр. п. - о смотрителе;

Такие формы имеет слово, у которого суффикс -тель- и в начальной форме.

Слова с суффиксом -тель- во множественном числе

Во множественном числе слова с суффиксом -тель- и окончанием -и стоят в именительном падеже. Исключением может быть только одно слово - учителя, учители. Оно имеет две формы множественного числа, которые требуют различения:

  • учителя - люди, исполняющие свои профессиональные обязанности по обучению детей в школе;
  • учители - люди, стоящие у первоисточников новых направлений и учений.

Слова, у которых суффикс -тель-, окончание -и: преподаватели, делители, переключатели.

В родительном и эти слова имеют окончание - ей, в дательном - ям, в творительном - -ями, в предложном - -ях. Например:

р. п. - смотрителей;

д. п. - смотрителям;

в. п. - смотрителей;

тв. п. - смотрителями;

пр. п. - о смотрителях.

Так изменяются слова с суффиксом - тель и окончанием -и в начальной форме.

Суффиксы -тельн-

Нужно обратить внимание на то обстоятельство, что суффикс -тель- выделяется только у существительных. Если перед вами имя прилагательное, то у него выделяется морфема -тельн-. Этот суффикс образует прилагательные со значениями:

  • "способный к определённой деятельности", например: способный наблюдать -наблюда-тельн-ый, способный стараться - стара-тельн-ый, способный исполнить - исполни-тельн-ый, способный одобрить - одобри-тельн-ый, способный освежить - освежи-тельн-ый, способный удовлетворить - удовлетвори-тельн-ый;
  • "имеющий объектное значение", например: его желают - жела-тельн-ый, его осязают - осяза-тельн-ый;
  • "предназначенный для выполнения действия", например: предназначенный для курения - кури-тельный, предназначенный для плавания - плава-тельн-ый, предназначенный для летания - летат-тельн-ый;
  • "указывающий на связь с каким-либо действием", например: там, где будут избирать, - избира-тельн-ый, то, что может подготовить - подготови-тельн-ый, там, где смогут очистить, - очисти-тельн-ый.

Слова на -тель

Необходимо различать слова с суффиксом -тель- и заканчивающиеся на -тель, у которых:

  • суффикс не выделяется. Такие слова обычно являются иноязычными по своему происхождению: отель, артель, китель, мотель, бретель, гантель, картель, пастель, постель, фортель, шпатель, канитель, капитель, шпахтель;
  • слова, у которых выделяется суффикс -ель: метель, обитель.

Толкование некоторых слов на -тель:

артель - объединение людей в группу для совместного ведения дел;

канитель - тонкая металлическая нить;

капитель - верхняя часть колонны или столба;

картель - объединение промышленных предприятий с целью контроля над ценами;

каротель - круглая сладкая морковка;

коростель - быстро живущая в траве;

миттель - шрифт в типографии, равный 14 пунктам;

обитель - место, где живут монахи;

фортель - неожиданная выходка;

Эти слова изменяются так же, как слова, у которых суффикс -тель-, окончание нулевое.