» » Позитивных эмоций нежное поглаживание или. Эмоциональное поглаживание

Позитивных эмоций нежное поглаживание или. Эмоциональное поглаживание

Человек, который хочет научиться давать поглаживания (водящий), обходит всех участников и каждому дает поглаживания, столько, сколько ему захочется. Или, например, водящий выбирает одного человека и отдает ему одному все поглаживания. Или, например, каждый участник просит водящего о поглаживании определенного рода, и водящий дает его (конечно, если у него есть искреннее желание дать его). Последнее упражнение сложно и требует сильной поддержки.

Как попросить о поглаживании

Водящий становится в центре круга, и остальные участники дают ему поглаживания. Его задача - принимать поглаживания. Или, например, водящий просит определенного человека о поглаживании определенного вида, которое ему обычно трудно бывает принять, чтобы поработать над его принятием. В каждом из этих упражнений вся группа следит за тем, чтобы среди поглаживаний не было искусственных, за тем, как поглаживания «всасываются», и дает разрешение и защиту.

Самопоглаживание и Заботливый Родитель

Водящий встает посреди комнаты и произносит вслух ряд положительных утверждений о себе самом. Группа помогает ему, предлагая новые идеи, возражая, когда поглаживания ненастоящие или превращаются в завуалированную самокритику, и аплодируя, когда поглаживания «правильные». Это упражнение называется хвастовство. Его можно скомбинировать с просьбами о поглаживании и тренировкой по отклонению поглаживаний, которые не понравились.

Ходжи Викофф описывает придуманное ею упражнение на развитие Заботливого Родителя. Два человека или больше левой рукой (если они правши) карандашом пишут на большом листе бумаги прилагательные, которые описывают идеального Заботливого Родителя («теплый», «большой», «щедрый», «любящий» и т.д.). Затем на другой стороне листа они пишут, что бы они хотели услышать от идеального Заботливого Родителя: «Я люблю тебя», «Ты красивый», «Ты хороший» и т.д. После этого каждый человек читает то, что он написал.

Другие члены группы помогают исключить из надписей скрытую критику, завуалированные условия и ожидания и другие проявления Большого Свина.

Затем участники обмениваются списками и читают их друг другу в группах по два-три человека, сопровождая словесные поглаживания физическими.

Это упражнение очень полезно для людей, особенно мужчин, которые страдают от сценария «Безрадостность» и не способны к самопоглаживанию.

Иногда один из членов группы настолько «голоден», что не может принять никаких словесных поглаживаний. В этом случае разумно применить массаж - анонимные несексуальные поглаживания в большом количестве по голове, шее, спине и ногам. Такая форма поглаживания, возможно, является лучшей для человека в состоянии сильного «голода», и после нее он уже может принимать поглаживания более специфического свойства от конкретных людей. Часто это единственное средство, которое может помочь человеку включить своего Взрослого, объективно посмотреть на мир и начать работать над собой.

Все приведенные упражнения проводятся в терапевтической группе, но важно, чтобы участники переносили полученный опыт и в повседневную жизнь. Каждое из этих упражнений в определенной форме можно практиковать дома, на работе, в автобусе и т.д. Конечно, ситуация вне группы не так безопасна, но, если проявить известную осторожность, даже вне группы можно освободиться от экономии поглаживаний.

Возможно, вам понадобится пересмотреть свой словарь и заменить слово «поглаживание» на слова «объятие» и «комплимент». Кроме того, нужно быть готовым к тому, что неподготовленные люди отторгают даже искренние поглаживания, так как им трудно их принять. И все же, хотя борьба с экономией поглаживаний в «этом жестоком мире» может быть чревата временной неудачей, большинство людей в душе желают свободно получать и давать поглаживания и способны получать от этого удовольствие.

В интимной жизни также важно договориться с партнером о свободном обмене поглаживаниями. Мэри, участница группы, рассказала своему мужу Джеку о поглаживаниях, об их экономии, о Пушистиках и т.д. Он положительно воспринял новую информацию и решил сотрудничать с женой в этом отношении. Раньше ему было трудно давать жене словесные поглаживания, а ей было трудно давать мужу сексуальные. Мэри и Джек решили работать над этой проблемой и со временем научились давать друг другу желаемое, хотя Джек и не участвовал в работе терапевтической группы.

Иногда случается так, что партнер, не участвующий в групповой работе, не соглашается сотрудничать с партнером, который посещает группу. Если бы это случилось с Джеком и Мэри и все усилия Мэри убедить Джека оказались напрасными, ей пришлось бы расстаться с ним (если бы она действительно хотела избавиться от сценария «Без любви»), так как ее самый близкий человек не пожелал свободно обмениваться поглаживаниями, без чего излечение невозможно.

Приведите по пять примеров на каждый из четырех видов поглаживаний - позитивные условные и безусловные, негативные условные и безусловные. Приведите невербальные и вербальные примеры к каждому виду поглаживаний. В группе обменяйтесь по цепочке позитивным условным поглаживанием с человеком, сидящим слева от вас. В каждом случае наблюдайте за тем, как дается и принимается поглаживание. Когда круг закончен, обсудите то, что вы наблюдали. Затем проделайте то же по кругу в другом направлении. Снова обсудите, как даются и принимаются поглаживания.

Упражнение 2

Вспомните, как вы в группе по кругу раздавали и принимали поглаживания. Какие из них были прямыми, а какие поддельными? Подслащивал ли их кто-нибудь? Кто принимал поглаживания с открытым (искренним) признанием? Кто игнорировал предлагаемое поглаживание? Как вы видели и слышали их в этот момент? Отказывался ли кто-либо открыто от поглаживания, которое не хотел принять, или игнорировал его?

Теперь разбейтесь в группы по четыре человека. Решите, будете ли вы в предстоящем упражнении работать только с позитивными поглаживаниями или и с позитивными, и с негативными. Если кто-либо в группе хочет обмениваться только позитивными, его требование нужно удовлетворить. Выберите того, кто будет первым. В течение трех минут он слушает, как остальные три члена группы дают ему вербальные поглаживания. При этом они могут быть условными или. безусловными. По окончании трех минут он делится с остальными членами группы своими впечатлениями. Обсудите следующие вопросы.

Какое из полученных поглаживаний я ожидал получить?

Каких поглаживаний я не ожидал?

Какие поглаживания мне понравились?

Какие не понравились?

Были ли поглаживания, которые я хотел получить, но не получил?

Затем наступает очередь второго человека, и все повторяется.

Упражнение 3

Вернитесь к упражнениям по поглаживанию, которые уже проделали в группе. Обсудите, что вы испытывали, когда давали, принимали и отвергали поглаживания. Какие из них были вам приятны? Какие неприятны? Когда вам было неприятно, не проводили ли вы связь между этим чувством и правилами, которые родители установили для вас в детском возрасте?

ражнение - просьба о поглаживании. Снова выберите члена группы, который в течение трех минут будет просить других о поглаживании.

Три других человека отвечают поглаживанием в том случае, если они искренне хотят его дать. Если вы не заинтересованы в искреннем поглаживании, ответьте: «Я не хочу тебя гладить сейчас». Не давайте никаких других объяснений. По окончании упражнения проситель делится своими ощущениями с другими членами группы. Затем наступает очередь другого человека, и все начинается снова.

Если вы работаете индивидуально, напишите пять позитивных поглаживаний, которые вы хотите получить, но о которых обычно не просите. Они могут быть вербальными, невербальными или теми и другими. В течение следующей недели попросите кого-нибудь дать вам каждое из этих поглаживаний. Если вы получаете поглаживание, поблагодарите того, кто его дал. Если нет, то затребуйте информацию из Взрослого о том, почему другой человек не захотел дать вам поглаживание, о котором вы просили.

Упражнение считается законченным после того, как вы попросили о поглаживании, независимо от того, получили его или нет. Когда вы попросили обо всех поглаживаниях в вашем списке, погладьте себя за это упражнение.

Упражнение 5

А теперь, работая быстро и интуитивно, нарисуйте собственный профиль поглаживания (табл. 7.4).

В подзаголовок «просить о поглаживаниях» негативной (нижней) части колонки включите случаи, когда вы косвенно пытались привлечь внимание других людей, при этом испытывая болезненные и неприятные чувства. В этом случае вы будете разыгрывать убеждение Ребенка в том, что «любое поглаживание лучше, чем его отсутствие». Аналогичным образом, когда заполняете негативную колонку «Отказывается давать», включите в нее случаи, когда вы отказывали другим в негативных поглаживаниях, которые они пытались косвенным образом получить от вас.

Подумайте, что в своем профиле поглаживания вы хотите изменить. Если хотите что-либо изменить, начинайте увеличивать соответствующие колонки. Если вы хотите изменить свой

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

профиль поглаживания, запишите пять видов поведения, направленных на увеличение любой желаемой колонки. В течение ближайшей недели осуществите это поведение. Например, если вы хотите давать другим больше позитивных поглаживаний, то можете записать комплименты, которые могли бы искренне выразить друзьям, но никогда этого не делали. В течение следующей недели выскажите эти комплименты друзьям.

Упражнение 6

Каждый член группы по кругу рассказывает всем что-нибудь хорошее о себе. Если кто-то не желает делать это упражнение, то, когда подходит его очередь, просто скажет «нас». Абсолютно нормально, что при выполнении этого упражнения вы открыто и искренне хвалите себя. Когда кто-либо из членов группы хвастается, остальные внимательно слушают и выражают ему свое одобрение.

Если вы чувствуете, что хотите сказать еще что-то хорошее о себе, то продолжите это упражнение. В этом случае пусть каждый член группы по очереди выходит в центр круга и без остановки похваляется в течение некоторого времени. Человек в центре круга должен обращаться к разным членам группы, делая это достаточно громко, чтобы слышали все. Если вы не знаете, о чем говорить, просто повторяйтесь. Остальные участники поддерживают человека в центре, высказывая ему свое расположение, например: «Здорово! Молодец! Ну, еще! Еще!»

Один из вариантов этого упражнения - «карусель самопоглаживаний». Группа делится на две подгруппы, образуя два круга, один внутри другого. Лица людей, сидящих во внутреннем круге, обращены к партнерам из внешнего круга, при этом образуются пары. Лидер группы или доброволец засекает время. В течение трех минут люди во внутреннем круге непрерывно похваляются, обращаясь к своим партнерам из внешнего круга, которые слушают их с вниманием и одобрением. Человек, следящий за временем, командует поменяться ролями, и участник из внешнего круга начинает хвастаться, а его партнер из внутреннего круга внимательно слушает. По истечении еще трех минут следящий за временем просит подвинуться. Сидящие во внутреннем круге смещаются на одно место влево, чтобы у них был новый партнер, и опять начинают хвастаться в течение трех минут. Затем в течение этого же времени похва-

ляется их новый партнер из внешнего круга. После этого внутренний круг смещается еще на одно место и так далее. Можно продолжать это упражнение до тех пор, пока все сидящие во внутреннем круге не похвастаются перед каждым из внешнего круга.

Если вы занимаетесь один, возьмите большой лист бумаги и напишите все хорошее о себе без ограничения во времени. Прикрепите лист на видном месте или держите его всегда при себе. Каждый раз, когда вы подумали о себе что-то хорошее, допишите это в ваш список.

Составьте список пяти способов, с помощью которых вы могли бы гладить себя позитивно. Это может быть время, когда вы расслабляетесь в теплой ванне, слушаете вашу любимую музыку или просто едете на работу. Не считайте эти поглаживания наградой за что-либо, гладьте себя для своего удовольствия.

Проверьте с помощью Взрослого, являются ли на самом деле эти поглаживания позитивными. Убедитесь в том, что они доступны, безопасны и не вредят вашему здоровью, а затем осуществите каждое из этих поглаживаний.

Техника 4. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ Упражнение 1

Составьте схему структурирования времени. Для этого нарисуйте круг и поделите его на части, представляющие собой части времени, которое вы обычно каждый день тратите на шесть способов структурирования времени. Посмотрите, хотите ли вы изменить способы структурирования времени. Ее-" ли да, то нарисуйте, чего вы хотели бы достигнуть. Напишите пять вариантов, с помощью которых хотите увеличить желаемые способы структурирования времени. На следующей неделе осуществите ваши планы и после этого вновь нарисуйте круг структурирования времени. Каждый день отмечайте, как вы и другие структурируют свое время. Анализируйте структурирование времени везде: на собраниях, на работе, в разговорах с соседями, на вечеринках. Не говорите другим о том, что вы делаете, пока не убедитесь, что они хотят узнать об этом.

Упражнение 2

Разделитесь на группы по шесть человек, выбрав любую тему для разговора. Обсуждайте ее в течение трех минут, при этом каждый человек разыгрывает один из способов структурирования времени. В конце проведите обсуждение. Затем выберите другую тему для разговора, поменяйте способ структурирования времени и повторите упражнение. В большой группе рассчитайтесь от одного до шести. Все первые номера разыгрывают уход, вторые - ритуалы, третьи - времяпрепровождение и так далее. Затем поменяйтесь ролями друг с другом. В конце поделитесь своим опытом с остальными членами группы.

I Техника 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ Упражнение 1 Возьмите карандаш и бумагу и напишите ответы на следующие вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первый ответ, который придет в голову. Какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Затем опишите последнюю сцену: чем заканчивается ваш сценарий? Сохраните ваши ответы, к которым можно вернуться снова, получив дополнительную информацию о сценарии жизни.

Упражнение 2. Расшифровка вашего сценария

Сны, фантазии, сказки и детские рассказы могут привести к разгадке вашего сценария. Не сдерживайте вашего воображения при их выполнении. Не думайте о том, для чего они нужны и что означают. Не контролируйте себя и не пытайтесь угадать то, что вам нужно сказать. Просто представьте какие-то образы и ощутите связанные с ними чувства. После этого можно приступить к анализу и расшифровке. Наилучший результат достигается в том случае, если вы работаете в группе или с партнером. При работе в группе или индивидуально было бы неплохо записывать ваши ответы на пленку. Для этого включите магнитофон и начинайте выполнять упражнение. После этого прослушайте пленку несколько раз и дайте простор вашей интуиции. Вы будете, несомненно, удивлены тому, как много вы узнали о себе и своем сценарии.

Возможно, в процессе выполнения упражнений вы будете испытывать сильные эмоции, отражающие ваши детские чувства, которые выплыли на поверхность наряду с вашими сценарными впечатлениями. Если вы будете испытывать подобные чувства, то в любой момент можете решить, прекратить или продолжить упражнение. Если вы захотите остановиться, прекратите упражнение и сконцентрируйте внимание на каком-то предмете в комнате. Скажите себе (или вашему партнеру), что это за предмет, какого он цвета и для чего он нужен. Подумайте об обычной теме для взрослого разговора, например, что у вас будет на обед или когда вам в следующий раз нужно быть на работе. Выполняя упражнения, сидите или стойте прямо. Герой или героиня. Кто ваш любимый герой? Возможно, это персонаж детской сказки, а может быть, герой или героиня пьесы, книги или фильма, который вы помните. Это может быть также и реальный человек. Начните с героя, который первым пришел вам в голову. Затем включите магнитофон и отвлекитесь от вашего партнера или группы. Станьте этим героем и говорите о себе столько, сколько вам хочется, при этом начинайте со слова «Я». Независимо от избранного вами героя, начинайте работать, войдите в его образ и говорите о себе.

Сказка или басня. Другой вариант первого упражнения заключается в том, чтобы рассказать сказку или басню. И снова выберите то, что вам нравится, первое, что придет в голову. Это может быть детская сказка, классический миф - все, что хотите. Для того чтобы извлечь максимум пользы из рассказа, можно продолжить его, став каким-нибудь персонажем или предметом из него, при этом каждый раз говорите о себе.

Сон. Выберите какой-то из ваших снов. Больше всего можно узнать из недавнего или же много раз повторяющегося сна, хотя для этого упражнения подойдет любой сон. Расскажите ваш сон, при этом говорите не в прошедшем, а в настоящем времени. Затем, как и в упражнении со сказкой, станьте каким-либо человеком или вещью и начните говорить о себе. После того как вы закончите, сразу же скажите, что вы чувствовали. Было ли вам приятно или нет? Вам понравилось, как закончился сон? Если нет, вы можете продолжить упражнение, заменив концовку сна. При этом рассказывайте новое окончание вашего сна в настоящем времени. Убедитесь в том, что вы вполне удовлетворены концовкой сна. Если нет, придумайте еще один конец и так далее, сколько вам будет угодно.

Предмет в комнате. Осмотрите вашу комнату и выберите какой-нибудь предмет, лучше всего тот, о котором вы подумали " в первую очередь. Затем станьте им и начинайте говорить о себе. Для того чтобы получить максимум пользы от упражнения, попросите партнера поговорить с вами как с избранным предметом. Партнер должен просто разговаривать с вами, как будто вы дверь, камин и т. д.

Посмотрите на свою жизнь как на игру. Для этого упражнения необходим человек, который разговаривал бы с вами, пока вы отдыхаете, исполняя роль гида. Записывайте свои роли на пленку и прослушивайте их во время отдыха. Один гид может провести это упражнение для целой группы людей. Гид не должен повторять свою роль слово в слово. Лучше всего, если он наметит для себя последовательность рассказа, а затем начнет импровизировать. Между предложениями необходимо делать паузы, чтобы дать участникам возможность сконцентрироваться на том, что они видят.

Расслабьтесь на стуле или на полу. Можете закрыть глаза. После этого гид начинает говорить: «Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей жизни. Что за спектакль вы собираетесь смотреть? Комедию или трагедию? Драму или мыльную оперу? Интересный это спектакль или скучный, героический или заурядный - или какой-то еще? Полон ли театр, полупустой или пустой? Будет ли публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Будет ли она аплодировать или уйдет со спектакля - или что-то другое? Как называется ваш спектакль, спектакль о вашей жизни? А сейчас свет потушен. Опускается занавес. Ваш спектакль начинается. Вы видите первую сцену. Эта самая первая сцена вашей жизни. Вы - младенец. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица? Если видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознавайте то, что чувствуете. Может быть, вы чувствуете что-то физически или переживаете эмоции. Чувствуете ли какой-нибудь запах или ощущаете что-либо на вкус? А теперь на какое-то время осознайте эту первую сцену вашего спектакля». (Пауза.)

Гид продолжает: <<А сейчас наступила вторая сцена. В этой сцене вашего спектакля вы - ребенок в возрасте от трех до шести лет. Где вы? Что видите вокруг себя? Есть ли кто-нибудь рядом? Кто это? Что они говорят вам? Что вы отвечаете? Слышите ли какие-нибудь другие звуки? Что вы чувствуете в этой

сцене? Испытываете ли какие-то физические ощущения или эмоции? Может быть, вы чувствуете какой-то запах или ощущаете что-то на вкус? Затем осознайте то, что видите, слышите, чувствуете во второй сцене вашего спектакля, в которой вам от трех до шести лет». (Пауза.)

После этого гид теми же словами вводит вас в следующие сцены спектакля: сцену юношества, от десяти до шестнадцати лет; настоящую сцену, где вам столько лет, сколько сейчас; сцену десять лет спустя; последнюю сцену вашего спектакля - сцену вашей смерти. В репликах гида к этой сцене должен звучать вопрос: «Сколько вам лет в этой последней сцене спектакля?»

Наконец гид просит вас вернуться в настоящее, дав столько времени, сколько необходимо. Поделитесь с группой или партнером вашими ощущениями.

Упражнение 3

Проанализируйте, что нового вы открыли в своем сценарии при выполнении предыдущих упражнений. Определили ли вы отдельные аспекты своей жизни, в которых решили быть победителем, побежденным или не-победителем? Если это так, то для каждой области напишите, как бы вы узнали о том, что стали победителем, а не побежденным или не-победителем. Каким будет результат вашей победы? Затем для каждой области напишите пять действий для достижения выигрышных результатов. Каждый день выполняйте по одному действию и, если вы работаете в группе, расскажите о своем успехе товарищам.

Упражнение 4

Вспомните какую-нибудь недавнюю стрессовую ситуацию, которая завершилась для вас неблагоприятным образом. Припомните то неприятное чувство, которое вы испытывали в этой ситуации. Однако, выполняя упражнение, не обязательно вновь испытывать это чувство. Теперь припомните ситуацию в прошлом году, которая также закончилась для вас неблагоприятным образом и в которой вы испытывали аналогичные неприятные для вас чувства. Затем припомните ситуацию пятилетней давности, в которой вы испытывали те же неприятные чувства. После этого вспомните подобную неблагоприятную ситуацию с такими же неприятными чувствами в юношестве. Затем при-

помните подобную сцену с аналогичными неприятными чувствами из вашего детства. Сколько вам было тогда лет? Если возможно, подумайте об аналогичной сцене или сценах из самого раннего детства. Сколько лет вам было тогда? Кто в ней присутствовал? Что происходило?

Цель упражнения заключается в том, чтобы определить конец «резиновой ленты». Что общего между недавними ощущениями и вашими детскими переживаниями? Если в последней ситуации участвовал какой-то человек, какое лицо из прошлого вы надевали на него?

Когда вы осознаете, какую прошлую ситуацию проигрываете, можете рассоединить резиновую ленту. Пусть осознание Взрослого напомнит вам о том, что люди в ситуации «здесь и теперь» на самом деле отличаются от вашего отца, матери или других людей, чьи лица вы надеваете на них. Если вы начинаете испытывать то же самое неприятное чувство, осознайте, что текущая ситуация отличается от той, которая была в прошлом. Теперь вы обладаете всеми ресурсами и возможностью выбора взрослого человека, как, впрочем, и ребенка, которым вы были в первоначальной ситуации.

Упражнение 5

Нарисуйте свою сценарную матрицу. Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте на нем пустую сценарную матрицу, в которую можно записывать полученные от родителей послания. Работайте быстро, доверяя своей интуиции.

Приказания. Просмотрев список двенадцати приказаний, продумайте, ассоциируется ли каждое из этих приказаний с пережитыми вами жизненными трудностями или неприятными чувствами. Отметьте приказания, которые являются важными для вас. Имейте в виду, что некоторые приказания исходят от обоих родителей/Помните ли вы, в какой форме родитель давал вам это приказание? Было ли оно в форме прямых указаний или определений? Если вы сомневаетесь, работайте интуитивно. Если вы найдете более подходящее название для приказания, поставьте его в скобках после общепринятого обозначения, например: «Не будь ребенком (Не радуйся)».

Контрсценарий. Вспомните фразы «делай...», «не делай...» (указания и запреты), а также девизы и лозунги, которые родители часто"говорили вам в детстве. Когда каждый из родителей был

доволен вами? Недоволен? Какие они употребляли слова, чтобы показать, что они довольны или недовольны вами? Что они советовали для того, чтобы вы достигли успеха? Исходя из этого, определите ваш контрсценарий. Это легко можно сделать, вспомнив, от какого родителя исходил каждый приказ. Если не можете вспомнить, попробуйте догадаться. Иногда контрсценарий может исходить от других родственников или школьных учителей.

Программа. При заполнении сценарной матрицы мы обычно рассматриваем лишь негативную часть программы. (Для выявления тысяч полученных от родителей позитивных указаний «Вот как...» не хватило бы никакого места.) Помните, что негативная программа исходит из контаминированного Взрослого родителя, хотя на диаграмме она направлена просто из круга Взрослого. Говорил ли каждый из родителей, как нужно достичь определенного сценарного результата? Часто один родитель показывает, как подчиняться приказанию или контрприказанию, полученному от другого родителя. Например, мать может передать вам послание «Не чувствуй», а отец показывает: «Вот как надо не чувствовать». Запишите вашу негативную программу предложениями, начинающимися «Вот как надо». У некоторых людей в программе нет явных негативных посланий. Поэтому, если вы не можете их выявить, оставьте часть вашей матрицы незаполненной.

Использование фантазии, сказок и снов. Вернитесь к материалам, полученным при выполнении упражнений с фантазией, сказками и снами и записанным в свободной форме. Проанализируйте их в терминах формальной сценарной матрицы. Используйте ваше мышление и интуицию для выявления связей между этими данными и информацией в матричной диаграмме. Соответственно измените или исключите отдельные данные в вашей матрице.

Каюмова Анна Михайловна
Приемы персонально-личностного подхода

Персонально – личностный подход в воспитании дошкольников предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов для каждого воспитанника группы, таких, как : «Гейша» , «Расклад» , «Эмоциональное поглаживание» , «Заражение» , «Отвлечение» , «Научи меня, пожалуйста» , «Вместе» , «Подарки» , «Помоги» , «Гордость» , «День прошел» , «Эмоциональное обволакивание» , «Лестница» , «Даю шанс» , «Исповедь» и другие.

Применяя на практике технологию развития общения старших дошкольников, воспитатели могут использовать именно те приемы , которые наиболее эффективно способствуют реализации заявленных задач.

ПРИЕМ «ГЕЙША»

Цель : помочь воспитателю в осуществлении гуманизации общения с детьми.

Содержание : этот прием является основой общения воспитателя и детей на протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Он заключает в себе «способность внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди всех других единственных и неповторимых». Он требует от педагога помимо появления творческого начала проявления педагогической доброты, любви, человечности, сочувствия ребенку.

ПРИЕМ «РАСКЛАД»

Цель : помогает осознать необходимость воспитателем знать положительные и отрицательные качества ребенка.

ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ»

Цель : помогает создать положительное эмоциональное состояние по отношению к ребенку.

Содержание : поглаживание – это лишь наиболее общий термин, который используется для обозначения интимного физического контакта. На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают…Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Следует называть «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека.

ПРИЕМ «ЗАРАЖЕНИЯ»

Цель : коррекция эмоционального состояния детей.

Содержание : заражение – процесс передачи эмоционального состояния одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему. Дети легко перенимают не только движения воспитателя, но и его настроение. Успех других детей также может быть заразительным для ребенка, он стремиться к успеху такому же и желает испытать такие же чувства.

ПРИЕМ «ОТВЛЕЧЕНИЕ»

Цель : помочь ребенку отвлечься от переживаний, которые его тревожат.

Содержание : ребенка можно отвлечь от горестных переживаний веселой игрой, наблюдением за чем-то необычным. Часто ребенок отвлекается и на обычные вещи или события, если интонация взрослого становится привлекательной для него. Иными словами, воспитатель должен быть еще и артистом, и артистом хорошим, так как дети чувствуют остро любую фальшь в голосе или взгляде педагога.

ПРИЕМ «НАУЧИ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА»

Цель : помочь достичь педагогу и ребенку единого осмысления целей.

приема строится следующим образом :

1. Начать разговор с ребенком, когда он закончит какую-то работу.

2. Отметить, как хорошо это у него получилось.

3. Попросить научить делать так же.

4. Прилежно учиться, если ребенок согласился стать наставником воспитателя.

ПРИЕМ «ВСЕ ВМЕСТЕ»

Цель : помочь детям осознать свою значимость в своей деятельности.

Прием построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость, которое конкретизируется в мотивации общения в условии помощи взрослому.

Алгоритм действий :

1. Сообщаем детям, что собираемся заняться каким-то делом, коротко излагаем суть, говорим, что в одиночку будет сложно или неинтересно, и предлагаем всем желающим принять участие.

2. Даем каждому желающему посильное занятие, показываем или объясняем, как его выполнить, выражаем признательность каждому участнику.

3. Подчеркиваем, что достигнутый результат - практический или интеллектуальный - был получен путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

ПРИЕМ «ГОРДОСТЬ»

Цель : воспитать желание у ребенка чувствовать себя умеющим, гордым за достигнутое.

Прием основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным и частично на его личной заинтересованности. Тот факт, что он сделал игрушку сам, является очень значительным и очень приятным для ребенка. Дети искренне гордятся своими произведениями и охотно ими пользуются.

Алгоритм действий :

1. Показываем детям какой-либо предмет и спрашиваем, хотят ли дети иметь такой же.

2. Дождавшись утвердительного ответа, говорим, что они уже большие и смогут сами сделать себе такие вещи.

3. Изготовленная вещь поступает в полное распоряжение ребенка.

Создаем условия для того, чтобы все получилось достаточно привлекательно и ребенок имел основание гордиться своим трудом.

ПРИЕМ «ПОМОГИ»

Цель : создать в группе атмосферу равных прав.

ПРИЕМ «ДЕНЬ ПРОШЕЛ»

Цель : помочь осознать детям значимость каждого дня в их жизни.

ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБВОЛАКИВАНИЕ»

Цель : помочь ребенку устанавливать положительные эмоциональные контакты с окружающими.

Содержание : прием используется для групп детей, чувствующих себя в коллективе сверстников «белой вороной» . Формулу приема можно представить следующим образом : обязательная встреча ребенка с улыбкой, плюс обязательно ласковый, добрый тон, плюс обязательные подбадривания в каждом начинании, плюс подбор соответствующих ролей, плюс публичное подчеркивание результатов, плюс обязательная помощь в выполнении поручений, в соблюдении режимных требований, плюс мажорный тон, выделение оптимистической перспективы при контактах с родителями, плюс выработка с ними единой линии эмоциональных реакций на успех и неудачи ребенка (по мере возможности) .

ПРИЕМ «ДАЮ ШАНС»

Цель : помочь ребенку реализовать свои возможности.

ПРИЕМ «ИСПОВЕДЬ»

(или когда педагог плачет)

Цель : развивать у детей гуманные чувства.

ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА»

Цель : коррекция настроения и эмоционального состояния детей.

Прием работает на создание «неожиданной радости» . Неожиданной она должна быть у ребенка, для педагога же она запрограммирована.

Алгоритм деятельности педагога при использовании данного приема строится следующим образом :

Шаг первый. «Психологическая атака» .

Суть его в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.

Шаг второй. «Эмоциональная блокировка» .

Суть его состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Важно переориентировать ребенка с пессимистической оценки событий на оптимистическую : «неуспех – случаен, успех – закономерен» .

Шаг третий. «Выбор главного направления»

Смысл педагогического воздействия состоит в том, чтобы не только установить очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

Шаг четвертый. «Выбор равных возможностей» .

Суть заключена в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, для которого создается соответствующая ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению со сверстниками.

Ежедневно, вечером, подсчитывайте, сколько раз вас «погладили» и сколько «укололи» (негативное поглаживание). Будьте субъективны. Если партнер вызывает у вас отрицательные чувства, значит, он наносит вам «укол», если положительные чувства — то «гладит». После этого подумайте, как можно было бы избежать «уколов» и насобирать «поглаживаний». У вас все благополучно, если соотношение между поглаживаниями и уколами составляет 7:1.

Поглаживания — это эмоциональное содержание трансакций. Мы настолько хорошо знакомы с этим, что даже не задумываемся об этом. Мы нуждаемся в поглаживаниях и сами раздаем их. Поглаживания можно квалифицировать следующим образом:

ВЕРБАЛЬНЫЕ (словесные)
и
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ (кивание головой, пожимание руки, похлопывание)

ПОЗИТИВНЫЕ (похвала, поощрение)
и
НЕГАТИВНЫЕ
(порицание, укол)
ПРЯМЫЕ и КОСВЕННЫЕ

ЯВНЫЕ и СКРЫТЫЕ

Вербальные и невербальные поглаживания


Вербальные поглаживания самые частые в нашей практике: от восклицания «Здравствуйте!» до длительного разговора. К невербальным поглаживаниям можно отнести помахивание рукой, кивание головой, похлопывание друг друга и пр.

Позитивное поглаживание — это такое поглаживание, при котором получатель испытывает положительные эмоции. Негативное поглаживание (укол) испытывается как отрицательная эмоция или боль.

«Здравствуйте, рад вас видеть! — И я тоже!» Пример обмена позитивными поглаживаниями.

«Прекрасный день!— Был, пока вы тут не появились!» Пример того, как первый партнер дает позитивное поглаживание, а получает от второго негативное. Но следует иметь в виду, что негативное поглаживание все же лучше, чем никакое. Вот почему некоторые идут в общество, хотя знают, что там над ними будут подшучивать и даже издеваться. А некоторые сами создают себе неприятности, чтобы потом их преодолевать. Некоторые даже выбирают себе такие профессии: альпинисты, монтажники-высотники. Не могут напрямую наслаждаться жизнью. А в семье не могут жить без скандалов.

Прямые и косвенные поглаживания


Прямое поглаживание связано с тем, что вы есть, что вы из себя представляете, что вы для меня значите. Косвенное — с тем, что вы делаете.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРЯМОЕ - Хорошо, что вы здесь! Я вас люблю! и т. п.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ КОСВЕННОЕ - Вы хорошо поработали! У вас красивые волосы!
НЕГАТИВНОЕ ПРЯМОЕ — Я вас ненавижу!
НЕГАТИВНОЕ КОСВЕННОЕ - У вас дурно пахнут носки!

И прямые и косвенные поглаживания несут определенную информацию.

Прямое поглаживание позитивное означает принятие меня как личности, косвенное позитивное поглаживание означает принятие моего поведения. Прямое поглаживание негативное означает неприятие меня как личности, косвенное негативное поглаживание означает неприятие моего поведения.

«Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты пьешь.» Если я хочу сохранить отношения с человеком, который дал мне сразу прямое позитивное поглаживание, мне просто следует прекратить пить.

«Я вас ненавижу, хотя вчера вы совершили мужественный поступок, спасая утопающего». Здесь я получил прямое негативное поглаживание (укол) и косвенное позитивное. Понятно, что хотя я и сделал нечто хорошее, все же с этим человеком мне следует прервать отношения.

Явные и скрытые поглаживания


Пока мы все время говорили о явных поглаживаниях. Но есть еще поглаживания скрытые. Они могут быть позитивные и негативные, прямые и косвенные. К сожалению, люди не могут их улавливать. А именно они нередко играют решающую роль в развитии отношений между людьми.

«Неужели трудно понять, что таких вещей делать не следует!» Такие слова нередко слышат в свой адрес дети, учащиеся и подчиненные. Явное косвенное негативное поглаживание определить не составляло бы труда, если бы перед ним не шло скрытое прямое негативное поглаживание, содержание которого при несложном анализе можно расшифровать как «дурак ты этакий!» Ведь только дураку трудно понять такие простые вещи!

Беда заключается в том, что и тот, кто наносит такое поглаживание, и тот, кто его воспринимает, не осознают этого. Но только у того, кто его получил, развивается антипатия к тому, кто его послал, и он уже не воспринимает косвенное, в котором заключалась информация о промахе, который он сделал. Естественно, поведение не исправляется. А если отношения продолжаются, то постепенно между партнерами развивается чувство легкой антипатии, которое может перерасти в глубокую ненависть. И все это будет идти по механизму «порочного круга».
Нередко не осознаются и скрытые прямые позитивные поглаживания. Парень так был увлечен своей девушкой, что не заметил, что на ней новое платье. Она не получила ожидаемых явных косвенных поглаживаний по поводу качества ее платья и упрекнула его в этом. Он честно ей сказал, что все время смотрел на нее и не обратил внимания, что на ней новое платье. А ведь фактически это было скрытое прямое позитивное поглаживание, содержание которого не вызывает никаких сомнений: «Я тебя люблю!»

Раздача и прием поглаживаний


Некоторые люди привыкли раздавать поглаживания, которые вначале кажутся позитивными, однако в конце содержат жало:

«Я вижу, ты разбираешься более или менее».
«Прелестная куртка, хотя и не фирма».

Существуют люди, которые свободно раздают позитивные поглаживания, хотя делают их неискренне. Это лесть. Некоторые их называют синтетическими. Такой человек заметит вас и будет душить вас в объятиях. Расплывшись в улыбке, он станет говорить: «Михаил Ефимович! Когда вы заходите, весь мир преображается. Я сразу начинаю испытывать душевный подъем. Как здорово вы высветили в своей книге «Психологический вампиризм» многие типы вампиров. Это настоящий учебник жизни, энциклопедия общения. Можно выбросить все книги по психологии, которые были написаны или будут написаны». Не удивляйтесь, если такой человек сделает вам гадость.

Есть и другая крайность. Некоторые люди не умеют совсем давать поглаживания. Но следует научиться принимать поглаживания. Здесь дело вкуса. Одному больше нравятся прямые поглаживания, другому косвенные. Некоторые не умеют переносить негативные поглаживания. Один может получать удовольствие от того, что его обнимают, другой смущается. У каждого человека есть свой собственный КОЭФФИЦИЕНТ ПОГЛАЖИВАНИЯ. Одному нравится одно поглаживание, другому — другое. В связи с этим у каждого есть свой ФИЛЬТР В ПОГЛАЖИВАНИЯХ. Одно поглаживание я пропускаю, а другое нет. Некоторые люди не умеют пропускать позитивные поглаживания и решают жить только на негативных и игнорируют комплименты.

— Какие у вас красивые ногти!
— Знали бы вы, какие мучения я испытываю, когда их обрабатываю.

Нет чтобы просто сказать спасибо.

Клод Стайнер считает, что нас приучили в детстве к экономии поглаживаний, приучив к следующим правилам

НЕ ДАВАЙ ПОГЛАЖИВАНИЯ, КОГДА ИХ НАДО ДАТЬ;
НЕ НАПРАШИВАЙСЯ НА ПОГЛАЖИВАНИЯ, КОГДА ОНИ ТЕБЕ НУЖНЫ;
НЕ ПРИНИМАЙ ПОГЛАЖИВАНИЯ, ЕСЛИ ТЫ НУЖДАЕШЬСЯ В НИХ;
НЕ ОТВЕРГАЙ ПОГЛАЖИВАНИЯ, КОГДА ТЫ НЕ НУЖДАЕШЬСЯ В НИХ;
НЕ ГЛАДЬ СЕБЯ САМ.

Стайнер пишет, что, обучая этим правилам, родители гарантируют себе то, что «...ситуация, в которой поглаживания имеются в ограниченном количестве, переходит в ситуацию, когда их становится недостаточно». А родители становятся монополистами по поглаживаниям. В результате мы живем все время в дефиците по поглаживаниям.

А когда мы вырастаем, мы добровольно отдает право на поглаживания начальникам, законодателям мод, специалистам по развлечениям, авторитетам, которые нами манипулируют. В погоне за поглаживаниями (а ведь без них жить невозможно; фактически мы или стараемся избегнуть уколов, или охотимся за поглаживаниями) мы перестаем жить для себя и начинаем работать на других, чтобы заслужить поглаживания, нередко синтетические.

Я хочу указать вам на один источник поглаживаний, если вы рады даже тем, которые получаете в ритуалах. Когда ты пригласил к себе на день рождения гостей, от них получишь кучу поглаживаний, по большей частью синтетических, то есть фальшивых.

Избавьтесь хотя бы от одного предрассудка, например от предрассудка: НЕ ГЛАДЬ СЕБЯ САМ.

Особенно это необходимо сделать творческим личностям. Ведь они ТВОРЯТ, т. е. создают нечто принципиально новое, которое никто никогда не оценивает положительно. Ведь мы знаем 3 стадии внедрения в жизнь гениальных открытий и изобретений:

ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИКОГДА, В ЭТОМ ЧТО-ТО ЕСТЬ, ТОЛЬКО ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ. К сожалению, многие гении не доживают до того, когда им начинают раздавать позитивные поглаживания. Именно поэтому на этапе ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИКОГДА единственным источником позитивных поглаживаний для первооткрывателя может быть он сам!

Гении! Не стесняйтесь, гладьте себя сами, если хотите дожить до того, чтобы вас гладили другие.

И если вас за ваше гениальное творение освистывают, воспринимайте это как интенсивное прямое и косвенное позитивное поглаживание.

Стайнер считает, что для воссоздания нашего осознания, спонтанности и умения общаться на уровне близости необходимо отвергнуть «основы обучения», которые навязали нам родители в отношении обмена поглаживаниями. Наоборот, мы можем осознать тот факт, что поглаживания имеются в неограниченном количестве. Мы можем раздавать их в неограниченном количестве. Сколько бы мы их ни отдавали, они никогда не иссякнут. Когда мы нуждаемся в поглаживаниях, мы можем свободно попросить об этом, и мы можем свободно принять поглаживание, когда нам его предлагают. Если нам не нравится предложенное поглаживание, мы можем его свободно отвергнуть.

И самое главное, мы можем получать свободно удовольствие от того, что гладим себя сами.

Кроме того, это избавляет нас от погони за поглаживаниями, в которых все мы нуждаемся.

Если все вышесказанное вас не убедило, то послушайте А. С. Пушкина, великого поэта и не менее великого мудреца.

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минуты шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

ПОГЛАЖИВАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ, ПРОСЯ О НИХ, СТОЯТ РОВНО СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО И ТЕ, КОТОРЫЕ ВЫ ПОЛУЧИЛИ БЕЗ ПРОСЬБЫ. Может быть, они даже ценнее. Почему может быть? Точно ценнее! Ведь вы попросите именно то, что вам сейчас нужно, а спонтанное поглаживание может вас и не устроить. Ведь вы будете просить воду только тогда, когда захотите пить. А предложить напиток вам могут и тогда, когда вам этого совсем не хочется. Ведь источник поглаживаний неиссякаем.

Если вы хотите, чтобы вас кто-то обнял или поцеловал, попросите его об этом. Может быть, он рад это сделать, но находится в плену предрассудка «Не давай поглаживания, когда их надо дать». Не переживайте. По тому, как вас обняли, вы легко отличите искреннее поглаживание от пустышки. Перестанете надеяться на этого человека и найдете кого-нибудь другого. «Просите, и вам дадут» — говорил Иисус Христос.

А теперь вспомните, сколько поглаживаний вы за сегодня получили и каких. Составьте соответствующий профиль.

А сколько вы раздали поглаживаний и каких? Какой получился итог? Если вы получили много негативных поглаживаний, посмотрите, сколько негативных поглаживаний вы раздали сами. Если вы будете искренни, то выяснится, что и сами вы не ангел. Только к тем, которые вы раздали, прибавьте и те, которые хотели раздать, но не решились. Поучитесь раздавать позитивные поглаживания.

Напишите пять позитивных поглаживаний, которые вы хотели бы получить, но о которых обычно не просите. В течение следующей недели попросите по крайней мере одного человека дать вам эти поглаживания. Если получите его, поблагодарите дающего. Если не получите, попросите информацию, объясняющую отказ.

Упражнение считается законченным после того, как вы ПОПРОСИЛИ поглаживание независимо от того, получили ли вы его. Когда вы попросили обо всех поглаживаниях, погладьте себя за это упражнение.

Заведите себе «БАНК ПОГЛАЖИВАНИЙ». Записывайте все поглаживания, которые вы получили от других. Когда становится тошно, обратитесь в «БАНК», и вы увидите, что все не так уж плохо. Конечно, со временем записанные поглаживания могут поблекнуть. Поэтому необходимо пополнять их новыми.

Воспитателям ребенка следует помнить, что ему нужны и позитивные и негативные поглаживания. На одних позитивных не воспитаешь. Если я человека только хвалю, значит я не принимаю его целиком. Коэффициент позитивных и негативных поглаживаний должен быть равен 7:1. Если вы начальник, то оценивайте не только плохое, но и хорошее.

Поглаживания имеют свое КАЧЕСТВО и ИНТЕНСИВНОСТЬ.

Положительная оценка моего творчества со стороны высококвалифицированного профессионала и только что приобщившегося новичка имеют для меня разную ценность. Восхищение моими работами моего научного руководителя, весьма строгого и взыскательного, будут значить для меня больше, чем восторг человека, первый раз посетившего мою лекцию.

Многие люди всю жизнь проводят в погоне за поглаживаниями, терпя при этом большие неудобства и тратя значительные материальные средства, а самое главное — они вредны, в крайнем случае просто бесполезны. Вам нужны примеры? Пожалуйста! Любая вечеринка, раут, следование моде, устройство развлекательных мероприятий, дни рождения, банкеты.

Вот еще один источник получения позитивных поглаживаний. Рассматривайте критику в ваш адрес ваших врагов как похвалу, и вы не будете испытывать дефицита в позитивных поглаживаниях. Я лично критикую только того, кто в состоянии правильно отреагировать на критику. В конечном итоге и критика есть поощрение.

Инвентаризация исходящих уколов и поглаживаний


Ее проводить очень трудно, так как мы часто не замечаем, когда наносим укол, но великолепно чувствуем, когда получаем. Более того, иногда мы думаем, что даем человеку поглаживание, но на самом деле наносим укол. Поэтому для начала просмотрите, сколько вы получили уколов и сколько поглаживаний. По психологическому закону, который напоминает второй закон механики И. Ньютона, согласно которому сила действия равна силе противодействия, сколько вы раздали поглаживаний, столько и получили. Научитесь сами раздавать поглаживания. В ответ будете получать столько же. Перестаньте наносить «уколы», особенно скрытые, и вас никто не будет «колоть». А если хотите получать побольше «поглаживаний», то старайтесь сами «гладить» других. Хотите избежать «уколов», не колите сами.

██ ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь - штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

ласковое воспитание или важность психологических поглаживаний.

Уже доказано, что в жизни любого человека психологические поглаживания очень важны, как то: улыбка, комплимент, одобрение, похвала, внимание. Если человек недополучает это поглаживание, он начинает испытвать в этом "голод" и всячески искать его, становясь уязвимым и подверженными чужому влиянию. Для детей поглаживания более необходимы, но родители так заняты мыслями насущными, что порой единственной мыслью вечером является мысль, рухнуть в постель побыстрее и уснуть.

Вчера гуляем с Лерой на площадке, увидели знакомую девочку, Яну. Лерка побежала на горку, а Яна ко мне прижимается и льнет. Обняла ее по матерински и спрашиваю, по маме скучаешь? Она, голову вниз опустила и говорит,: "Она придет сегодня, как всегда поздно, в 8 вечера" Погладила я Яну по головке, несколько минуточек подержала руку, поговорили об учебе, о том, что завтра она идет на день рождение, та свой "голод" удовлетворила и побежала на горку тоже резвится. Жалко мне стало девочку, не стоит того ни одна работа, чтобы ребенок испытывал дефицит общения с близкими людьми. Детство не возвращается! Самое большое, что мы можем дать нашим детям-ЛЮБОВЬ! Но многие считают, что любовью сыт не будешь. А без любви даже растения не растут, это факт!

_______________________________________________________________________________________

"Еще совсем недавно (в 60-70 годы) было нормально, чтобы мама малыша через несколько месяцев после рождения ребенка выходила на работу, а младенца отдавали в ясли. Родителям советовали не баловать ребенка, не брать на руки без особой необходимости ("плачет, кричит - полезно, легкие развиваются"), чаще давать соску для успокоения. Результат такого воспитания плачевен - выросло поколение людей с ослабленным здоровьем, со многими психологическими проблемами (тревожность, закомплексованность, страхи и как следствие - алкоголизм, агрессивность и т.д.). Многие уже взрослые люди сталкиваются с проблемами при создании собственной семьи, т.к. их не научили в детстве делиться любовью, вниманием.

В настоящее время ученые доказали необходимость "ласкового" воспитания. Взрослея, становясь самостоятельным, человек несет в себе заряд родительской любви и внимания. По мере роста маленького человечка родителям необходимо следить, чтобы "эмоциональный резервуар" ребенка не опустошался. Чем он полнее, тем лучше развивается ребенок, тем легче его воспитывать.

Из чего состоит "ласковое" воспитание.

КОНТАКТ ГЛАЗ. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Это и "телячьи нежности", и "медвежьи шалости". Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины, самостоятельности. "Хорошего" воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить, "сломать".

Вспомните, когда в последний раз Вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли "ласковое" воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих (см. выше), то стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает! А можно поиграть в "эмоциональные" игры.

Поиск мягких игрушек (с двух лет)
Соберите все мягкие игрушки, которые есть в доме и уложите их под одеяло. Туда же забирается и ребенок. Он должен нащупать и назвать как можно больше игрушек. Можете сами забраться под одеяло вместе с малышом - будет еще веселее.

"Дотронься до..." (с 4-5 лет)
В игре принимают участие несколько человек, естественно, они все по-разному одеты. Ведущий говорит: "Дотронься до… синего!" Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде названный цвет и дотронуться до него. Можно искать различные цвета, элементы одежды (рукав, кармашек, бантик, пуговица и т.д.). Важно, чтобы дотрагивались до каждого участника игры.

Игровой массаж
Можно испечь пирог (см. статью "Самооценка"). Можно делать легкий массаж спинки, ручек, ножек с поглаживаниями, растираниями, придумывая сказки и веселые истории.

Чаще устраивайте домашние праздники, и большие (день рождения, Новый год, 8 Марта), и маленькие (день солнышка, летний бал, воскресный обед).

Лечение любовью
Любовью и нежностью можно даже лечить! Если ребенок приболел, сильно устал, у него нарушено поведение, можно попробовать использовать внушение. Давно известно, что дети очень внушаемы. Но, к сожалению, такую особенность их психики взрослые часто используют во вред. Даже любящая мама может внушить ребенку страх, неуверенность в себе, плохое поведение своими словами. "Вечно ты копаешься", "Катя у нас- жадина", "Не подходи к собаке - укусит", "Ой, какая ты бледненькая!", "Давай я сам, все равно не сможешь" - это лишь немногие негативные установки, которые мешают полноценному развитию малыша. А ведь можно использовать свое влияние на ребенка с пользой! Вместо того, чтобы внушать малышу, какой он плохой, глупый и нелюбимый, попробуйте дать ему установку на хорошее поведение: "Какой ты молодец!", "Ты здоровый и сильный", "У тебя все получится", " Я в тебя верю"...

Можно использовать простейший гипноз и во сне. Когда ребенок спит, тихо сядьте рядом и говорите! Говорите, как Вы его любите, какой он хороший, умный, красивый. Можно заранее подготовить предложения-установки: "Завтра ты будешь спокойным, хорошо покушаешь", "Ты быстро выздоровеешь, завтра температура снизится, станет легче дышать", " Ты станешь меньше плакать и капризничать"... Старайтесь, чтобы установки были предельно четкими и конкретными. Таким образом Вы настраиваете организм ребенка на благотворные изменения. Для получения результата необходимо проводить такие "сеансы любви" регулярно. Важно, чтобы Ваше настроение соответствовало моменту. Не начинайте сеансы, если чем-то недовольны, рассержены, устали. Вы должны говорить искренне, чувствовать к ребенку нежность, любовь, желание помочь. Не говорите слишком громко и эмоционально, чтобы не разбудить ребенка. Попробуйте! Может быть, Вам подойдет именно такой способ выражения любви и заботы?