» » Финские сани своими руками. Финские сани с мотором

Финские сани своими руками. Финские сани с мотором

Финские санки отличаются от классических приподнятым сиденьем и длинными полозьями. Стоящий позади человек опирается одной ногой на полоз санок, другой — отталкивается, как на самокате. Для удобства к сидению крепятся ручки или специальная рама для катания. Устойчивость и быстроходность устройства позволяет с удобством кататься и одному, и вдвоем, а также перевозить багаж.

Вопреки названию, финские санки изобрели не в Финляндии, а в Швеции. Изначально такие сани были традиционным средством передвижения в скандинавских странах. Сейчас их используют для активного отдыха в парках и на катках, транспортировки рыболовного снаряжения и просто для развлечения в зимнее время.

Финские сани для рыбалки имеют измененную конструкцию. Вес у них меньше (до 8,5 кг), длина полозьев короче (1,37 м), что упрощает и передвижение на дальние расстояния, и транспортировку в автомобиле. Устройство саней позволяет быстро передвигаться по гладкому льду и утоптанному снегу (до 15 км/ч). Для лучшего скольжения по рыхлому снегу поверх стальных крепят пластиковые полозья, похожие на беговые лыжи.

Высокое сиденье и специальная рама, крепящаяся к нему, снижают нагрузку на спину. Используются санки и вместо удобного рыболовного стула с высокой спинкой. На санях можно с комфортом перевезти необходимое для рыбалки снаряжение, а на обратном пути и улов. Для большего удобства крепят дополнительные крючки и резинки, чтобы закрепить ящик со снастями. Особенно удобны разборные финские сани для рыбалки.

Технические характеристики и особенности конструкции

Выделяют две разновидности саней: для прогулок и для рыбалки.

Прогулочный вариант для взрослых весит до 10 кг, длина полозьев доходит до 2 м. Конструкция выдерживает вес до 180 кг. Сани, предназначенные для развлечения детей, меньшего размера. Они рассчитаны на перевозку веса до 110 кг, соответственно, полозья короче (до 1,55 м), вес тоже уменьшен.

Финские санки для рыбалки легче прогулочных (до 8,5 кг), длина полозьев не доходит до 1,4 м. Такой вариант выдержит 150−180 кг. Любители зимней подводной ловли часто оснащают конструкцию дополнительными креплениями для груза, используют пластиковые накладки на полозья. Финские сани для рыбалки также комплектуют мотором и специальным колесом, что увеличивает вес до 16 кг и повышает скорость передвижения до 40 км/ч.

Обе вариации отличаются прочностью: стойки и полозья делают из металла, сиденье и спинку — из просушенной древесины, покрытой лаком или краской. Для удобной транспортировки делают складные модели, которые в разобранном виде занимают минимум места.

Как сделать финские санки своими руками

Финские сани просто устроены: в домашних условиях умелец сможет самостоятельно смастерить их для рыбалки или развлечения.

Выбор конструкции и дизайна зависит от умений и технических навыков домашнего мастера. Подбор материалов и инструментов определяется назначением транспортного средства: для рыбаков подойдут более прочные и устойчивые санки, чем для катания. Прогулочный вариант изготавливают из дерева или алюминия, а чтобы сделать финские сани для рыбалки своими руками, лучше использовать в качестве основного материала сталь.

Полозья

Проще всего использовать для самоделки старые лыжи с металлическим кантом. К деревянным полозьям крепятся 4 уголка с заранее проделанными отверстиями для болтов.

Для изготовления санок из алюминиевой стали понадобятся трубогиб и сварка. Также необходима ребристая резина для подножки и упора для ступней. Из алюминиевых труб сгибается основа: полозья, опора для ног и крепления для стула. На подножку и заднюю часть полозьев приклеивают резину для противоскользящего эффекта, просверливаются отверстия для крепления стоек.

Самая устойчивая и прочная конструкция получится из металла. Из согнутой листовой стали формируют полозья. В просверленные в передней части отверстия вставляют металлический прут с резьбой на концах. Для предотвращения скольжения, как и в предыдущем варианте, крепят прорезиненные накладки.

Стул

Чтобы сэкономить время и усилия, можно установить на полозья старый стул, предварительно разметив и просверлив отверстия под болты.

Для изготовления сиденья и спинки самостоятельно необходимо заготовить деревянные бруски или дощечки и покрыть их краской или лаком. Деревянные части крепятся к каркасу из алюминиевых труб или металла. В готовом стуле делаются отверстия для последующего привинчивания к полозьям и стойке.

Стойки

Заканчивая изготовление деревянных саней, спинку наращивают деревянными брусками и устанавливают верхнюю планку из того же материала.

Для установки алюминиевых вертикальных стоек из труб сгибается каркас, заклепками крепятся доски, внизу сверлятся отверстия для привинчивания к основе. Ручки или перекладину для удобства оклеивают пористой резиной.

Стойка из металлических накладок и деревянных брусков скрепляется шурупами, в верхней части крепится горизонтальная планка или делаются ручки.

Если изготавливаются складные сани, то для крепления вертикальных стоек и стула к полозьям используются барашковые гайки.

Как повысить комфортность саней

Финские санки комплектуются широкими пластиковыми насадками, которые используются для катания по рыхлому снегу, когда полозья начинают утопать.

Сани можно превратить в самоходные, добавив мотодетали. На отдельной раме крепят мотор и бензобак, дополнительно устанавливают колесо. Скорость такого транспорта станет почти в 3 раза больше (до 40 км/ч).

Чтобы уменьшить вероятность травм, кроме оклейки резиновым полотном ручек и подножки, дополнительно устанавливается противоскользящая платформа для ног и надевается накладка на обувь.

Для фиксации груза на сани добавляют различные крепления, резинки, крюки. Такой вариант используется рыболовами для перевозки снаряжения.

Что лучше самодельные или покупные сани

Для того чтобы сделать финские сани своими руками, необходимо наличие нужных навыков, материалов и инструментов. Из положительных сторон самостоятельной работы можно отметить не только сэкономленные деньги, но и дизайн, ограниченный лишь фантазией домашнего мастера.

Купленные сани будут прочнее и долговечнее: для обработки металла и древесины используются заводские технологические процессы. Широкий ассортимент позволит выбрать модель с нужными функциями и сопутствующие аксессуары. Каким бы ни был выбор, финские санки будут и веселым зимним развлечением для детей и взрослых, и верным помощником на зимней рыбалке.

Финские сани своими руками, конструкция складная, выполнена из алюминиевых труб, которую легко и быстро можно разобрать или собрать.

На рассматриваемых санях, легко передвигаться по льду или уплотненному снегу.

Представленная конструкция состоит из трех отдельных частей (узлов):

  1. Полозья.
  2. Стульчик.
  3. Спинка (ручка).

ПОЛОЗЬЯ


Используемый материал:

труба круглая алюминиевая без термической обработки 30х4
листовой алюминиевый металл толщиной 4 (мм)
пористая ребристая резина

Для изготовления деталей из труб, нам понадобится и аргонодуговая сварка.

Дополнительно можно посмотреть видеоматериал, о том как правильно варить алюминий:

Порядок сборки узла:

  1. Из трубы размером 30х4 (мм) согнем полозья – основу финских санок.
  2. Как показано на чертеже, просверлим отверстия диаметром 22 (мм).
  3. В просверленные отверстия вставим направляющие трубки до упора (снизу, направляющая трубка обрезана по радиусу 11 (мм), который соответствует внутреннему радиусу трубы 30х4 (мм)) и аргонодуговой сваркой закрепим их.
  4. В просверленные отверстия вставим подножки и аргонодуговой сваркой закрепим их (сверху подножек приклеим пористую ребристую резину).
  5. Сверху на направляющие трубки, через сквозные отверстия, вставим рамку и аргонодуговой сваркой закрепим ее (рамка придаст жесткость конструкции).

СТУЛЬЧИК


Используемый материал:

труба круглая алюминиевая без термической обработки 22х3,5 ГОСТ 18482-79
строганная деревянная дощечка 25х45х450 (мм)

Порядок сборки узла:

  1. Из трубы размером 22х3,5 (мм) согнем ножки.
  2. На прямых участках трубы, при помощи , закрепим деревянные дощечки 25х50х450 (мм).
  3. На изогнутых участках трубы, при помощи заклепок, закрепим деревянные дощечки 25х45х450 (мм), с внутренней стороны дощечек, предварительно выберем пазы соответствующего радиуса.
  4. Снизу ножек просверлим сквозные отверстия диаметром 8 (мм).

СПИНКА


Используемый материал:

труба круглая алюминиевая без термической обработки 22х3,5 ГОСТ 18482-79
строганная деревянная дощечка 25х50х450 (мм)
резиновые или деревянные ручки

Порядок сборки узла:

  1. Из трубы размером 22х3,5 (мм) согнем две ручки.
  2. Сверху на трубы, при помощи заклепок, закрепим деревянные дощечки 25х50х450 (мм).
  3. Посадим на клей резиновые или деревянные ручки.
  4. Снизу стоек спинки, просверлим сквозные отверстия диаметром 8 (мм).
Финские сани своими руками сделаны,

Финские сани с мотором

Финские сани состоят из двух полозьев, стула-сиденья, рамы, двигателя велосипедного типа и колесного движителя.

Полозья изготовлены из полосовой стали сечением 40х5 мм.

Основные стойки и другие детали сиденья финских саней изготовлены из сосны. Для стоек берутся бруски сечением 40x40 мм.

Рама и подкосы изготовлены из стальных труб диаметром 20 мм с толщиной стенок 1 мм.

Двигатель для финских саней можно установить мопедный, например Д-4, или от скутера, например типа «Киевлянин». Последний имеет две передачи, что обеспечит хорошую проходимость саней в трудных условиях. При диаметре колеса-движителя 400 мм и двигателе «Киевлянин» звездочка колеса должна иметь 19 зубьев, а ведущая звездочка двигателя - 11 зубьев. При установке двигателя Д-4 передаточное отношение будет другим, и его необходимо подобрать опытным путем.

Моторная рама самодельных финских саней сварена из труб диаметром 28 мм. Крепление двигателя - как у велосипеда. В переднюю трубу рами двигателя вварена поперечная труба диаметром 12 мм, длиной 350 мм, в которую вставлен стержень диаметром 8 мм. На концах стержня нарезана резьба для гаек, которыми моторама крепится к полозьям. В заднюю трубу моторамы вварена короткая труба, служащая опорой для трубчатых подкосов и одновременно для качающейся вилки колеса-движителя.

От двигателя крутящий момент передается на колесо-движитель с помощью цепной передачи.

Обод движителя изготовлен из стальной ленты сечением 80х2 мм. На ободе в три ряда в шахматном порядке приварены 72 шипа, изготовленных из листовой стали.

В целях надежного сцепления колеса со снежным настом применены две пружины (обычные дверные пружины), которые одним концом прикреплены к качающейся вилке движителя, а другим - к стойке сиденья.

Сзади колеса-движителя имеется щиток для защиты водителя от комьев снега.

За спинкой сиденья установлен небольшой бачок емкостью 5 л, из которого горючее по хлорвиниловой трубке подается в карбюратор.

Управление двигателем и сцеплением осуществляется рукоятками, смонтированными на спинке сиденья. Двигатель заводят по время разбега, выключают сцепление для прогрева двигателя, затем, толкая сани, вновь включают сцепление, увеличивают число оборотов двигателя и становятся на полозья.

Финские сани по укатанному снегу развивают скорость 45-50 км/час. Их можно построить своими руками в любом техническом кружке школы или в условиях домашней мастерской. Финские сани с мотором можно применять не только для прогулок, но и для перевозки легких грузов, почты и т. п.

Финские мотосани

Самодельный снегоход - мотосани. Советские рационализаторы построили механизированные финские сани с велосипедным двигателем «Д-4».

Они испытали их в условиях своей местности и нашли, что сани обладают хорошими ездовыми качествами. На этих санях можно ездить по хорошо укатанной санной или ледовой дороге как вдвоем, так и одному. Максимальная скорость саней при хорошей дороге - 20 км/час. Расход топлива при средней скорости (12-15 км/час) 3 л на 100 км. Общий вес саней 30-35 кг. Управляются они ногами. Двигатель запускается на ровной местности от руки, а под гору - самокатом.

На рисунке показано устройство саней. Кроме готовых деталей от велосипеда - рамы, седла, втулки и двигателя «Д-4» (комплект), для постройки механизированных финских саней нужны узлы собственного изготовления - движитель и финские сани.

ФИНСКИЕ САНИ - кресло с четырьмя ножками, установленное на два полоза, - сварены из проката. Полозья и кресло соединены болтами. Ножки на полозе могут быть, по желанию, установлены на расстоянии 520 + 75 мм. Отсюда и высота сиденья может быть разной. Эти сани удобны тем, что они разбираются, и летом их легко хранить.

ДВИЖИТЕЛЬ - колесо с разъемом по диаметральной волнистой поверхности. Распил делается узкой лучковой пилой. Надетое на велосипедную втулку и скрепленное болтами колесо обтягивается слоем войлока и слоем прорезиненного ремня, армированного небольшими обойными гвоздями. Они выполняют роль «шпор».

Самодельные финские сани. Февраль на исходе, скоро наступит весна. Рыбка начинает активно поклёвывать на малых речках. Хорошо если рыболов является обладателем снегохода или мотособаки, он может себе позволить выбраться на чистую, таёжную речку, туда, где можно рассчитывать на хороший улов. А как быть тем, кто не может себе позволить покупку снегохода? Альтернативой могут стать финские сани или аналогичные доработанные, изготовленные из рыболовных капроновых саней. Приделал рукоятки и подставки для ног к покупным саням, уложил рыболовное снаряжение и вперед по бураньему следу. В интернете нашел статью о том, как можно изготовить такие сани. Чухонские сани для зимней рыбалки. Nov. 16th, 2011 at 8:01 PM Изобретения, технологии, идеи в обзоре Сетевого Смотрителя. (Часть №30) Что такое финские сани и как они выглядят, кое кто у нас, таки, знает. Для тех же кто нет, поясним – это такая хитрая помесь санок, лыж, коньков и самоката. Становишься одной ногой на полоз, другой толкаешься и вперёд! И надо заметить, очень даже с ветерком вперёд… Особенно если речь идет о классическом варианте саней на коньковых полозьях и движении по льду. Для передвижения по снегу, чухонцы (это исконное название нынешних финнов), либо ставят всю конструкцию на лыжи, либо устанавливают специальные «лыжеподобные» накладки на коньки. В общем, при передвижении на более или менее большие расстояния своим ходом, штука очень практичная и эффективная – проверено лично. Вот только места для груза в них не особо предусмотрено… Ну и особого комфорта при ловле рыбы с них, ожидать не приходится… Но, как говорится: «Вже ще финска не сгинела!» Есть в этой суровой снежной стране интеллектуальные титаны! Вот к примеру как в 2007 году отличился на этот счет наш финский коллега - Пекка Мехтонен из Миллиниеми. Из прилагаемых к его патенту иллюстраций (в оригинале, естественно, сделанных на березовой коре), в момент творческого экстаза, нашего младшего брата по разуму очевидно беспокоили три проблемы: А) Второстепенная: как защитить кормовую часть финского организма от пронизывающих северных ветров… Б) Главная: куда складывать ту огромную кучу рыбы, которую обычно Пекка вылавливает «одной левой»… В) Дополнительная: как организовать процесс возвращения домой с рыбалки, чтобы тушка его вечно мертвецки пьяного дружка-соседа Укко больше не падала с сиденья традиционных саней, а значит и необходимость каждый раз привязывать страдальца скотчем к транспортному средству отпала бы сама собой. Примечание: при этом, естественно, идея не брать с собой на рыбалку огненную воду не рассматривалась даже теоретически… Решение, которое озарило самые темные закоулки мыслительной извилины нашего «драугса», было настолько оригинальным, что я невольно заподозрил «романтическое» на счет тех времен, когда в сороковых годах прошлого столетия русские солдаты были на постое в чуме у его бабушки… Поставить тачку на лыжи? – для такого взрыва креативности в крови Пекки (Петрухи по-нашему) явно должны были быть предки, которые помимо лыж и собачьей упражки, как минимум видели ещё и колесо и саму тачку на нём!... Вот оно – живое воплощение тезиса о том, что все люди – братья! Правда пока ещё только в виде чертежей… Но я верю, что где-то там - далеко-далеко - в стране вечных снегов уже проходит испытания рабочий прототип чухонских (чтобы не путать с финскими) саней, а это значит, что вечерами (а иногда ещё и до обеда…) можно увидеть трогательную картину, когда один мужественных финн сквозь вьюгу и ветер раз за разом спасает своего бесчувственного друга от страшной смерти на льду… В общем, финны своих в бою не бросают! Или, таки, это русские?...

Подобное средство передвижения раньше было широко распространено на Северо-Западе России, в частности, в Ленинградской области, где «финки» иногда даже продавались в магазинах, но, в основном, использовались самодельные. На финских санках очень удобно передвигаться по льду и по уплотненному снегу. Они представляют собой стул, укрепленный на двух, поставленных на ребро, полозьях.

Для изготовления «финок» (рис.1) потребуются две стальные полосы толщиной 0,5см, шириной 4–5см и длиной 2,5м. Переднюю часть каждого полоза нужно плавно изогнуть в вертикальном направлении, на концах сделать отверстия под стержень, которым будут крепиться полозья между собой. Стержень - металлический прут толщиной 12–15мм, длиной 40см с резьбой на обоих концах.

Рис.1

Каркас сиденья и спинки желательно делать из древесины твердых пород – береза, дуб, бук. Понадобятся бруски 3×4 см: 2 горизонтальных - длиной 100см, 2 вертикальных - 80см, 2 поперечных – по 40см и один верхний - 60см. Для боковых сторон сиденья нужна доска толщиной 3см. Сиденье и спинка – из брусков 2×3см. Деревянные части санок крепят между собой шинами, болтами или шурупами.

Для крепления сидения к полозьям используют 8 металлических накладок 4×10см толщиной 3–5мм: 4 для крепления горизонтальных брусков к переднему стержню (по 2шт. на каждый брусок) и еще 4 для крепления вертикальных стоек. Для крепления вертикальных стоек накладки следует приварить с обеих сторон каждого полоза на расстоянии 85см от переднего закругления с небольшим наклоном назад и хорошо обработать места сварки, чтобы не цеплялись за снег. Между накладками вставляют срезанный на конус брусок и скрепляют болтами. На задней части спинки можно закрепить крючок для перевозки сумки или портфеля.

Для большей устойчивости расстояние между полозьями можно увеличить на 10см.

Привожу описание и размеры «финок» для использования взрослыми людьми. Если не собираетесь ездить с горок и перевозить взрослых пассажиров - пропорции и сечение брусков можно изменить, но во всех случаях следует соблюдать условия: полозья должны быть строго параллельны между собой и стоять на ребро. Спинка должна иметь небольшой наклон назад. Верхняя перекладина спинки должна быть меньше расстояния между полозьями.

Наиболее надежными и долговечными считаются «финки», изготовленные из березовых ошкуренных и просушенных стволиков без сучков.

Существует и второй вариант упрощенных финских санок. Для их изготовления потребуется металлический прут сечением 12–16 мм длиной 10м (для взрослых санок). Прут следует изогнуть и если он достаточно упругий - санки можно сразу использовать для передвижения. Но лучше, конечно, сделать, как указано на рис. 2.

Рис.2

Для этого придется всего лишь прибегнуть к услугам сварщика. Вертикальные и поперечные стойки приваривают к полозьям с использованием «косынок» - треугольных кусочков металла - с тщательной последующей зачисткой. Сиденье можно сплести из крепкого капронового шнура. Перед изготовлением на ту часть прута, где будет сиденье и спинка, желательно надеть пластиковый шланг. Если это не сделано заранее, можно надеть разрезанный с последующим его креплением изолентой.

Передвигаются на «финках», как на самокате – пассажир на сиденье, а второй человек сзади держится руками за спинку: одной ногой на полозе, другой отталкивается. При повороте полозья движением ног изгибают в нужную сторону.

При передвижении по рыхлому снегу некоторые умельцы с помощью хомутов и шурупов прикрепляют к полозьям лыжи.