» » Методическая разработка по музыке на тему: модульный урок. Прелюдия Рахманинова

Методическая разработка по музыке на тему: модульный урок. Прелюдия Рахманинова

Жанр: фортепианная миниатюра.

Время создания: осень 1892 года.

Первое издание: Москва. « A . Gutheil ».

Посвящение: А. Аренскому.

Илл. Б. Ф. Шаляпин. Портрет С.Рахманинова. 1940.

Если просмотреть указатель произведений С. Рахманинова, упоминаемых в трехтомнике его литературного наследия, то по числу упоминаний с этой ранней фортепианной пьесой могут сравниться лишь несколько его крупныхпроизведений – фортепианныеконцерты, Рапсодия на тему Паганини и симфонии № 2 и № 3. Это, конечно же, свидетельствует о популярности этой прелюдии.

Илл. Титульный лист первого издания. (Изархива А. Майкапара).

«Надеюсь, за время моего пребывания в Соединенных Штатах Америки окончательно прояснится следующее обстоятельство: помимо сочиненной мною прелюдии cis - moll , у меня есть и другие веские причины претендовать на мое место в музыкальном мире. На родине для меня это сочинение стало уже пройденным этапом, оно былодля меня в действительности далеким воспоминанием о юности, пока несколько лет назад я не поехал в Англию. К своему удивлению, я узнал там, что все молодые пианисты играют ее. Получив же после этого приглашение посетить Соединенные Штаты, я послал запрос, достаточно ли хорошо меня знают в этой стране, чтобы можно былорассчитывать на интерес публики к моим выступлениям. Вскоре меня известили, что в США каждый музыкант знает меня как автора Прелюдии cis - moll . При данных обстоятельствах, как мне кажется, я должен быть благодарен тому, что мною создана эта Прелюдия. Однако я не уверен, не обернулась ли для меня дачей моя оплошность, которая заключается в том, что я не сохранил за собой международного авторского права на это сочинение. Если бы я его сохранил, то приобрел бы от этого богатство, а также известность. Ер, с другой стороны, я не мог бы достичь ни того, ни другого. Ведь, узнав о большом успехе этого маленького произведения, я написал цикл из десяти прелюдий ор. 23 и принял меры предосторожности, чтобы обеспечить авторское право у одного издателя в Германии. Нахожу, что музыка этих прелюдий значительно лучше моей первой Прелюдии, но публика не склонна разделять мое мнение. Не берусь утверждать, мое ли мнение ошибочно, или наличие этого авторского права губительно повлияло на их популярность. Поэтому для меня навсегда останется открытым вопрос о том, что является причиной популярности моего раннего произведения: то ли присущие ему достоинства, то ли отсутствие у него авторского права. <…>

С момента моего пребывания в США я обнаружил немало ходячих представлений относительно этой Прелюдии и е создания. Пользуюсь случаем также для того, чтобы рассказать о ней истинную правду.

Мне было 18 лет, когда я окончил Московскую консерваторию. Музыка не доходная профессия, даже для тех, кто достигает известности, а для начинающего обычно безнадежная. Через год я оказался без денег. Мне нужны были деньги, я написал эту Прелюдию и продал ее издателю за предложенную им сумму. Одним словом, я получил за нее сорок рублей - это около 20 долларов на ваши деньги. Согласитесь – вознаграждение весьма скудное, если принять во внимание сумму, вырученную за нее издателями. Но в этом случае закон компенсации сработал хорошо, и у меня нет причин быть недовольным.

По моем приезде сюда меня часто спрашивали, что я представлял себе, сочиняя эту музыку; другими словами, что был источником моего вдохновения. Помимо настоятельной необходимости заработать деньги, меня вдохновляло только желание создать что-то прекрасное и художественное. Прелюдия по своей природе абсолютная музыка, и ее нельзя ограничить рамками программной или импрессионистической музыки. Комментаторы приписывали прелюдиям Шопена всевозможные фантастические значения. Одну из них даже назвали «Дождевые капли». Можно напомнить рассказ Жорж Занд, как рассердился Шопен, когда она обратила его внимание на приписываемую его гармонии звукоподражательность».

Далее С. Рахманинов очень интересно рассуждает о жанре прелюдии, начиная от Баха. Его мысли по этому поводу очень важны, и мы рекомендуем прочитать его статью полностью. Здесь же процитируем лишь то, что относится именно к данной прелюдии:

«В рассматриваемой прелюдии я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе <…>».Стоит обратить внимание на последнее указание – «угрожающе». Это очень важная и тонкая подсказка автора: безнее мы – исполнители и слушатели – быть может, и не придали бы этим звукам такого характера. Вот пример ценности авторских высказываний о собственныхпроизведениях. Цитируем далее.

«Мотив из трех звуков проходит на протяжении 12-ти тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых - завладеть вниманием слушателей. Сущность главной темы – этомассивный фундамент; контрастом ему становитсягармонизированная мелодия; ее функция – рассеять мрак. Но если разработку ее продолжить, то возникает монотонность, и поэтому быстро вступает средняя часть. Смена настроения резкая, и на протяжении 29-ти тактов музыка устремляется подобно нарастающей буре, усиливаясь по мере того, как мелодия движется вверх. Эта часть написана мелкими длительностями, а первая тема вступает как кульминация в удвоении одновременно в правой и левой руке. Буря стихает, музыка постепенно успокаивается и семитактная кода завершает сочинение. Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения. Прелюдия выполнила свое назначение».

Далее С. Рахманинов дает ценные советы по поводу того, как учить эту прелюдию, как распределить силы, исполняя пьесу, требующую большой динамики (ffff – более чем fortissimo ), взволнованности и широты («ученика нужно предостеречь от ошибки принимать ярость за широту и величавость», - предупреждает С. Рахманинов). Все эти замечания очень важны и ценны, нооставим ихпрофессионалам.

А в заключение отметим следующее. Вернемся к мысли С. Рахманинова о том, что прелюдия – всякая, не только данная – есть пьеса, готовящая слушателя к восприятию чего-то главного – пьесы, следующей за ней: «Прелюдия, как она мне представляется, это форма абсолютной музыки, предназначенной для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой, или выполняющей функцию введения в какое-либо действие, что и отражено в ее названии» (из той же статьи). Действительно такова была прелюдия у старых мастеров, например И. С. Баха. И естественно, исходя из этой концепции, композиторы прелюдией предваряли, например, фугу. Даже тогда, когда у Баха мы встречает сборники только прелюдий (например, органных), эти пьесы, строго говоря, исполнялись именнокак вступление к хоралу, который вслед за этим пела вся церковная община. Эти прелюдии были напоминанием той мелодии, которую предстояло петь. В какой-то момент прелюдия как жанр отделилась от чего-либо за ней следующего. Появились циклы самостоятельных инструментальных (главным образом фортепианных) миниатюр(Прелюдии Ф. Шопена). И здесь уже не предполагалось, что за прелюдией последует что-то «более серьезное»: за одной прелюдией следовала другая прелюдия. Естественно, что в таких циклах каждая прелюдия выражала определенное - у крупных композиторов всегда очень определенное – настроение (Скрябин, Дебюсси; последний пояснил настроения каждой пьесы весьма поэтичными ремарками). Весьма примечательно, что С. Рахманинов, опубликовав первоначально эту свою Прелюдию среди других разнородных пьес (см. титульный лист первого издания), впоследствиисделал ее первой пьесой своего большого собраний – «Прелюдии».

Примечания

1 В более полном виде статья С. Рахманинова «Моя прелюдия cis -moll » (в переводе с английского В. Тарасовой) опубликована в кн.: Рахманинов С . Литературное наследие. Том 1. М. 1978. С. 62 – 65.

© Александр МАЙКАПАР

Когда Федор Шаляпин поинтересовался, как он пишет музыку и ясно ли он слышит её перед тем, как занести на бумагу, Сергей Васильевич ответил, что слышит.
- Ну, как же? - допытывался Шаляпин.
- Ну, так, слышу.
- Где?
Сергей Васильевич сделал паузу и ответил:
- В голове. Только когда напишу на бумагу, перестанут играть.

Музыка С.В.Рахманинова мне очень близка. Почему так - в двух словах не опишешь... С самых ранних лет его произведения вызывают у меня нежный трепет, учащенное сердцебиение, прекрасные и светлые чувства. Это что-то настоящее и неповторимое.

Сегодня я хочу рассказать о трех самых моих любимых произведениях Сергей Васильевича Рахманинова.

Итак, две Прелюдии и Вокализ.

Прелюдия до диез минор (соч. 3 №2)

Это произведение относится к числу самых популярных классических произведений. У этой прелюдии очень интересная история.
«В рассматриваемой прелюдии я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе <…>».
«Мотив из трех звуков проходит на протяжении 12-ти тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых - завладеть вниманием слушателей. Сущность главной темы – это массивный фундамент; контрастом ему становится гармонизированная мелодия; ее функция – рассеять мрак. Но если разработку ее продолжить, то возникает монотонность, и поэтому быстро вступает средняя часть. Смена настроения резкая, и на протяжении 29-ти тактов музыка устремляется подобно нарастающей буре, усиливаясь по мере того, как мелодия движется вверх. Эта часть написана мелкими длительностями, а первая тема вступает как кульминация в удвоении одновременно в правой и левой руке. Буря стихает, музыка постепенно успокаивается и семитактная кода завершает сочинение. Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения. Прелюдия выполнила свое назначение».(С.Рахманинов)

Прелюдия соль минор (соч.23 №5)

Прелюдия №5 представляет собой величественный марш с красивейшим певучим трио. Она была создана в год завершения Второго фортепианного концерта (1901 г.) и, несомненно, родственна финалу Концерта бьющей через край энергией.
З. А. Прибыткова пишет: «Мне всегда бывало жутко от исполнения Рахманиновым этой прелюдии. Начинал он тихо, угрожающе тихо… Потом "крещендо" нарастало с такой чудовищной силой, что казалось – лавина грозных звуков обрушивалась на вас с мощью и гневом… Как прорвавшаяся плотина».

О процессе создания фортепианных произведений композитор отзывался так: «…Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт. Когда пишешь для оркестра, само разнообразие инструментальных красок как-то подводит к различным мыслям и эффектам. Когда же я пишу маленькую фортепианную пьесу, я целиком во власти своей тематической идеи, которая должна быть представлена сжато и без отступлений… В конце концов, сказать то, что вы имеете сказать, и сказать это кратко, ясно, немногословно – вот самая трудная задача, стоящая перед художником».

Вокализ (соч.34, № 14)

Вокализ был написан Рахманиновым в 1912 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. И после этого у композитора наступила жесточайшая депрессия, которая еще более обострилась из-за кончины его друга Сергея Ивановича Танеева. Почти полтора года Рахманинов не садился за рояль.

Вокализ – одно из самых известных произведений С.В.Рахманинова. Интересно то, что оно звучит чаще не в оригинальном вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях.

Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
Это было так убедительно и серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне. "Вокализ" свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним, для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как великого композитора был колоссальный. Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».

"Вокализ" Рахманинова звучит в исполнении Вероники Джиоевой
(Оркестр Новосибирской филармонии)

Трогательную историю об отношении самого С. Рахманинова к этому своему произведению рассказал великий скрипач XX века Натан Мильштейн, лично знавший и много общавшийся с композитором: «Как-то раз мы с Пятигорским приехали, не условившись заранее, к Рахманинову домой - как всегда, около четырех часов дня. Пятигорский был с виолончелью, я - со скрипкой. Дверь нам открыла прислуга: «Тихо, тихо - хозяин спит...» (Днем, после русского обеда, Рахманинов обыкновенно отдыхал. Дом в это время замирал.) На цыпочках мы с Пятигорским вошли в гостиную. На пюпитре увидели ноты рахманиновского «Вокализа», который мы оба знали очень хорошо. Не сговариваясь, мы оба вынули инструменты из футляров и стоя начали играть «Вокализ» - тихо-тихо, в унисон, с разницей в октаву. Вдруг к нам вышел Рахманинов. Заспанный, он был похож на арестанта со своей короткой стрижкой и в полосатой пижаме с поднятым воротником. Без слов он подошел к роялю и, тоже стоя, подыграл нам аккомпанемент - но как! Когда мы все доиграли «Вокализ» до конца, Рахманинов все так же безмолвно ушел из комнаты - со слезами на глазах...».

Биография С.В.Рахманинова

Первой публично прозвучавшей фортепианной пьесой молодого Рахманинова стала Прелюдия до диез минор. Она была исполнена автором на концерте Электрической выставки 26 сентября 1892 года. Судьба этой прелюдии уникальна. Так, в середине 1890-х годов она вошла в репертуар практически всех студентов-пианистов Московской консерватории. А. Зилоти, выступая в Европе и Америке, включил прелюдию в свою концертную программу, и очень скоро она была издана в Англии и Америке. Будучи уже признанным пианистом-виртуозом, Рахманинов исполнял эту прелюдию в качестве обязательного номера. Огромный успех этого произведения, буквально «преследовавший» композитора всю жизнь, сам Рахманинов объяснил так: «Однажды прелюдия просто пришла, и я записал её. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от неё, если бы даже попытался. Она должна была быть – и она стала».

В жанре концерта для фортепиано с оркестром наиболее гармонично синтезировалось пианистическое и композиторское дарование Рахманинова. “Отнимите у меня концерты, и тогда мне придет конец”, - говорил он друзьям.

Фортепианные концерты Рахманинова можно назвать “музыкальными романами”, сравнимыми со страницами Толстого, Чехова, полотнами Левитана, поэзией Бунина, Тютчева... В каждом из четырех концертов -юношески романтичном Первом (1891), праздничном и задушевном Втором (1901), поэтичном Третьем (1909) и суровом Четвертом (1926) - раскрываются лучшие черты рахманиновского таланта; эти концерты прославили его на весь мир. Показательно, что в финалах концертов звучит ярко оптимистическая и жизнеутверждающая музыка, в отличие от многих рахманиновских произведений драматического и трагедийного характера.

Первый концерт для фортепиано с оркестром фа диез минор, соч. 1, Рахманинов посвятил своему двоюродному брату – дирижеру и пианисту А. И. Зилоти. Широко известная главная тема первой части концерта – широкая романсовая мелодия с ламентозными скачками-«вздохами» – была написана композитором в семнадцать лет. Впервые концерт был исполнен в 1892 году в Московской консерватории под управлением В. И. Сафонова. В концерте 2-я и 3-я части - исполняются без перерыва. В 1917 году композитор существенно переработал партитуру, и в измененном виде концерт был исполнен в Нью-Йорке, солировал автор.

Второй концерт для фортепиано с оркестром, до минор, соч. 18 был впервые исполнен в Московском филармоническом сезоне 1901/1902 года под управлением А. И. Зилоти, солировал автор. На следующий день концерт был исполнен «наоборот» – за дирижерским пультом стоял Рахманинов, партию фортепиано исполнил Зилоти. Критики писали: «У г. Зилоти фортепиано звучало гораздо полнее, а у г. Рахманинова оркестр шел увереннее. Да оно и понятно: когда автор стоял за дирижерским пультом, г. Зилоти гораздо удобнее было сообразовываться с его намерениями, чем когда автор сидел за роялем… Нельзя сомневаться, что концерт, так хорошо принятый в Москве, сделается вскоре везде одним из самых популярных произведений концертного репертуара».

Третий концерт для фортепиано с оркестром, ре минор соч. 30 был создан в 1909 году накануне грандиозных гастролей по Америке. За 89 дней Рахманинов 26 раз выступил в 10 городах США и 1 раз – в Канаде. Рахманинов 16 раз солировал в сопровождении оркестра. 13 раз сыграл Второй концерт и трижды исполнил Третий. Турне прошло невероятно успешно. «Заставляли бисировать до семи раз» – вспоминал Рахманинов.

Третий концерт стал одной из вершин творчества Рахманинова. Его можно называть «концертом-симфонией» по значительности содержания, масштабности образного и драматургического развития. О главной теме-«песне» Рахманинов писал: «… я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют певцы – найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» оркестровое сопровождение».

4-й Концерт, соч. 40. Сергей Рахманинов завершил свой Фортепианный концерт № 4 соль минор, соч. 40 в 1926 году и работа в настоящее время существует в трех версиях. После неудачной премьеры он сделал поправки, прежде чем опубликовать его в 1928 году. При продолжающемся отсутствии успеха автор пересмотрел и переиздал его в 1941 году. Работа посвящена Николаю Метнеру, который, в свою очередь, посвятил свой Второй фортепианный концерт Рахманинову. Концерт, вероятно, наименее известен среди всех фортепианных концертов Рахманинова, однако, часто исполнялся в России.

Концерт написан в трех частях:

Allegro Vivace (соль минор)
- Largo (до мажор)
- Allegro Vivace (соль мажор)

Концерт был впервые исполнен в Филадельфии 18 марта 1927 года с композитором в качестве солиста и Леопольдом Стоковским в качестве дирижера.

Рапсодия на тему Паганини, соч. 43

Рахманинов работал над этим сочинением на вилле Сенар (близ Веггиса в Швейцарии) с 3 июля по 18 августа 1934 года. Премьера состоялась вLyric Opera House в Балтиморе 7 ноября 1934 г., партию фортепиано исполнил автор в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского. В этой музыке ностальгия соединяется с откровенной «дьявольщиной». Недаром Рахманинов включил в нее мотив «Dies irae». Премьерное исполнение было записано. Среди других знаменитых исполнителей, записавших Рапсодию, - Артур Рубинштейн, Владимир Ашкенази, Вэн Клайберн.

Произведение состоит из двадцати четырёх вариаций на тему знаменитого двадцать четвёртого каприса Николо Паганини - прежде уже становившегося источником вдохновения для других композиторов, в том числе для Иоганнеса Брамса, использовавшего его тему для создания Вариаций на тему Паганини.

Хотя данное сочинение Рахманинова исполняется без перерывов, оно может быть подразделено на три части: с первой по одиннадцатую, с 12 по 18, и оставшиеся образуют финал.

В конце 1892 года Рахманинов, которому было всего 19 лет, написал пять сольных фортепианных произведений, опубликовав их под заголовком «Пьесы-фантазии» (соч. 3). Первым номером этого опуса стала Элегия ми бемоль минор. В этом лирическом жанре молодой композитор сумел объединить вокально-декламационную мелодику с конфликтной драматургией и фактурными приёмами, отличающими концертно-симфоническое письмо.

Вальс ля мажор, соч. 10, №2 относится к танцевальным жанрам, связанным с бытовым музицированием. Это своеобразный портрет сестер Скалон – дальних родственниц Рахманинова, с которыми композитора связывали теплые дружеские отношения. В этом обаятельном изящном вальсе основная тема представляет собой грациозный мелодический взлет.

Светлая, радостная прелюдия №6, ми бемоль мажор, соч. 23 была написана 14 мая 1903 года, в «счастливый день», когда у Рахманинова родилась старшая дочь Ирина. В следующей за ней прелюдии №7 до минор преломляются бетховенско-шопеновские традиции. На фоне тревожных фигураций постепенно в теме утверждается волевое начало.

В прелюдии №8 ля минор соч. 32 порывистый мотив на фоне фигураций, пронизанных русскими песенными попевками, напоминает то мчащуюся тройку, то отзвуки колокольного звона. Прелюдия №10 си минор представляет собой мрачную картину траурного шествия. Основная тема с протяжными интонациями русского заупокойного пения сопровождается тяжелой поступью погребального шага.

Этюды - картины, соч. 33 были созданы в 1911 году в Ивановке. Пьесы сначала именовались как «прелюдии-картины», и только на московской премьере были переименованы в «Этюды-картины». Название «картина» указывает на некоторую программность сочинений. «Когда я сочиняю, – писал Рахманинов, – мне очень помогает, если у меня в мыслях только что прочитанная книга, или прекрасная картина, или стихи. Иногда в голове засядет определенный рассказ, который я стараюсь обратить в звуки, не открывая источника своего вдохновения». Этюд-картина, ми бемоль мажор, №4 передает ощущение ярмарочного праздника (Рахманинов впоследствии назвал эту пьесу «Ярмарка»).

Вторая фортепианная соната си бемоль минор была написана в 1913 г. Эта блестящая виртуозная соната состоит из трех частей, связанных непрерывным развитием. Чередование энергичных драматических (первая и третья части) и хрупких созерцательных (вторая часть) образов, тесное интонационно-тематическое взаимодействие приводит к финальному гимническому апофеозу.

Цикл из девяти Этюдов-картин, соч. 39 появился в тревожное время – в конце 1916 – начале 1917 гг. Зачастую эти произведения исполняются по отдельности, но сам Рахманинов не раз играл цикл целиком. Мрачная музыка Этюда - картины фа диез минор, №3 передает стихию бушующего урагана с частыми вспышками зарниц. Постепенно затухая в конце пьесы, эти всполохи превращаются в таинственное мерцание. В Этюде - картине ми бемоль минор, №5 тема неукротимой стихии находит своё дальнейшее развитие в конфликтной драматургии. Исследователи даже именуют эту пьесу «Русской Аппассионатой».

Финальный Этюд - картина ре мажор, №9 – это единственная мажорная пьеса цикла. Рахманинов дал этому этюду обозначение «В темпе марша». Остро звучащая увеличенная секунда придает музыке пьесы некоторую ориентальность, сходство с «восточным маршем». В средней же части этюда появляется хоровой напев с русскими былинными интонациями. Постепенно всё мощнее утверждается праздничный перезвон, в котором главенствует первоначальная маршевая фраза.

Элегическое трио ре минор было создано в конце 1893 года под впечатлением от кончины П. И. Чайковского. Посвящение перед заглавием Трио гласит: «Памяти великого художника». После окончания работы над Трио Рахманинов писал: «…все мои помыслы, чувства и силы принадлежали ей, этой песне. Я, как говорится в одном моем романсе, все время мучился и был болен душой. Дрожал за каждое предложение, вычеркивал иногда абсолютно все и снова начинал думать и думать».

В музыке Трио композитор передал и скорбные образы утраты, и светлые воспоминания о жизни великого музыканта, и философские размышления о скоротечности жизни. Для воплощения монументального замысла была выбрана форма из двух частей – сонатного allegro и вариаций с кодой, в которой исходная тема превращается в траурный марш.

На каждой парте лежат карточки с заданиями и оценочный лист.

Выберете карточку под номером 1.

ЗАДАНИЕ:

1Внимательно посмотреть презентацию «Угадай оркестр».

2Определить по инструментам названия оркестра.

3Записать в карточку названия оркестров.

Цель: подготовка к восприятию основного материала.

«Меня вдохновляло желание создать что-то прекрасное и художественное.Однажды прелюдия просто пришла и я занисал ее.Она подступила с такой силой,что я не смог бы отделаться от нее.если бы даже попытался.Она должна была быть-и она стала.»-так писал Сергей Рахманинов о своем сочинении,которое звестно во асем мире,как «Прелюдия до диез минор»юОна стала любима и популярна в разных странах.

Это удивительная пьеса1Эвучит она меньше трех минут,а сыграть ее может только очень хороший пианист.Однако главная интонация запоминается каждым.В ней всего три звука:ля,соль диез,до диез.Сейчас я спою вам эти звуки,вы послушаете и повторите вместе со мной.

А теперь вслушайтесь в них.О чем говорит тебе этот музыкальный мотив?(игра на инструменте.)

Ему противостоит другая интонация(исполнение на инструменте.

А тетеперь давайте послушаем это произведениеи узнаем,как звучит эта музыка.(Слушание)

ІІ. Выполните следующие задания:

Задание 2

На каждой парте лежит карточка с заданиямиюВыполните их вместе с товарищем по парте.

Находим карточку под номером 2

1Сколько действующих лиц в этой пьесе?

2Это размышление одного человека или диалог двух людейю

3Выбери.как звучит музыка (угрожающе,трепетно,торжествующе)

4Какие чувства охватывают тебя при прослушивании этой музыки(радость,гнев,боль,надежда,порыв,отчаяние

«Сочинил эту пьесу композитор в!9 лет.Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству С.Рахманинова.Эту музыку называют «маленькой трагедией», Схваткой человека с судьбой».

ПРЕЛЮДИЯ-это музыкальная пьеса,предназначенная для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введение в какое либо действие.

«Слушатель был взволнован.возбужден и успокоен Теперь он готов к восприятию следующего произведения»-в этос Рахманинов видел назначение своей Прелюдии.

Давайте послушаем Прелюдию еще раз и определим.сколько в ней частей(поднятие руки при смене мелодии)

Задание 3

А теперь возьмите карточку с номером У3 и заполните ее вместе с товарищем.

1Сколько частей в Прелюдии.

2Выбери название инструмента звучание которого напоминают мерные аккорды звучащие в разных регистрах(скрипка,барабан,труба.колокола)

3Каким бы инструментам симфонического оркестра ты доверил исполнить

1часть,

2часть

(Максимальное количество баллов 14)

Цель: Приобретение вокально-хоровых навыков.

ІІ. Обсудите результаты работы.

(Максимальное количество баллов 19 баллов).

І. Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

ІІ. Домашнее задание.

  1. В рабочей тетради по Музыке выполнить заданииие на 21 страничке.

В этой прелюдии Рахманинова воссоединяются два разнородных начала, свойственных его музыке – это железная, нерушимая ритмика, достигающая в этой прелюдии степени маршеобразности, и непрерывная льющаяся мелодика, пропитанная глубоким лиризмом и утонченными чувствами. Эти два начала показаны Рахманиновом с необычайной контрастностью (к слову, здесь используется прием развития коренной контраст ) так, что маршевость отточена до крайней остроты, а лирический мелодизм до того очарователен и изящен, что кажется, что слышишь человеческий голос, а не звук фортепиано. Все это мы сейчас увидим в нижеизложенном анализе.

Первая часть имеет сложную структуру, представленную в трехчастном виде с сокращенной репризой, причем первая часть повторяется с изменениями:

Здесь а – это период повторного строения, который обозначает главную тему. В первый раз она звучит отдаленным маршем. Мелодия, построенная по звукам трезвучия (соль-си-ре-си -соль), разорвана «пулеметными» аккордовыми репликами, которые в течение периода прибавляют и прибавляют в фактурной тяжеловесности. В конце первого предложения (3 и 4 такты) мелодия «заражается» ритмическим рисунком аккордов, но она произносится на легато в противопоставление стаккатности аккордов. Намек на начало развития развеивается в начале второго предложения, начинающееся той же темой, но сбитой в тональность гармонической доминанты. Заканчивается второе предложение скерцозными аккордами, шуточность и некая издевка которых особенно подчеркивается внезапно появляющимися ритмическим рисунком «16-ая,16-ая,8-ка» и акцентами на слабых долях. Но даже миновав до-минор и вернувшись в исходную тональность, этим аккордам будто не хватило времени, чтобы досказать шутку и они расширяют предложение до 5-ти тактов, нарочито написанный в более мелком размере 2/4.



Но за первыми двумя следует еще одно, третье предложение(!) в исходной тональности,не нарушающее повторности периода. Оно содержит в себе черты и первого, и второго предложений. Так, контраст легатного проведения темы и резких аккордовых выкриков развивается с помощью поднимающейся выше и выше секвенции, проходящей по Си-бемоль мажору и ре-минору. Секвенция сменяется позаимствованным из второго предложения фрагментом скерцо (которое теперь на форте звучит надменно и массивно), также завершающимся добавочным тактом в размере 2/4, что расширяет это предложение уже до 7 тактов.

В итоге мы можем наблюдать нормативный по размерам период (16 тактов) из трех предложений, который в гармоническом отношении является модуляционным .

Последовательное увеличение размеров каждого предложения (4 такта – 5 тактов – 7 тактов), а также обогащение фактуры и нарастающая динамика подводят нас к середине первой части прелюдии, начинающейся в ярком Ми-бемоль мажоре. Она наполнена полнокровными, мощными ниспадающими ходами аккордов и волевыми октавными мотивами, которые вместе очень расширяют диапазон фактуры. Середина представляет собой очередную секвенцию в тональностях Es-dur, B-dur, d-moll, f-moll, c-moll, g-moll. Начиная с пятого такта, смена звеньев секвенции учащается в два раза с помощью приема дробления, что вносит еще большую стремительность и беспокойство в музыку, вихрем несущеюся к каденционной зоне. Здесь с тишайшего субито-пиано вырастает мощная волна шестнадцатых из чередующихся аккордов D и К функций, она подобно низвергающемуся водопаду спускается на октавах стаккато к репризе.

В репризе марш главной темы звучит уже на фортиссимо, приобретая уже угрожающий характер, и у слушателя могло бы сложиться ощущение окончательной сформированности темы, если бы во втором предложении репризы ее железная ритмика не сломалась синкопированными четвертями, явно замедляющими непрерывное метрическое движение восьмушками. Общее затухание достигается не только динамикой, но и интонационным движением мелодии по хроматической линии, и фактурным обеднением, выраженном в упрощении структуры аккордов и сокращении диапазона (реприза варьированная ). Вся музыка сводится к единственному звуку доминанты («ре»), замирающему в ожидании чего-то совершенно нового…

__________________________________________________________________________________

…И это новое появляется во второй части прелюдии, поражая нас своей утонченностью и красотой. В музыке изменилось абсолютно все – и образ, и тональность (Ре-мажор, тональность гармонической доминанты), и метро-ритмическое движение, заслуживающее отдельного внимания. Потрясающая по выразительности мелодия в правой руке, составленная из полнозвучных аккордов, разливается в бесконечном легато на фоне глубочайшего арпеджио левой руки. Фактурный диапозон не больше и не меньше, чем в предыдущей части, но у полноты фактуры теперь иной смысл: арпеджированные волны левой руки становятся человеческим дыханием, вносящим жизнь в мелодию.

В первом предложении периода мы видим еще только эскиз диалога двух голосов. Верхний голос лишен основного тона («ре»), что привносит в звучание неустойчивость и хрупкость; волшебное изящество ощущается в ум.4 «си»-«фа-диез». И в ответ на это очарование звучит благородный, глубокомысленный мотив в первой октаве «ля-до-ре». Когда этот ответ звучит во второй раз, происходит отклонение в соль-минор, мелодия тут же реагирует на этот эмоциональный толчок, она стремится вверх, проходит через до-минор, уже даже волны арпеджио в левой руке участились, но, почти добравшись до вершины, происходит возвращение в Ре-мажор, а мелодия падает на целую нону(!). Неудачность попытки темы дойти до кульминации отражается на неполном размере первого предложения – 7 тактов.

Во втором предложении эскиз диалога очертился, и контуры его стали конкретны. Мы слышим потрясающей красоты переплетение этих двух голосов, будто мужского и женского, которые то дополняют друг друга, лишь передавая мелодическую линию, то в нетерпении наступают один на другой, то вторят друг другу по принципу канона. Так же, как и в предыдущем предложении, по тому же тональному пути (период повторного строения ),мелодия начинает очередной подъем, но теперь, подкрепленная вторым голосом она стремится к вершине с еще большей уверенностью. Можно считать, что кульминация середины приходится как раз на это место, но и в этот раз эйфория не была окончательно достигнута, и следует успокоение: мелодия мерно затихает, ее верхние ноты хроматически спускаются вниз. В последнем такте сокращается и диапазон арпеджио левой руки. Второй раз в этой прелюдии все замирает, мы не знаем, что будет дальше. При желании это можно было бы отнести к драматургическому приему, применяемому Рахманиновым.

________________________________________________________________________________

А ожидает нас повторение первой части . Но начинается она вновь совсем иначе: на трех пиано, будто на цыпочках, она вкрадывается, постепенно набирая силу. В течение первого(D-dur) и второго(g-moll) предложений (по 4 такта) тема накапливает мощь. Вся первая часть репризы сводится к колоссальному крещендо, выраженному и в ускорении темпа, и в нарастании динамики, и в восходящем хроматическом движении мелодии. В начале третьего предложения(Tempo I, c-moll) музыка уже набирает полную силу и сразу после расширенного секвентнообразными мотивами 3-ого предложения периода переходит к серединной части, в которой автор не делает никаких изменений. Она звучит так же мощно и феерично и переходит к репризе. В ней огрызающиеся мотивы шестнадцатых теперь обогащены хроматическими интонациями, добавляющие в характер музыки пафос, надменность и властность, явно ощущающиеся и в дерзких ходах мелодии в басу. Второе и третье предложения отводятся на постепенное диминуэндо: так же как и в самой первой части прелюдии вновь происходит обеднение аккордовой структуры и зависания в ритмической сетке.

В завершение прелюдии звучит миниатюрная кода из трех тактов, где ритмический рисунок темы сохраняется только у левой руки, а правая на едином хрустальном пассаже уходит в высокий регистр, закрывая за собой занавес.

Выполнил студент 4 курса ОСИ

Чиркунов Вячеслав

_____________________________________________________________________________________