» » Ключевые компетенции и дополнительное образование. Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования Формирование профессиональных компетенций педагога дополнительного образования

Ключевые компетенции и дополнительное образование. Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования Формирование профессиональных компетенций педагога дополнительного образования

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.
В условиях современной образовательной политики РФ серьезно встает вопрос об инновационном подходе к построению научно-методической работы в образовательных учреждениях. Повышение квалификации педагогических работников системы дополнительного образования, непрерывность профессионального образования является необходимой предпосылкой развития творческих способностей педагога, результативности труда и условием постоянного развития индивидуального профессионального опыта.

Повышение квалификации педагогов осуществляется на протяжении всей профессиональной деятельности. Профессиональному росту способствует непрерывность образования и личностная активная позиция педагога, когда практический индивидуальный опыт осмыслен и соединен с социальным и профессиональным опытом.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Особое влияние на развитие творческого профессионального роста оказывает исследовательская деятельность педагогов, участие в научно-практических конференциях и семинарах разного уровня, мастер-классах, открытых занятиях.

Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагога СЮТ является его способность к самообразованию, которое проявляется в личной неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательной деятельности и стремлении к поиску новых путей и форм организации учебно-воспитательного процесса, стремление к самосовершенствованию и достижение качественно новых образовательных результатов.

Сегодня педагог имеет право выбора различных вариантов повышения квалификации: это и очное обучение, очно – заочное и заочное обучение, учеба на курсах повышения квалификации, участие в онлайн-семинарах, вебинарах, обмен опытом в сети Интернет и т.д.

Умение четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать организацию и результаты образовательного процесса, способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового – показатели профессионального уровня педагога и залог достижений обучающихся.

И ещё одним важным дополнением к педагогу дополнительного образования является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности обучающихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Научно-методическая работа по формированию профессиональной компетентности педагогов СЮТ заключается в том, чтобы научить педагога быть мобильным в быстро меняющемся обществе, самостоятельно конструировать свою профессиональную траекторию, творчески развиваться средствами своей профессии.

Зам.директора по УВР Соловьева Н.Б.


Из опыта работы педагога дополнительного образования

Сидорова Марина Ивановна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой раскрывается значение повышения компетентности педагога. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей.
О значении повышения профессиональной компетентности
педагога дополнительного образования

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В. М.

Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом «Педагога дополнительного образования», необходимости постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Ответьте на вопрос: «Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь саморазвитием?»
Предполагаемый ответ: Ничто не стоит на месте. Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно и т. д.
Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.
Скажите, пожалуйста: «На каком этапе профессионального роста необходимо повышать свою профессиональную компетентность?
Предполагаемый ответ: Постоянно и т. д.
Потребность в саморазвитии может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
"зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Давайте с вами рассмотрим формы повышения профессиональной компетентности, формы саморазвития педагога дополнительного образования.
Знакомство будет происходить в форме игры "Цветные вопросы".
Правила игры:

1 Выбираем цвет и отвечаем здесь на все вопросы
2 Выбираем следующий цвет и отвечаем здесь на все вопросы и т. д.
3 Считаем накопленные баллы и в конце игры получаем небольшой приз.

Курсы повышения квалификации (дистанционные и очные), конференции, семинары, вебинары.
О какой форме повышения профессиональной компетенции идёт речь в следующем высказывании?
Использование этих дистанционных и очных форм дает слушателям возможность заниматься самостоятельно в удобное им время, получать дополнительную информацию и общаться с преподавателями и с другими слушателями через электронную почту и через Интернет, так и в живую, участвовать в сетевых дискуссиях, в работе над групповыми проектами.
Предполагаемые ответы: Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары.

Весьма полезным для педагогов является и то, что в процессе дистанционного обучения они знакомятся с особенностями использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, выступая в качестве обучаемых.
Дистанционные и очные курсы проводятся для педагогов, которые заинтересованы в повышении своей квалификации, в освоении современных методик и интернет-технологий.
При участии в очных курсах повышения квалификации Вы получаете возможность общения с высококвалифицированными специалистами, с коллегами по курсам из других городов и официальное свидетельство.
Главные достоинства такой формы саморазвития:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Аттестация педагогических работников
Эта форма определяет квалификацию педагога, уровень знаний работника, становится проверкой их личностного роста, является экзаменом на компетентность.
О чём говорится в этом определении?
Предполагаемые ответы: Аттестация педагогических работников

Подготовка к этой форме повышения квалификации является трудоёмким и творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность как педагога, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, даёт открытые занятия, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
А главное, формирует педагогический мировоззрение, в основе которого - стремление к созданию каждым педагогом своей педагогической системы, понимание целостности педагогического процесса, потребность достичь высокого уровня профессионализма.
Профессиональное развитие педагога - длительный процесс, целью которого является развитие человека как личности, как специалиста и мастера. Без сбора материалов, иллюстрирующих практику, без осмысления собственных действий, анализа их результативности в отношении детей и их успехов, готовности к самокритике и самосовершенствованию работник не может стать настоящим мастером своего дела. Во время аттестации происходит осмысление своего педагогического опыта и вырабатывается своя собственная педагогическая концепция.

Индивидуальная работа по самообразованию

Что может в себя включат индивидуальная работа по самообразованию?
Предполагаемые ответы:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
На данном этапе развития дополнительного образования требуется введение новых направлений работы с обучающимися, например, научно-техническое.
Что нужно для этого сделать?
Предполагаемые ответы: необходимо самообразование в данном направлении, а именно: изучение и анализ литературы по направлению, создание программы, учёт технических и материальных возможностей и т.д.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя и интеграцию различных направлений.
Ответьте на вопрос: Что бы вы добавили к своему направлению из других сфер? И в каком плане тогда должно идти ваше самообразование?
Предполагаемые ответы:
Вокалисты – Иностранные языки в песнях (подтягивание своего языкового уровня);
Педагоги-организаторы – Интерактивные игры (подтягивание знаний и умений ИКТ для создания интерактивных игр);
Хореографы – создание и шитьё костюмов (изучение истории костюма, умение снятие мерок, расчёт материала для костюмов);
Художники – применение музыкального оформления на занятиях (изучение истории и видов музыки для определённого этапа занятия);
Спортсмены –
Педагоги ЦРР -
Таким образом, каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

Ведение своего блога или сайта
Ответьте на вопрос: Эта форма повышения своего мастерства является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт
Ответ: – это ведение своего блога или сайта.
Для успешного прохождения аттестации важную роль играют информационные технологии и умение грамотно использовать Интернет-ресурсы. В современных условиях преподаватель обязательно должен применять информационные технологии на своих занятиях. Кроме этого, одним из критериев аттестации является наличие персонального сайта педагога, который является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт.

Сетевые профессиональные сообщества
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования.
Какое бы вы дали определение следующей форме повышения своего мастерства - сетевые профессиональные сообщества?
Предполагаемые ответы: Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны.
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
На сегодняшний день существует достаточно много Интернет-ресурсов, созданных непосредственно для обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания. Я поделюсь с Вами наиболее, по-моему, мнению популярные сайты для публикации авторских работ. (раздаются рекомендации по формам повышения квалификации)
Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Таким образом, одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Можно сделать вывод, что педагог 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную(анализирующую) деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подсчёт баллов и раздача призов (перечень интернет - ресурсов).
Надеюсь, представленный материал будет полезен Вам!
Спасибо за внимание!

Светлана Кулык
Коммуникативная компетенция педагога дополнительного образования

Коммуникативная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих :

Эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;

Установление контакта с учащимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими, коллегами по работе;

Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

Умение убеждать, аргументировать свою позицию;

Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

1. эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

Под восприятием человека человеком мы имеем ввиду получение субъектом восприятия от партнера по общению сведений относительно того, как, каким он воспринят. Обратной связью выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от собеседника, своего поведения, своего облика, сведений о самом себе. В этом случае воспринимающий выступает как коммуникатор обратной связи .

Формы, принимаемые обратной связью в процессе восприятия человека человеком, также весьма различны. Она может быть вербальной и невербальной, т. е. выражаться в слове или жесте, взгляде, мимическом движении; оценочной (например : “двойка” - за невыученный урок, характеристики - “хороший”, “плохой” и др.) и не содержащей оценки : исходящей от конкретного источника (например : “Я считаю, что ты. ”) или не определяющей источника (“По мнению некоторых….”) ; общей или специфический применительно к поведению человека (например : “Ну и глупец же ты!”- как вывод из поведения вообще; “Ты слишком чавкаешь за едой”-относится к конкретному поведению); эмоционально окрашенной (например : “Отстань от меня!”) и не несущей эмоциональной окраски со стороны коммуникатора (например, надпись на заявлении : “В просьбе отказать”) и т. д.

2. установление контакта с учащимися

Если всех, кто в группе или классе, изобразить на листке бумаги кружочками и провести стрелки, обозначающие взаимные связи и влияния, то одни кружочки будут связаны десятками стрелок, в другие упрутся только одна-две стрелы.

Учитель, объясняя урок, устанавливает связи между собой и классом, прямые и обратные . Прямая связь - влияние учителя на класс. Обратная - влияние класса на учителя. Учитель не в пустоту рассказывает, он следит за тем, как слушает и понимает его класс, и в зависимости от этого вольно или невольно меняет свой рассказ - говорит быстрее или медленнее, тише или громче и, главное, проще или сложнее, короче или подробнее.

Но и каждый из учеников влияет на работу учителя! Учитель управляет всем делом учения в классе, но ведь и дети тоже мешают или помогают учению. Стоит появиться в классе двум-трем сильным ученикам, как учителя начинает по-другому готовиться к уроку, по-другому и рассказывать : ему есть перед кем стараться. Если же учитель видит перед собой равнодушную массу людей, то будь он хоть семи пядей во лбу, он не сможет рассказывать ярко и увлеченно.

2.1. установление контакта с родителями (лицами, их замещающими)

Педагоги , работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом . Как только родители почувствуют в словах педагога нотки обвинения , он либо постарается перейти в "контрнаступления", защищая своего сына или дочь, либо "закроется", смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог , но, не проявляя при этом никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему, устроит "головомойку" своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом .

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того она имеет и свое продолжение : после подобной "воспитательной" беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога , можно использовать "принцип сэндвича": хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на "хорошей ноте". Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит "диагноза". А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как "Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка :"

Педагог , в общении с родителем, должен использовать технику "Я - высказывания" - способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.

3. умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей

педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя; (пример : перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);

педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);

педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;

педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия, учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. И получает при этом лучший результат.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики».

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся : нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности ); педагогический такт ; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения ; знание детьми творческих способностей и склонностей своего педагога .

4. умение убеждать, аргументировать свою позицию

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что необходимо убедить человека в том или ином аспекте. Есть различные способы убеждения : манипуляция, приведение доводов, аргументация своей позиции. Аргументация часто используется в профессиональных навыках. Её мы используем, чтобы отстоять свою позицию, показать верное решение, направить человека в нужное русло. Мы из тех людей, которые принимают решения, и часто выдвигаем наши мысли на обсуждение или пытаемся аргументировать свою позицию.

умение слушать! Именно услышать нашего собеседника является частью успешных переговоров и постановки своей позиции. Нам нужно понять, что хочет от нас противоположная сторона, чтобы правильно и корректно поставить свою позицию и свои взгляды. Порой, не услышав доводов, мы делаем скоропостижные выводы.

5. владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях.

Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.

Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога , его педагогические , и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.

И в завершении доклада о компетентности и я предлагаю один из видов оценки педагога . Если посмотреть глазами детей то выделяются такие Критерии оценки педагога учениками

1. Профессиональное мастерство

2. Ответственность

3. Чувство юмора

4. Организаторские способности

5. Творческие способности

6. Выразительность речи

7. Остроумие

8. Эмоциональность

9. Уважение к ученикам

10. Умение понять ученика и найти с ним общий язык

11. Доверие к ученикам

12. Доброта

13. Справедливость

14. Отходчивость

15. Строгость

16. Не обзывать учеников

Доклад

По теме:

«Профессионально педагогическая компетентность педагога дополнительного образования».

Подготовил: Кочергин С. А.,

Педагог дополнительного

Образования МКОУ ДОД СЮТ.

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

  1. способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
  2. знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;
  3. склонность и желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним относятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворенных деятельностью, используя систему субъективных критериев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуществлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка центральной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утренняя гимнастика.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины компетенция , компетентность.

Широкое применение терминов компетенция , компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия „компетентный ”в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев, Т. И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • *управленческий аспект: как педагог анализирует,планирует, организует,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • *психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;
  • *педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следующим образом:

  1. Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление - выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют снижению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.
  2. Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение «рож» перед зеркалом.
  3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.
  4. Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.
  5. Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

Педагогическая направленность- важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

Педагогическое целеполагание- умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

Педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;

Педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;

Педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.


Доклад на тему «Технология развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей на примере творческих объединений»

Профессия педагога - одна из самых древнейших в человеческом обществе, всегда считалась не только ответственной, но и сложнейшей. В трудах мыслителей прошлого подчеркивалась необходимость для человека, избравшего путь наставника подрастающего поколения, иметь не только интерес, способности к педагогической деятельности, но и определенную подготовленность. «Содержание и пути достижения такой подготовленности разрабатывались постепенно многими поколениями учителей-практиков и педагогов-теоретиков»

В центре внимания современной системы образования РФ стоит педагог-профессионал, способный обеспечить высокое качество образовательных услуг, направленных на формирование и воспитание личности учащегося, что, в свою очередь, является предпосылкой реализации желаемых, социально значимых направлений развития личности. В современных условиях переосмысления культурно-ценностных ориентиров в образовании безусловен рост требований к педагогу дополнительного образования, уровню развития его профессиональной компетентности. Системе дополнительного образования детей, ориентированной на развитие обучающегося как субъекта - активного созидателя - нужен педагог, умеющий прогнозировать, проектировать, конструировать, организовывать и анализировать процессы развития субъектности каждого ребёнка; способный осознанно выстраивать свою профессиональную деятельность.

Но, к сожалению, необходимо отметить, что на подготовку педагогов - специалистов дополнительного образования с высшим профессиональным образованием вузы России не ориентированы. Одной из причин этой негативной тенденции является отсутствие ГОСТа высшего профессионального образования по специальности «Педагог дополнительного образования».

Вузы осуществляют подготовку специалистов только по специальности «Социальный педагог» с различными дополнительными специализациями. Это провело к тому, что система дополнительного образования детей фактически не пополняется квалифицированными педагогами - специалистами, компетентными именно в сфере дополнительного образования детей, владеющими компетенциями, необходимыми для успешного развития, обучения и воспитания детей и подростков средствами, формами и методами дополнительного образования в конкретной предметной (образовательной) области деятельности.

Поэтому, осмысление многообразия составляющих понятие «подготовленность» (или «готовность») педагога дополнительного образования к педагогической деятельности позволяло выделять категорию профессиональной компетентности. С точки зрения смыслового понятия данная категория восходит к терминам «компетенция» и «компетентный».

Компетенция (от лат. Соiтiреепiа принадлежность по праву) - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом.

Компетентный (от лат. Соiтiрееп соответствующий, способный): обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области.

Следовательно, компетентность есть по существу - обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. В нашем случае обладание компетенциями не только в сфере педагогики дополнительного образования детей, но и обладание специфическими знаниями, позволяющими проектировать и реализовывать деятельность в детских творческих объединениях различных направлений. Иными словами, компетентность является личностным свойством педагога дополнительного образования в той или иной предметной области деятельности.

Вопрос профессиональной компетентности педагога в зависимости от его творческих способностей привлекал внимание видных отечественных педагогов. Одним из зачинателей разработки этой проблемы является П.Ф. Каптерев, он объясняет свое пристальное внимание к облику российского педагога, прежде всего школьного учителя тем, что, по его словам, во второй половине ХIХ века «школьный учитель совершил асы демократизация образования».

Следовательно, сегодня в рамках демократизации и реформирования всей системы образования Российской Федерации педагог дополнительного образования должен соответствовать новым задачам развития системы дополнительного образования детей. В настоящее время становится востребованным педагог с такой профессиональной компетентностью, которая позволила бы ему не просто осваивать новое содержание и технологии обучения, но и быть способным к осмыслению своей профессиональной миссии, построению личностно развивающего и культуросообразного взаимодействия со своими учениками. Эффективность профессиональной деятельности зависит от оптимального соответствия субъекта деятельности социальным потребностям, нормам, условиям протекания этой деятельности.

Создавая «идеальную» модель компетентного педагога дополнительного образования следует постоянно иметь в виду границы предметной области и сферы деятельности, необходимо отдавать себе отчет в том, как далеко простирается его компетентность.

Более того, необходимо учитывать и роль личности педагога дополнительного образования в образовательном процессе: личность педагога дополнительного образования в процессах развития, обучения и воспитания ребенка занимает первое место; те или иные свойства его личности будут повышать или понижать их воспитательное влияние. Педагог дополнительного образования влияет на образовательный результат, прежде всего, своими специальными свойствами - компетенциями. Используя при этом не только свой интеллектуальный потенциал, но и определенные личностные качества цельного человека, и, как таковой, воздействуя на своих воспитанников.

Важной педагогической идеей, способствующей содержательному наполнению категории профессиональная компетентность педагога, была мысль П.Ф. Каптерева о том, что в педагогическом процессе развитие обучающегося во многом зависит от постоянного саморазвития педагога. Он писал: «Величайший ученый и ученик элементарной школы стоят, хотя и на противоположных концах, по одной и той же лестницы - личного развития и усовершенствования: один на вершине ее, другой в самом низу. Но и тот и другой равно работают своим умом, учатся, хотя и каждый по- своему, они - делатели одного поля, хотя и на различных концах его. Их связывает потребность самообразования и развития». .

Вышесказанное подтверждает актуальность данного диссертационного исследования, которая заключается в необходимости в профессионально-компетентных педагогах, способных осуществить образовательные программы в системе дополнительного образования детей с учетом их обновления в меняющихся социокультурных условиях.

Актуальность исследования технологии развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей обусловлена следующими противоречиями:

Противоречия социально-педагогического характера:

  • * между усилением идей гуманизации и демократизации, переходом на компетентностный подход в образовании и недостаточным реагированием дополнительного профессионального педагогического образования на эти изменения;
  • * между тенденциями к прогнозному, проективному характеру образования и развития личности и недостаточной технологической готовностью дополнительного профессионального педагогического образования к обеспечению этих процессов;
  • * между повышением требований к профессиональному уровню педагога дополнительного образования со стороны общества, потребностью педагога в самореализации, в освоении способов личностной, социальной, профессиональной адаптации к происходящим изменениям и фрагментарностью разработки средств личностно-профессионального развития педагогов дополнительного образования.

Эти противоречия актуализируют проблему удовлетворения социально-образовательной потребности педагогов дополнительного образования в овладении технологиями развития педагогической компетентности как залога профессиональной и жизненной успешности.

Противоречия научно-педагогического характера:

  • * между широким использованием в литературе термина «профессиональная компетентность педагога» и отсутствием нормативно закрепленного содержания данного понятия, неопределенностью перечня компетенций специалистов различных направлений педагогической деятельности, сущностных и формальных характеристик профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования;
  • * между наличием научных разработок по теории развития личности, образованию взрослых, компетентностному подходу в образовании, по развивающим и личностно-ориентированным технологиям обучения; определенностью концептуальных подходов развития системы дополнительного образования детей и недостаточностью исследований в области развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

Данные противоречия актуализируют проблему теоретического обоснования и разработки модели формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Противоречия научно-методического характера:

  • * между направленностью дополнительного профессионального образования на развитие для социальной мобильности педагогов, их личностного потенциала, способности к решению проблем и доминированием в существующей практике дополнительного педагогического образования программ, обеспечивающих получение знаний по определенному направлению-педагогической деятельности;
  • * между потребностями педагогической практики в новых методиках и технологиях, развивающих профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования, и недостаточностью дидактических средств, учебно-методических комплексов, разработанных на основе современных технологий развития личности для системы дополнительного педагогического образования.

Эти противоречия актуализируют проблему разработки современных дидактических средств технологии развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Обусловленная совокупность выявленных противоречий позволила сформулировать проблему исследования, заключающуюся в определении теоретических основ и поиске оптимальных решений по технологии развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Актуальность сформулированной проблемы, поиск путей разрешения указанных противоречий определили выбор темы диссертационного исследования: «Технология развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования на примере творческих объединений».

Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования.

Предмет исследования: определение технологии развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования. Цель работы заключена в обосновании модели развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей на примере творческих объединений.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования станет более эффективным, если будут:

  • - проанализированы психолого-педагогические основы понятий профессиональной компетенции и профессиональная компетентность
  • - разработана модель формирования профессиональных компетенций педагога
  • - определен уровень сформированности профессиональных компетенций педагога
  • - реализована модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей в процессе опытно-экспериментальной работы
  • 1. проанализировать психолого-педагогические основы понятий профессиональной компетенции и профессиональная компетентность
  • 2. разработать модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования
  • 3. выявить пед.потенциал творческих объединений в формировании профессиональных компетенций педагога д.о.
  • 4. определить уровень сформированности профессиональных компетенций педагога дополнительного образования
  • 5. реализовать модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей в процессе опытно-экспериментальной работы

Методологической основой исследования является учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее активности в процессе развития, идеи целостности субъективной реальности человека, рефлексивного характера процесса управления развитием, единства психолого-педагогической науки и практики в области становления профессионально компетентного педагога.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  • * на основе существующих подходов в определении содержания профессиональной компетентности педагога выделено содержание педагогической компетентности;
  • * . определен уровень сформированности профессиональных компетенций педагога

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что:

  • · разработана модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей;
  • · результаты исследования результаты и выводы исследования могут найти применение в различных образовательных системах дополнительного образования детей.

До настоящего времени отсутствуют четко обозначенные научные представления о том, какими личностными свойствами, качествами, знаниями, умениями и навыками должен обладать педагог дополнительного образования, т.е. нет определенной четкой структуры профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Анализ обеспеченностью педагогическими кадрами учреждений системы дополнительного образования детей показывает, что, в силу специфичного своего положения во всей системе образования, они всегда пополнялась творческими и инициативными людьми, увлеченными «своим делом», профессионалами - «мастерами своего дела», но, к сожалению, в большинстве своем не имеющими даже базового педагогического образования. Повысить свою квалификацию, в том числе по педагогике и психологии, методике дополнительного образования в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров сегодня достаточно проблематично даже в центрах регионов. Особенно это трудно, если учитывать конкретный (предметно-деятельностный) профиль деятельности педагога дополнительного образования, так как данные образовательные учреждения ориентированы, в основном, на учительский и управленческий корпуса системы образования. Данная ситуация не может способствовать компетентному решению педагогами дополнительного образования стоящих задач по дополнительному образования детей, их воспитанию, развитию, самоопределению и самореализации.

Выделим педагогические компетенции педагога дополни тельного образования, проявляющиеся в практической образовательной деятельности:

  • - умение применять современные методы и средства педагогической диагностики;
  • - разрешать педагогические ситуации, учитывая различные по уровню развития, склонностям, способностям и состоянию здоровья категории обучающихся, в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ дополнительного образования;
  • - умение результативно готовить обучающихся к участию в мероприятиях (конкурсах, выставках, олимпиадах, и т.п.) различных уровней, вплоть до региональных и всероссийских;
  • - самостоятельно апробировать и успешно применять инновационные педагогические технологии или их элементы, которые достойны распространения среди коллег;
  • - создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся;
  • - реализовать в педагогической практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания;
  • - управлять самообразованием обучающихся (воспитанников).

Между тем многообразие жизненных «походных» ситуаций и обстоятельств, постоянно растущие требования общества к системе дополнительного образования по спектру предоставляемых услуг - оздоровительных, образовательных, досуговых и т.д. - настолько разнообразят педагогическую практику, что односторонняя приверженность специфическим педагогическим компетенциям педагога дополнительного образования «широкого профессионального спектра» нередко становится сдерживающим фактором в процессе совершенствования его профессионального мастерства. Вполне очевидно, что педагогические ситуации и порождаемые ими педагогические проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогу ДО в процессе обучения существенно различаются. Эти различия являются отражением присущих особенностей творческих объединений необходимостью организации процесса дополнительного образования в малых группах (объединениях), как правило, неоднородных по половозрастному составу, уровню познавательных интересов и мотивации, уровню физической и функциональной подготовленности к деятельности в условиях автономного жизнеобеспечения детского коллектива.

профессиональный педагог компетентность творческий

Литература

  • 1. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя [Текст]: дис…. д-ра пед. наук:13.00.01 / В.А. Адольф. - М., 1998. - 352 с.
  • 2. Словарь иностранных слов. [Текст]: / 18-е изд. стереотипное. - М.: Русский язык, 1989.
  • 3. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики. [Текст]: / П.Ф. Каптерев. - Пб., 1915.
  • 4. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования [Текст]: / П.Ф. Каптерев./ Избр.пед.соч. - М., 1982.
  • 5. Козырев, В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография. [Текст]: / В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.Л., Тряпицина и др. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2005.
  • 6. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы понятия инструментарий: [Текст]: Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. / Учеб.-метод. пособие. - М, 2005.
  • 7. Козберг Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности: [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Козберг - Воронеж, 2000.
  • 8. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. [Текст]: Б.С. Гершунский - М., 1997.